АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-8690/2012 16 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2012 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Зверевой В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гранит», (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Камень-на-Оби, к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРИП 308222121800029, ИНН <***>), г. Барнаул, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Администрации Каменского района Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Алтайскому краю об отчуждении части земельных участков: в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:17:010101:567, площадью 263734 кв.м., отчуждение 7, 9631 га в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:17:010101:568, площадью 245727 кв.м., отчуждение 5,6040 га, в пользу истца в границах горного отвода Малетинского месторождения,
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО2, председатель, решение № 05 от 12.08.2011, паспорт, ФИО3, доверенность от 02.07.2012, паспорт,
от ответчика – ФИО1, паспорт,
от третьего лица – ФИО4, уд-ние № 002, доверенность от 11.01.2012,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Гранит», (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Камень-на-Оби, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к ФИО1 (ОГРИП 308222121800029, ИНН <***>), в котором истец просит об отчуждении части земельных участков площадью 13, 5671 гектар с кадастровыми номерами 22:17:010101:567, 22:17:010101:568.
Исковые требования мотивированы отказом ответчика в предоставлении части земельного участка в аренду истцу для разработки карьера на Малетинском месторождении в соответствии с условиями Лицензионного соглашения БАР № 80024 ТЭ от 02.11.2009.
Определением суда от 13.08.2012 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Администрация Каменского района Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил отзыв, согласно которому третье лицо просит рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Представитель истца в судебном заседании 13.08.2012 уточнил исковое заявление, согласно которому просил обязать ответчика произвести отчуждение части земельных участков: в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:17:010101:567, площадью 263734 кв.м., отчуждение 7, 9631 га в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:17:010101:568, площадью 245727 кв.м., отчуждение 5,6040 га, в пользу истца в границах горного отвода Малетинского месторождения.
Уточнение в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФбыло принято судом.
Представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв, в котором указал, что Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается Правительством РФ, в настоящее время указанный порядок проходит согласование в установленном порядке в Минюсте РФ и ожидается его принятие до 2012 года.
Представитель истца в настоящем судебном заседании представил дополнительные документы, на заявленных требованиях настаивал согласно исковому заявлению.
Ответчик возражал против заявленных требований, пояснил, что собственником спорных земельных участков является с 2006 года, по поводу согласования вопроса о предоставлении земли для проведения геологических работ к нему обращений не поступало, земельные участки он приобретал также для разработки месторождений, в связи с чем в их продаже он не заинтересован.
Представитель третьего лица Администрации Каменского района Алтайского края, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения работ, связанных с использованием недр, в компетенцию органов местного самоуправления не входит.
Представитель истца заявил ходатайство об отложении судебного заседания до рассмотрения Правительством Российской Федерации проекта порядка подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Ответчик, представитель третьего лица возражали против отложения судебного заседания.
Рассмотрев ходатайство, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с отсутствием оснований предусмотренных ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку истцом не представлены доказательства того, что указанный проект Порядка находится на рассмотрении Правительства РФ и может повлиять на рассмотрение настоящего спора.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Гранит» по договору аренды № 43 от 01.02.2009, заключенному с ООО «Дорожно-строительный трест № 1», предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 122 304 кв.м, с кадастровым номером 22:17:01 01 01:563, расположенный по адресу: Алтайский край, Каменский район, примерно в 4 км по направлению на юго-восток от ориентира Алтайский край, Каменский район, с. Малетино, расположенного за пределами участка.
Земельный участок предоставлен для разработки карьера на Малетинском месторождении сроком с 01.02.2009 по 31.01.2014. Арендодатель владеет указанным участком на основании Свидетельства о государственной регистрации права 22 АБ 561232 от 15.01.2009.
Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 09.10.2009 № 154 по итогам аукциона на получение права пользования недрами ООО «Гранит» предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи строительного камня на участке Малетинское Каменского района Алтайского края, на основании которого ООО «Гранит» выдана Лицензия на право пользования недрами серии БАР № 80024 ТЭ от 02.11.2009сроком до 10.11.2029.
В соответствии с пунктом 4.2.3 лицензии истец должен обеспечить наиболее полное извлечение полезного ископаемого, недопущение сверхнормативных потерь полезного ископаемого, выборочной отработки отдельных частей Лицензионного участка.
