ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-8970/2021 от 18.10.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ


656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

25 октября 2021 года                                                                            Дело № А03-8970/2021

Резолютивная часть решения объявлена 18 октября 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном онлайн - заседании дело по заявлению

Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Барнаул Алтайского края

к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Партнер Гарант» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края

об аннулировании лицензии от 30.04.2015 № 124 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности 62-06/п/6807 от 23.12.2020, паспорт, представитель ФИО2 по доверенности № 62-06/П/6809 от 19.04.2021, паспорт,

от заинтересованного лица – генеральный директор ФИО3 по выписке из ЕГРЮЛ, паспорт,

У С Т А Н О В И Л :

Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее – Заявитель, Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Партнер Гарант» (далее – заинтересованное лицо, Общество, ООО УК «Партнер Гарант») об аннулировании лицензии от 30.04.2015 № 124 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В обоснование своих доводов заявитель указал на то, что многоквартирные дома исключены из перечня домов ООО УК «Партнер Гарант» реестра лицензий Алтайского края, полагает необходимым аннулировать лицензию от 30.04.2015 № 124 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

ООО УК «Партнер Гарант» представил письменный отзыв на заявление, в котором с доводами заявителя не согласно, просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. Полагает, что Обществом не нарушены лицензионные требования, на основании которых у Инспекции имелись бы основания для лишения лицензии ООО УК «Партнер Гарант», в том числе как у организации, которая не управляет домом более 6 месяцев. Неуправление домом в течении шести месяцев связано с судебными процессами по оспариванию основания для перевода дома в другую Управляющую компанию – общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Сервис» (далее - ООО «УК Сервис») - решения общего собрания собственников, оформленного протоколом № 1 от 04.09.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме. Общество пояснило, что на дату проведения комиссии Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края по вопросу изъятия лицензии у ООО УК «Партнер Гарант», у Инспекции уже имелось решение Новоалтайского городского суда от 17.03.2021 о том, что решение, оформленные протоколом № 1 от 04.09.2020 является недействительным. Заинтересованное лицо указывает, что такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно - правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.

Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, отзыве на заявление, отзыве по делу Инспекции, а также дополнительных пояснениях, представленных в материалы дела.

Представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении, ответил на вопросы суда.

Представитель заинтересованного лица возражает против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании приказа Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № 25а по улице Октябрьской в г. Новоалтайске Алтайского края № 205 от 30.04.2015 Обществу была предоставлена лицензия № 124 от 30.04.2015 на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Приказом инспекции от 29.06.2019 № 12-03/Л/507 указанный многоквартирный дом включен в реестр лицензий Алтайского края в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Партнер Гарант» с 01.07.2018 на основании протокола общего собрания собственников помещений от 26.08.2015 № 7.

Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;

в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий).

В пункте 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации

08 сентября 2020 года в адрес ООО УК «Партнер Гарант» поступило уведомление о проведенном собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, инициатором которого являлся один из собственников — ФИО4, результаты проведенного собрания оформлены протоколом № 1 от 04.09.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в многоквартирном доме (далее протокол № 1).

Ознакомившись в Инспекции с поступившим протоколом № 1 от 04.09.2020 и приложенными к нему документами, ООО УК «Партнер Гарант» были выявлены многочисленные нарушения в проведении данного собрания инициатором, после чего ООО УК «Партнер Гарант» было подано исковое заявление в Новоалтайский городской суд об оспаривании решения общего собрания, оформленного протоколом № 1 в порядке части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

ООО УК «Партнер Гарант» уведомило Инспекцию о том, что исковое заявление об оспаривании решения общего собрания вышеуказанного дома подано в Новоалтайский городской суд.

28.10.2020 в Инспекцию поступило заявление ООО «УК Сервис» от 27.10.2020 на включение многоквартирного дома № 25а по ул. Октябрьская в г. Новоалтайске в реестр лицензий Алтайского края в перечень домов, в отношении которых общество осуществляет деятельность по управлению на основании протокола общего собрания собственников помещений № 1 от 04.09.2020, которым принято решение о выборе способа управления - управление управляющей компанией, о расторжении договора управления с ООО УК «Партнер Гарант» и заключении договора управления многоквартирным домом с ООО «УК Сервис». Следовательно, собственники выразили доверие управляющей компании ООО «УК Сервис» на управление многоквартирным домом № 25а по ул. Октябрьская в г. Новоалтайске.

