АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru е-mail: а03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-8481/201 6 24 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2016 года.
Решение суда изготовлено в полном объеме 24 октября 2016 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Курьинского района Алтайского края к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю
об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:24:020403:15 площадью 5635 кв.м., расположенный по адресу: <...>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием – под коммунально-складские объекты,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, владельцев земельных участков – крестьянское фермерское хозяйство «Крепов А.Н.» (кадастровый номер: 22:24:020403:387, 22:24:020403:388), ФИО1 (кадастровый номер: 22:24:020403:393), открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» (кадастровый номер: 22:24:020403:224),
при участии в заседании представителей сторон:
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО2, по доверенности от 17.11.2015,
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 18.02.2016,
от третьего лица КФХ «Крепов А.Н.» - не явилось, извещено надлежащим образом,
от третьего лица ФИО1 – не явилось, извещено надлежащим образом,
от третьего лица ОАО «Алтайкрайэнерго» - ФИО4, по доверенности от 06.07.2016,
У С Т А Н О В И Л:
администрация Курьинского района Алтайского края (далее – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю (далее – ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра») об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:24:020403:15 площадью 5635 кв.м., расположенный по адресу: <...>, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов с разрешенным использованием – под коммунально-складские объекты (далее – спорный земельный участок).
Суд, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - крестьянское фермерское хозяйство «Крепов А.Н.», гр. ФИО1, открытое акционерное общество «Алтайкрайэнерго» (далее – третьи лица).
Исковые требования со ссылкой на ст. 1, 24 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» мотивированы тем, что истец не может поставить на кадастровый учет вновь образованный земельный участок и распорядиться объектом недвижимости, находящимся на нем.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Алтайскому краю в письменном отзыве на иск указало, что при проверке судом нарушенного права истца, а также прав иных лиц, инициировавших постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 22:24:020403:15 и выявления оснований для снятия с кадастрового учета указанного ранее учтенного земельного участка, решение может быть принято без обязания учреждения снять с кадастрового учета земельного участка, т.к. учреждение является единственным органом, на которое такое полномочие возложено. ФГБУ «ФКП Росреестра» не вправе самостоятельно принимать решения о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:24:020403:15 с государственного кадастрового учета. Основанием для снятия соответствующего объекта недвижимости с государственного кадастрового учета может являться вступивший в законную силу судебный акт.
Третьи лица - КФХ «Крепов А.Н.» и гр. ФИО1 высказали свою позицию письменно, полностью поддержали доводы администрации, просили суд заявление удовлетворить. Направили ходатайства о проведении судебного заседания в их отсутствие. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей данных лиц.
Третье лицо - ОАО «Алтайкрайэнерго» отзыв не представило, в судебном заседании представитель данного лица устно выразил свою позицию, полностью поддержав истца по делу.
В судебное заседание истец настаивал на заявленных требованиях.
Доводы представителя ответчика носили ссылки на процессуальные нормы, поскольку он считал, что не может быть ответчиком по заявленным требованиям. Возражений по доводам истца, о том, что участок должен быть снят с государственного кадастрового учета в целях проведения кадастровых работ, представитель ФГБУ не имел, при этом указал на то, что возможно, в данном случае, имеет место кадастровая ошибка. Пояснил, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 22:24:020403:224, 22:24:020403:387, 22:24:020403:388, 22:24:020403:393, 22:24:020403:15, в том числе о местоположении границ данных земельных участков были внесены в программный комплекс «Единый государственный реестр земель» (ЕГРЗ) и в последствии интегрированы в базу данных автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). Внесенные в результате указанного импорта сведения о границах земельного участка имеют факт их пересечения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.
Представитель истца пояснил в судебном заседании, что настоящий иск является единственной возможностью, после снятия земельного участка с кадастровым номером: 22:24:020403:15 с кадастрового учета, поставить на кадастровый учет вновь образуемый земельный участок, необходимый для оформления в собственность под объект муниципальной собственности - КПТ-160/10-04, назначение: электроэнергетики, общей площадью 4кв.м, с кадастровым (условным) номером 22:24:000000:0000:01:223:600:000006590. Полагает, что снятие земельного участка кадастровым номером 22:24:020403:15 с государственного кадастрового учета нарушение чьих-либо прав не повлечет.
