ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-9887/2011 от 22.08.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-9887/2011 29 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2011 года. Полный текст решения изготовлен 29.08.2011 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного общобразовательного учреждения лицея-интерната «Алтайский краевой педагогический лицей», г. Барнаул,

об оспаривании постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае, г. Барнаул, о привлечении к административной ответственности,

при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств секретарем Ивановым М.Ю.,

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 25.07.2011 № 61, ФИО2, паспорт <...>,

от административного органа – ФИО3, доверенность от 25.07.2011 № 15/11,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное общеобразовательное учреждение лицей-интернат «Алтайский краевой педагогический лицей» (далее – Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее – управление, административный орган) от 04.07.2011 № 34 ЮЛ-11 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование требований заявитель указал, что нецелевое использование бюджетных средств Учреждением допущено не было. Кроме того, полагает, что вменяемое административное правонарушение является малозначительным, так как не содержит в себе существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административный орган в отзыве на заявление доводы Учреждения считает необоснованными. Указал, что заявитель привлечен к административной ответственности при наличии законных оснований и с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании 15.08.2011 по делу объявлялся перерыв до 22.08.2011 до 09 час. 00 мин.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что главным контролером-ревизором Управления 14.06.2011 была проведена проверка использования субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджету Алтайского края на организацию дистанционного образования детей-инвалидов в Учреждении за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование Учреждением субсидий, выделенных из федерального бюджета в сумме 53 445 руб.

По результатам проверки административным органом в отношении Учреждения 14.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 04.07.2011 № 34 ЮЛ-11 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, являются в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1112 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов.

Пунктами 1, 6 указанных Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования (далее - субсидии) в целях: оснащения компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов и организационно-методического обеспечения указанного обучения. Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 392 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Формирование субсидий на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (п. 5).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2009 № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» утверждены: «Правила предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» и «Методика распределения в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов».

В соответствии с указанными Правилами и Методикой, размер субсидий из федерального бюджета на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с организацией дистанционного образования детей-инвалидов, определяется Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Выше названные Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий, из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования, запланированных в том числе и на 2010 год.

Данные Правила предусматривают целевое использование субсидий выделенных из федерального бюджета на оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием для организации дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.

Во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов» приказом Минобрнауки РФ от 21.09.2009 № 341 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 № 525» по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации утверждены требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанного оборудования и программного обеспечения.

Данный приказ не относит факсы, радиотелефоны, сейфы огнестойкие к телекоммуникационному и специализированному оборудованию и не регламентирует требования к оснащению ими рабочих мест.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17, также не относит указанные основные средства к специализированному и телекоммуникационному оборудованию.

Как видно из материалов дела, нецелевое использование выразилось в том, что средства субсидии, выделенные из федерального бюджета Учреждению в 2010 году на организацию дистанционного образования детей-инвалидов, по расходному расписанию от 30.12.2010 № 5971 по бюджетной классификации расходов бюджета: глава 074 «Министерство образования и науки Российской Федерации», раздел и подраздел 0702 «Общее образование», целевая статья 436 14 00 «Дистанционное образование детей-инвалидов», вид расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», статья экономической классификации 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 53445,00 рублей, фактически израсходованы на приобретение факсов, радиотелефонов и сейфов огнестойких.

Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.

Таким образом, оспариваемое постановление принято на законных основаниях.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, считается оконченным в момент совершения конкретной платежно-расчетной операции по использованию средств не в соответствии с условиями их получения независимо от наступления вредных последствий.

Под признаки вышеуказанного правонарушения подпадает и временное отвлечение бюджетных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат положений, позволяющих рассматривать наличие либо отсутствие состава указанного правонарушения по итогам финансового года.

В связи с изложенным, каждая расчетно-платежная операция, совершенная в нарушение условий предоставления денежных средств, является отдельным фактом нецелевого использования бюджетных средств, за совершение которого лицо, его совершившее, подлежит привлечению к предусмотренной законодательством ответственности.

Заявителем также указано, что допущенные нарушения можно учесть в качестве малозначительности административного правонарушения и освободить его от ответственности.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда, либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Совершенное учреждением правонарушение нарушает установленный порядок функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Каких-либо доказательств отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также исключительность данного случая заявитель не представил.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается
 виновным в совершении административного правонарушения, если будет
 установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за
 нарушение которыхКоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Заявителем не было принято необходимых и достаточных мер по использованию бюджетных средств с учетом их целевого назначения.

При вышеназванных обстоятельствах суд считает, что освобождение Учреждения от административной ответственности противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений.

Оспариваемое постановление вынесено в рамках полномочий административного органа, с соблюдением установленного порядка и сроков давности привлечения к административной ответственности. Меру назначенного наказания суд считает обоснованной.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Краевого государственного общобразовательного учреждения лицея-интерната «Алтайский краевой педагогический лицей» о признании постановления от 04.07.2011 № 34 ЮЛ-11 Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае по делу об административном правонарушении незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Н.М. Дружинина