АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-8640/2021
Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2021 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2021 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» к Счетной палате Алтайского края о признании незаконным предписания от 16.03.2021 № 81/ПП/1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились, извещены надлежаще,
от заинтересованного лица – Лебедя А.Н. по доверенности № 5-д от 20.07.2021, диплом ААЭП № 638 от 20.06.2000, служебное удостоверение № 41 от 01.02.2019,
У С Т А Н О В И Л
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43» (далее - Детский сад № 43, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Счетной палате Алтайского края о признании незаконным предписания от 16.03.2021 № 81/ПП/1.
В обоснование заявленных требований указано, что в оспариваемом предписании необоснованно указано на нецелевое использование средств в части оплаты выполненных проектных работ по капитальному ремонту детского сада № 34, поскольку данные работы были предусмотрены проектно-сметной документацией и обеспечены бюджетными ассигнованиями в 2018-2019 годах в бюджете города Славгорода. Соглашениями о предоставлении субсидии бюджету г. Славгорода из краевого бюджета на реализацию краевой адресной инвестиционной программы в 2018 и в 2019 году, заключенными между администрацией города Славгорода и Министерством образования и науки Алтайского края, также был предусмотрен весь объем работ, включая проектные. Несоответствие показателей бюджетной сметы критериям и целям формирования лимитов бюджетных обязательств не является нецелевым использованием, если эти средства израсходованы согласно обоснованиям бюджетных ассигнований, на основании которых сформированы такие лимиты. Данное несоответствие относится к нарушениям порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.
Счетная палата Алтайского края в отзыве на заявление указала на законность оспариваемого предписания.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, хотя о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156, части 3 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя Учреждения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителя Счетной палаты Алтайского края, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Счетной палатой Алтайского края проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в городе Славгороде Алтайского края за 2019 год и истекший период 2020 года», в ходе которого в отношении Учреждения проведена камеральная проверка отдельных вопросов, в том числе вопроса обоснованности, эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных из краевого бюджета.
В ходе камеральной проверки в отношении Учреждения Счетной палатой Алтайского края установлены факты нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 885 400 руб., выразившиеся в направлении Детским садом № 43 средств межбюджетной субсидии, предоставленной из краевого бюджета в рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2019 год в целях финансирования капитального ремонта здания детского сада, на погашение кредиторской задолженности перед акционерным обществом «Проектный институт «Алтайкоммунпроект» за выполненные работы по разработке проектной документации на капитальный ремонт здания Детского сада № 34.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 18.11.2020 (л.д. 37-45), на который Учреждением поданы возражения от 22.01.2021 (л.д. 46).
В соответствии с решением коллегии Счетной палаты Алтайского края Детскому саду № 43 выдано предписание от 16.03.2021 № 81/ПП/1, которым Учреждению предписано перечислить в доход краевого бюджета средства субсидии в сумме 885 400 руб., предоставленные заявителю за счет средств краевого бюджета на выполнение мероприятий по капитальному ремонту, и направленные им на оплату кредиторской задолженности по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта здания Учреждения (л.д. 52-53).
Не согласившись с вынесенным предписанием, Детский сад № 43 обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявление Учреждения удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на конкретные цели.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Из приведенной нормы права и разъяснений к ней следует, что для квалификации нарушения в качестве нецелевого использования бюджетных средств необходимо установить несоответствие фактического использования бюджетных средств целям их выделения.
В предмет доказывания по данной категории споров входят цели выделения бюджетных средств и направления их использования.
В соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Судом установлено, что в целях реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2019 год, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2018 № 483 (далее – Краевая адресная программа), распоряжением Правительства Алтайского края от 29.12.2018 № 400-р предусмотрено распределение из краевого бюджета бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий по капитальному ремонту социально значимых объектов государственной собственности Алтайского края и муниципальной собственности.
Приложением к распоряжению Правительства Алтайского края от 29.12.2018 № 400-р для выполнения мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях предусмотрены бюджетные ассигнования из краевого бюджета по объекту: г. Славгород, капитальный ремонт МБДОУ «Детский сад № 34», в сумме 89 877,8 тыс. рублей, с долей софинансирования из местного бюджета в объеме не менее 5 %.
Объект: г. Славгород, капитальный ремонт МБДОУ «Детский сад № 34» указан в перечне объектов капитального ремонта (таблица 5) по мероприятию «1.3.1. Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования», подпрограммы 1 «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае», утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2013 № 670 в редакции постановления Правительства Алтайского края от 04.07.2019 № 251 (далее - Постановление № 670).
