ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-10677/17 от 18.01.2018 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-10677/2017

января 2018 года

изготовление решения в полном объеме

«

18

»

января

резолютивная часть

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.Д. Пожарской,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи  секретарем судебного заседания О.Л. Беляковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление законодательного Собрания Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании решения недействительным,

а также изучив встречное заявление государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к законодательному Собранию Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 500 руб. финансовых санкций,

при участии в заседании: от собрания  – ФИО1, начальника юридического отдела государственно-правового управления, по доверенности от 28.09.2016 № 01-22-726, предъявлен паспорт; от управления – ФИО2, главного специалиста-эксперта юридической группы, по доверенности от 02.08.2017 № 09-6534, предъявлено удостоверение;

установил:

законодательное Собрание Амурской области (далее - заявитель по первоначальному иску, собрание) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) (далее - ответчик по первоначальному иску, управление, фонд) о признании недействительным решения от 03.10.2017 № 038S19170003064 о привлечении страхователя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 500 руб.

Определением суда от 01.12.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

15.12.2017 управлением подано встречное заявление о взыскании с собрания штрафных санкций в сумме 500 руб.

Определением от 18.12.2017 встречное заявление принято к производству, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства с назначением предварительного судебного заседания. Кроме того, в поименованном определении одновременно разъяснены положения части 4 статьи 137 АПК РФ, предусматривающие возможность суда перейти к рассмотрению дела в первой инстанции по существу непосредственно после завершения предварительного судебного заседания при условии надлежащего извещения об этом лица, участвующего в деле и отсутствии возражений с его стороны. Возражений относительно перехода к рассмотрению дела в первой инстанции непосредственно после завершения предварительного судебного заседания не поступило.

Суд с согласия участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

Представитель заявителя по первоначальному иску в судебном заседании на требованиях настаивал. Пояснил, что в вину собранию вменяется непредставление в установленный срок (не позднее 10.10.2016) сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года об 1 застрахованном лице. Это лицо оформлено на должность председателя комитета собрания по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям 14.10.2016 (распоряжение председателя законодательного Собрания Амурской области от 14.10.2016 № 37-Л), поэтому сведения об этом работнике не подлежали включению в отчетность за сентябрь 2016 года. Дополняющие сведения представлены заявителем по первоначальному иску только после получения уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у фонда. Настаивал, что событие правонарушения отсутствует, самостоятельное устранение страхователем неточностей не может служить основанием для привлечения к публично-правовой ответственности. Кроме того, назначенное наказание несоразмерно тяжести допущенного нарушения, применено без учета смягчающих ответственность обстоятельств. Против удовлетворения встречного заявления возражал по тем же основаниям.

Представитель управления против удовлетворения первоначального заявления возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что работник избран на должность председателя комитета законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям 26.09.2016 № 1/5, распоряжением председателя законодательного Собрания Амурской области от 14.10.2016 № 37-Л этот работник оформлен на работу с 27.09.2016 и ему установлено денежное вознаграждение с 27.09.2016, то есть фактически трудовые (служебные) отношения возникли с 27.09.2016. Поэтому на заявителе по первоначальному иску лежала обязанность включить сведения о спорном работнике в отчетность за сентябрь 2016 года, что сделано не было. Соответствующие дополняющие сведения поданы собранием только 20.07.2017 после получения соответствующего уведомления, то есть не своевременно. Состав  правонарушения подтвержден материалами дела, назначенное наказание соответствует тяжести допущенного нарушения, основания для дальнейшего снижения отсутствуют. На удовлетворении встречного заявления настаивал, просил взыскать финансовые санкции в полном объеме. Сроки уплаты штрафа в добровольном порядке по требованию от 08.11.2017 № 038S01170469194 истекли 04.12.2017, штрафы не оплачены.

Выслушав присутствовавших лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Законодательное Собрание Амурской области зарегистрировано 15.12.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным  регистрационным номером <***>, ИНН <***>. Собрание зарегистрирован в фонде в качестве страхователя.

10.10.2016 собранием в управление в электронном виде представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) за сентябрь 2016 года в отношении  застрахованных лиц.

При проверке сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь 2016 года и расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2016 года фондом выявлен факт отсутствия в форме СЗВ-М (исх.) за сентябрь 2016 года сведений об одном застрахованном лице, принятым на работу 27.09.2016. Собранию направлено уведомление от 14.07.2017 о необходимости устранения ошибок и несоответствий.

