656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: а03.info@arbitr.ru
г. Барнаул Дело № А03-9464/2020
23 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Алейского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Алейск, Алтайский край, к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, Алтайский край, о признании недействительными приказа о назначении внеплановой выездной проверки № 521 от 11.11.2019, представления № 17-84-24/38 от 09.01.2020, предписания № 17-84-24/39 от 09.01.2020, о признании незаконными действия (бездействия) Управления федерального казначейства Алтайского края в части отказа в рассмотрении возражений на акт выездной проверки от 13.11.2019, о признании незаконной выездной проверки с 12.11.2019 по 13.11.2019,
при участии:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ л.д. 89-98);
от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 28.01.2019 №15-30/24, диплом рег. номер 525 от 27.06.2014),
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное учреждение культуры и искусства «Дом офицеров Алейского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Учреждение) обратилось в Алейский городской суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее по тексту – Управление) о признании недействительными приказа о назначении внеплановой выездной проверки № 521 от 11.11.2019, представления № 17-84-24/38 от 09.01.2020, предписания № 17-84-24/39 от 09.01.2020, о признании незаконными бездействий Управления федерального казначейства Алтайского края в части отказа в рассмотрении возражений на акт выездной проверки от 13.11.2019, о признании незаконной выездной проверки с 12.11.2019 по 13.11.2019.
Определением Алейского городского суда Алтайского края от 24.04.2020 дело передано на рассмотрение Арбитражного суда Алтайского края.
Заявление со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон №294-ФЗ) мотивированы тем, что при проведении проверки Управлением допущены грубые нарушения, которые влекут отмену результатов проверки и оспариваемых предписания и представления. Также, по мнению заявителя, отсутствуют основания для возврата спорной суммы денежных средств, поскольку работник выполнял именно функции главного бухгалтера.
Управление представило отзыв с возражениями на заявление, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя, поскольку положения Закона №294-ФЗ к спорным правоотношениям не применяются. Исходя из представленных в ходе проверки документов, Управление считает обоснованным свой вывод о том, что работник принят был на должность бухгалтера в отсутствии соответствующей категории.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения.
Как следует из материалов дела, с 12.11.2019 по 13.11.2019 на основании приказа №521 от 11.11.2019 Управлением в отношении Учреждения проведена внеплановая проверка соответствия уровня оплаты труда и среднемесячного дохода отдельных категорий работников Министерства Обороны, в ходе которой выявлено, что
Данные нарушения зафиксированы в акте от 13.11.2019.
По результатам проверки Учреждению выдано представление №17.84-24/38, которым в срок до 30.03.2020 Учреждение обязано принять меры по приведению в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.04.2014 №255 «О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583» размера должностного оклада бухгалтера; по каждому выявленному бюджетному нарушению, указанному в настоящем предписании, принять меры по устранению его причин и условий.
Также Учреждению 09.01.2020 выдано предписание №17.84-24/39, согласно которому Учреждение в срок до 01.05.2020 в результате необоснованно начисленной и выплаченной заработной платы бухгалтеру Учреждения в размере 50598,14 руб.
Считая, что при проведении проверки допущены нарушения положений Закона №294-ФЗ, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на заявителя.
Проведение государственного (муниципального) контроля органами Федерального казначейства регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее по тексту - Порядок №1092), приказом Федерального казначейства от 01.03.2017 № 39 «Об утверждении Стандарта внутренней организации контрольного мероприятия «Общие требования к внутренней организации контрольного мероприятия» (далее по тексту - Стандарт №39).
Согласно пункту 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, в связи с чем доводы заявителя о нарушении Управлением положений Закона №294-ФЗ отклоняются.
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9.22(1) Положения об Управлении, утвержденном приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316, Управление осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу пункта 5 Порядка №1092 внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), принятого, в том числе, в случае поступления обращений (поручений) Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций.
Пунктами 18, 29 Порядка № 1092 предусмотрено, что решение о проведении проверки, ревизии или обследования оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа). Контрольное мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) о его назначении, в котором указываются наименование объекта контроля, проверяемый период при последующем контроле, тема контрольного мероприятия, основание проведения контрольного мероприятия, состав должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
В соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации ФИО3 от 25 октября 2019 г. № 5-69 руководителем Федерального казначейства поручено Управлению провести проверку фактической численности отдельных категорий работников Минобороны России, подпадающих под реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а также соответствие уровня оплаты труда указанных категорий работников и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации за 2018-2019 годы.
В связи с этим, руководителем Управления принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в Учреждении, которое оформлено приказом Управления 11.11.2019 № 521 «О назначении внеплановой выездной проверки в Федеральном государственном учреждении культуры и искусства «Дом офицеров Алейского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации».
Подготовка и издание приказа органа Федерального казначейства о проведении контрольного мероприятия осуществляются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных приказами Федерального казначейства (пункт 4.8. Стандарта № 39).
Согласно пункту 3.2.17 Инструкции по делопроизводству в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденной приказом Федерального казначейства от 27.05.2011 № 206, печать ставится на документах в случаях, предусмотренных законодательными или иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, проставление оттиска печати на приказе о проведении контрольного мероприятия не предусмотрено действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах у Управления имелись законные основания для проведения внеплановой проверки в отношении Учреждения в период с 12.11.2019 по 13.11.2019.
При этом ни в заявлении, ни в судебном заседании представитель заявителя не смогла пояснить, каким образом отсутствие печати влияет на незаконность самого приказа, в связи с чем данное требований удовлетворению не подлежит.
Не подлежит также удовлетворению требование заявителя о незаконности проверки ввиду якобы непредставления в ходе ее проведения служебного удостоверения.
