АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-9345/2008-10
29 сентября 2008 года
Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Дружининой Н.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора, г.Новосибирск к закрытому акционерному обществу «Геркулес», г.Рубцовск о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при ведении протокола заседания судьей Дружининой Н.М.,
при участии представителей сторон:
от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность от 01.07.2008г.,
У С Т А Н О В И Л:
Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора, г.Новосибирск (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества «Геркулес», г.Рубцовск (далее – Общество, ЗАО «Геркулес») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В обоснование заявленных требований указало, что Общество, в нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.02.2002г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006г. № 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте», осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность относительно опасных грузов без лицензии.
Согласно представленному отзыву на заявление, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку на момент осуществления проверки 08.08.2008г. погрузочно-разгрузочную деятельность Общество не осуществляло. Более того, согласно ответу руководителя Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами 14.12.2005г. №11-12/3947 в связи с имеющейся у ЗАО «Геркулес» лицензии на право осуществления деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, получение дополнительной лицензии, разрешающей выполнение сливо-наливных операций на железнодорожной эстакаде и транспортирование опасных веществ на территории опасного производственного объекта, не требуется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Дополнительно указал, что справка станции Рубцовск только констатирует факт получения груза ЗАО «Геркулес» и не отражает обстоятельств административного правонарушения. Кроме того, ЗАО «Геркулес» необоснованно привлечено к административной ответственности, поскольку по результатам проверки в отношении Общества вынесено предписание № ОГ 21/08 от 08.08.2008г. об устранении выявленного нарушения в срок до 15.11.2008г.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, комиссией в составе заместителя начальника отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями ФИО2 и государственного инспектора ФИО3, на основании распоряжения начальника Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора от 29.07.2008г. №176-р, проведена проверка ЗАО «Геркулес» на предмет соблюдения требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В ходе проверки был выявлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: согласно справке ЗАО «Геркулес» за период с 01.01.2008г. по 01.08.2008г. получило в свой адрес и выгрузило своими средствами 76 вагонов с опасными грузами.
Погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в силу подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006г. № 134 утверждено Положение о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которым определен порядок лицензирования указанной деятельности.
Общество осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не имея лицензии.
По данному факту 11.08.2008г. в отношении Общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении №180/08-2008/ОГ.
По результатам проверки 25.08.2008г. государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении №214/юл.
Указанный протокол и материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 08.02.2002г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
В силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
При осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 названного Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007г. № 18 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а постановлением Правительства РФ от 15.03.2006г. № 134 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
В отзыве на заявление Общество ссылается на лицензию, выданную ЗАО «Геркулес» на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии состава правонарушения.
Вместе с тем, сфера действия данной лицензии не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку указанная лицензия разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Данный вывод подтверждается также понятием «перевозки опасного груза», данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994г. № 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Таким образом, такие операции, как погрузка и выгрузка грузов, не охватываются понятием «транспортировка» грузов, и являются самостоятельным видом деятельности, требующим соответствующей лицензии.
Согласно представленной в материалы дела справке станции Рубцовск ЗАО «Геркулес» за период с 01.01.2008г. по 01.08.2008г. получило в свой адрес и выгрузило своими средствами 76 вагонов с опасными грузами. При этом конечной целью указанной деятельности, как определено в пункте 1.2 Устава, является получение прибыли.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылку Общества на ответ руководителя Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами от 14.12.2005г. №11-12/3947, суд находит необоснованной, поскольку содержащиеся в нем разъяснения не являются официальными нормативными правовыми актами, которыми можно руководствоваться при осуществлении предпринимательской деятельности.
Вынесение в отношении ЗАО «Геркулес» предписания об устранении выявленных нарушений, на которое указывает Общество в представленном отзыве, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности за совершенное правонарушение. Более того, неисполнение указанного предписания образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Поскольку событие административного правонарушения и факт совершения его Обществом, подтверждается представленными в судебное заседание материалами, протоколом об административном правонарушении, составленным должностным лицом в рамках представленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, установленными административным законом, суд считает заявление о привлечении ЗАО «Геркулес» к административной ответственности подлежащим удовлетворению.
При определении меры наказания суд учитывает факт совершения правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем находит возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренной санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 202, 203, 204, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора удовлетворить.
Признать закрытое акционерное общество «Геркулес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить ему административный штраф в размере 40 000 рублей без конфискации сырья.
Выдать исполнительный лист.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Банк плательщика: ГРКЦ Государственное учреждение – Банка России по Новосибирской области г.Новосибирска
Банк получателя: УФК по Новосибирской области (Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН:<***>
КПП:540701001
БИК:045004001
Счет получателя:40101810900000010001
Код бюджетной классификации:10611690040040000140
ОКАТО:50401000000
Решение обжалуется в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томска.
Судья Н.М. Дружинина