20.07.2017 заявителем по первоначальному иску представлены дополняющие сведения за сентябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица. Уведомлением от 11.08.2017 № 038А01828 составление акта по упомянутому нарушению назначено на 28.08.2017 с 09 час. до 11 час. Уведомление направлено 15.08.2017 собранию по почте, получено адресатом 17.08.2017 (почтовое отправление № 67503014381462). По факту выявленного нарушения управлением составлен акт от 28.08.2017 № 038S18170003080, рассмотрение которого назначено на 03.10.2017 с 09 час. до 11 час. Акт направлен собранию, получен адресатом по почте 01.09.2017 (почтовое отправление 67503014505080). 15.09.2017 от собрания поступили письменные возражения на акт проверки.

Решением от 03.10.2017 № 038S19170003064 собрание за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. Решение получено страхователем по почте 11.10.2017 (почтовое отправление № 67503016659477).

Решением вышестоящего органа по контролю за уплатой страховых взносов – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области оспариваемое решение от 03.10.2017 № 038S19170003064 оставлено без изменения, а жалоба собрания – без удовлетворения, о чем заявитель по первоначальному иску проинформирован письмом от 10.11.2017 № 10-17-Д-718.

Требованием от 08.11.2017 № 038S01170469194 собранию предложено уплатить финансовые санкции в сумме 500 руб. в срок до 04.12.2017. Требование направлено в адрес ответчика 13.11.2017 по почте, получено собранием 15.11.2017 (почтовое отправление № 67503017183872).

Не согласившись с решением фонда о привлечении к ответственности, заявитель по первоначальному требованию оспорил это решение в арбитражном суде. В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок собранием поименованного выше требования управление обратилось в суд со встречным заявлением.

Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд нашел первоначальные требования не подлежащими удовлетворению, а встречные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей на момент нарушения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, упомянутый работник избран на должность председателя комитета законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям 26.09.2016 № 1/5, распоряжением председателя законодательного Собрания Амурской области от 14.10.2016 № 37-Л этот работник оформлен на работу с 27.09.2016 и ему установлено денежное вознаграждение с 27.09.2016, то есть фактически трудовые (служебные) отношения возникли с 27.09.2016. Сведения об этом работнике подлежали включению в состав отчетности за сентябрь 2016 года.

Отчетность по форме СЗВ-М с типом «исходная» представлена собранием в фонд 10.10.2016. При этом в поименованной отчетности отсутствовали сведения об 1 застрахованном лице (председателя комитета законодательного Собрания Амурской области по вопросам предпринимательства, межрегиональным и внешнеэкономическим связям), т.е. сведения были неполны. Нарушение устранено заявителем по первоначальному иску 20.07.2017 путем представления отчетности по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» в отношении упомянутого застрахованного лица, т.е. несвоевременно.

В рассматриваемом случае собрание своевременных надлежащих мер к устранению ошибки не предприняло. Доказательств принятия всех необходимых мер с целью недопущения нарушения заявителем по первоначальному иску в материалы дела не представлено. В деянии собрания имеется состав вменяемого правонарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения, управлением не допущено. О времени и месте составления акта проверки и его рассмотрения плательщик взносов извещен надлежаще, представил письменные возражения. Оснований для освобождения плательщика взносов от ответственности по делу не имеется.

Рассмотрев вопрос о соразмерности и справедливости назначенного наказания, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения штрафных санкций.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П судам, как независимым и беспристрастным арбитрам и наиболее компетентному в сфере определения правовой справедливости органу государственной власти, предоставлено право в исключительных случаях с учетом совокупности всех обстоятельств по делу снижать штрафные санкции.

Исследовав обстоятельства совершения нарушения, его длительность, степень общественной опасности правонарушения и вины правонарушителя, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности, индивидуализации и дифференциации наказания, на основании внутреннего убеждения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения штрафных санкций ниже низшего предела.

В удовлетворении первоначальных требований собранию надлежит в полном объеме отказать.

Взыскание штрафных санкций по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Предъявлению в суд соответствующего требования предшествовало выставление фондом собранию обязательного к исполнению требования от 08.11.2017 № 038S01170469194, которое в добровольном порядке в установленный срок (04.12.2017) страхователем не исполнено.

С учетом установленных по делу обстоятельств встречные требования управления подлежат удовлетворению в полном объеме.

Стороны на основании положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статями 110, 167-171, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

законодательному Собранию Амурской области в удовлетворении требований по первоначальному заявлению о признании недействительным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области от 03.10.2017 № 038S19170003064 отказать;

встречное заявление удовлетворить, взыскать с законодательного Собрания Амурской области в пользу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области 500 руб. санкции.

Реквизиты для перечисления санкции: ИНН <***> КПП 280101001 УФК по Амурской области (ОПФР по Амурской области) р/с <***> в отделении Благовещенска, г. Благовещенск, БИК 041012001, ОКТМО 10701 000 001, код бюджетной классификации 392 1 16 2001006 6000 140 - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета ПФР)

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                    В.Д. Пожарская