ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-8932/2011 от 26.08.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

  Дело № А03-8932/2011

26 августа 2011 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при личном ведении протокола, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Славгородского межрайонного прокурора о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии в заседании:

от заявителя – старшего помощника прокурора Котвицкой Т.В., удостоверение ТО № 102218, поручение от 22.08.2011 г. № 0813204,

от лица, привлекаемого к ответственности – не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Славгородский межрайонный прокурор Алтайского края (далее – Прокурор) обратился в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП Д.А.ДБ., Предприниматель) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В обоснование своих требования заявитель указал, что Предприниматель осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии).

В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивал, ИП Д.А.ДБ. в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с ч.3 ст. 205 АПК РФ дело рассматривается без участия Предпринимателя.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд приходит к следующему.

23.06.2011 г. Славгородской межрайонной прокуратурой совместно с Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании ИП ФИО2

В ходе проверки установлено, что Предприниматель в цехе, расположенном по адресу: 658820, <...>, осуществляет деятельность по производству изделий и деталей из древесностружечных плит (ДСП) в составе мебельного производства. Здание цеха является капитальным, кирпичным. В здании расположены три производственных помещения, в которых располагаются станки, используемые в производстве. Древесная стружка и обрезки ДСП удаляются в процессе производства. В результате распиловки образуются горючие пыли и древесная мука. В складе сырья на момент проверки имеются ламинированные листы ДСП в количестве 50 штук. Данное здание находится в собственности Предпринимателя. На момент проверки изготовление мебели не осуществляется.

Предпринимательская деятельность по изготовлению, сборке и дальнейшей реализации корпусной мебели осуществляется ИП ФИО1 без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.

По данному факту Славгородским межрайонным прокурором 27.06.2011 в отношении Предпринимателя вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

На основании ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

С 14.02.2008 в соответствии с подп. 28 ч. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных объектов подлежит лицензированию.

Ранее в силу подпунктов 28 и 29 ст. 17 указанного Федерального закона лицензированию подлежали эксплуатация взрывоопасных производственных объектов (п.п. 28) и эксплуатация пожароопасных производственных объектов (п.п. 29).

В связи с принятием Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ подпункт 28 изложен в новой редакции "эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов", а подпункт 29 признан утратившим силу.

Указанные изменения вступили в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона N 258-ФЗ (ст. 15) - 14.11.2007, то есть с 14.02.2008.

Таким образом, по данной категории дел необходимо определять нормативные критерии, по которым объект относится к взрывопожароопасному производственному объекту.

12.08.2008 Постановлением Правительства Российской Федерации N 599 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Согласно п. 2 Положения эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению.

Данное приложение содержит перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а именно: получение, использование, переработка, хранение, транспортировка, уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов; ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях.

Приложение N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ определяет категории опасных производственных объектов. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся вещества; окисляющие вещества; горючие вещества; взрывчатые вещества; токсичные вещества; высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;

2. используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4. получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5. ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Как следует из материалов дела, Прокурор просит привлечь Предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, а именно осуществление деятельности по изготовлению изделий из древесины, ДСП в составе мебельного производства. По мнению проверяющего органа, в результате распиловки ДСП на форматно-раскроечных станках образуются горючие пыли и древесная мука, которые в соответствии с п.п. "в" и "г" п. 1 Приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, являются взрывопожароопасными, а сам объект (здание цеха) является опасным производственным объектом (л.д. 5-6).

Согласно ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственность, следовательно, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности возложена на орган, составившего протокол.

Свод правил 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденный приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 182 (далее - СП 12.13130.2009), содержит категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, характеристики веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещениях.

В пункте 5 СП 12.13130.2009 установлены критерии определения помещений по взрывопожарной и пожарной опасности

К помещениям категории "А" (повышенной взрывопожароопасности) относятся, помещения, в которых находятся (обращаются) вещества и материалы следующих характеристик: горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °C в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа, и(или) вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа.

К помещениям категории "Б" (взрывопожароопасности) относятся, помещения, в которых находятся (обращаются) вещества и материалы следующих характеристик: горючие пыли или волокна, легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °C, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5 кПа.

К помещениям категорий В1-В4, Г и Д относятся помещения с различной степенью пожароопасности (л.д. 51).

Таким образом, законодатель разделяет взрывопожароопасные помещения (категории А и Б) и просто пожароопасные (категории В1-В4, Г и Д).

Суд соглашается с доводом Прокурора о том, что древесина, изделия из нее и древесная пыль являются твердыми горючими и трудногорючими материалами и веществами, способными гореть при взаимодействии с кислородом воздуха.

Между тем, помещения, в которых находятся (обращаются) такого рода вещества и материалы, имеют в соответствии с СП 12.13130.2009 пожароопасную категорию В1-В4.

Таким образом, здание цеха по адресу: 658820, <...>, в котором Предприниматель осуществляет деятельность по производству изделий и деталей из ДСП и древесины, относится к категории пожароопасных (В1-В4), а не пожаровзрывоопасных (А и Б).

Доказательств того, что объект, используемый Предпринимателем, относится в соответствии с СП 12.13130.2009 к категории взрывопожароопасной (категория "А" и "Б") заявителем суду не представлено.

Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.06.2011 не отражены событие и признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку не указано, почему спорный объект относится к взрывопожароопасным объектам, отсутствуют критерии, по которым проверяющие пришли к выводу о том, что спорный объект является взрывопожароопасным.

Ссылка заявителя на раздел 16 приложения N 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, судом отклоняется, поскольку из данного документа следует, что цех (участок) по изготовлению изделий и деталей из древесины, древесностружечных, древесноволокнистых плит, фанеры относится к опасным производственным объектам хранения, переработки и использования растительного сырья (л.д. 52). Между тем, Методические рекомендации цех по изготовлению изделий и деталей из древесины к взрывопожароопасным помещениям не относят.

Из справки, составленной госинспектором межрегионального отдела Южно-Сибирского управления Ростехнадзора, также следует, что спорное здание цеха является опасным производственным объектом (л.д. 35).

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 установив в судебном заседании неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.

Представленные суду материалы не позволяют установить основания для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности факта совершения Предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно, эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без лицензии, и вины Предпринимателя в совершении данного правонарушения.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Славгородского межрайонного прокурора о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (зарегистрирован: <...>, ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин