АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: а03.info@arbitr.ru
г. Барнаул
Дело № А03-9535/2019
Резолютивная часть решения оглашена 07 октября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 14 октября 2019 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г.Новосибирск, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Тейси-Опт», г.Барнаул (ИНН 2222829071, ОГРН 1142223012557) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
от заявителя – Ефремов В.К. (удостоверение, доверенность № д6-22 от 24.04.2018), Румянцева Т.С. (удостоверение, доверенность № д6-8 от 27.03.2019),
от лица, привлекаемого к административной ответственности – Алпатова Е.В. (паспорт, доверенность № 2 от 09.01.2019).
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск (далее - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственности «Тейси-Опт» (далее – Общество, ООО «Тейси-Опт», лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требований заявитель указал, что Обществом при осуществлении предпринимательской деятельности по обороту алкогольной продукции допускается нарушение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее – Закон № 171-ФЗ) и ГОСТа. Заявитель полагает, что ООО «Тейси-Опт», осуществляя оборот (закупку, хранение и поставка) продукции, которая не соответствует требованиям ГОСТ Р 32030-2013, нарушило обязательные требования к такой продукции и связанные с требованиями к продукции процессам производства, осуществило выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, чем ввело в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Общество в письменном отзыве на заявление возражает против привлечения к административной ответственности, считает, что возбуждение дела, проведение административного расследования, составление протокола об административном правонарушении произведены с нарушением сроков, предусмотренных статьями 28.5, 28.7, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отмечает, что не исключается возможность, что выявленные недостатки в исследуемых образцах продукции появились по причине ненадлежащего хранения в период с 12.02.2019 по 20.03.2019.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, отзыве на заявление, представленных в материалы дела.
В судебном заседаним представители заявителя настаивали на заявленных требованиях, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, просила отказать в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу об административном правонарушении и заявлению о привлечении к административной ответственности, в вину ООО «Тейси-Опт» вменено совершение административного правонарушения, вследствие нарушения требований ГОСТ Р 32030-2013, выразившихся в том что, осуществляя оборот (закупку, хранение и поставку) алкогольной продукции (вина столового), которая не соответствует требованиям ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», нарушило обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, установленные пунктом 2 статьи 513 ГК РФ, Федеральным законом № 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 29-ФЗ, ГОСТ 32030-2013, соответствующие целям защиты жизни и здоровья граждан.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны соблюдать требования, установленные Федеральным законом № 171-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает обязательность соответствия алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
По смыслу подпункта 7 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что в случае, если производство и (или) оборот алкогольной продукции осуществляются без соответствия государственным стандартам, то такая продукция подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Вышеуказанные нормативные правовые акты носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.
Межрегиональным управлением Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление) получено обращение физического лица (вх. №06-19 от 30.01.2019) в котором указано, что приобретенное им в розничном магазине г. Новосибирска вино столовое полусладкое белое «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне» производства ООО «Тейси» имеет затхлый запах и привкус, вкус вина Шардоне не чувствуется; вино столовое сухое красное «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне» производства ООО «Тейси» имеет запах и вкус черноплодки, послевкусие как от раствора дубовой коры, вкус вина Каберне не чувствуется; оба вина острокислые. Вина были поставлены ООО «Тейси-Опт».
На основании задания № 10 от 30.01.2019 заместителя руководителя Управления Лубенец О.Н. были проведены мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями посредством анализа информации, содержащейся в государственных информационных системах: АИС «Электронный паспорт предприятия» (подсистемы - декларирование, аналитика, отчеты), Сервер отчетов «SQL Server Reporting Services» (декларирование, ЕГАИС-УТМ), федеральный реестр алкогольной продукции.
В результате проведенного анализа установлено, что согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС ООО «Тейси» в период с 01.06.2018 по 11.02.2019 зафиксировало в ЕГАИС сведения о производстве вина столового полусладкого белого «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне» и вина столового сухого красного «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне» в объеме 3269,2 дал (64282 шт.).
По данным зафиксированным в ЕГАИС вышеуказанные вина в объеме 4453,36 дал (59378 шт.) отгружены в адрес контрагента-покупателя ООО «Тейси-Опт» ИНН 2222829071. ООО «Тейси-Опт» осуществляло их поставки в адрес организаций розничной торговли, в том числе находящихся на территории г. Новосибирска.