Пунктом 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий указано, что основанием для приостановления является выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления.

По результатам проведенной проверки заявления и приложенных документов, предоставленных ООО «УК Сервис», инспекций выявлено, что указанный многоквартирный дом включен в реестр лицензий Алтайского края в перечень домов, в отношении которых ООО УК «Партнер Гарант» осуществляет деятельность по управлению. Данная организация в адрес инспекции с заявлением на исключение указанного дома не обращалась.

В соответствии с пунктом 16 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий рассмотрение заявления ООО «УК Сервис» приостановлено, в адрес ООО УК «Партнер Гарант» направлен соответствующий запрос от 11.11.2020 с целью выявления всех обстоятельств.

23.11.2020 ООО УК «Партнер Гарант» в адрес Инспекции было направлено информационное письмо № 01-20-92 с приложениями ранее направленных извещений о предстоящем судебном разбирательстве по проведенному общему собранию, оформленному протоколом № 1 от 04.09.2020, а также направлено определение Новоалтайского городского суда о принятии искового заявления и назначении дела к судебному разбирательству на 30 ноября 2020 года.

На основании принятого решения собственников помещений и заявления ООО «УК Сервис» в соответствии с полномочиями Инспекцией согласно Порядку рассмотрено заявление и проведена проверка документов, в том числе проверка указанного протокола на наличие признаков ничтожности.

По результатам рассмотрения заявления и документов установлено их соответствие требованиям пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий.

Кворум для принятия решений в протоколе общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 25а по ул. Октябрьская в г. Новоалтайске от 04.09.2020 имеется, и составил 53,6 %.

Приказом от 27.11.2020 № 12-03/Л/1038, руководствуясь подпунктом «а» пункта 7 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий Инспекцией принято решение о внесении изменений в пункт 2 приказа Инспекции № 208 от 30.04.2015, исключив из него слова «ул. Октябрьская, д. 25А» с 01.12.2020. То есть, приказом Госинспекции Алтайского края от 27.11.2020 исключены сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении.

В реестре лицензий отсутствуют сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат – ООО УК «Партнер Гарант».

17 марта 2021 года Новоалтайским городским судом было вынесено решение, согласно которому исковые требования ООО УК «Партнер Гарант» удовлетворены, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, оформленное протоколом № 1 от 04.09.2020 признано недействительным.

19 апреля 2021 года ООО УК «Партнер Гарант» обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Алтайского края в связи с заключением договора управления многоквартирного дома № 01-20/09 о включении сведений о многоквартирном доме по адресу: <...> в список домов, в отношении которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

Приказом Инспекции от 30.04.2021 № 12-03/Л/30.04.2021 заявителю было отказано во внесении изменений вы реестр лицензий Алтайского края, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий.

23 апреля 2021 года на решение Новоалтайского городского суда от 17.03.2021 по делу № 2-187/2021 инициатором собрания - ФИО4 подана апелляционная жалоба вАлтайский краевой суд.

В период с 01.12.2020 по настоящее время в реестре лицензий Алтайского края в перечне домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Партнер Гарант» отсутствуют многоквартирные дома на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

10.06.2021 на заседании лицензионной комиссии Алтайского края, по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (оформленное протоколом № 19) принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии № 124 от 30.04.2015, предоставленной ООО УК «Партнер Гарант».

20 июля 2021 года Алтайский краевой суд рассмотрел апелляционную жалобу, оставил решение Новоалтайского городского суда от 17.03.2021 по делу № 2-187/202 без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

23 июля 2021 года ООО УК «Партнер Гарант» повторно обратилось в Инспекцию с заявлением о включении сведений с многоквартирном доме по адресу: <...> в список домов, в отношении которого лицензиат осуществляет деятельность пс управлению

Поскольку многоквартирные дома в управлении ООО УК «Партнер Гарант» отсутствуют более шести месяцев, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии от 30.04.2015 № 124, выданную ООО УК «Партнер Гарант».

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей сторон, дав оценку имеющимся в деле доказательствам, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно статье 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 5 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (части 1 и 2 статьи 192 ЖК РФ).

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 504, Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации № 934/пр от 30.12.2014 «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Указом губернатора Алтайского края от 26.06.2018 № 97 «О создании лицензионной комиссии Алтайского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами», создана лицензионная комиссия по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в Алтайском крае и утверждено Положение о лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами Алтайского края (далее – Лицензионная комиссия).

Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края действует на основании Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 199, и входит в систему исполнительных органов государственной власти Алтайского края

В соответствии с пунктом 2.1.3 указанного Положения инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с частью 12 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Положениями статьи 199 ЖК РФ определен порядок аннулирования лицензии и прекращение ее действия.

В соответствии с частью 2 статьи 199 ЖК РФ, основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является, в том числе отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Как следует из материалов дела, 30.04.2015 ООО УК «Партнер Гарант» Инспекцией выдана лицензия № 124 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В реестре лицензий Алтайского края в перечне домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Партнер Гарант», отсутствуют многоквартирные дома в период с 01.12.2020 и до настоящего времени.

Отсутствие многоквартирных домов в управлении в течение шести месяцев явилось основанием для обращения в лицензионную комиссию для рассмотрения вопроса о подачи в Арбитражный суд Алтайского края заявления об аннулировании лицензии ООО УК «Партнер Гарант».

Согласно протоколу № 19 от 10.06.2021 Лицензионной комиссией Алтайского края по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами принято решение об обращении в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об аннулировании лицензии от 30.04.2015 № 124, выданной ООО УК «Партнер Гарант», по указанному выше основанию.

Факт отсутствия в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами Алтайского края в течение шести месяцев сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, подтвержден представленной в материалы дела копией выписки из реестра лицензий с соответствующими разделами, из которых усматривается, что более шести месяцев в реестре лицензий у Общества в управлении отсутствует многоквартирные дома.

Между тем, Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно статье 3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). То есть, лицензия это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона о лицензировании, ни положениями Жилищного кодекса.

В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Вопросам лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами посвящен раздел X Жилищного кодекса Российской Федерации.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона о лицензировании в рассматриваемой сфере правоотношений (часть 5 статьи 192 Жилищного кодекса).

Согласно части 12 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Жилищным кодексом Российской Федерации также установлен судебный порядок аннулирования лицензии.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

Согласно части 6 статьи 192 ЖК РФ положения Федерального закона № 99-ФЗ в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Таким образом, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены частью 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 485-ФЗ), часть 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена фразой «а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат».

Федеральным законом № 485-ФЗ в статью 198 Жилищного кодекса Российской Федерации введены части 5.2 – 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Часть 2 статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 485-ФЗ изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 – 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из пояснительной записки к Федеральному закону № 485-ФЗ следует, что целью принятия названного Закона является устранение правового пробела в отношении невозможности аннулирования лицензии при выявлении существенных нарушений в деятельности лицензиата, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора.

Для этого Федеральным законом № 485-ФЗ в статью 198 Жилищного кодекса Российской Федерации введены части 5.2 – 5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий.

Это вновь совершение лицензиатом и (или) должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, отнесенное к грубым нарушениям, грубого нарушения лицензионных требований (часть 5.2); если лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу лицензиата, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за такие действия (бездействие) (часть 5.3); в случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (часть 5.4).

Анализ названных положений Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании части 2 статьи 199 Кодекса в редакции Федерального закона № 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Норма части 2 статьи 199 ЖК РФ в совокупности с положениями раздела X Кодекса в целом, не позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие деятельности по управлению многоквартирными домами в период более 6 месяцев, то есть нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности, и не внесение в связи с этим сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, является противоправным и влечет применение административно - правовой санкции в виде аннулирования выданной лицензии.

Такое толкование части 2 статьи 199 ЖК РФ соответствует правовой природе аннулирования лицензии, определенной пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которому приостановление (аннулирование) лицензии, не являясь административным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно - правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.

С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Из материалов дела следует, что у общества в управлении отсутствовали многоквартирные дома, то есть право на занятие лицензируемой деятельностью обществом не было реализовано. По этой причине в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствовали сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет общество.

Иное Инспекцией не доказано.

Арбитражный суд полагает, что отсутствие в управлении общества многоквартирных жилых домов не нарушает права и законные интересы потребителей и иных лиц. Аннулирование лицензии у общества при таких обстоятельствах не отвечает требованиям справедливости, является явно несоразмерным, лишает общество возможности заниматься определенным видом деятельности.

На основании вышеизложенного Арбитражный суд Алтайского края полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание, что заявитель в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, Арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Барнаул Алтайского края оставить без удовлетворения.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск), через арбитражный суд Алтайского края.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Арбитражного

суда Алтайского края                                                                       В.В. Синцова