АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-8384/2022
05 сентября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2022 года.
Решение суда изготовлено в полном объеме 05 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Захаровой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобиной М.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, Федеральной налоговой службы, г. Москва, об обязании принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество - 22/397 доли в праве на нежилое помещение площадью 319,4 кв. м., расположенное по адресу: <...> (кадастровый номер 22:10:030101:1853, РНФИ П24220000293), закрепленное на праве оперативного управления за истцом,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1, удостоверение УР №203458, доверенность № 06-10/27241 от 24.12.2021 года, диплом регистрационный номер И6225, выдан 09.08.2001 года «Современный гуманитарный институт» г.Москва,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц – от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю - ФИО1, удостоверение УР №203458, доверенность №05-26/22335 от 24.12.2021 года, диплом регистрационный номер И6225, выдан 09.08.2001 года «Современный гуманитарный институт» г.Москва, иные третьи лица – не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Управление федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края, об обязании принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество 22/397 доли в праве на нежилое помещение площадью 319,4 кв. м., расположенное по адресу: <...> (кадастровый номер 22:10:030101:1853, РНФИ П24220000293), закрепленное на праве оперативного управления за истцом.
Исковые требования обоснованы статьями 235, 236, 296, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, и мотивированы тем, что необходимость в использовании имущества отсутствует, следовательно, отсутствует необходимость в его сохранении за истцом, и оно может быть изъято собственником для целей его эффективного использования. В связи с чем, у истца возникла необходимость обращения в суд с исковым заявлением об обязании принять в казну Российской Федерации вышеуказанное недвижимое имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, Федеральная налоговую службу (127381, <...>).
Ответчик и третьи лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Федеральная налоговая служба в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 3,5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по существу в отсутствие представителей ответчика и вышеуказанных третьих лиц.
Истец ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Суд приобщил дополнительные документы истца к материалам дела.
Истец на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.
Ответчик в материалы дела представил отзыв на исковое заявление, согласно которому возражал против удовлетворения требований искового заявления, указав, что22/397 доли нежилого помещения площадью 319,4 кв.м., с кадастровым номером 22:10:030101:1853, расположенное по адресу: <...>, является федеральной собственностью и передано в оперативное управление истцу; Положение, утвержденное приказом Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай от 19.12.2016 № 470, не закрепляет обязанность Территориального органа принимать в казну Российской Федерации имущество неиспользуемое истцом, в связи с чем, понуждение незаконно; истец ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления; территориальный орган не выразил согласия на прекращение права оперативного управления на спорный объект недвижимости; учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе в виде задания собственника и определения целей деятельности учреждения, а также назначения переданного в оперативное управление имущества; территориальный орган неоднократно сообщал УФНС России по Алтайскому краю о том, что прорабатывается вопрос о необходимости использования имущества иными территориальными органами федеральных органов государственной власти, федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, а изъятие в казну Российской Федерации данного имущества является нецелесообразным; истцом не доказано, что владение и пользование спорным имуществом противоречит целям деятельности ФНС России; истцом не представлено доказательств отказа в предоставлении финансирования на содержание помещения (возможно, дополнительные средства не запрашивались), финансирование осуществляется в соответствие с бюджетной сметой, утверждаемой на соответствующий год, которая к исковому заявлению не приложена; отсутствие финансирования не является безусловным основанием для прекращения права оперативного управления истца и понуждению территориального органа принять объект в казну Российской Федерации, поскольку, в данном случае, обязанность по содержанию объекта не прекращается и по-прежнему осуществляется за счет средств федерального бюджета, только в еще большем объеме, так как дополнительно необходимо осуществлять охрану объекта от проникновения посторонних лиц, таким образом, изъятие объекта в казну РФ повлечет еще большие финансовые расходы по сравнению с теми, какие несет сейчас истец. На основании вышеизложенного, ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л. д. 46-47).
В материалах дела имеется отзыв со стороны третьего лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю, согласно которому третье лицо находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме (л. д. 44).
Третье лицо – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, в отзыве на исковое заявление, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставило на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, доводы искового заявления и отзывов на него, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекты недвижимости от 28.01.2022 года № КУВИ-001/2022-12209526, объект недвижимости – нежилое помещение (офис), расположенное по адресу <...>, площадью 319,4 кв.м., с кадастровым номером 22:10:030101:1853, находится в оперативном Управлении Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю - 22/397 доли в праве.
Истец указал, что Управление в 2019 году приступило к поэтапному сокращению территориально обособленных рабочих мест (далее - ТОРМ) налоговых инспекций в районных центрах, в которых действуют филиалы КАУ МФЦ Алтайского края. Это продиктовано политикой ФНС России по переходу на дистанционное обслуживание населения с использованием электронных сервисов и расширением перечня государственных услуг, предоставляемых многофункциональными центрами.
С целью реализации выше указанного Управлением в 2019 году проинформированы региональные органы власти: предложено рассмотреть возможность принятия регионального законодательного акта и направлен проект поэтапного перехода на оказание налоговых услуг в филиалах МФЦ в 2019-2021 на основании анализа статистических данных о количестве услуг, предоставленных специалистами ТОРМ (письмо от 21.10.2019 №10-20/21085@).
29.01.2021 года Управлением издан приказ № 01-04/029 @ «Об утверждении структуры Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Алтайскому краю», согласно которому ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в Ельцовском районе упразднено.
Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю использовала указанный объект недвижимости для размещения ТОРМ на основании договора безвозмездного пользования нежилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности от 25.11.2019 №7-19.
На основании пункта 1 дополнительного соглашения от 05.05.2021 № 3 к договору безвозмездного пользования нежилыми помещениями, находящимися в федеральной собственности от 25.11.2019 № 7-19, указанное недвижимое имущество Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю передано Управлению.
Таким образом, истец сослался на нецелесообразность использования указанного недвижимого имущества.
Письмом от 20.04.2022 № БС-4-10/4861@ ФНС России в ответ на письмо Управления от 13.04.2022 года № 05-12/07106@ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» согласовало изъятие из оперативного управления и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования указного имущества.
В ответ на неоднократные обращения истца, по вопросу изъятия из оперативного управления спорных объектов (письма Управления от 24.02.2022 № 05-17/03590, от 25.04.2022 № 05-17/07997) ответчик сообщил о направлении в адрес федеральных органов власти информации о предоставлении необходимых для передачи документов и предложил истцу рассмотреть возможность вовлечения имущества в хозяйственный оборот путем предоставления в аренду (безвозмездное пользование) в соответствии с действующим законодательством, либо рассмотреть вопрос о передаче имущества на иной уровень публичной собственности и проинформировал о нецелесообразности изъятия в казну Российской Федерации указанного имущества (письма МТУ Росимущества от 21.03.2022 № СВ-2387 и от 24.05.2022 № СВ-4433).
Отказ ответчика принять имущество в казну Российской Федерации, послужил основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имущество в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Согласно пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации)
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 названного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из подпункта 4.1,9 пункта 4 положения следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Арбитражным судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что спорное недвижимое имущество истец не использует для осуществления своей деятельности.
Учитывая, что спорное имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, приняв во внимание, что ФНС России согласовало передачу спорного имущества в казну Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу о том, что Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю реализовало свое право на отказ от права оперативного управления на спорное нежилое помещение, и что имеются правовые основания для передачи имущества в казну Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением иска, принимая во внимание, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайский край принять в казну Российской Федерации от Управления федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края следующее недвижимое имущество:
- 22/397 доли в праве на нежилое помещение площадью 319,4 кв. м., расположенное по адресу: <...> (кадастровый номер 22:10:030101:1853).
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Я.В. Захарова