ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-9340/10 от 19.08.2010 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело №А03-9340/2010

  Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2010 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 августа 2010 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при личном ведении протокола, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Каменский маслосыркомбинат», г. Камень-на-Оби Алтайского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края об оспаривании Постановления от 02.07.2010г. № АТ-191/1 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 09.03.2010г.,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности № 44 от 20.07.2010, ФИО3 по доверенности № 52 от 19.08.2010,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Каменский маслосыркомбинат», г. Камень-на-Оби Алтайского края (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края (далее – административный орган, Управление Росприроднадзора) об оспаривании Постановления от 02.07.2010г. № АТ-191/1 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что при формальном наличии всех признаков состава вмененного Обществу правонарушения, оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, что позволяет признать правонарушение малозначительным.

Административный орган в отзыве на заявление ссылается на несостоятельность доводов Общества, поскольку заявитель осуществляет деятельность по эксплуатации и обслуживанию зданий, строений и сооружений, производственного оборудования, транспортных средств, а также деятельности по приему, хранению, переработке молока и производству продукции, в процессе которой образуются различные виды отходов, не имея нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, установленных в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, что является нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, просит постановление от 02.07.2010г. № АТ-191/1 отменить, применив статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» осуществляет деятельность по приему, переработке молока, производству, хранению, реализации масла, сыра и цельномолочной продукции по ул. Каменская, 152 в г. Камень-на-Оби Алтайского края.

В ходе проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай проверки деятельности Закрытого акционерного общества «Каменский маслосыркомбинат» по эксплуатации и обслуживанию зданий, строений и сооружений, производственного оборудования, транспортных средств, а также деятельности по приему, хранению, переработке молока и производству продукции установлено, что в результате деятельности ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» образуются следующие отходы производства и потребления: отработанные люминесцентные лампы; отработанные автомобильные аккумуляторные батареи; отработанные моторные, трансмиссионные масла; промасленная ветошь; изношенные шины; отходы черных и цветных металлов; металлическая стружка; строительные отходы; смет с территории; твердые бытовые отходы; древесные отходы; отходы ламинированной бумаги; отходы полиэтилена; отходы марли; золошлаковые отходы; отходы из жироотделителей, пищевые отходы, и другие виды отходов, о чем составлен Акт проверки № АТ-191 от 28.06.2010.

ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» предоставлены лимиты на размещение отходов № 251/04, выданные Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю 1 марта 2004 года, со сроком действия до 1 марта 2009 года. В соответствии с данными лимитов № 251/04 на предприятии образовывалось отходов производства и потребления в количестве - 8188,231 т/год, в том числе подлежащих размещению на свалке ТБО г. Камень-на-Оби - 28,42 т/год.

Лимиты № 251/04 аннулированы Управлением Ростехнадзора 01.02.2007г., о чем на бланке сделана соответствующая запись, заверенная печатью.

В связи с окончанием срока действия проекта нормативов образования отходов и аннулированием Лимитов № 251/04, ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» разработан новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который был направлен для согласования в территориальный орган Ростехнадзора в 2009 году.

Южно-Сибирское управление Ростехнадзора, рассмотрев представленный проект, приняло решение об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, по причине несоответствия проекта требованиям «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», оформленное письмом от 20.08.2009г. № 4669.

Таким образом, в настоящее время, ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» осуществляет производственную деятельность, в процессе которой образуются отходы 1 и 4 класса опасности без паспортов на отходы, оформленных в установленном законодательством порядке.

По выявленному факту Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай 28.06.2010г. составлен протокол об административном правонарушении № АТ-191/1, в котором зафиксирован факт нарушения Обществом требований действующего законодательства, выразившихся в несоблюдении экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

На основании названного протокола Постановлением № АТ-191/1 от 02.07.2010г. Закрытое акционерное общество «Каменский маслосыркомбинат» было признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 тысяч рублей.

Не согласившись с Постановлением № АТ-191/1 от 02.07.2010г. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, давая оценку имеющимся в деле и представленным сторонами документам, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены следующие основные понятия отходов производства и потребления; обращения с отходами; лимита на размещение отходов; паспорта отходов; вида отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; накопления отходов.

Статья 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно статье 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Материалами дела установлено, что ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» осуществляет деятельность по эксплуатации и обслуживанию зданий, строений и сооружений, производственного оборудования, транспортных средств, а также деятельности по приему, хранению, переработке молока и производству продукции, в процессе которой образуются различные виды отходов, не имея нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, установленных в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду.

Образование на предприятии Общества вышеназванных отходов подтверждается журналами учета образовавшихся в структурных подразделениях отходов и представленными отчетами о движении отходов в каждом подразделении предприятия, за период с 1 квартала 2009 года по 1 квартал 2010 года.

Сведения об отходах, переданных специализированным предприятиям с целью обезвреживания и переработки (люминесцентные лампы, аккумуляторы, отходы металла), зафиксированные в журналах, подтверждены актами и счетами-фактурами организаций, осуществляющих сбор отходов.

