ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-9064/2021 от 29.09.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Барнаул                                                                                                     

06 октября 2021 года                                                                       Дело № А03-9064/2021

  Резолютивная часть решения изготовлена 29 сентября 2021 года.

  Решение суда изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Захаровой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретаремКузнецовой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края, п. Садовый Третьяковского района Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Третьяковского района Алтайского края, с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края, о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:50:03005:398, расположенного по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, п. Садовый, примерно в 1,5 метрах от ориентира по направлению на юго-запад,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

Администрация Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края, п. Садовый Третьяковского района Алтайского края обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края, о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:50:03005:398, расположенного по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, п. Садовый, примерно в 1,5 метрах от ориентира по направлению на юго-запад.

В обоснование заявленных требований администрация указала, что спорный земельный участок нарушает границы земельного участка истца, в связи с чем, Администрация не имеет иных способов осуществить снятие с кадастрового учета земельного участка кроме обращения в суд с иском о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 22:50:03005:398.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Третьяковского района Алтайского края, с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела в судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Ко дню судебного заседания 09.09.2021 года от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Суд приобщил к материалам дела дополнительные доказательства со стороны истца.

В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление со стороны ответчика, о том, что регистрирующий орган при осуществлении своих функций в гражданские правоотношения не вступает, не имеет материального интереса в исходе дела, оспаривать чьи-либо права на недвижимое имущество или претендовать на него не может, следовательно, по спорам, рассматриваемым в порядке искового производства, не может быть привлечен в качестве ответчика, если указанный спор не связан с хозяйственной деятельностью данного лица. При таких обстоятельствах ответчик считает, что необходимо уточнить процессуальное положение Управления, исключив его из числа ответчиков, перевести в третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований. Кроме того указывает, что согласно актуальным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:50:030005:398, права не зарегистрированы. Ответчик ссылается на Закон о регистрации недвижимости, который содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости, который расширительному толкованию не подлежит. На основании чего, Управление, процессуально являясь ответчиком по данному спору, возражает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Также в материалах дела имеется отзыв третьего лица – Администрации Третьяковского района Алтайского края, в котором третье лицо поддерживает исковые требования истца в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела и пояснений, изложенных истцом в исковом заявлении и третьим лицом в отзыве на исковое заявление, 07.02.2013 году ФИО1 обратился с письменным заявлением в Администрацию Третьяковского района Алтайского края о предоставлении в аренду земельного участка, расположенному примерно в 1,5 км. но направлению на юго-запад от ориентира Алатайский край, Третьяковский район, п. Садовый, площадью 50 га для сельскохозяйственного производства.

11.02.2013 года к заявлению ФИО1 была приложена справка Администрации Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края, о том, что ранее указанный земельный участок в перечне учтенных земельных участков не значится.

Постановлением Администрации Третьяковского района Алтайского края от 06.05.2013 года № 253 указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения был предоставлен в аренду ФИО1. 20.06.2013 года между Администрацией Третьяковского района Алтайского края и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность па который не разграничена, № 29, сроком действия с 20.06.2013 года по 20.06.2018 года.

На балансе муниципального образования Третьяковский район Алтайскою края гидроузел водохранилища на р. Шапориха, расположенного в 1,5 км юго-западнее п. Садовый Третьяковского района Алтайского края не состоит.

Администрацией Третьяковского района Алтайского края было направлено рекомендательное письмо в Администрацию Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края от 19.03.2020 года № 249/п/438/2 о постановке на учет гидротехнического сооружения (водохранилище на р. Шапорпха). Администрацией Садового сельсовета Третьяковского района Алтайского края был направлен ответ от 30.04.2020 года № 49, о том, что указанный объект – гидротехническое сооружение ставить на учет как бесхозный считает невозможным в виду того, что в бюджете сельсовета отсутствуют денежные средства для выполнения всех предусмотренных мероприятий.

Администрация Третьяковского района Алтайского края, действуя в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 года № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение па строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехническое сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности па которое собственник отказался» направило письмо о решении вопроса по консервации или ликвидации ГТС, расположенного на р. Шапариха в п. Садовый Третьяковского района Алтайского края, в виду того, что данное ГТС не имеет собственника, т.е. бесхозяйное. Указанное Постановление не регулирует вопросы постановки на учет и оформления нрав собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, а определяет порядок при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности- гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от нрава собственности на которое собственник отказался.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений: разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в том числе гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался; обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности па которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации; осуществляют консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался (ст. 5.12.1).

 Таким образом, бремя содержания бесхозяйных гидротехнических сооружений до определения собственника возложено федеральным законом на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Гидротехническое сооружение – это сооружение, предназначенное для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов и образующее в совокупности с водным объектом единую водохозяйственную систему (пункт 11 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации); содержать в исправном состоянии расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения обязаны собственники водных объектов либо водопользователи при использовании водных объектов (пункт 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно направленного запроса Администрацией Садового сельсовета Третьяковского района, на выполнение кадастровых работ в отношении объекта капитального строительства «Гидротехническое сооружение в виде гидроузла па реке Шапориха» и земельного участка под ним, расположенного в 1. 5 км на юго- запад от п. Садовый Третьяковского района Алтайского края, был проведен анализ исходных данных.

06.06.2021 года истцу в результате направленного запроса кадастровому инженеру стало известно, что земельный участок, площадью 50 га, расположенный в 1, 5 км на юго-запад от п. Садовый Третьяковского района Алтайского кран, кадастровый номер 22:50:03005:398 нарушает границы земельного участка истца следующим образом: установлено, что на объект капитального строительства «Гидротехническое сооружение в виде гидроузла на реке Шапориха» и занимаемый участок земли, частично накладывается сторонний земельный участок, тем самым препятствуя образованию (подготовки схемы на кадастровом плане территории) и дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, и дальнейшей постановки на кадастровый учет вышеуказанного гидротехнического сооружения как бесхозного объекта.

Согласно вышеизложенного, у истца отсутствует возможность проведения кадастровых работ по подготовке необходимой документации (межевого и технического плана) для постановки на кадастровый учет в отношении объекта капитального строительства «Гидротехническое сооружение в виде гидроузла на реке Шапориха» и земельного участка под ним, до устранения наложения с земельным участком с кадастровым номером 22:50:03005:398.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества в силу части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

На основании части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 приводимой нормы.

В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона № 218-ФЗ.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно актуальным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:50:030005:398, права не зарегистрированы.

Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом № 218-ФЗ предусмотрено для следующих случаев: для объектов, которые содержались в государственном кадастре недвижимости со статусом «временные» (часть 7 статьи 72); в случае прекращения существования объекта недвижимости (статья 14); снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости в связи с преобразованием земельного участка (часть 4 статьи 41).

Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.

Согласно пункту 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Вместе с этим, в соответствии с положениями письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Таким образом, законодательно не исключено осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения.

Ответчиком также указано на возможность осуществить снятие с кадастрового учета указанного земельного участка в судебном порядке.

Исходя из фактических обстоятельств спора, а также ввиду отсутствия у истца возможности проведения кадастровых работ по подготовке необходимой документации (межевого и технического плана) для постановки на кадастровый учет в отношении объекта капитального строительства «Гидротехническое сооружение в виде гидроузла на реке Шапориха» и земельного участка под ним, до устранения наложения с земельным участком с кадастровым номером 22:50:03005:398, суд считает возможным удовлетворить исковые требования администрации и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:50:03005:398, расположенный по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, п. Садовый, примерно в 1,5 метрах от ориентира по направлению на юго-запад.

В связи с чем, суд удовлетворяет исковые требования.

Руководствуясь статьями 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 22:50:03005:398, расположенный по адресу: Алтайский край, Третьяковский район, п. Садовый, примерно в 1,5 метрах от ориентира по направлению на юго-запад.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                              Я.В. Захарова