Уточнил в заседании, что просит снять спорный земельный участок в существующих границах с государственного кадастрового учета.
Выслушав пояснения истца и ответчика, позицию третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение по делу.
Как следует из материалов дела, 30 августа 2000 года МИФНС № 15 по Алтайскому краю зарегистрировано МУП «Курьинское коммунальное хозяйство» (далее – предприятие), учредителем которого явилась Администрация Курьинского района Алтайского края. Основным видом деятельности предприятия являлось «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».
Для осуществления деятельности предприятия, на основании Постановления Администрацией Курьинского района ему в бессрочное пользование предоставлен земельный участок, площадью 5635 кв.м, расположеный по адресу: <...>.
Данный земельный участок 19.11.2002 МУП «Курьинское коммунальное хозяйство» поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 22:24:020403:15, с отнесением к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием – «под коммунально-складские объекты».
21.04.2011 МУП «Курьинское коммунальное хозяйство» ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 22:24:020403:15 имеет статус «ранее учтенный», сведения о преобразовании отсутствуют. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними в настоящее время правопритязания на данный земельный участок, а также заявленные в судебном порядке требования, аресты (запрещения) отсутствуют.
Также, в государственном кадастре недвижимости содержится информация:
о земельном участке с кадастровым номером 22:24:020403:224 площадью 2,78 кв.м., с разрешенным использованием: под объекты инженерного оборудования электроснабжения, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 22:24:000000:79 (единое землепользование), принадлежащем ОАО «Алтайкрайэнерго»;
о земельном участке с кадастровым номером 22:24:020403:387 площадью 1798 кв.м, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для производственных целей, расположен по адресу: <...>, предоставленном в аренду крестьянскому фермерскому хозяйству «Крепов А.Н.» по договору аренды № 32 находящегося в государственной собственности земельного участка от 28.04.2010;
о земельном участке с кадастровым номером 22:24:020403:388 площадью 579 кв.м, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для производственных целей, расположен по адресу: <...>, предоставлен в аренду крестьянскому фермерскому хозяйству «Крепов А.Н.» по договору аренды № 31 находящегося в государственной собственности земельного участка от 28.04.2010;
о земельном участке с кадастровым номером 22:24:020403:393 площадью 374 кв.м, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под объекты культурно-бытового назначения, расположен по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности гражданину ФИО1.
По сведениям государственного кадастра недвижимости данные земельные участки так же являются ранее учтенными, поставленными на кадастровый учет 20.11.2006, 12.04.2010, 12.04.2010, 04.05.2010 (соответственно), имеют категорию земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «под объекты инженерного оборудования электроснабжения, «для производственных целей», «для размещения производственных объектов (склад)», «под объекты культурно-бытового назначения» (соответственно).
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 22:24:020403:224, 22:24:020403:387, 22:24:020403:388, 22:24:020403:393 и 22:24:020403:15, в том числе о местоположении границ данных земельных участков были внесены в программный комплекс «Единый государственный реестр земель» (ЕГРЗ).
Кадастровый учет указанных земельных участков осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) со статусом ранее учтенный.
В муниципальной собственности Курьинского района Алтайского края находится объект: КПТ-160/10-04, назначение: электроэнергетики, общей площадью 4 кв.м, с кадастровым (условным) номером 22:24:000000:0000:01:223:600:000006590, расположенный но адресу: <...>.
Для оформления в собственность земельного участка под данным объектом был изготовлен межевой план и в органы кадастрового учета направлено заявление о постановке на кадастровый учет, сформированный земельный участок.
Решением филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от 07.04.2016 № 22/16-1-13459 приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
В качестве, основания для приостановки кадастрового учета указано пересечение границ образуемого земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с границами земельного участка с кадастровым номером 22:24:020403:15, расположенного по адресу: <...>.
Для устранения причины приостановления ответчиком рекомендовано изменить межевой план образуемого земельного участка.
Администрация полагает, что данное указание выполнить не представляется возможным, т.к. земельный участок сформирован под существующим объектом недвижимости с установленными границами.
Кроме этого, при графическом отображении земельных участков по координатам, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок 22:24:020403:15 полностью накладывается на земельные участки: с кадастровым номером 22:24:020403:224, с кадастровым номером 22:24:020403:387, с кадастровым номером 22:24:020403:388, с кадастровым номером 22:24:020403:393, согласно схемам расположения земельных участков 22:24:020403:224, 22:24:020403:387, 22:24:020403:388, 22:24:020403:393 относительно земельного участка 22:24:020403:15. При этом, границы земельных участков 22:24:020403:224, 22:24:020403:387, 22:24:020403:388, 22:24:020403:393, 22:24:020403:15 соответствуют материалам землеустроительных дел, поэтому невозможно определить их в ином месте, выполняя кадастровые работы.
Полагая, что нахождение сведений в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 22:24:020403:15 нарушает права администрации, поскольку препятствует формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта - КПТ-160/10-04, и реализации муниципальным образованием Курьинский район Алтайского края исключительного права на приобретение формируемого земельного участка в собственность, заявитель обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе и раздел земельного участка.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляет Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре, Закон № 221-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона о кадастре с заявлениями об учёте изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008 года), статус «временный» не присваивался.
Из имеющихся в материалах дела, кадастрового паспорта следует,что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.11.2002. Сведения о земельном участке внесены в ГКН. Вид разрешённого использования – под коммунально-складские объекты.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Системный анализ положений статей 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», применяемых во взаимосвязи со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» позволяет сделать вывод о том, что Законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.02.2002 и не имеет статус «временный», в связи с чем, не может быть снят с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
В соответствии с Законом о кадастре земельные участки, сведения государственного кадастра недвижимости о которых не носят временного характера, могут быть сняты с государственного кадастрового учета:
- при преобразовании таких земельных участков с даты государственной регистрации прав на образуемые из них земельные участки (части 3 и 3.1 статьи 24 Закона о кадастре), либо государственной регистрации аренды в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 24 Закона о кадастре;
- на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Иных оснований для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков Законом о кадастре не предусмотрено.
В соответствии со статьёй 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что истцом в материалы дела представлены достаточные документы, подтверждающие необходимость исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 22:24:020403:15, площадью 5635 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
При этом исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке не затрагивает прав и законных интересов иных лиц.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
При этом, согласно пункту 53 названного Постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременении, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Между тем, как следует из материалов дела, лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение на земельный участок с кадастровым номером 22:24:020403:15, согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 06.05.2016 № 22/001/024/2016-818, отсутствует. Право притязания на данный земельный участок, а также заявленные в судебном порядке требования, аресты (запрещения) отсутствуют.
Доказательств обратного, суду не представлено.
Вместе с этим, фактически земельный участок 22:24:020403:15 полностью накладывается на земельные участки 22:24:020403:224, 22:24:020403:387, 22:24:020403:388, 22:24:020403:393, образованные и поставленные на кадастровый учет уже после образования спорного земельного участка.
Указанные земельные участки находятся на территории муниципального образования Курьинский район Алтайского края, в границах которого распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Администрации Курьинского района Алтайского края.
Пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 (далее – Порядок) установлено, что сведения о ранее учтенных земельных участках в Реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимися в документах государственного земельного кадастра.
Для устранения несоответствий в сведениях государственного кадастра недвижимости возникает необходимость прекращения государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:24:020403:15, права на который не зарегистрированы.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность представленных доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина взысканию не подлежит, поскольку истец и ответчик освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь ст. 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:24:020403:15, площадью 5635 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Л.Ю. Ильичева