В целях реализации мероприятий Краевой адресной программы и Постановления № 670 в соответствии с распоряжением Правительства Алтайского края от 29.12.2018 № 400-р между Министерством образования и науки Алтайского края и Администрацией города Славгорода Алтайского края заключено соглашение от 26.02.2019 № 21-03-19/20 в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2019 № 2 о предоставлении субсидии бюджету города Славгорода из краевого бюджета на реализацию краевой адресной инвестиционной программы в 2019 году (далее - Соглашение от 26.02.2019, л.д. 54-72).
Согласно приложению № 2 к Соглашению от 26.02.2019 в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2019 № 2 субсидия предоставлена на проведение капитального ремонта объекта «г. Славгород, капитальный ремонт здания МБДОУ «Детский сад № 34», находящегося на праве оперативного управления у Детскогосада № 43, расположенного по адресу: микрорайон 2, строение 34. Объем финансового обеспечения (субсидии) определен в размере 34608,21053 тыс. рублей, в том числе: 1730,41053 тыс. рублей (5%) за счет местного бюджета, и 32877,800 тыс. рублей (95%) за счет краевого бюджета (л.д. 72).
В приложении № 2 к Соглашению от 26.02.2019 имеется ссылка на положительное заключение КАУ «АлтайРЦЦС» от 14.09.2018 № 22-1-1149-18, что свидетельствует о наличии на момент заключенияданного Соглашения проектно-сметной документации (ПСД) на проведениекапитального ремонта здания учреждения, прошедшей проверкудостоверности определения сметной стоимости.
Таким образом, финансирование в виде субсидии из краевого бюджета по Соглашению от 26.02.2019 выделялось исключительно на проведение капитального ремонта объекта.
Средства краевой субсидии поступили от Министерства образования Алтайского края на лицевой счет комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Славгорода Алтайского края по платежным поручениям от 26.03.2019 № 397894, от 10.04.2019 № 715976, от 24.04.2019 № 130388, от 07.05.2019 № 317235, от 22.08.2019 № 808932, от 14.11.2019 № 855808, от 19.12.2019 № 2307, от 23.12.2019 № 127290 (л.д. 73-80).
В назначении платежа названных платежных поручений указан код19-02К «Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округовна реализацию мероприятий по капитальному ремонту объектовмуниципальной собственности в рамках подпрограммы «Развитиедошкольного образования в Алтайском крае» государственной программыАлтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайскомкрае», что соответствует Перечню кодов целей, присваиваемых межбюджетным трансфертам в 2019 году, предоставляемым из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, установленному Министерством финансов Алтайского края и размещенному на его официальном сайтев разделе «Методические рекомендации» (л.д. 81-82).
14.03.2019 между комитетом администрации города Славгорода Алтайского края по образованию и Детским садом № 43 заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели муниципальному бюджетному учреждению (далее - Соглашение от 14.03.2019, л.д. 83-84).
Полученные из краевого бюджета бюджетные ассигнования были направлены комитетом администрации города Славгорода Алтайского края по образованию заявителю в рамках заключенного Соглашения от 14.03.2019. Аналогичное соглашение по средствам местного бюджета заключено между сторонами 01.10.2019.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Соглашения от 14.03.2019 субсидия предоставлялась на цели строительства, реконструкции икапитального ремонта детского сада № 34. С учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 30.12.2019 к Соглашению от 14.03.2019, объем средств субсидии, предоставленный Учреждению в 2019 году, составил 32 877 800,00 руб. (л.д. 85).
Во исполнение Соглашения от 26.02.2019 Министерством образования Алтайского края на лицевой счет комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Славгорода Алтайского края 24.04.2019 произведено очередное перечисление средств субсидии на реализацию мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности, источником финансового обеспечения которой является краевой бюджет, в сумме 5629716,99 руб. (платежное поручение от 24.04.2019 № 130388, л.д. 75).
Полученные бюджетные ассигнования комитетом администрации города Славгорода Алтайского края по образованию перечислены на лицевой счет Учреждения двумя платежными поручениями от 24.04.2019 № 136937 на сумму 4744316,99 руб. и № 136938 на сумму 885 400 руб. в виде субсидии на иные цели (л.д. 86-87).
