АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
06 октября 2021 года Дело № А03-8763/2021
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>), в лице филиала «Алтайэнерго», г. Барнаул Алтайского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края
о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2021 № 2064/5 о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-421/2021 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
о признании недействительным и отмене представления от 31.05.2021 № 2065/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу 022/04/9.21-421/2021,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, «Алтайский краевой Радиотелевизионный передающий центр», филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности № 00/187/22/513 от 16.12.2020, паспорт,
от заинтересованного лица - представитель ФИО2 по доверенности № 1/5 от 11.05.2021, служебное удостоверение № 3089,
от третьего лица – представитель ФИО3 по доверенности № 03/20 от 23.12.2020, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» (далее – Заявитель, Общество, ПАО «Россети Сибирь») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2021 № 2064/5 о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-421/2021 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), о признании недействительным и отмене представления от 31.05.2021 № 2065/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу 022/04/9.21-421/2021.
Определением от 20.07.2021 суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, «Алтайский краевой Радиотелевизионный передающий центр» филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – третье лицо, филиал, филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ»).
В обоснование заявленных требований публичное акционерное общество «Россети Сибирь» указывает, что постановление о назначении административного наказания и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ПАО «Россети Сибирь» в сфере предпринимательской деятельности. ПАО «Россети Сибирь» считает, что вина в совершении вмененного административного правонарушения у юридического лица отсутствует, поскольку изменения, внесенные в технические условия, были приняты заявителем путем подписания 08.10.2020 оферты дополнительного соглашения № 5 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2200.710.18. Письмом от 01.12.2020 № 01-2/743 РТРС «Алтайский КРТПЦ» направило в адрес филиала «Алтайэнерго» оферту дополнительного соглашения № 6, аннулирующего дополнительное соглашение № 5. По результатам рассмотрения дополнительного соглашения № 6 был направлен ответ о невозможности его подписания, так как данное соглашение влияет на мероприятия, исполняемые сетевой организацией до границ участка заявителя, что не регламентировано нормами Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила ТП). В январе 2021 года филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ», не согласившись с позицией Общества, повторно направил требование о подписании дополнительного соглашения № 6, на которое ПАО «Россети Сибирь» был направлен ответ о намерении исполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 5. Заявитель полагает, что в действиях ПАО «Россети Сибирь» отсутствуют виновные действия, позволяющие их квалифицировать как правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность КоАП РФ. Заявитель считает, что срок, согласованный сторонами по результатам совещания межведомственной рабочей группы от 08.12.2020, на технологическое присоединение не был нарушен Обществом, а дизель - генераторная установка может быть независимым источником питания. Кроме того, оспариваемое представление не содержит сведения о действиях ПАО «Россети Сибирь», которые оно должно совершить или воздержаться от их совершения, во исполнение представления в установленный в нем срок, не обладает свойством исполнимости, не соответствует по своему содержанию требованиям ст. 29.13 КоАП РФ, нарушает права и законные интересы ПАО «Россети Сибирь» в сфере предпринимательской деятельности.