Согласно данным ЕГАИС по состоянию на 11.02.2019 на остатках ООО «Тейси-Опт» числится 1 973,55 дал «Вино столовое полусладкое белое «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне» и 295,88 дал Вино столовое сухое красное «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне». Указанные вина на остатках ООО «Тейси» отсутствовали.
В Федеральном реестре алкогольной продукции (далее - ФРАП), размещенном на официальном сайте Росалкогольрегулирования, который находится в открытом доступе в сети Интернет, производителем ООО «Тейси» размещены макеты этикеток. Согласно информации на макетах этикеток указанные вина будут производиться на основании ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 32030-2013).
Согласно п. 4.1.4 ГОСТ 32030-2013 органолептические и физико-химические показатели столовых вин и столовых виноматериалов конкретных наименований должны соответствовать требованиям технологической инструкции.
Согласно технологическим инструкциям по производству, утвержденным управляющим ООО «УК ТЕЙСИ» Байкаловым М.С.:
- вина столового полусладкого белого «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне», размещенной во ФРАПе, (регистрационный номер 02-00046826) вино должно быть прозрачное без осадка и посторонних включений, цвет от светло соломенного до соломенного, в аромате цветочные тона в сочетании с нежными фруктовыми оттенками, вкус легкий, свежий с нежной кислинкой;
-производству вина столового сухого красного «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне», размещенной во ФРАПе, (регистрационный номер 02-00046823) вино должно быть прозрачное без осадка и посторонних включений, цвет от красного до рубинового, легкий фруктовый аромат, с тонами черной смородины, вкус нежный, бархатистый, слаженный, с небольшой кислотностью.
При этом, из вышеуказанного обращения следовало, что вина кислые и не имеют вкуса и аромата вина.
Таким образом, были основания полагать, что вино столовое сухое красное «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне» и вино столовое полусладкое белое «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне» не соответствуют требованиям ГОСТ 32030-2013, а ООО «Тейси-Опт» осуществляет оборот вина, не соответствующего требованиям ГОСТ 32030-2013.
По данному факту в соответствии со статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ 12.02.2019 в отношении ООО «Тейси-Опт» вынесено определение № 6-04-29/41ю-2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно: нарушение требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации продукции.
12.02.2019 в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 6-04-29/41ю-2019 должностным лицом Управления проведен осмотр складских помещений, расположенных по адресу: 656922, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 242, здание склада с пристроями Литер Б, Б1, Б2, Литер Б, этаж 1, склады № 10 (S=1158,0 кв.м), №46 (S=1269,2 кв.м), в которых ООО «Тейси-Опт» осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции (протокол осмотра от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019, материалы фотосъемки).
Вышеуказанное помещение находится в пользовании ООО «Тейси-Опт» на основании договора аренды от 22.10.2014 № б/н и дополнительного соглашения от 16.03.2016 к вышеуказанному договору аренды, заключенных Обществом с ООО «Альянс» ИНН 2222825503 сроком на 6 лет.
В складском помещении ООО «Тейси-Опт», расположенном по вышеуказанному адресу, была обнаружена алкогольная продукция, размещенная на поддонах и стеллажах, собственником которой является ООО «Тейси-Опт».
Сведения о хранении вина, поименованного в Таблице № 1, в складском помещении ООО «Тейси- Опт» по адресу: 656922, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 242, здание склада с пристроями Литер Б, Б1, Б2, Литер Б, этаж 1, склады № 10 (S=1158,0 кв.м), № 46 (S=1269,2 кв.м), зафиксированы в ЕГАИС.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 6- 04-29/41ю-2019, на основании ст. 26.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст. 27.10 КоАП РФ, для проведения экспертизы на соответствие алкогольной продукции требованиям государственных стандартов должностным лицом Управления было произведено изъятие образцов для исследования и контрольных образцов вина (Таблица № 2), о чем составлен протокол изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019. Образцы для исследования согласно определению о назначении экспертизы от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019 направлены в экспертно-аналитический отдел (испытательную лабораторию) МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу для проведения экспертизы качества алкогольной продукции. Контрольные образцы переданы на хранение представителю ООО «Тейси-Опт» Монахову А.Г. и хранятся по адресу: 656922, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 242, здание склада с пристроями Литер Б, Б1, Б2, Литер Б, этаж 1, склады № 10 (S=l 158,0 кв.м), № 46 (S=l269,2 кв.м).
