ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-9525/16 от 16.08.2016 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-9525/2016

16 августа 2016 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма ПЖЭТ-2» (ИНН 2222791276, ОГРН 1102223009569) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю об оспаривании постановления № 06/679 по делу об административном правонарушении от 19.05.2016, представления № 06/246,

при участии в заседании:

от заявителя – Усольцева С.Н., по доверенности от 11.01.2016,

от административного органа – Руденская Е.В., по доверенности от 20.02.2016 №117,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Фирма ПЖЭТ-2» (далее - Общество, ООО «Фирма ПЖЭТ-2») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление) об оспаривании постановления
 № 06/679 по делу об административном правонарушении от 19.05.2016, представления
 № 06/246.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, что выразилось в составлении протокола об административном правонарушении с нарушением срока, без разъяснения прав лицу, в отношении которого он составлен, а также в вынесении определения от 06 мая 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Фирма ПЖЭТ-2» по ст.6.4.КоАП РФ, в то время как согласно оспариваемому постановлению Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, по которой дело об административном правонарушении не возбуждалось.

Управление в отзыве на заявление ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления, ввиду соблюдения требований КоАП РФ при привлечении Общества к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивала, представитель административного органа требования считала необоснованными.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

06 мая 2016 года специалистом-экспертом отдела надзора за гигиеной труда и коммунальной гигиеной Управления на основании обращения граждан по вопросу затопления подвала жилого дома №6 по ул.Панфиловцев в г.Барнауле (вх. № 5644ж от 22.04.2016), вынесено определение №06/79 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.4 КоАП РФ.

В ходе административного расследования установлено и закреплено в акте осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.05.2016, что многоквартирный дом № 6 по ул. Панфиловцев в г. Барнауле находится в управлении ООО «Фирма ПЖЭТ-2».

При этом, в подъездах вышеуказанного многоквартирного дома, а также в пределах земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, зафиксировано отсутствие либо непредставление в полном объеме в нарушение п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ст.ст.8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», следующей необходимой информации:

- сведения об исполнителе - сведения о государственной регистрации, адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя адреса диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности); сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

12 мая 2016 года специалистом-экспертом по факту выявленного административного правонарушения в отношении Общества составлен протокол № 06/122 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю № 06/679 по делу об административном правонарушении от 19.05.2016, Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, с применением меры ответственности в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Производство по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ООО «Фирма ПЖЭТ-2» указанным постановлением прекращено в связи с отсутствием события правонарушения.

Кроме этого, 19.05.2016 в порядке ст. 29.13 КоАП РФ, Обществу выдано представление № 06/246 по делу об административном правонарушении по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлением, представлением, Общество обратилось в суд с требованием о признании их незаконными и отмене.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренным в указанной норме, являются интересы и права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге).

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие лица, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

Субъектом данного правонарушения являются, в том числе, лица, оказывающие потребителям услуги.

Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах.

По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В подпункте "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), установлен перечень информации, которую исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей): сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности): сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении; сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

На основании изложенного следует, что исполнитель обязан доводить необходимую информацию до сведения потребителей не только при заключении договора, но и путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Материалами дела установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что многоквартирный жилой дом №6 по ул.Панфиловцев в г.Барнауле находится в управлении ООО «Фирма ПЖЭТ-2».Учитывая вышеизложенное, ООО «Фирма ПЖЭТ-2», являясь для жильцов дома № 6 по у; Панфиловцев исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечить наличие информации для потребителей, перечень и порядок предоставления которой предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут. Протокол об административном нарушении от 12.05.2016 подписан законным представителем Общества без каких-либо возражений и замечаний.

Оценивая фактические обстоятельства, правовое регулирование спорных правоотношений, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Фирма ПЖЭТ-2» события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Юридическое лицо в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Общество в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела, у него имелась такая возможность.

Доказательства, подтверждающие принятие Обществом мер по соблюдению требований законодательства, указанные в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности, а также отсутствие возможности для их соблюдения в материалах дела отсутствуют.

При этом обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля Общества, материалами дела не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Фирма ПЖЭТ-2» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, что выразилось в составлении протокола об административном правонарушении с нарушением срока, без разъяснения прав лицу, в отношении которого он составлен, а также в вынесении определения от 06 мая 2016 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Фирма ПЖЭТ-2» по ст.6.4.КоАП РФ, в то время как согласно оспариваемому постановлению Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, по которой дело об административном правонарушении не возбуждалось.

Действительно, как следует из материалов дела, 06 мая 2016 года специалистом-экспертом отдела надзора за гигиеной труда и коммунальной гигиеной Управления на основании обращения граждан по вопросу затопления подвала жилого дома №6 по ул. Панфиловцев в г.Барнауле (вх. № 5644ж от 22.04.2016), вынесено определение №06/79 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, при непосредственном обнаружении в ходе проведения административного расследования должностным лицом Управления было установлено отсутствие необходимой информации обязательной к размещению, в связи с чем, данный факт административного правонарушения был зафиксирован в протоколе осмотра от 06.05.2016.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными оставлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом, распоряжения на проведение проверки не требуется.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что дело об административном правонарушении в отношении Общества по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ было возбуждено по основаниям, установленным ст. 28.1 КоАП РФ

Производство по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ООО «Фирма ПЖЭТ-2» постановлением № 06/679 по делу об административном правонарушении от 19.05.2016 прекращено, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества в указанной части.

Довод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении представителю Общества не разъяснялись его права и обязанности, следовательно, указанный протокол не может быть использован в качестве доказательства наличия в действиях заявителя состава правонарушения, не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.

Протокол № 06/122 об административном правонарушении от 12 мая 2016 года, оформленный в присутствии законного представителя Общества, и подписанный им же, содержит разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ,
 ст. 24.2 и 25.1 КоАП РФ. Отсутствие подписи представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, после текста протокола, содержащего права, не может однозначно свидетельствовать о не разъяснении данных прав, а наоборот, может указывать о непроставлении данной подписи представителем по собственному усмотрению. При этом после текста статей, содержащих права в протоколе, представитель подписывал иные графы протокола, следовательно мог ознакомиться со всем тестом протокола, в том числе и с правами. В объяснениях к протоколу представитель заявителя не ссылался на то, что ему не разъяснены права. При этом уведомление Общества о времени и месте составления протокола содержит также ссылку на то, что при составлении протокола будут разъясняться права.

Кроме того, права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, 25.1 КоАП РФ, были также разъяснены представителю Общества при составлении протокола осмотра от 06.05.2016., с момента составления которого, в силу ст.ст. 27.8, 27.1, 28.1 (ч.4) дело об административном правонарушении считается возбужденным.

В отношении довода заявителя о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении суд отмечает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

Несоблюдение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является достаточным основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Суд соглашается с доводом Общества о том, что протокол об административных правонарушениях был вынесен с нарушением срока, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, однако данный срок не является пресекательным, а его истечение само по себе не свидетельствует о существенности допущенного нарушения.

На основании изложенного, суд, проверив процедуру привлечения к административной ответственности, установил, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.

Права Общества, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обеспечены и соблюдены.

Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.

Оснований для освобождения Общества от административной ответственности судом не установлено.

В силу ч. 3 ст. 211   АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

При этом, поскольку представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, состав которого установлен, суд не находит правовых оснований для его отмены, соответственно, в указанной части требования заявителя удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья В.В. Синцова