Управление в отзыве на заявление полагает, что вынесенные постановление о назначении административного наказания по делу № 022/04/9.21-421/2021 об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 022/04/9.21- 421/2021 вынесены в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи c чем, отсутствуют основания для признания их незаконными и отмены. В данном случае, ПАО «Россети Сибирь» было обязано предпринять все необходимые меры и в срок, предусмотренный договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.2200.710.18 от 10.05.2018, с учетом дополнительных соглашений, выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Алтайский край, Шелаболихинекий район, с. Верх - Кучук, ул. Центральная, д. 32а. Указывает, что по результатам совещания межведомственной рабочей группы срок технологического присоединения сторонами договора не переносился и не согласовывался иным, чем тот, который определен в соглашении сторонами – до 01.10.2020. Заинтересованное лицо полагает, что действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в несоблюдении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, не соответствуют пункту 16 Правил ТП, а также указанная ПАО «Россети Сибирь» в дополнительном соглашении № 5 к договору № 20.2200.710.18 точка присоединения (дизель - генераторная установка), противоречит пункту 25 (1) Правил ТП, не соответствует понятию точки присоединения, определенному в 2 Правил недискриминационного доступа, что указывает на наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. Дизель - генераторная установка (далее - ДГУ), являющаяся автономным резервным источником питания, не создает первую или вторую категорию надежности электроснабжения в рамках, установленных Правилами ТП и Правилами устройства электроустановок. Напряжение в послеаварийном режиме на ДГУ отсутствует, соответственно, ДГУ не может быть, отнесена к независимым источниками питания. ПАО «Россети Сибирь» имело возможность для соблюдения норм действующего законодательства, но обществом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Кроме того, антимонопольным органом были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», Управлением был назначен административный штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Третье лицо - филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ» в отзыве на заявление полагает, что оспариваемые решения антимонопольного органа являются законными, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Автономный источник питания не может быть отнесен к независимым резервным источникам электроснабжения, повышающим категорию надежности электроснабжения до второй в рамках осуществления процесса технологического присоединения, поскольку не представляется возможным сделать вывод о его соответствии требованиям, установленным пунктом 1.2.10 Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ). Кроме того, абзацем 5 пункта 14(1) Правил ТП разделены понятия независимого резервного источника питания и автономного резервного источника питания. ДГУ, являющаяся автономным резервным источником питания, не создает первую или вторую категорию надежности электроснабжения в рамках, установленных Правилами ТП и ПУЭ. Третье лицо полагает, что до настоящего времени энергопринмающие устройства не подключены к электрическим сетям, в связи с чем, антимонопольный орган верно установил обстоятельства по делу, а именно: точка присоединения - ДГУ, указанная сетевой организацией в дополнительном соглашении № 5 к договору № 20.2200.710.18 противоречит пункту 25 (1) Правил ТП и не соответствует понятию точки присоединения, определенному в п. 2 Правил недискриминационного доступа. Согласованный сторонами срок проведения мероприятий по технологическому присоединению – 01.10.2020 заявителем нарушен. Иной, более поздний срок, сторонами договора не согласовывался.
Более подробно позиция сторон спора изложена в заявлении, отзывах на заявление, дополнительных пояснениях, возражениях на отзыв, представленных в материалы дела.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, привел пояснения, ответил на вопросы суда.
Представитель заявителя заявил ходатайство о допросе в судебном заседании в качестве свидетелей лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, которые находятся в здании суда.
Представители заинтересованного лица, третьего лица возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителей сторон, в удовлетворении заявленного ходатайства представителя заявителя о допросе явившихся свидетелей, отказал ввиду отсутствия необходимости опроса указанных лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, привел пояснения, ответил на вопросы суда.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ответил на вопросы суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
10.05.2018 года между ПАО «Россети Сибири» (ранее - ПАО «МРСК Сибири») и филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» заключен договор № 20.2200.710.18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор ТП № 20.2200.710.18).
Причиной заключения данного договора послужило изменение категории надежности с III на II для электроснабжения РТС Верх-Кучук, расположенной по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Верх - Кучук, ул. Центральная, д. 32а, в связи с производственной необходимостью для обеспечения непрерывного и бесперебойного вещания для соблюдения конституционных прав граждан на получение информации и выполнения государственных задач.
В соответствии с условиями договора (п. 5 договор ТП № 20.2200.710.18) Сетевая организация должна была выполнить мероприятия по технологическому присоединению в течение шести месяцев со дня заключения договора.
12.09.2018 ПАО «Россети Сибири» направила в филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ» дополнительное соглашение № 1 к договору № 20.2200.710.18 от 10.05.2018 (Верх-Кучук) о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 31.05.2019. Дополнительное соглашение № 1 было подписано филиалом 08.10.2018.
09.04.2019 сторонами было подписано дополнительное соглашение № 2 к договору № 20.2200.710.18 от 10.05.2018 (Верх-Кучук) о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 31.07.2019.
29.07.2019 сторонами было подписано дополнительное соглашение № 3 к договору № 20.2200.710.18 о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 31.10.2019.
13.11.2019 было подписано дополнительное соглашение № 4 к договору № 20.2200.710.18 от 10.05.2018 (Верх-Кучук) о продлении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до 01.10.2020 года и внесение изменений в пункт 10 договора № 20.2200.710.18.
23.09.2020 ПАО «Россети Сибири» направила в адрес филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» дополнительное соглашение № 5 к договору № 20.2200.710.18 об изменении Приложения № 1 к договору технологического присоединения. В дополнительном соглашении № 5 были изменены технические условия № 8000339730, введен резервный источник питания: дизель-генераторная установка.