В соответствии с договором на оказание услуг по демеркуризации № 78 от 16.04.2009г., заключенным с ООО «ТерИК», отработанные люминесцентные лампы в количестве 35 штук сданы ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» для обезвреживания 16.06.2010г. (счет-фактура № 00296 от 16.06.2010г., акт № 000337 от 16.06.2010г., справка №000337 от 16.06.2010г). В соответствии с положениями договора купли-продажи аккумуляторов б/у № 197 от 27.08.2009г. аккумуляторы передаются ООО «Сибаккумулятор» (счет-фактура № 00003749 от 16.06.2010г., накладная № 120 на отпуск материалов аккумуляторов б/у в количестве 51 кг, приемо-сдаточный акт № 20 от 16.06.10 г). Лом черных металлов передается ООО «Втормет» по договору № 221-з/м от 14.04.09 г. (счет-фактура № 00003036 от 30.04.2010г., накладная № 88 на отпуск 31 350 кг металла; счет-фактура № 00007690 от 30.09.2009г., накладная № 197 на отпуск 30 660 кг металла; счет-фактура № 00003030 от 15.11.2009г., накладная № 39 на отпуск 10 т лома черного металла; счет-фактура № 00009465 от 30.11.2009г., накладная № 253 на отпуск 2 680 кг металлолома; счет-фактура № 00003520 от 31.05.2010г. накладная № 106 на отпуск 3и120 кг металлолома).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1 -4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".

Работу по паспортизации опасных отходов, ведению государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, согласно пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570, в силу пункта 2.2 которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» разработаны паспорта на 9 видов отходов, образующихся в процессе осуществления деятельности, которые утверждены руководителем предприятия и согласованы Южно-Сибирским Управлением Ростехнадзора 13.08.2009г.

Паспорта на 4 вида отходов ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак - 1 класс опасности; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержащие масел менее 15%) - 4 класс опасности; разнородные отходы бумаги и картона - 4 класс опасности; отходы из жироотделителей, содержащие растительные жировые продукты - 4 класс опасности отклонены от согласования по причине их несоответствия требованиям приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007г. № 570 и возвращены ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» на доработку согласно письму Управления Ростехнадзора от 14.08.2009г. № 4570.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что хозяйственная деятельность ЗАО «Каменский маслосыркомбинат», при которой образуются отходы производства и потребления, осуществляется без лимитов на размещение отходов, установленных в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, а также без оформленных и утвержденных в соответствии с установленными требованиями паспортов на отходы.

Несоблюдение вышеперечисленных норм при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления привело к нарушению предпринимателем требований о соблюдении экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя о ведении работ по установлению лимитов на размещение отходов и оформлению отсутствующих паспортов судом отклоняется, поскольку дополнительное соглашение к договору № 163/18-п от 05.07.2007г. ЦЛАТИ по Алтайскому краю, дополнительная смета на проведение работ по договору № 163/18-п от 05.07.2007г. не подписаны со стороны ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» не подписаны.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих выполнение условия сметы - внесение аванса в размере 100% Обществом в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд считает доказанным и документально подтвержденным факт того, что деятельность ЗАО «Каменский маслосыркомбинат», в результате которой образуются отходы производства и потребления 1 и 4 класса опасности, осуществляется в нарушение статьей 18, 24 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ без оформленных в установленном законодательством порядке паспортов на отходы.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения Обществом действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем суду не представлено.

Из части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена возможность суда освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.

В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10 предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Надлежащему исполнению лицами обязанностей, связанных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, законодатель придает серьезное значение, о чем свидетельствует санкция статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая применительно к юридическим лицам минимальное наказание в размере 100 000 руб.

Пунктом 8.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума ВАС РФ касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» от 20.11.2008 № 60 установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при этом применение положений о малозначительности должно быть мотивированно.

Суд считает, что рассматриваемый случай не является исключительным, нарушение заявителем экологических и санитарно-эпидемиологических требований носит системный характер, поскольку 02.07.2010г. в отношении Общества рассмотрено аналогичное дело об административном правонарушении и вынесено Постановление № АТ-191/3 о привлечении Закрытого акционерного общества «Каменский маслосыркомбинат» к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с чем, объективных предпосылок для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Применение судом статьи 2.9 КоАП РФ и тем самым освобождение Общества от административной ответственности будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений, поскольку правонарушитель, уверенный в безнаказанности совершенного правонарушения, будет и в дальнейшем уверен в малозначительности подобного рода действий.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами санкцией статьи 8.2 КоАП РФ предусматривается наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 до 250 000 рублей.

При рассмотрении административного дела были учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства и на ЗАО «Каменский маслосыркомбинат» и наложен минимальный размер штрафа в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.

В связи с чем, меру назначенного обществу наказания, которая определена в минимальном размере санкции статьи 8.2 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации, суд считает обоснованной.

Оспариваемое постановление принято административным органом в рамках полномочий, установленных статьей 23.29 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации.

Нарушение процессуальных прав заявителя в процессе привлечения его к административной ответственности, как и нарушений процедуры и порядка привлечения Общества к административной ответственности суд не усматривает.

Исходя из изложенного, имеющихся в материалах дела документов, доводов сторон, суд пришел к выводу о соответствии обжалуемого постановления законодательству Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Совокупность установленных судом по настоящему делу обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 27, 29, 34, 35, 65, 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Закрытому акционерному обществу «Каменский маслосыркомбинат», г. Камень-на-Оби в удовлетворении заявления об отмене Постановления от 02.07.2010г. № АТ-191/1 Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Выдать Закрытому акционерному обществу «Каменский маслосыркомбинат», г. Камень-на-Оби справку на возврат из Федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной при обращении в суд по платежному поручению № 2777 от 09.07.2010г.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Л.Ю. Ильичева