Положения Порядка №1092 предусматривают право соответствующих должностных лиц Федерального казначейства (его территориальных органов) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуги.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств в обоснование доводов относительно того, что должностными лицами, проводившие проверку, не предъявлены служебные удостоверения.
Кроме того, заявителем не оспаривается, что лица, проводившие проверку, являются должностными лицами Управления.
Относительно требований о признании проверки незаконной в связи с проведением ее без соответствующего уведомления, арбитражный суд также считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, не предусматривают направление объекту контроля уведомления о проведении контрольного мероприятия.
Требования заявителя о признании незаконным бездействия по не рассмотрению возражений на акт проверки также судом признаются не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений пунктов 64-66 Порядка №1092 акт выездной проверки (ревизии) в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю объекта контроля в соответствии с Порядком № 1092. Объект контроля вправе представить в Федеральное казначейство (его территориальный орган) возражения в письменной форме на акт выездной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения акта, которые приобщаются к материалам проверки. Возражения направляются нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.
В соответствии с пунктом 67 Порядка № 1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение: о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля; о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля, возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).
Из материалов дела следует, что Учреждением представлены возражения в письменной форме от 22.11.2019 №1194 на акт внеплановой выездной проверки от 13.11.2019, которые рассмотрены на заседании Контрольной комиссии Управления 18.12.2019 и учтены при вынесении решения руководителем Управления по результатам контрольного мероприятия, что подтверждается протоколом заседания Контрольной комиссии Управления от 18.12.2019 № 23.
В связи с предоставлением Домом офицеров приказов командующего войсками Центрального военного округа (г. Екатеринбург), изданных 03.12.2019, устанавливающих размер стимулирующих выплат начальнику Учреждения, нарушение, выразившееся в необоснованном начислении и выплате премии начальнику Учреждения, решено отразить как нарушение, выразившееся в выплате премии до фактического издания работодателем приказов, устанавливающих размер стимулирующих выплат. Решено исключить из представления требование о принятии мер к возмещению суммы необоснованно начисленной и выплаченной премии начальнику Учреждения.
Документы (приказ от 15.11.2019 № 60, приказ от 15.11.2019 № 61, дополнительные соглашения от 17.01.2020 к трудовому договору № 120 от 01.08.2017, от 17.01.2020 № 2 к трудовому договору № 124 от 03.10.2019, аттестационный лист от 15.11.2019), на которые ссылается Учреждение, приняты после вынесения акта внеплановой выездной проверки от 13.11.2019 и не были представлены вместе с возражениями на акт внеплановой выездной проверки от 13.11.2019, в виду чего не были предметом рассмотрения на Контрольной комиссии Управления и не могли быть учтены при вынесении решения по результатам контрольного мероприятия.
Ссылка Дома офицеров на нормы Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении возражений на акт внеплановой выездной проверки от 13.11.2019 несостоятельна, поскольку указанным Законом определено обращение гражданина как направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (статья 4).
Возражение по акту проверки не относится к обращению гражданина, следовательно, не может быть рассмотрено в рамках указанного федерального закона, таким образом данное требование также не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской
Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с пунктом 7 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583» (далее по тексту Приказ № 255), которое действовало в проверяемый период с 01.01.2018 по 11.11.2019, должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему приказу.
Должностные оклады (тарифные ставки) заместителям руководителей воинских частей и организаций, главным бухгалтерам, руководителям структурных подразделений и их заместителям, специалистам и рабочим устанавливаются приказами руководителей воинских частей и организаций, наделенных полномочиями работодателя (пункт 8 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил, утвержденных Приказом 255).
В статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации дается понятие трудовому договору, по которым понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор является, в том числе условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием ' квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Из материалов дела следует и Учреждением фактически не опровергнуто, что в соответствии со Штатом № 48/153, утвержденным заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации 30.09.2015, в Учреждении предусмотрена должность бухгалтера.
Согласно примечанию 37 указанного штатного расписания должностные оклады (тарифные ставки) гражданского персонала устанавливаются в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255.
В таблице № 65 Приложения № 1 к Приказу № 255 определены должностные оклады: бухгалтер, не имеющий категории - 7250 руб.; бухгалтер II категории - 7 870 руб.; бухгалтер I категории - 8 630 руб.
Согласно приказу врио начальника Учреждения от 01.08.2017 №13 ФИО4 принята на должность бухгалтера на время декретного отпуска ФИО1 с должностным окладом 8 630 руб. с полным рабочим днем. Приказом от 03.10.2019 № 19 ФИО4 переведена на постоянную работу в должности бухгалтера с сохранением должностного оклада.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 трудовых договоров от 01.08.2017 № 120, от 03.10.2019 № 124, заключенных между ФИО4 и заявителем, работодатель предоставляет работнику работу по должности бухгалтера без установления квалификации (квалификационной категории). Аттестация ФИО4 на соответствие занимаемой должности в проверяемый период не проводилась.
Исходя из представленных в ходе проведения проверки документов, условий трудового договора, в котором предусмотрена должность бухгалтера без установления квалификационной категории, арбитражный суд соглашается с доводами Управления о том, что отсутствовали основания для установления ФИО4 оклада бухгалтера I категории, что подтверждает факт осуществления Учреждением необоснованных расходов федерального бюджета на выплату заработной платы в период с 01.01.2018 по 11.11.2019.
Приведение документов Учреждением и проведения квалификации должностного лица в соответствие с фактически выполняемыми ею обязанностями после проведения проверки, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых предписания и представления.
При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
федеральному государственному учреждению культуры и искусства «Дом офицеров Алейского гарнизона» Министерства обороны Российской Федерации в удовлетворении требовании отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Трибуналова