В отношении оставшейся алкогольной продукции в количестве 37046 бутылок должностным лицом Управления в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста (протокол ареста товаров и иных вещей от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019).
Согласно экспертному заключению экспертно-аналитического отдела МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 11.04.2019 №36/2019 и протоколам испытаний №№349/2019 - 355/2019, №№349/2019/1 - 355/2019/1, полученным 11.04.2019 с сопроводительным письмом от 11.04.2019 № у1-6090/15:
1. В представленных на испытания образцах «вино столовое» №№349/2019-355/2019 отсутствуют спирты невиноградного происхождения.
2. Представленные на испытания образцы «вино столовое» №№352/2019- 355/2019 не соответствуют ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» по п. 4.1.2 (аромат, вкус) и п. 4.1.3.6 (массовая концентрация лимонной кислоты).
3. Представленные на испытания образцы «вино столовое» №№349/2019- 351/2019 соответствуют ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» по п. 4.1.2, п. 4.1.3.1 - 4.1.3.7, 4.1.3.9.
4. Представленные на испытания образцы «вино столовое» №№352/2019- 355/2019 не соответствуют ТИ 079-2018 по п. 1.1 (аромат, вкус), п. 1.2 (массовая концентрация лимонной кислоты). Представленные на испытания образцы «вино столовое» №№ 349/2019 - 351/2019 соответствуют ТИ 076-2018.
Таким образом, в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении № 6-04-29/41ю-2019 установлено, что ООО «Тейси-Опт» осуществляло оборот (закупку, хранение) вина столового полусладкого белого «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне» в количестве 26 264 бутылок, не соответствующего ГОСТ 32030-2013 по органолептическим показателям в части вкуса и аромата и по физико-химическим показателям в части массовой концентрации лимонной кислоты.
По вышеуказанному факту Управлением составлен протокол от 30.04.2019 № 6-04-29/41ю-2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В связи с соответствием вина столового сухого красного «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне» требованиям ГОСТ 32030-2013 определением от 12.04.2019 №6-04-29/41ю-2019 о снятии обеспечительных мер в виде ареста с вина столового сухого красного «Всегда 18 (восемнадцать) Каберне» (даты розлива: 16.06.2018, 04.09.2018, 01.02.2019) в общем количестве 10782 бутылок снят арест, наложенный на алкогольную продукцию согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 12.02.2019 №6-04-29/41ю- 2019.
В силу ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.43 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее – Закон № 184-ФЗ).
В п.1 ст. 46 закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона № 171 -ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон № 29-ФЗ) обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Согласно статье 1 Федерального закона № 29-ФЗ безопасность пищевых продуктов - это состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования (статья 1 Федерального закона № 29-ФЗ).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 07.06.2013 №43). Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 №253-СТ межгосударственный стандарт ГОСТ 32030-2013 введен в действие в качестве национального стандарта в Российской Федерации с 01.07.2014.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно п. 2 ст. 513 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в установленный срок. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно уведомить поставщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 474 ГК РФ порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
Таким образом, на Обществе лежит обязанность по проведению проверки (контроля) качества алкогольной продукции, оборот которой оно осуществляет. Перечень мероприятий и формы контроля устанавливаются самим Обществом.
В соответствии с представленным ООО «Тейси-Опт» в ходе административного расследования договором поставки от 25.05.2015 № 669, заключенным между ООО «Тейси» (Поставщик) и ООО «Тейси- Опт» (Покупатель), Поставщик обязуется произвести и поставить, а покупатель принять и оплатить алкогольную продукцию в порядке, на условиях, предусмотренные договором. Качество поставляемой продукции должно соответствовать ГОСТ 32030-2013 и подтверждаться соответствующими сертификатами соответствия, декларациями о качестве и удостоверениями о качестве. При этом приемка продукции по качеству, количеству и ассортименту производится Покупателем в соответствии с Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7.
Согласно пункту 14 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7, применяемой участниками гражданского оборота, вступающими в правоотношения, связанные с поставками, в том числе, пищевой продукции, приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями.