08.10.2020 филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» было подписано дополнительное соглашение № 5, с целью скорейшего обеспечения энергопринимающих устройств филиала по II-ой категории надежности, обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
15.05.2020 ПАО «Россети Сибири» направила в адрес филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» письмо № 1.1/03/5029, в котором заявитель ссылался на трудности с поставкой ДГУ, филиалу РТРС «Алтайский КРТПЦ» было предложено перенести сроки технологического присоединения до 01.07.2021 г. На что филиалом письмом № 01-2/301 от 29.05.2020 был дан ответ с просьбой исполнить обязательства в ранее согласованные сроки, то есть до 01.10.2020.
09.07.2020 общество направило в филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ» письмо № 1.1/03/7145, где вновь ссылалось на трудности с поставкой ДГУ, филиалу было предложено повторно рассмотреть возможность переноса срока технологического присоединения до 01.07.2021.
В ответ филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ» направил письмо № 01-2/446 от 27.07.2020 о том, что позиция филиала относительно сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению не изменилась.
Из представленной переписки между филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» и ПАО «Россети Сибири» усматривается, что срок осуществления технологического присоединения объектов филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» был согласован в дополнительном соглашении № 4 и продлен до 01.10.2020.
Одновременно вопрос по обеспечению второй категории надежности энергопринимающих устройств филиала, прорабатывался с генеральной дирекцией Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».
В соответствии с пунктом 14 договора № 20.2200.710.18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, 01.12.2020 филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» в ПАО «Россети Сибири» было направлено письмо № 01-2/743 о рассмотрении и подписании дополнительного соглашения № 6 к договору № 20.2200.710.18, в котором предлагалось аннулировать дополнительного соглашения № 5. ПАО «Россети Сибири» необходимо было направить ответ в течении 30 дней с момента получения письма № 01-2/743.
08.12.2020 состоялось совещание межведомственной рабочей группы, по вопросам реализации проектов развития в сфере энергетики Алтайского края, по итогам которого, был изготовлен протокол № 1 от 15.12.2020, утвержденный министром промышленности и энергетики Алтайского края от 11.01.2021, которым было решено:
- Сетевой организации направить в адрес филиала график исполнения договора технологического присоединения на период с 2021 — 2022 годы и предоставить в филиал дополнительные соглашения о продлении сроков исполнения по договору технологического присоединения для согласования и подписания;
- Филиалу рекомендовано рассмотреть возможность применения ДГУ, как резервного источника питания по II-ой категории надежности.
В ответ на обращение № 01-2/743 от 01.12.2020, письмом от 17.12.2020 № 1.1/03/12290 ПАО «Россети Сибири» сообщило филиалу РТРС «Алтайский КРТПЦ» о том, что аннулирование дополнительного соглашения № 5 путем дополнительного соглашения № 6 не предоставляется возможным, в связи с чем направленное дополнительное соглашение № 6 к договору № 20.2200.710.18 возвращается филиалу РТРС «Алтайский КРТПЦ» без подписания.
15.01.2021 филиал РТРС «Алтайский КРТПЦ» направил в адрес сетевой организации претензию № 01-2/9, в которой заявителю было предложено аннулировать дополнительное соглашение № 5, т.к. оно противоречит Правилам ТП и ПУЭ, и подписать дополнительное соглашение № 6 к договору № 20.2200.710.18 в течении 14 дней.
29.01.2021 письмом № 1.1/03/714-исх ПАО «Россети Сибири» направила ответ со ссылкой на протокол совещания межведомственной рабочей группы по вопросам реализации проектов развития в сфере энергетики Алтайского края № 1 от 15.12.2020, указав сроки монтажа ДГУ до 01.10.2021. О принятом решении филиалу необходимо было сообщить заявителю до 15.02.2020.
07.02.2021 письмом № 1.1/03/1429 ПАО «Россети Сибири» направила ответ на претензию филиала - считая претензию необоснованной.
16.02.2021, в ответ на письмо от 07.02.2021, филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» было направлено в ПАО «Россети Сибири» письмо № 01-2/74, в котором был дан ответ, что позиция филиала отражена в претензии от 15.01.2021 № 01-2/9.
