АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03. info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул
Дело № А03-8829/2017
17 июля 2017 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловой Р.Р., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул о привлечении общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия "Гренадер" (ИНН <***>, ОГРН<***>), г. Барнаул к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 29.06.2017 № 717/27д, ФИО2, паспорт, доверенность от 27.10.2016 № 4.
от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, паспорт, доверенность от 18.07.2017 № 06-17.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, г. Барнаул (далее по тексту – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия "Гренадер", г. Барнаул (далее – Общество, ООО ЧОП «Гренадер») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что ООО ЧОП «Гренадер» осуществляет лицензируемый вид деятельности по охране объектов, которые подлежат государственной охране, что является нарушением лицензионных требований и условий.
Общество представило отзыв на заявление, в котором просило отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что объекты охраны по договору, принадлежащие ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» на праве оперативного управления, не относятся к объектам государственной охраны, что свидетельствует об отсутствии состава вмененного административного правонарушения. Дополнительно сообщает, что прокурором Железнодорожного района г. Барнаула проводилась проверка законности договора на оказание ООО ЧОП «Гренадер» ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», по результатам которой установлено отсутствие нарушений действующего законодательства, в том числе и по правомочиям частного охранного предприятия охранять объекты государственной собственности, находящиеся в оперативном управлении университета.
В предварительном судебном заседании 04.08.2017 судом отказано в удовлетворении ходатайства Общества о привлечении к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «АГУ»), в связи с отсутствием оснований, установленных ст. 51 АПК РФ.
В судебном заседании представители заявителя на заявленных требованиях настаивали по основаниям, содержащимся в заявлении и письменных возражениях на отзыв ответчика, представленных в дело.
В судебном заседании 14.08.2017 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.08.2017.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Сотрудниками Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о частной охранной деятельности ООО ЧОП «Гренадер». Так 17.05.2017 в рамках осуществления федерального государственного контроля за частной охранной деятельностью путем проведения сверки и корректировки базы данных сервиса централизованного учета оружия информационной системы обеспечения деятельности МВД России было установлено, что ООО ЧОП «Гренадер» по контракту на оказание охранных услуг от 22.02.2017, взял под охрану имущество и административные здания Министерства образования и науки РФ, находящиеся в оперативном управлении ФГБОУ ВО «АГУ», расположенные по адресам в <...>
ООО ЧОП «Гренадер» имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности № 00106. выданную Главным управлением МВД России по Алтайскому краю 01.03.2013 сроком действия до 30.12.2018 года. Юридический адрес - <...>, фактическое место нахождение - <...>. Учетное дело на ЧОП находится в центре лицензионно - разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю.
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований лицензионного законодательства по охране объектов, подлежащих государственной охране, Управлением составлен в отношении Общества протокол от 30.05.2017 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении Общества передано на рассмотрение в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии со ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действующей на дату обнаружения административного правонарушения, (далее – Закон об охранной деятельности), частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Согласно ст. 11.2 Закона об охранной деятельности предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Положение о лицензировании частной охранной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности и Положения о лицензировании частной охранной деятельности».
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об охранной деятельности, частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
Приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление № 587), утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее – Перечень).
В соответствии с пунктом первым данного Перечня, частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.
Административным органом установлено, что принятые по договору на оказание охранных услуг Обществом объекты ФГБОУ ВО «АГУ», являются собственностью Российской Федерации, находятся в распоряжении Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России).
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФГБОУ ВО «АГУ», утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 457, учредителем Университета является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Университета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
В свою очередь Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно- технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных центров и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности (пункт 1 Положения о Минобрнауки России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 №466).
Минобрнауки России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации (пункт 4 Положения). Согласно данных официального сайта Минобрнауки России: ФГБОУ ВО «АГУ» входит в перечень подведомственных организаций Минобрнауки России.
Оценив пункты 1.1, 1.2, 6.-2-6.3 Устава ФГБОУ ВО «АГУ» административный орган установил, что данная некоммерческая организация является бюджетным учреждением и, в силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктами 2, 5 Правил осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждений полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590, с учетом приказа Минобрнауки России от 18.09.2015 № 1033, Университет осуществляет полномочия данного Министерства по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение обучающихся детей-сирот и детей без попечения родителей, на выплату стипендии Президента РФ молодым ученым и аспирантам.
Указанное выше позволяет административному органу полагать, что ФГБОУ ВО «АГУ» исполняет функции органа исполнительной власти, владеет объектами федеральной собственности, которые подлежат государственной охране.
Суд считает вышеуказанное заключение административного органа об отнесении объектовФГБОУ ВО «АГУ» к объектам государственной охраны, в силу указанных нормативных положений, несостоятельным, как противоречащим п. 1 Перечня, утв. Постановлением № 587.
Установление в пункте 1 указанного Перечня в качестве объектов, подлежащих государственной охране, зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления направлено на надлежащее обеспечение безопасности указанных объектов ввиду их особого статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1863-О-О).
Таким образом, в целях применения пункта 1 названного Перечня определяющее значение имеет именно факт использования таких объектов вышеназванными органами в процессе осуществления своей деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГБОУ ВО «АГУ» является некоммерческой организацией (бюджетным учреждением), созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и культурных функций, учредителем которого является Российская Федерация, а функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России. При этом Университет не наделен властно-распорядительными функциями учредителя, не является территориальным органом какого-либо органа государственной власти, не осуществляет функций по выработке и реализации государственной политике и нормативному правовому регулированию в установленной сфере.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 4 статьи 9.2 этого же Закона бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Таким образом, казенные учреждения могут сами выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах принадлежность имущества к государственной собственности, а также цели и виды деятельности ФГБОУ ВО «АГУ» не являются критериями для отнесения его имущества к объектам, подлежащим охране в особом порядке, и не наделяют его статусом соответствующего органа, в связи с чем принадлежащие учреждению на праве оперативного управления объекты не относятся к имуществу, на которое не может распространяться частная охранная деятельность в силу пункта 1 Приложения, утв. Постановлением N 587.
Указанные объекты ФГБОУ ВО «АГУ» не входят также и в Перечень мест массового пребывания людей на территории городского округа – города Барнаула, утв. постановлением Администрации города Барнаула от 29.06.2016 № 1277, в целях отнесения указанных объектов к объектам государственной охраны.
В силу ч. 2 ст. 2016 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В нарушение ст. 65, ч.5 ст. 205 АПК РФ административным органом не представлено суду доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности ООО ЧОП «Гренадер» доводы о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья В.В. Синцова