Вышеуказанной инструкцией также регламентируется процедура отбора проб и образцов организацией-покупателем для проведения лабораторного анализа (испытаний) качества и принимаемой продукции.
Информация о проведении Обществом лабораторного анализа вина столового полусладкого белого «Всегда 18 (восемнадцать) Шардоне» представлена не была.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что ООО «Тейси-Опт» не приняты исчерпывающие, зависящие от него меры по приемке и оценке качества закупаемой им алкогольной продукции.
Права и интересы потребителей (приобретателей) продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее производства и оборота (закупка, хранение, транспортировка, реализация (поставка и розничная купля-продажа).
Несоответствие изъятой у Общества продукции требованиям ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» должно было и могло быть выявлено Обществом на стадии получения (приемки) товара, при надлежащем образом организованной проверке (контроле).
В рамках рассмотрения дела Обществом заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Представители заявителя возражали против назначения экспертизы.
Суд, изучив заявленное ходатайство, отказал в назначении экспертизы в связи со следующим.
В качестве основания для проведения судебной экспертизы алкогольной продукции, оборот которой осуществляло ООО «Тейси-Опт», на предмет ее соответствия требованиям ГОСТ 32030-2013. Межгосударственный стандарт. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия, Общество указывает на отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего хранения и транспортирования образцов алкогольной продукции, а также соблюдения экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу норм и правил проведения испытаний.
Кроме того, ООО «Тейси-Опт» указывает на существенные различия результатов испытаний образцов вина, проведенных экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Меясрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» и автономной некоммерческой организаций «Союзэкспертиза» торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Вместе с тем, указанные доводы являются несостоятельными по следующим причинам.
На основании протокола изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019 должностным лицом Управления, проводившим административное расследование, по месту осуществления деятельности ООО «Тейси- Опг» (г. Барнаул, ул. Попова, 242, здание склада с пристроями Литер Б, Б1, Б2, склады № 10, № 46) изъяты образцы алкогольной продукции в количестве 28 бутылок (штук) для проведения экспертизы их соответствия требованиям ГОСТ 32030-2013 и контрольные образцы алкогольной продукции также в количестве 28 бутылок (штук).
Определением о назначении экспертизы от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019 назначена экспертиза, изъятой у ООО «Тейси-Опт» алкогольной продукции на соответствие государственным стандартам, проведение которой поручено экспертно - аналитическому отделу (испытательной лаборатории) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу.
Контрольные образцы алкогольной продукции были переданы на ответственное хранение представителю ООО «Тейси-Опт» и должны храниться по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 242, здание склада с пристроями Литер Б, Б1, Б2, помещение № 46, 46а.
14.02.2019 изъятые образцы алкогольной продукции в количестве 28 бутылок (штук) переданы должностным лицом Управления, проводившим административное расследование, ООО «Курьер-СПС» для осуществления их транспортировки (доставки) в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу по маршруту: Новосибирск - Москва (приложение 1).
До передачи перевозчику (ООО «Курьер-СПС») изъятая алкогольная продукция находилась на хранении в Управлении по адресу: г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 52 (комната хранения вещественных доказательств) с соблюдением температурновлажностного режима, с учетом требований, предъявляемых к условиям хранения винодельческой продукции, установленных пунктом 6.2 ГОСТ 32061-2013 «Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» (далее - ГОСТ 32061-2013) (норма: температура от +5 до +20 °С, относительная влажность не более 85%).
Перевозка изъятых образцов алкогольной продукции в количестве 28 бутылок (штук) осуществлялась ООО «Курьер-СПС» при температуре, соответствующей требованиям ГОСТ 32061-2013 (не ниже +5 и не выше +20 °С).
Изъятые образцы алкогольной продукции в количестве 28 бутылок (штук) доставлены в экспертно - аналитический отдел (испытательную лабораторию) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу.
Испытания (экспертиза) проводилась экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу в период с 20.03.2019 по 11.04.2019, что отражено в экспертном заключении от 11.04.2019 № 36/2019.
Экспертно - аналитический отдел (испытательная лаборатория) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу имеет аттестат аккредитации.
