ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1231/11 от 31.12.9999 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-1231/2011

«

27

»

мая

201 г.

изготовление решения в полном объеме

«

24

»

мая

201 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос

рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 ж.д.ст. Бам (ОГРН 1022801228911, 2826004108)

к

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН 1042800036730, ИНН 2801100402)

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности

Третье лицо: Администрация Сковородинского района (ОГРН 1027700380795, ИНН 2826001770)

протокол вел секретарь судебного заседания Т.В. Носаль

при участии в заседании: от заявителя - Каретникова Н.Г., заведующая, приказ от 01.07.1996 (до перерыва); от ответчика - Дружинина С.Н., доверенность от 02.12.2010 № 01-56/96; от третьего лица - не явились.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.05.2011 объявлялся перерыв до 24.05.2011 до 11 час. 00 мин.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 ж.д.ст. Бам с заявлением к Магдагачинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области об отмене постановления от 10.03.2011 по делу № 19-17-2/6/3 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области.

Учреждение не согласно с привлечением его к административной ответственности за использование земельного участка площадью 9498 кв.м. с кадастровым номером 28:24:012501:0240, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ж.д.ст. Бам, улица Октября, 16, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Заявитель указал, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением норм процессуального права, в частности административным органом в нарушение статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было осуществлено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, не дана оценка тому факту, что заявителем предпринимались все возможные и зависящие от него действия, а именно 15.11.2010 был заключен договор на проведение землеустроительных работ, направлено отношение в администрацию Сковородинского района о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, в ФГУП ЗКП Амурской области о необходимости уточнения местонахождения границ и площади земельного участка. Кроме того, административный орган не выяснил смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал, после объявленного судом перерыва в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, считает, что учреждение правомерно привлечено к ответственности, указал, что материалами административного дела подтвержден факт использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, у заявителя имелась возможность оформить соответствующий земельный участок, но им не были предприняты все меры для получения документов. Должностным лицом при рассмотрении административного дела учтен тот факт, что заявитель привлекается к административной ответственности впервые.

Администрация Сковородинского района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, представила отзыв, в котором поддержала заявленные требования, указала, что учреждение предприняло все возможные действия по оформлению кадастрового паспорта и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, однако, по независящим от него причинам не смогло этого сделать, в настоящее время принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, так как земельный участок находится за установленной чертой населенного пункта ж.д. ст. Бам, устранить данные обстоятельства возможно только после установления новой черты населенного пункта.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и третьего лица.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 ж.д.ст. Бам зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Сковородинского района 26.05.1998.

На основании распоряжения от 18.01.2011 № 66 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 ж.д.ст. Бам проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:24:012501:0240, площадью 9498 кв.м., расположенный по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ж.д.ст. Бам, улица Октября, 16, используется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Указанное нарушение зафиксировано в акте от 24.02.2011 № 19-17-2/6/3 и протоколе осмотра территории от 24.02.2011.

Государственным инспектором по использованию и охране земель по Сковородинскому району в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 24.02.2011.

О времени и месте составления протокола юридическое лицо уведомлено надлежащим образом, уведомление от 26.01.2011 № 19-17/18 направлено в адрес детского сада и получено им 27.01.2011.

Постановлением от 10.03.2011 № 19-17-2/6/3, вынесенным в отсутствие законного представителя учреждения, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, учреждение привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15000 рублей. О времени и месте вынесения постановления учреждение уведомлено определением от 24.02.2011, 09.03.2011 телефонограммой законный представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд не признает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 28 АА № 445214, выданному 20.08.2010 Управлением Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, МДОУ д/с № 5 ж.д. ст. Бам на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание детского сада, учебно-образовательного назначения и дошкольного воспитания, двухэтажное, общей площадью 2488,9 кв.м., инвентаризационный номер 10:249:002:007056130, литер А, адрес объекта: Амурская область, Сковородинский район, Солнечный сельсовет, станция Бам, улица Октября, дом 16.

Указанное здание является собственностью муниципального образования Сковородинский район Амурской области, право собственности оформлено свидетельством от 16.05.2011 серии 28-АА № 389827.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации у учреждения возникло право пользования земельным участком.

Однако, в силу требований пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с названным Федеральным законом документами, удостоверяющими права на земельные участки, признаются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ (статья 29 Земельного Кодекса РФ).