Не исполнение ПАО «Россети Сибири» своих обязательств по технологическому подключению энергопринимающих устройств филиала по II-ой категории надежности послужило причиной обращения филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» в антимонопольный орган. Так, в адрес Управления поступило письменное обращение филиала РТРС «Алтайский КРТПЦ» (вх. № 212967 от 23.03.2021) в отношении ПАО «Россети Сибирь» по вопросу, связанному с исполнением договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь», в связи с необходимостью изменения категории надежности.
Из документов и материалов, представленных в Управление; следует, что действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в несоблюдении сроков (до 01.10.2020) выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Верх - Кучук, ул. Центральная, д. 32а не соответствуют пункту 16 Правил ТП, а также указанная ПАО «Россети Сибирь» в дополнительном соглашении №5 к договору № 20.2200.710.18 точка присоединения (ДГУ), противоречит пункту 25 (1) Правил ТП, не соответствует понятию точки присоединения, определенному в 2 Правил недискриминационного доступа, что указывает на наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
18.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 022/04/9.21-421/2021 и 31.05.2021 вынесено постановление о привлечении ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей 00 копеек. В постановлении административным органом указано на нарушение Обществом требований действующего законодательства в части нарушения сроков осуществления мероприятий технологического присоединения и согласование в дополнительном соглашении № 5 к договору на технологическое присоединение в качестве точки присоединения дизель-генераторной установки.
31.05.2021 Управлением выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 022/04/9.21-421/2021.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением Общество обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в силу следующего.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определен Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», (далее – Федеральный закон № 35-Ф3).
Согласно ст. 26 Федерального закона 35-Ф3, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям закреплена в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 ( как указано выше, далее - Правила ТП).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами ТП.
Действие настоящих Правил ТП распространяется на случаи: присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 № 484 «О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации»; предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.
В силу пункта 3 Правил ТП, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 6 Правил ТП технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора ' заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Пунктом 14 (1) Правил ТП предусмотрено что технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях обеспечения надежного их энергоснабжения и качества электрической энергии может быть осуществлено по одной из трех категорий надежности. Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно.
Отнесение энергопринимающих устройств к первой категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить беспрерывный режим работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых допустим лишь на время автоматического ввода резервного источника снабжения электрической энергии и может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб. В составе первой категории надежности выделяется особая категория энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств особой категории первой категории надежности, а также для энергопринимающих устройств, относящихся к энергопринимающим устройствам аварийной брони, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания соответствующей мощности.
Пунктом 16 Правил ТП установлены предельные сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с подпунктом а пункта 25 (1) Правил ТП в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, (далее - Правила недискриминационного доступа), точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.
Из материалов дела следует, что действительно между ПАО «Россети Сибирь» и филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» 10.05.2018 заключен договор № 20.2200.710.18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Причиной заключения данного договора послужило изменение категории надежности для электроснабжения РТС Верх-Кучук, расположенной по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Верх - Кучук, ул. Центральная, д. 32а.
В соответствии с п. 5 договора № 20.2200.710.18 об осуществлении технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Путем заключения дополнительных соглашений № 3, № 4 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению был установлен до 01.10.2020.
То есть срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек 02.10.2020.
Пунктом 6 договора № 20.2200.710.18 предусмотрено, что ПАО «Россети Сибирь» обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.
Пунктом 7 технических условий, которые являются приложением № 1 к договору № 20.2200.710.18, определены точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые станции, генераторы) и максимальная мощность энергопринимающих устройств по каждой точке присоединения:
I точка присоединения: максимальная мощность 14 кВт. Опора (0,4) № 7, Линия-ВЛ-0,4 кВ ф.2 от ТП 55-5-11, ф2, ТП-55-5-11, Линия (3/6/10) Л-55-5 Омутская с. Верх-Кучук, ячейка № 1 Л-55-5, ПС «Омутская» № 55.
II точка присоединения: максимальная мощность 14 кВт. Линия (0,4) проектируемая, ТП проектируемая, Линия (10) проектируемая, Линия (3/6/10) Л-54-6 с. Шелаболиха- с. Батурово, ячейка № 11 Л-54-6, ПС «Шелаболихинская» № 54.