Требованиями к аккредитованным лабораториям предусмотрено, в том числе, соблюдение условий хранения при обращении с образцами поступившей на испытания продукции. Наличие действующего аттестата аккредитации свидетельствует о том, что лаборатория соблюдает требования к аккредитованным лабораториям, ее помещения и оснащение (средства измерения, испытательное оборудование и вспомогательное оборудование) соответствуют заявленной области аккредитации, ее персонал компетентен для реализации испытаний в заявленной области аккредитации.
Учитывая изложенное, сомнения ООО «Тейси-Опт» в части соблюдения требований к хранению и перевозке образцов алкогольной продукции, а также соблюдения экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу норм и правил проведения испытаний являются безосновательными.
Согласно экспертному заключению от 11.04.2019 № 36/2019 представленные на испытания образцы алкогольной продукции с присвоенными идентификационными номерами (шифрами) № 352/2019-355/2019 не соответствуют ГОСТ 32030-2013 (аромат, вкус и массовая концентрация лимонной кислоты) и не соответствуют технологической инструкции ТИ-079/2018 по п. 1.1 (аромат, вкус) и п. 1.2 (массовая концентрация лимонной кислоты).
Управлением в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу направлен запрос от 24.09.2019 исх. № у6-17425/04 о том, может ли отклонение от установленных условий хранения и транспортирования образцов алкогольной продукции повлиять на изменение органолептических показателей (аромат, вкус) и физико-химических показателей (массовая концентрация лимонной кислоты).
Из ответа Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на вышеуказанный запрос следует, что отклонение от установленных условий хранения и транспортирования образцов алкогольной продукции может оказать влияние на изменение органолептических показателей (аромат, вкус), но не может повлиять на физико-химический показатель (массовая концентрация лимонной кислоты).
Учитывая изложенное, у арбитражного суда не имеется оснований не доверять представленному в материалы дела экспертному заключению от 11.04.2019 № 36/2019, отсутствуют.
Из представленных ООО «Тейси-опт» документов следует, что Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» проведены испытания алкогольной продукции производства ООО «Тейси», идентичной по наименованию, крепости, виду и объему тары, датам розлива, что и алкогольная продукция, изъятая Управлением.
При этом нельзя согласиться с доводом Общества о том, что испытания, проведенные экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу и лабораториями, привлеченными ООО «Тейси-опт», конкурируют (противоречат друг другу), так как сопоставлять их результаты, как равноценные не представляется возможным.
Так, результаты испытаний, проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», оформлены протоколами испытаний №№ 400/0693, 40)/0694, 400/0695, 400/0696. Каждый из указанных протоколов испытаний имеет 4 разные редакции, отличающиеся по следующим реквизитам и содержанию:
дата составления протокола испытания (редакция № 1 датирована 26.02.2019, редакции № 2 - № 4 датированы 01.03.2019);
лицо, производившее отбор проб (редакции № 1- № 3 Байкалов М.С., редакция № 4 Семыкина Н.А.);
указание номеров федеральных специальных марок (в редакциях № 1, № 2 номера федеральных специальных марок не указаны, в редакциях № 3 - № 4 номеров указаны номера федеральных специальных марок).
Данные разночтения редакций одних и тех же протоколов испытаний являются основанием для обоснованных сомнений в их достоверности, а также компетентности лица, ответственного за их составление.
Согласно технологической инструкции ТИ 079-2018, утвержденной ООО «Тейси», для проверки качества сырья, готовой продукции и контроля технологического процесса должны применяться методы испытаний, указанные в таблице 4. Из указанной таблицы следует, что массовая концентрация лимонной кислоты должна определяться в соответствии с ГОСТ 32113-2013 Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Ферментативный метод определения массовой концентрации лимонной кислоты (далее - ГОСТ 32113-2013).
В результате испытаний алкогольной продукции с применением методики ГОСТ 32113-2013 экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу было установлено отклонение ее по физико-химическом показателю (массовая концентрация лимонной кислоты), от ГОСТ 32030-2013, что законом не допускается.
При этом, в ходе испытаний, проводившихся Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», этот же показатель (массовая концентрация лимонной кислоты) определен как соответствующий норме, установленной ГОСТ 32030-2013.
Однако, испытания показателя (массовая концентрация лимонной кислоты) проводились Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» не по ГОСТ 32113-2013, а по методике М- 04-47-2012 Определение органических кислот в винодельческой, соковой, алкогольной, безалкогольной, слабоалкогольной и пивоваренной продукции, что является недопустимым, т.к. противоречит требованиям технологической инструкции ТИ 079-2018.
