ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-947/17 от 26.06.2017 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: a03.info@arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                              РЕШЕНИЕ

г.БарнаулДело № А03-947/2017

03 июля 2017 года   

Резолютивная часть определения объявлена 26 июня 2017 года

Полный текст определения изготовлен 03 июля 2017 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой Е..А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Степаненко Людмила Васильевна (ОГРНИП 307222125800070, ИНН 222107257307),                   г. Барнаул Алтайского края, к Муниципальному образованию городскому округу - городу Барнаулу Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (ОГРН 1022201773087, ИНН 2202000286), г. Барнаул Алтайского края, о взыскании 1 770 595 руб. убытков, с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований,  Администрации города Барнаула Алтайского края, Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула,

при  участии в заседании представителей сторон:

          от истца Степаненко Л.В. - Степаненко Л.В., паспорт;

          от  истца – Нефедова Е.А., по доверенности б/н от 19.02.2016, удостоверение;

          от ответчика – Сысоева О.С., по доверенности №08-1-15/7 от 16.01.2017, удостоверение;

          от третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаулане явился (извещен надлежаще);

от Администрации города Барнаула Алтайского края – Насыров О.И.. по доверенности №21/исх-11 от 10.01.2017, удостоверение,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Степаненко Людмила Васильевна (далее – истец, предприниматель Степаненко Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Муниципальному образованию городскому округу - городу Барнаулу Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула о взыскании за счет казны муниципального образования городского округа - города Барнаула в ее пользу 1 770 595 руб. в возмещение реального ущерба,, причиненного разрушением принадлежавшего истцу имущества и изъятием для муниципальных нужд земельного участка по адресу: г. Барнаул, ул. Минская, дом 3, а также  3 500 руб. расходов по оплате отчета об определении рыночной стоимости нежилого помещения, 15 000 руб. расходов по оплате судебной комиссионной товароведческой (оценочной) экспертизы, 30 706 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Исковые требования мотивированы со ссылкой на статью 35 Конституции Российской Федерации, 239, 244, 245, 279, 281, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), статьи 32, 36 Земельного кодекса Российской Федерации ( ЗК РФ), статьи 55, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации ( ЖК РФ).

          К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация города Барнаула Алтайского края, Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула.

          В отзыве на иск Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула в его удовлетворении просит отказать, так как в бюджетах г.Барнаула  на 2016, на 2017 денежные средства на выкуп нежилых помещений, размещенных в  аварийных домах, не предусмотрены, поскольку данное обязательство не является расходным обязательством городского округа-города Барнаула, нормами Жилищного кодекса РФ (ст.32 ) и  муниципальными правовыми актами  предусмотрена финансовая поддержка только владельцам  жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.

          Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в отзыве на иск  в его удовлетворении также просит отказать, так как  предприниматель Степаненко J1.B. являлась собственником нежилого помещения общей площадью 49,1 кв.м. по адресу: г.Барнаул, ул. Минская, 3- на первом этаже многоквартирного дома. Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 19.09.2011 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. 10.10.2011 администрацией города принято распоряжение №301 о признании данного  многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан аварийного жилищного фонда города Барнаула на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 19.09.2014 №2040, граждане, проживавшие в жилых помещениях многоквартирного жилого дома по ул. Минская, 3, были обеспечены иными жилыми помещениями и переселены. Предпринимателю Степаненко JI.B. были направлены предписание и требование о необходимости освободить нежилые помещения и прекратить предпринимательскую деятельность в аварийном доме.  Последствия признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определены в ст. 32 ЖК РФ: земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, правовые последствия признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в отношении нежилых помещений не определены, они  изъятию не подлежат. Собственник жилого помещения в силу ст. 16, п.З ст.2 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). Аналогичное  решение вопроса для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, действующим законодательством прямо не предусмотрено и не урегулировано. Положение о переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утвержденное решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 №720, предусматривает, что выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. В бюджете города Барнаула денежные средства на выкуп нежилых помещений, размещенных в аварийных домах, предусмотрены не были. Муниципальной программой «Барнаул-комфортный город на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 17.09.2014 №2013, денежные средства на указанные цели также не предусмотрены.

          Администрация города Барнаула отзыв на иск не представила.

          В судебном заседании  истец и ее представитель  настаивали на удовлетворении иска. Представители ответчика и третьих лиц возражали против удовлетворения иска.

          Выслушав  участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          Предприниматель Степаненко Л.В. являлась собственником нежилого помещения парикмахерской общей площадью 49,1 кв.м., располагавшегося на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г.Барнаул, ул.Минская, д. 3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 03.08.2011 серия 22АВ №888906.

           Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 19.09.2011 №9 многоквартирный жилой дом по адресу: г.Барнаул, ул.Минская, д.3 признан аварийным и подлежащим сносу.

           Администрацией города Барнаула принято распоряжение от 10.10.2011 №301 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», согласно которому многоквартирный жилой дом по адресу: г.Барнаул, ул.Минская, д.3 признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических лиц до 31.12.2015 в пределах средств, предусмотренных в бюджете города.

           В соответствии с Муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Барнаула на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации города Барнаула от 19.09.2014 №2040, в целях обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан и улучшения архитектурного облика города за счет сноса 70 аварийных домов, граждане, проживавшие в жилых помещениях многоквартирного дома по ул.Минская, д.3, были обеспечены иными жилыми помещениями и переселены.

          Комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула предпринимателю  Степаненко JI.B. вручено требование от 29.08.2016 №1058-и о прекращении предпринимательской деятельности в нежилом помещении парикмахерской, расположенном на первом этаже аварийного жилого дома по адресу: г.Барнаул, ул.Минская, д.3.  02.09.2016 вручено предписание от 02.09.2016 №б/н о необходимости в срок до 07.09.2016 освободить занимаемое нежилое помещение парикмахерской в связи со сносом дома №3 по ул.Минской в г.Барнауле и обрушением ограждающих конструкций здания в период с 08.09.2016 по 12.09.2016. 19.09.2016 многоквартирный жилой дом с нежилым помещением по адресу: г.Барнаул, ул.Минская, д.3  снесен подрядчиком администрации города Барнаула.

          По заявлению предпринимателя от права собственности на нежилое помещение не отказывалась, право частной собственности на нежилое помещение парикмахерской в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не прекращала, нежилое помещение было пригодно для использования, что подтверждается отчетом об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Изъятие имущества в установленном законом порядке не производилось, стоимость утраченного имущества не была выплачена и иное нежилое помещение взамен снесенного не предоставлено.

         12.12.2016 истец обратился к ответчику с претензией о выплате рыночной стоимости нежилого помещения в размере 1 870 700 руб., однако в добровольном порядке денежные средства не выплачены.

  В силу статьи 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.

  В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

  Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

  Под убытками, согласно статьи 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).

  В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

  Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме действующим законодательством прямо не урегулированы, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения части 10 статьи 32 ЖК РФ по аналогии.

  Воля истца как собственника помещения в доме была направлена на дальнейшее использование дома.

  Согласно п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.

  В силу пункта 1 статьи 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после: 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; 3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

  Из пункта 4 вышеназванной статьи следует, что собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

  Статья 55 ЗК РФ предусматривает условия и порядок изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

  Согласно данной норме закона принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

  Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливается гражданским законодательством.

  В силу статьи 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

  На основании статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

  Для определения рыночной стоимости принадлежащего истцу помещения судом первой инстанции назначалась комиссионная экспертиза, по результатам которой в материалы дела представлено заключение экспертов от 17.05.2017 ООО «Экспертно-консультационный центр «Профи» и ООО «ЭСТИМА», согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью 49,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Минская, 3 на момент сноса - по состоянию на 19.09.2016 (с учетом аварийности, корректировки на аварийность многоквартирного жилого дома), составляет 1 770 595 руб.

  С учетом изложенного  суд  взыскивает 1 770 595 руб. в возмещение ущерба. При этом суд руководствуется сложившейся судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. N 304-ЭС15-15383 и др.).

Судебные расходы, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскиваются  судом со стороны.

Суд относит на истца  подтвержденные документально расходы истца в сумме 3 500 руб.  по оплате отчета по определению рыночной стоимости нежилого помещения, 15 000 руб. в возмещение расходов по оплате судебной комиссионной экспертизы, относит на ответчика расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями  110 (ч.1), 110, 167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р   Е   Ш   И   Л:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (ОГРН 1022201773087, ИНН 2202000286), г. Барнаул Алтайского края за счет казны муниципального образования городского округа - города Барнаула в пользу Индивидуального предпринимателя Степаненко Людмила Васильевна (ОГРНИП 307222125800070, ИНН 222107257307), г. Барнаул Алтайского края, 1 770 595 руб. в возмещение ущерба, 3 500 руб. расходов по оплате отчета по определению рыночной стоимости нежилого помещения, 15 000 руб. в возмещение расходов по оплате судебной комиссионной экспертизы, 30 706 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить ИП Степаненко Л.В. из федерального бюджета Российской Федерации 1 001 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г.Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо, обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                              С.П. Пономаренко