В назначении платежа платежного поручения от 24.04.2019 № 136938 на сумму 885 400 руб. в составе кода бюджетной классификации указан код 19-02К «Субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае», что указывает на источник финансирования (краевой бюджет) и целевоеназначение указанных бюджетных ассигнований.
Между тем, полученные средства субсидии на иные цели в размере 885 400 руб. были направлены Детским садом № 43 на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы по разработке проектной документации на капитальный ремонт здания детского сада № 34, расположенного по адресу: <...> строение 34, в том числе: на основании заявки на кассовый расход от 25.04.2019 № 003 платежным поручением от 25.04.2019 № 169447 на сумму 90 250 руб. (средства краевого бюджета) оплачена задолженность по договору № 706-003-17 от 19.04.2017, по исполнительному листу ФС № 026686915 по делу № А03-21099/2018, выданному Арбитражным судом Алтайского края 25.02.2019 (л.д. 88, 89); на основании заявки на кассовый расход от 25.04.2019 № 004 платежным поручением от 25.04.2019 № 169448 на сумму 284 050 руб. (средства краевого бюджета) оплачена задолженность по договору № 706-004-17 от 19.04.2017, по исполнительному листу ФС № 026690658 по делу № А03-21098/2018, выданному Арбитражным судом Алтайского края 26.02.2019 (л.д. 90, 91); на основании заявки на кассовый расход от 25.04.2019 № 005 платежным поручением от 25.04.2019 № 169445 на сумму 230 850 руб. (средства краевого бюджета) оплачена задолженность по договору № 706-005-17 от 19.04.2017, по исполнительному листу ФС № 026679977 по делу № А03-21101/2018, выданному Арбитражным судом Алтайского края 25.02.2019 (л.д. 92, 93);на основании заявки на кассовый расход от 25.04.2019 № 007 платежным поручением от 25.04.2019 № 169446 на сумму 280 250 руб. (средства краевого бюджета) оплачена задолженность по договору № 706-007-17 от 19.04.2017, по исполнительному листу ФС № 026679976 по делу № А03-21100/2018, выданному Арбитражным судом Алтайского края 25.02.2019 (л.д. 94-97).
Учитывая, что Краевой адресной программой, Постановлением № 670, Соглашением от 26.02.2019, Соглашением от 14.03.2019, являющимися правовыми основаниями для предоставления субсидии, не предусмотрено направление средств краевого бюджета на погашение кредиторской задолженности за выполненные работы по разработке проектной документации на капитальный ремонт здания детского сада, Детский сад № 43 не мог использовать полученные в качестве субсидии денежные средства на погашение задолженности, взысканной с заявителя по делу № А03-21100/2018.
Кроме того, на странице 4 акта проверки от 18.11.2020 Счетной палатой Алтайского края отмечено, что «...данная кредиторская задолженность возникла вследствие ненадлежащей платежной дисциплины в расчетах с контрагентами.
Так, в соответствии с соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели муниципальному бюджетному учреждению от 1 октября 2018 года б/н, заключенным комитетом по образованию с Детским садом в 2018 году, предоставлена субсидия на капитальный ремонт Детского сада № 34, на общую сумму 12 500 000 руб., в том числе из краевого бюджета 10 000 000 руб., из местного бюджета - 2 500 000 руб. Оплата работ по капитальному ремонту Детского сада произведена в размере 6 456 235,88 рубля, в том числе: за счет средств краевого бюджета в размере 6 141 235,88 руб., за счет средств местного бюджета - 315 000 руб. Оставшиеся неизрасходованными средства в размере 6 043 764,12 руб., в том числе: средства краевого бюджета 3 858 764,12 руб., средства местного бюджета - 2 185 000 руб. возвращены в городской бюджет».
Следовательно, у Учреждения имелась возможность погашения кредиторской задолженности в 2018 году за счет остатка средств местного бюджет, при условии санкционирования данной операции главным распорядителем бюджетных средств.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности бюджетных средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, осуществляя за счет бюджетных средств, предоставленных из краевого бюджета в виде субсидии, оплату задолженности перед акционерным обществом «Проектный институт «Алтайкоммунпроект» за выполненные работы по разработке проектной документации на капитальный ремонт здания детского сада № 34, Детский сад № 43 нарушил требования статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и допустил нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 885 400 руб.
Исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать предписание Счетной палаты Алтайского края от 16.03.2021 № 81/ПП/1 соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении требований муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» полностью отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин