АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело №А03-9945/2010
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2010г.
Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2010г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Кальсиной А.В., в помещении суда по адресу <...>, каб. 405, при ведении протокола судебного заседания секретарём Кребелем Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети», г.Алейск к Администрации г.Алейска о взыскании 2 531 002 рублей 52 копеек,
при участии в заседании:
от истца – ФИО1 – по доверенности от 27.08.2010 года № 2; ФИО2 – по доверенности от 27.09.2010г. №2
от ответчика – ФИО3 – по доверенности № 4426 от 15.11.2010 года, ФИО4 - по доверенности от 30.11.2010г. № 4605;
У С Т А Н О В И Л :
Муниципальное унитарное предприятие г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети», г.Алейск (далее по тексту истец) обратилось в арбитражный суд Алтайского края к Администрации г.Алейска (далее по тексту ответчик) с исковым заявлением о взыскании 2 531 002 рублей 52 копеек убытков.
Представители истца исковые требования поддержали в полном объеме, полагая, что должнику и его кредиторам администрацией причинены убытки, так как без государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты не возможна государственная регистрация права хозяйственного ведения на эти объекты за МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети», которая необходима для продажи данного имущества. Отсутствие регистрации права муниципальной собственности на указанные выше объекты препятствует конкурсному управляющему МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» исполнять свои обязанности, возложенные на него ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по реализации имущества МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, а также завершению конкурсного производства в отношении должника.
Представители ответчика заявленные требования не признают, полагая, что обязанности по регистрации права собственности у ответчика не возникло и в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обязанность регистрации права хозяйственного ведения возложена на конкурсного управляющего.
В ходе судебного разбирательства было установлено и нашло подтверждение в материалах дела, что муниципальное унитарное предприятие города Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» создано на основании распоряжении комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края № 399 от 26.06.1994 года.
В соответствии со ст. 113 Гражданским кодексом РФ и Уставом Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное на ней собственником.
Согласно приложению № 1 к Уставу и Распоряжениям Администрации города Алейска установлен перечень недвижимого имущества (состав и стоимость), закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. Объекты в отношении которых производились работы и услуги, были переданы предприятию в хозяйственное ведение по Распоряжениям 2002-2007г.г.
На основании ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Переданное в хозяйственное ведение имущество учитывается на балансе МУП г.Алейска «ОКиТС».
Учредителем предприятия и собственником имущества Предприятия является муниципальное образования г. Алейск. От имени муниципального образования г. Алейска права собственника имущества осуществляет Администрация г.Алейска (п.1.6. Устава).
Исходя из этого, суд не принимает довод администрации города Алейска о том, что она является ненадлежащим ответчиком по данному делу со ссылкой на ст.ст. 2,8 ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 06 октября 2008 года по делу № А03-2950/08-Б муниципальное унитарное предприятие г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден ФИО5.
В соответствии со ст. ст. 2, 131, 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» основная цель процедуры конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет средств, полученных от реализации имущества должника.
Для реализации имущества и достижения целей конкурсного производства,
конкурсному управляющему необходимо произвести государственную регистрацию права
хозяйственного ведения на объекты недвижимости за МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети».
В соответствии с п.10 ст.33 ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 января 2013 года обязательным приложением, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
В соответствии с п. 12 названного закона технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерация порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Поскольку регистрация прав на объекты недвижимости без их технической инвентаризации, кадастрового учета и межевания границ земельных участков не возможна, а собственник указанные мероприятия не выполнил, то МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» было вынуждено самостоятельно заключить соответствующие договоры на проведение техинвентаризации, межевания и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, переданных в хозяйственное ведение.
Конкурсным управляющим были заключены следующие договора:
между МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» и ФГУП
«Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости»
были заключены договора на оказание услуг по выполнению работ по технической
инвентаризации. Согласно актам сдачи-приемки работ к договорам на выполнение работ
по технической инвентаризации были оказаны услуги на сумму 496 002,52 рубля. Данные
услуги оплачены полностью.
между МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» и ООО «Зенпроект» были заключены договора на выполнение проектно-изыскательных работ по землеустройству и земельному кадастру. Согласно актам сдачи-приемки проектно-изыскательных работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель были оказаны услуги на сумму 1 035 000,00 рубля. Данные услуги оплачены частично в размере 428 000,00 руб.
между МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» и ООО «Компания Генезис» был заключен договор на топографо-геодезические работы по горизонтальной съемке и установке границ земельного участка. Согласно акту готовности кадастровых работ были оказаны услуги на сумму 1 000 000,00 рубля. Данные услуги оплачены частично в размере 400 000,00 руб.
Статьей 4 ФЗ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 131 ч.1 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона о госрегистрации, согласно п.1 ст. 6 Закона признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Право собственности на спорные объекты возникло у Администрации как до введения в действие Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним», так и после.
Исходя из этого администрация полагает, что у нее не возникло обязанности государственной регистрации права на объекты, право собственности на которые возникло до введения в действие Федерального Закона о государственной регистрации, поскольку государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим обстоятельствам.
В силу статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.97 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона о госрегистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона перехода права, его ограничения, (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества.
В соответствии со ст.153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Передавая спорное имущество МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» в хозяйственное ведение, администрация совершила сделку после введения в действие Федерального закона и государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества при таких обстоятельствах, в силу п.2 ст. 6 Закона, обязательна.
Поскольку, согласно ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, осуществляет организационную и контролирующую функции за деятельностью предприятия, он обязан, закрепив имущество за предприятием на праве хозяйственного ведения, обеспечить гарантию правоспособности предприятия и не допустить невозможности осуществления предприятием своей уставной деятельности. Отсутствие же государственной регистрации права хозяйственного ведения в результате не осуществления собственником установленной законом регистрации права собственности на имущество приводит к невозможности осуществления предприятием своей уставной деятельности в соответствии с требованиями законодательства.
Сумма расходов понесенных конкурсным управляющим на оформление документов за счет предприятия составляет 1 324 002,52 руб. Общая сумма по договорам составляет 2 531 002,52 руб., сумма непогашенной задолженности 1 207 000,00 руб.
Таким образом, конкурсный управляющий выполнил обязанности собственника. Данные действия были необходимы в связи с дальнейшими действиями, по реализации имущества и удовлетворение требований кредиторов.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» установлено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств и т.п.
Возражений по расчету истребуемой суммы не заявлено.
Суд не принимает довод ответчика о том, что оплата всех расходов связанных с государственной регистрацией должна осуществляться за счет средств должника в силу указаний закона о несостоятельности.
Действительно, согласно п. 2 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника.
В силу ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя предприятия и собственника имущества предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В связи с осуществлением процедуры банкротства в отношении МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети», применение норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» как специального закона имеет приоритет перед другими правовыми нормами при рассмотрении данного дела
На основании ст. 20.7. Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника в размере фактических затрат, связанных с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество.
Однако, указанная норма закона предусматривает осуществление расходов, связанных с государственной регистрацией именно прав должника на недвижимое имущество, т.е. права хозяйственного ведения, но не права собственности администрации.
Истец правомерно указал, что при своевременной регистрация права муниципальной собственности (при передаче имущества в хозяйственное ведение), а, следовательно, и проведении собственником межевания, первичной технической инвентаризации и постановки на кадастровый учет недвижимого имущества, расходы МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» на регистрацию права хозяйственного свелись бы оплате государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения.
Таким образом, неисполнение ответчиком обязанности по регистрации права
собственности причинило убытки, как должнику - МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети», так и его кредиторам.
Должнику - в виде расходов по оплате работ по межеванию земельных участков, технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, часть которых уже произведена должником, а часть еще необходимо произвести.
Кредиторам - в виде неполученных денежных средств, которые они могли бы получить в случае своевременной регистрации ответчиком права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
Поэтому признание МУП г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети» несостоятельным (банкротом) не освобождает администрацию от обязанности по возмещению истцу расходов на техническую инвентаризацию, межевание и постановку на кадастровый учет недвижимого имущества, которые он был вынужден производить за свой счет.
При изложенных обстоятельствах суд находит заявленные требования правомерными и обоснованными.
Госпошлину, согласно ст.ст. 101-110 АПК РФ, суд относит на ответчика.
Руководствуясь ст.ст.4,27,65,110,167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требований удовлетворить.
Взыскать с Администрации г.Алейска Алтайского края, в пользу Муниципального унитарного предприятия г.Алейска «Объединенные котельные и тепловые сети», г.Алейск 2 531 002,52 руб. - убытков.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения.
Судья арбитражного суда
Алтайского края А.В.Кальсина