Проект уточненного горного отвода (План), выданный Южно-Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 14.04.2011 № 1912 включает земельный участок не только разрабатываемый истцом, но и частично прилегающие земельные участки с кадастровыми номерами 22:17:010101:567 общей площадью 263734 кв.м., 22:17:010101:568 общей площадью 245727 кв.м., принадлежащие ответчику ФИО1. Согласно вышеуказанного горноотводного акта, материалов вычисления площадь земли ответчика, содержащая государственные запасы строительного камня, составляет 13,5671 гектар.
Право собственности ФИО1 на земельные участки подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.05.2012, согласно которой собственность зарегистрирована 07.07.2009, а также кадастровыми планами территории от 18.11.2010.
27.12.2011 истец направил в адрес ответчика письмо за исх. № 490 с предложением о предоставлении в аренду ООО «Гранит» части земельного участка с кадастровым номером 22:17:010101:567общей площадью 263 734 кв.м., расположенного примерно в 4 км по направлению на юго-восток от ориентира с. Малетино.
16.02.2012 в письме за исх. № 55 истец обратился в Администрацию Каменского района с вопросом об изъятии земельного участка принадлежащего ответчику, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом № 435-ФЗ от 29.12.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», в связи с тем, что земельный участок не используется ответчиком по назначению на протяжении 3-х лет.
Письмом от 22.03.2012 за исх. № 311-02/1-33 Администрация Каменского района сообщила, что порядок и условия принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в виду ненадлежащего их использования в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ осуществляется в рамках реализации Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689. В соответствии с указанным Положением надзор за соблюдением земельного законодательства в установленной сфере деятельности осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальные органы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы.
При рассмотрении исковых требований по существу суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 2.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В силу статьи 7 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами. Условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых предусмотрены статьей 25.1 указанного Закона.
В силу положений ст. 25.1 названного Закона земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с возмещением собственникам этих участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.
Согласно п. 1 - 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Такое изъятие, осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, к которым, в том числе, относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов (часть 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно статье 57 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные землепользователям, землевладельцам и арендаторам изъятием земельных участков, возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки. Порядок возмещения убытков арендаторам земельных участков устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения убытков определен Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае несогласия собственника земельного участка с решением о выкупе или недостижения соглашения с ним о выкупной цене органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка.
Положениями статьи 282 Гражданского Кодекса Российской Федерации также определена возможность предъявления иска о выкупе земельного участка государственным органом, принявшим решение об изъятии земельного участка.
Кроме того, согласно п.4.5.4 Лицензионного соглашения владелец лицензии (истец) осуществляет компенсацию убытков владельцев земельных участков, изымаемых для целей недропользования, включая упущенную выгоду в порядке, сроки, установленные законодательством.
Однако, как следует из искового заявления ООО «Гранит» требования заявлены о безвозмездном изъятии земельных участков. Доказательств обращения ООО «Гранит» с предложением о выкупе спорных земельных участков суду не представлено, решение уполномоченным органом об изъятии спорных земельных участков для государственных и муниципальных нужд не принималось.
Кроме того, истец в обоснование заявленных требований об отчуждении земельных участков указал на то, что ответчик в течение трех лет со дня возникновения у
него права собственности на земельные участки не использует их по назначениюсельскохозяйственного производства или осуществления какой-либо, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ - 435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».
Суд находит приведенные доводы истца не обоснованными в силу следующего.
Согласно пунктов 3-4 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, а также, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункты 6-8 статьи 6 Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного назначения» устанавливает порядок изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым, принудительное изъятие может осуществляться при условии неустранения указанных фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. В случае неустранения правонарушений, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из указанных оснований.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обращение истца с исковыми требованиями об отчуждении земельных участков ответчика по основаниям, предусмотренным положениями Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного назначения» является необоснованным, т.к. истец не обладает правом на изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по указанным основаниям.
На основании изложенного, исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства, в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Расходы по государственной пошлине по иску подлежат отнесению на истца согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ФИО5:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья В.А. Зверева