Пунктом 9 технических условий предусмотрено, что резервный источник питания: ПС «Шелаболихинская» № 54.
Пунктом 10 технических условий, которые являются приложением №1 к договору № 20.2200.710.18, предусмотрены мероприятия для ПАО «Россети Сибирь».
Так, ПАО «Россети Сибирь» осуществляет в том числе, подготовку технических условий на технологическое присоединение, проверку выполнения технических условий со стороны заявителя, фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств заявителя.
Также, ПАО «Россети Сибирь» осуществляет проектировку и строительство ТП 10 кВ. Тип и мощность трансформатора определить проектом; от ВЛ 10 кВ Л-54-6 до проектируемой ТП 10 кВ проектировку и строительство ВЛ 0,4 кВ, от проектируемой ТП 10 кВ до границ земельного участка заявителя проектировку и строительство ВЛ 0,4 кВ; определяет проектом необходимость установки укоса на отпаечной опоре ВЛ 10 кВ Л-54-6; перед проектируемой ТП установку линейного разъединителя.
8 октября 2020 года дополнительным соглашением № 5 к договору № 20.2200.710.18 внесены изменения в технические условия, а именно: в пункты 7, 9 - II точка присоединения: максимальная мощность 14 кВт. Линия (0,4кВт), Дизель - генераторная установка (ДГУ); резервный источник питания: Дизель - генераторная установка.
Филиалом РТРС «Алтайский КРТПЦ» в ПАО «Россети Сибири» было направлено письмо № 01-2/743 о рассмотрении и подписании дополнительного соглашения № 6 к договору № 20.2200.710.18, в котором предлагалось аннулировать дополнительного соглашения № 5, однако ПАО «Россети Сибирь» отказалось подписывать данное дополнительное соглашение.
Однако, в ходе выполнения проектных работ по договору № 20.2200.710.18 ПАО «Россети Сибирь» установлено, что строительство ВЛ-10 кВ Л-54-6, КТП 10/0,4 кВ и ВЛ-0,4 кВ экономически не выгодно, в связи с чем ПАО «Россети Сибирь» предложило оптимальный вариант - ДГУ, которая будет работать в автоматическом режиме в период отключения основного источника питания (фидер 2 от КТП-55-5-11).
В соответствии с пунктом 1.2.10 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий:
1. Каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания;
2. Секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отключающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.
Включение в пункт 9 Технических условий № 8000339730 к договору № 20.2200.710.18 в качестве независимого резервного источника питания ДГУ, являющейся автономным резервным источником питания, не создает первую или вторую категорию надежности электроснабжения в рамках, установленных Правилами ТП и ПУЭ, так как на ДГУ в послеаварийном режиме напряжение отсутствует.
Технические условия № 8000339730, в редакции дополнительного соглашения № 5 от 08.10.2020, не обеспечивают подключение объектов филиала по основному источнику и независимому резервному источнику питания, что свидетельствовало бы о технологическом присоединении объектов филиала по II-ой категории надежности.
Вторая категория надежности электроснабжения предусматривает наличие на вводе энергопринимающих устройств потребителя постоянного электроснабжения от двух независимых источников: основного и резервного.
Пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания либо, в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника, - временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках, которое определяется сетевой организацией по согласованию с потребителем в зависимости от параметров схемы внешнего электроснабжения потребителя и применяемых в ней устройств сетевой автоматики как максимальное время действия автоматики восстановления питания от резервных источников.
Таким образом, независимый резервный источник электроснабжения всегда связан с объектами электросетевого хозяйства сетевых организаций, а также является частью энергетической системы.
Абзацем 5 пункта 14 (1) Правил ТП разделены понятия независимого резервного источника питания и автономного резервного источника питания.
ДГУ, являющаяся автономным резервным источником питания, не создает первую или вторую категорию надежности электроснабжения в рамках, установленных Правилами ТП и ПУЭ.
На ДГУ напряжение в послеаварийном режиме отсутствует, соответственно, ДГУ не может быть, в общем случае, отнесена к независимым источниками питания.
Таким образом ДГУ не является независимым источником питания.
В данном случае, ПАО «Россети Сибирь» было обязано предпринять все необходимые меры и в срок, предусмотренный договором № 20.2200.710.18, с учетом дополнительных соглашений, выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств по адресу: Алтайский край, Шелаболихинекий район, с. Верх - Кучук, ул. Центральная, д. 32а.
Суд соглашается с выводами антимонопольного органа о том, что действия ПАО «Россети Сибирь», выразившиеся в несоблюдении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств по адресу: Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Верх - Кучук, ул. Центральная, д. 32а не соответствуют пункту 16 Правил ТП, а также указанная ПАО «Россети Сибирь» в дополнительном соглашении № 5 к договору № 20.2200.710.18 точка присоединения (ДГУ), противоречит пункту 25(1) Правил ТП, и не соответствует понятию точки присоединения, определенному в 2 Правил недискриминационного доступа, что образуют объективную сторону состава административного правонарушения по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, не имеет юридического значения для определения события правонарушения, что в дополнительное соглашение № 5 точка присоединения в виде ДГУ вносилась по согласованию сторон.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении энергопринимающие устройства заявителя к электрическим сетям не подключены, что свидетельствует о нарушении Обществом порядка технологического присоединения к электрическим сетям.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства каких - либо объективных препятствий для соблюдения требований законодательства.
Ссылка заявителя на продление срока технологического присоединения до 01.07.2021 и до 01.10.2021 в рамках протокола совещания межведомственной рабочей группы от 15.01.2020 (письмо заявителя от 29.01.2021) признается судом несостоятельной, поскольку указанная оферта не акцептована третьим лицом, соглашение в письменной форме, как того требует договор технологического присоединения, в части продления срока не достигнуто.
Довод ПАО «Россети Сибирь» о том, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 022/04/9.21-421/2021 не обладает свойствами исполнимости и не соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ отклоняется судом по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В данном случае представление от 31.05.2021 выдано Обществу по результатам рассмотрения дела № 022/04/9.21-421/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В выданном ПАО «Россети Сибирь» представлении Управление указало причины и условия, способствовавшие его совершению.
Так, причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения ПАО «Россети Сибирь» явилось неприменение норм материального и процессуального права, закрепленных в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а также в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861. при исполнении договора № 20.2200.710.18 об осуществлении технологического присоединения эиергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, заключенного с ФГУП «РТРС» в лице филиала «Алтайский краевой Радиотелевизионный передающий центр».
В тексте оспариваемого представления установлены конкретные причины и условия, послужившие поводом к совершению административного правонарушения, соответственно, возможно определить, какие действия должно совершить (воздержаться от их совершения) Общество для устранения этих причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, а значит оспариваемое представление обладает свойствами исполнимости.
Ссылка заявителя на письмо Сибирского управления по экологическому, технологическому и атомному надзоруот 08.08.2019 № 2-17-13/1557 не состоятельна, так как Сибирское Управление не является лицом, дающим разъяснениядействующего законодательства.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 31.10.2019 по делу № 022/04/9.21-526/2019 ПАО «Россети Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановление об административном правонарушении по делу № 022/04/9.21-526/2019 от 31.10.2019 вступило в законную силу 17.06.2020.
Таким образом, в действиях общества доказан состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено доказательств опровергающих выводы административного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о наличии вины ПАО «Россети Сибирь» в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем, действия ПАО «Россети Сибирь» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Сибирь» составлен уполномоченным сотрудником Управления в пределах предоставленных законом полномочий, его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным сотрудником Управления в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен в минимальном размере в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела.
В связи с изложенными обстоятельствами и нормами КоАП РФ, административным органом соблюден порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом извещено.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, Арбитражным судом не установлено.
Суд не усматривает оснований для оценки рассматриваемого правонарушения как малозначительного.
Согласно требованиям п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
С учетом характера совершенного Обществом административного правонарушения, отсутствия исключительности указанного случая, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным.
Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Административным органом учтены все обстоятельства, влияющие на вид наказания.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Антимонопольным органом были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО «Россети Сибирь», Управлением был назначен административный штраф менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Иные доводы, реплики и суждения представителей лиц, участвующих в деле также были предметом рассмотрения, однако признаны судом не имеющими существенного значения для правильного разрешения спора.
На основании изложенного, требование заявителя об отмене постановления антимонопольного органа о привлечении ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу № 022/04/9.21-421/2021 удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск), через арбитражный суд Алтайского края.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
суда Алтайского края В.В. Синцова