ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-9159/14 от 22.09.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-9159/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2014 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Барель" об оспаривании постановления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № 07-083/2014 от 07.05.2014, 

при участии в заседании:

от заявителя – Тишкова Н.Г. по доверенности № 06-04/2014 от 15.04.2014, паспорт, (в заседании 19.09.2014),

от заинтересованного лица – Перепелица И.Н. по доверенности № 26 от 03.09.2014, удостоверение № 3093 от 24.05.2010, Рожковой О.А. по доверенности № 36 от 09.10.2013, удостоверение № 0001 от 01.12.2009 (в заседании 19.09.2014),

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Барель"  (далее – ООО "Сибирский Барель", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в лице Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление) № 07-083/2014 от 07.05.2014.

В обоснование требования заявитель указал, что оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за непредставление информации об аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей. Между тем, в ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха" и в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух № 215/10, выданного 16.07.2010 Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора, отсутствует конкретный перечень органов, которым должна быть предоставлена информация об аварийной ситуации. ООО "Сибирский Барель" незамедлительно предоставил сведения об аварии в МЧС и Ростехнадзор. Кроме того, Общество полагает, что Управление неверно квалифицировало допущенное правонарушение.

Управление представило отзыв, в котором указало на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, представители заинтересованного лица против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Общество на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух № 215/10, выданного 16.07.2010 Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора, осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух.

28.03.2014 в Управление передано для рассмотрения по подведомственности коллективное обращение жителей с. Зонального Алтайского края, а также обращение гражданки Мазуровой Н.А. о нарушении ООО "Сибирский Барель" в процессе своей хозяйственной деятельности санитарно-эпидемиологических  и экологических требований (т. 1 л.д.  34-38).

В рамках проведенного Управлением административного расследования было установлено, что  09.03.2014 на производственной площадке ООО "Сибирский Барель" произошла аварийная ситуация – разгерметизация трубопровода подачи сырья, что привело к самовозгоранию остатков сырья (нефть сырая), находящегося в трубопроводе и емкостях. Площадь пожара составила 80 м2.

Общество сведения о возникновении аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, в Управление не представило.

По данным обстоятельствам 28.04.2014 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 07-083/2014 (т. 1 л.д. 139-141), на основании которого 07.05.2014 вынесено постановление № 07-083/2014 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей (т. 2 л.д. 1-7).

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требования Общества не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон № 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно материалам дела Общество на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух № 215/10, выданного 16.07.2010 Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора, осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух.

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило непредставление сведений о возникновении 09.03.2014 на производственной площадке Общества аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля.

Аналогичное требование по передаче информации об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, установлено разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух № 215/10, выданного Обществу Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора.

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 утверждено Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (далее – Положение № 373).

Согласно п. 9 Положения № 373 юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, передают территориальным органам Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Министерства здравоохранения Российской Федерации экстренную информацию о превышении в результате аварийных ситуаций установленных нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух.

Указом Президента РФ от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды упразднен, его функции переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации (пункты 2, 4 Указа Президента РФ).

В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (далее – Положение № 400).

Согласно п. 5.1.5 Положения № 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения № 400).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Алтайского края и Республике Алтай (пункт 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 N 405).

Таким образом, Управление является государственным органом надзора и контроля в области охраны атмосферного воздуха, которому Общество обязано было передать информацию об аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха.

ООО "Сибирский Барель" представлена в Управление статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" за 2013 г. (т. 1 л.д. 101-105).

Кроме этого, ООО "Сибирский Барель" ежеквартально представляется в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя сведения о фактических выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами. В разделе 1 расчета отражаются сведения о количестве и видах загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух стационарными объектами ООО "Сибирский Барель" (л.д. 133-137).

На основании изложенного довод Общества о том, что оно не могло установить, в какой орган необходимо предоставить информацию о возникновении аварийной ситуации, является несостоятельным.

Предоставление информации об аварии в органы МЧС и Ростенадзора не освобождает Общество от обязанности по предоставлению информации в Управление. 

Кроме того, изучив сообщение об аварии, направленное  ООО "Сибирский Барель"  в Ростехнадзор 10.03.2014, суд установил, что оно не содержит сведений о загрязнении атмосферного воздуха в результате аварии (т. 2 л.д. 29).

Отсутствие должной предусмотрительности ООО "Сибирский Барель" не свидетельствует об отсутствии его вины и не является основанием для освобождения от административной ответственности. Общество самостоятельно несет риск недобросовестного исполнения обязанностей, установленных разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух № 215/10 от 16.07.2010.

Таким образом, суд полагает, что Общество обосновано было привлечено к административной ответственностиза нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, поскольку ООО "Сибирский Барель"   не представило сведения о возникновении аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, в государственные органы надзора и контроля.

Суд установил, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод Общества о том, что непредставление сведений о возникновении аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, суд отклоняет ввиду следующего.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Объективная сторона указанного административного правонарушения может выражаться как в сокрытии, умышленном искажении так и в несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии объектов окружающей среды.

Под сокрытием информации понимается не доведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).

Согласно материалам дела Управлением не выявлено сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной (достоверной) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсах, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсах или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке или искажение Обществом сведений о состоянии объектов окружающей среды.

Непредставив сведения о возникновении аварийной ситуации, связанной с загрязнением атмосферного воздуха, Общество нарушило требования разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух № 215/10 от 16.07.2010, в связи с чем обосновано было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Барель" о признании незаконным постановления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) № 07-083/2014 от 07.05.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Барель" (место нахождения: Алтайский край, Зональный район, с. Зональное, ул. Заправочная, 1; ОГРН 1082204000108) к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

             Судья                                                                                                   Д.В. Музюкин