Кроме того, из представленных Обществом протоколов испытаний №№ 400/0693, 400/0694, 400/0695, 400/0696, проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», оформленных в 4-х редакциях, не возможно установить, сколько образцов алкогольной продукции предоставлено на исследование (не указана единица измерения пробы).
Учитывая вышеуказанное, у суда имеются основания сомневаться в подлинности и достоверности результатов проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория» испытаний.
О невозможности конкурирования (спора) результатов испытаний, проведенных ъ ходе экспертизы экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», свидетельствует и то, что эксперты предупреждены о наступлении установленной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а значит и протоколов испытаний как его составной части, а лицо, ответственное за оформление протоколов испытаний - не было об этом предупреждено. Как следствие, существует риск недостоверности сведений, указанных в протоколах испытаний, оформленных Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральная научно- производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», что подтверждается многократным изменением их редакции.
Аналогичные недостатки имеют протоколы испытаний, подготовленные автономной некоммерческой организаций «Союзэкспертиза» торгово-промышленной палаты Российской Федерации: отсутствуют сведения о количестве представленных образцов, способов и времени их отбора, наименовании используемого при испытаниях измерительного оборудования и датах его поверки (аккредитации).
Также, ООО «Тейси-Опт» не представлены акты отбора проб, что исключает возможность проверить факт отбора образцов алкогольной продукции Обществом и его обстоятельства (условия).
Кроме того, Обществом не представлены доказательства того, каким образом (в каких условиях) осуществлялось транспортирование (перевозка) отобранных им образцов до привлеченных лабораторий (Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральная научно-производственная ветеринарная радиологическая лаборатория», некоммерческой организации «Союзэкспертиза» торгово-промышленной палаты Российской Федерации), в каких условиях находились доставленные в лабораторию образцы в одном случае - в период с даты доставки (21.02.2019) до даты начала проведения испытаний (22.02.2019), а также непосредственно в период испытаний (с 22.02.2019 по 26.02.2019 или 01.02.2019 - дата определяется в зависимости от редакции протокола испытаний), во втором случае - с даты их вероятного отбора (12.02.2019) до даты начала проведения испытаний (17.06.2019), а также непосредственно в период испытаний (с 17.06.2019 по 25.06.2019).
Также, не представляется возможным установить, в каких условиях находились доставленные в привлеченных Обществом лабораториях образцы.
Относительно независимости экспертизы изъятых образцов алкогольной продукции проведенной экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу, следует отметить следующее.
Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (статья 23.2) предусмотрено возможность проведения экспертизы экспертами лицензирующего органа, а также иными экспертами, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае невозможности проведения такой экспертизы экспертами лицензирующего органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 № 649 «О проведении экспертизы при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждено Положение о проведении экспертизы при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно пункту 4 указанного Положения, экспертиза проводится экспертами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (ее территориальных органов) - в отношении организаций, имеющих лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Учитывая изложенное, назначение и проведение экспертизы изъятых у ООО «Тейси-опт», являющегося лицензиатом (лицензия от 31.10.2016 № 223АП0006049, выданная Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка), образцов алкогольной продукции в испытательной лаборатории Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу соответствует требованиями законодательства. Оснований сомневаться в объективности и беспристрастности экспертов испытательной лаборатории Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу у суда не имеется.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что представленные ООО «Тейси-Опт» протоколы испытаний не ставят под сомнение подлинность, объективность и достоверность экспертного заключения от 11.04.2019 № 36/2019, составленного экспертно - аналитическим отделом (испытательной лабораторией) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу.
Таким образом, правовых оснований для назначения судебной экспертизы изъятых образцов алкогольной продукции, не усматривается.
Отсутствие надлежащего контроля в Обществе за качеством алкогольной продукции привело к обороту алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, при этом Общество, не предприняло исчерпывающих мер для недопущения оборота такой алкогольной продукции.
ООО «Тейси-Опт» осуществляя оборот (закупку, хранение и поставки) алкогольной продукции (вина столового), которая не соответствует требованиям ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», нарушило обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, установленные пунктом 2 статьи 513 ГК РФ, Федеральным законом № 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 29-ФЗ, ГОСТ 32030-2013, соответствующие целям защиты жизни и здоровья граждан.
