АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-8369/2011 05 августа 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02.08.2011
Полный текст решения изготовлен 05.08.2011
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Солтонского района,
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Чайка», с. Верх-Катунское Бийского района Алтайского края, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств секретарем Ивановым М.Ю.,
при участии:
Прокурора Апанасенко А.С., удостоверение от 16.08.2010 г. ТО № 102220,
от лица, привлекаемого к ответственности – Груздева О.А., директор, паспорт 01 09 № 432477,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Солтонского района (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Чайка» (далее – ООО «Чайка»; Общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В заявлении о привлечении ООО «Чайка» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Прокурор указал, что по результатам проведенной 14.06.2011 прокуратурой Солтонского района проверки в аптечном пункте ООО «Чайка», расположенного по адресу: с. Солтон, ул. Ленина, 6-4, выявлен факт отсутствия лекарственных препаратов, включенных в Минимальный ассортимент.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО «Чайка» в отзыве на заявление Прокурора указало, что Федеральный закон от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» на момент возбуждения производства по административному делу и направления в суд заявления о привлечении к административной ответственности являлся недействующим, поскольку признан утратившим силу на основании статьи 70 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». При этом в действующей редакции пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности отсутствует в качестве лицензионного требования обязанность лицензиата, осуществляющего розничную торговлю лекарственными средствами, по обеспечению минимального ассортимента лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.09.2010 № 805н. В связи с этим считает, что возбуждение Прокурором административного производства и заявление о привлечении ООО «Чайка» к административной ответственности противоречит федеральному законодательству и подзаконным нормативным правовым актам, в связи с чем заявление Прокурора не подлежит удовлетворению.
Прокурор в судебном заседании просил привлечь ООО «Чайка» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пояснил, что в ходе проведенной 14.06.2011 прокурорской проверки в аптечном пункте, принадлежащем ООО «Чайка», расположенного по адресу: ул. Ленина, 6-4 с. Солтон, был выявлен факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно отсутствие лекарственных препаратов, включенных в минимальный ассортимент, что является нарушением части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, Пункта 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, Приказа Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 № 805н об утверждении Минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Представитель ООО «Чайка» в судебном заседании пояснил, что лекарственные средства Занамивир (порошок для ингаляций), Интерферон альфа-2 (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального применения, суппозитории ректальные), Осельтаммвир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь) на момент прокурорской проверки в аптечном пункте ООО «Чайка» отсутствовали. Представитель Общества также сослался на отсутствие у сотрудников аптечного пункта необходимых знаний о наименовании лекарственных препаратов.
Изучив материалы дела, выслушав Прокурора, представителя ООО «Чайка», суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по результатам проведенной 14.06.2011 г. прокуратурой Солтонского района проверки установлено, что ООО «Чайка» не обеспечено наличие в аптечном пункте, расположенном по адресу: ул. Ленина, 6-4 с. Солтон Солтонского района Алтайского края и принадлежащем Обществу, лекарственных средств, включенных в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а именно на момент проверки в аптеке отсутствовали:
1.Активированный уголь (капсулы);
2.Алгедрат + Магния гидроксид (таблетки);
3.Амоксициллин (капсулы);
4. Ампициллин (капсулы);
5. Бетаксолол (капли глазные);
6. Беклометазон (аэрозоль для ингаляций);
7. Дексаметазон (мазь для наружного применения);
8. Диклофенак (капли глазные);
9. Доксициклин (таблетки);
10. Занамивир (порошок для ингаляций);
11. Ибупрофен (капсулы);
12. Изосорбид мононитрат (капсулы, таблетки);
13. Изосорбида динитрат (капсулы, таблетки);
14. Интерферон альфа-2 (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального применения, суппозитории ректальные);
15. Интерферон гамма (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального применения);
16. Иод + (Калия иодид+Этанол) (раствор для наружного применения спиртовой);
17. Клотримазол (гель для наружного применения, крем);
18. Лоратадин (сироп для приема внутрь);
19. Левоментола раствор в ментил изовалерате (таблетки);
20. Омепразол (таблетки);
21. Осельтаммвир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь);
22. Пилокарпин (капли глазные);
23. Спиронолактон (капсулы, таблетки);
24. Хлорамфеникол (таблетки);
25. Хлоропирамин (таблетки).
17.06.2011 Прокурором в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении Общества к административной ответственности направлено в арбитражный суд.
Суд считает заявление Прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
ООО «Чайка» имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 18.07.2008 № ЛО-22-02-000021 сроком действия до 18.04.2013. Согласно приложению № 3 к названной лицензии к числу объектов, используемых для осуществления фармацевтической деятельности, относится в том числе аптечный пункт, расположенный по адресу: Алтайский край, Солтонский район, с. Солтон, ул. Ленина, 6-4.
На основании подпункта 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 5 Положения о лицензировании установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 № 805н утвержден Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
В качестве лекарственных средств, входящих в минимальный ассортимент аптечных пунктов и отсутствовавших на момент проверки, являются: Активированный уголь (капсулы); алгедрат + Магния гидроксид (таблетки); Амоксициллин (капсулы); Ампициллин (капсулы); Бетаксолол (капли глазные); Беклометазон (аэрозоль для ингаляций); Дексаметазон (мазь для наружного применения); Диклофенак (капли глазные); Доксициклин (таблетки); Занамивир (порошок для ингаляций); Ибупрофен (капсулы); Изосорбид мононитрат (капсулы, таблетки); Изосорбида динитрат (капсулы, таблетки); Интерферон альфа-2 (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального применения, суппозитории ректальные); Интерферон гамма (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального применения); Иод + (Калия иодид+Этанол) (раствор для наружного применения спиртовой); Клотримазол (гель для наружного применения, крем); Лоратадин (сироп для приема внутрь); Левоментола раствор в ментил изовалерате (таблетки); Омепразол (таблетки); Осельтаммвир (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь); Пилокарпин (капли глазные); Спиронолактон (капсулы, таблетки); Хлорамфеникол (таблетки);Хлоропирамин (таблетки).
За осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В данном случае лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент, не были обеспечены в полном объеме, что является нарушением требований нормативных актов в области фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 2 названной статьи указывается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Будучи лицензиатом, Общество обязано соблюдать вышеназванные правовые предписания. Возможность соблюдения этих требований у Общества имелась. Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом исчерпывающих мер для недопущения нарушений лицензионных требований, суду не представлено. Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину Общества.
Отсутствие у сотрудников аптечного пункта необходимых знаний о наименовании лекарственных препаратов, на что ссылается представитель Общества, не опровергает подтвержденного материалами дела необеспечения Обществом минимального ассортимента лекарственных средств.
Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт отсутствия в момент проверки в аптечном пункте организации вышеперечисленных лекарственных средств подтверждается актом проверки от 14.06.2011, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 17.06.2011 и Обществом не опровергается.
С учетом изложенного, суд считает, что допущенные нарушения ООО «Чайка» правильно квалифицированы Прокурором по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, заявление Прокурора Солтонского района подлежит удовлетворению.
При назначении ООО «Чайка» административного наказания, суд в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер совершенного Обществом административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие ответственность – грубое нарушение условий специального разрешения (лицензии).
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Солтонского района удовлетворить.
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Чайка», зарегистрированного в ЕГРЮЛ по адресу: Алтайский край, Бийский район, с. Верх-Катунское, ул. Юбилейная, 11, ОГРН 2092234019238, ИНН 2234000970, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности аптечного пункта ООО «Чайка», расположенного по адресу: Алтайский край, Солтонский район, с. Солтон, ул. Ленина, 6-4, на срок до тридцати суток со дня принятия решения суда.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Н.М. Дружинина