Нарушение ООО «Тейси-Опт» требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации продукции образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования установлено, что в соответствии с ЕГРЮЛ учредителем и единственным участником ООО «Тейси-Опт» является ООО «Тейси». Указанные юридические лица имеют один и тот же орган управления, управляющую организацию ООО «УК ТЕЙСИ» в лице управляющего Байкалова М.С.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ООО «Тейси-Опт» является дочерней по отношению к ООО «Тейси» компанией, закупая у нее произведенную алкогольную продукцию на постоянной основе не могло не знать о технологии производства такой продукции и допускаемых ООО «Тейси» отступлениях от требований ГОСТ 32030-2013 при производстве столовых вин.
Таким образом, ООО «Тейси-Опт», осуществляя деятельность в сфере оборота алкогольной продукции, должно было знать о необходимости соблюдения требований законодательства и имело возможность для соблюдения правил и норм, закрепленных ГК РФ, Федеральными законами № 171-ФЗ, № 29-ФЗ, ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия», в части контроля за соответствием обращаемой продукции требованиям ГОСТ но не приняло мер по их соблюдению, что свидетельствует о вине юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При рассмотрении дела установлено, что ООО «Тейси-Опт» совершено административное правонарушение, в виде нарушения требований технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вина ООО «Тейси-Опт» подтверждается материалами дела от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019, экспертным заключением от 11.04.2019 №36/2019, протоколами испытаний от 11.04.2019 №№352/2019-355/2019.
Существенных нарушений процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях ст. 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности с учетом объекта посягательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в КоАП РФ внесены следующие изменения.
Статья 3.4 КоАП РФ дополнена частью 3, согласно которой, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Введенная указанным выше Федеральным законом часть 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, также введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 17-П от 12 ноября 2003 года государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 9 апреля 2001 года № 74-0, от 24 апреля 2002 года № 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Таким образом, поскольку правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью, а также в связи с повторностью правонарушения, в данном случае положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению.
Часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4- П указано на признание положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающих минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
При этом в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определил особый порядок исполнения данного Постановления, в частности допустил возможность в исключительных случаях и только в судебном порядке снижать размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, субъективное отношение лица, совершившего правонарушения, к самому поступку, а также наступившим последствиям, реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. При этом рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся элементы массива обстоятельств в совокупности.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, суд не усматривает оснований для снижения размер штрафа ниже низшего предела.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (п. 2 ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 15.1 указанного постановления предусмотрено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). В рамках рассмотрения данных дел не подлежат разрешению споры, связанные с определением законного владельца вещей и документов.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 25 Закона N 171 -ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям.
Учитывая изложенное, алкогольная продукция подлежит передаче для переработки или уничтожения в порядке, определенном Законом №171-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2013 №430 «О переработке или уничтожения изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Тейси-Опт», г.Барнаул (ИНН 2222829071, ОГРН 1142223012557) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Изъять из оборота алкогольную продукцию ООО «Тейси-Опт», г.Барнаул (ИНН 2222829071, ОГРН 1142223012557) в количестве 26 264 бутылок ( с учетом определения от 12.04.2019 № 6-04-29/41ю-2019 о снятии обеспечительных мер в виде ареста с вина столового сухого красного "Всего 18 (восемнадцать) Каберне (даты розлива: 16.06.2018, 04.09.2018, 01.02.2019) в общем количестве 10 782 бутылок), протоколом изъятия вещей и документов (проб и образцов) от 12.02.2019 № 6-04-29/41ю-2019 в количестве 16 бутылок и подвергнуть уничтожению.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Реквизиты получателя штрафа:
Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу л/сч 04171А22220)
ИНН 5406541225 КПП 540601001 БИК: 040173001
Расчетный счет: 401 018 101 000 000 100 01
Наименование банка: Отделение Барнаул г. Барнаула
Наименование платежа: " Денежные взыскания (штрафы) за административные ТУ Роспотребнадзора РФ по АК
Код бюджетной классификации: 160 1 16 08010 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции"
Код ОКТМО: 01701000
Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Судья Л.Г. Куличкова