Из статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации также следует, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится в государственной неразграниченной собственности, на что прямо указала Администрация Сковородинского района.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Учреждением не представлены доказательства того, что им исполнена предусмотренная законом обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Не представлены доказательства предоставления учреждению земельного участка Администрацией Сковородинского района. Отсутствуют документы, подтверждающие зарегистрированное в установленном порядке право пользования спорным земельным участком.

В материалы дела представлено лишь свидетельство от 01.06.1994 серии АМО-2410 № 234524, в соответствии с которым решением Сковородинского районного Совета народных депутатов от 13.07.1988 № 217 земельный участок по адресу: Амурская область, Сковородинский район, поселок Бамовская, был предоставлен Сектору школ Забайкальской железной дороги в постоянное пользование для строительства детского сада на 240 мест.

Из данного свидетельства следует, что спорный земельный участок был предоставлен Сектору школ Забайкальской железной дороги, доказательств отношения МДОУ д/с № 5 ж.д. ст. Бам к Сектору школ Забайкальской железной дороги и к спорному земельному участку не представлено.

В ходе проверки инспектором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области проводилась работа по сбору необходимой информации, которая запрашивалась не только у учреждения, но и в Администрации Сковородинского района, которой соответствующие документы представлены не были. Кроме того, в государственном фонде данных Сковородинского района документы о предоставлении земельного участка учреждению в постоянное (бессрочное) пользование инспектором также не были обнаружены.

Из письма комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Сковородинского района от 17.02.2011 № 131 следует, что информация о предоставлении земельного участка детскому саду отсутствует.

Таким образом, учреждение использует земельный участок без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. Доказательств обратного не представлено.

Данное деяние подлежит квалификации по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом не принимается довод МДОУ д/с № 5 ж.д.ст. Бам о принятии им всех необходимых и достаточных мер, направленных на оформление необходимых документов на земельный участок.

Как усматривается из материалов дела, только лишь 15.11.2010 между МДОУ д/с № 5 ж.д.ст. Бам (заказчик) и ООО «Префект» (подрядчик) был заключен договор на проведение землеустроительных работ № 68, по условиям которого заказчик поручает подрядчику, а подрядчик обязуется в установленный настоящим договором срок провести комплекс землеустроительных работ по представлению межевого плана. Межевой план на земельный участок был оформлен 28.12.2010, кадастровые выписки - 04.05.2008 и 13.01.2011.

Все остальные меры, направленные на надлежащее оформление прав на земельный участок, проведены учреждением уже после начала в отношении него проверки.

Так, 18.02.2011 детский сад обратился в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Амурской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости 28:24:012501:0240, расположенного в Сковородинском районе, ж.д.ст. Бам, ул.Октября, 16.

В день, когда оспариваемое постановление было вынесено, 10.03.2011, заведующая учреждением обратилась к Главе Сковородинского района с заявлением о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование.

Заявителем более никакие иные меры не предпринимались, из чего суд приходит к выводу о том, что учреждением не были предприняты все необходимые и достаточные меры по оформлению права на земельный участок.

При этом судом принято во внимание, что решением Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Амурской области от 15.03.2011 № Ф 24/11-274 осуществление кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что при нанесении границ запрашиваемого земельного участка на дежурную кадастровую карту, земельный участок располагается за границами населенного пункта ж.д. ст. Бам и не относится к землям населенных пунктов.

В соответствии со статьей 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Исследовав материалы дела, суд установил наличие обстоятельств, смягчающих ответственность учреждения: правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности оно не привлекалось. Суд учитывает также статус муниципального учреждения, привлеченного к административной ответственности.

Вместе с тем, суд принимает во внимание характер и обстоятельства совершения административного правонарушения. Распоряжением главы местного самоуправления Сковородинского района от 11.10.1996 № 77 был утвержден перечень имущества детского сада № 125 п.Бамовский отдела учебных заведений Забайкальской железной дороги, в который вошло и здание детского сада. Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, впоследствии детский сад № 125 п.Бамовский был преобразован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 ж.д.ст. Бам. Тем не менее, с момента начала осуществления деятельности с 1998 года учреждением только лишь в 2010 году было зарегистрировано право оперативного управления на здание детского сада, а меры на оформление документов на земельный участок вовсе не предпринимались в течение длительного периода времени.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об обоснованности назначенного учреждению наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

При исследовании материалов дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. При этом судом принята во внимание техническая опечатка, допущенная административным органом в тексте протокола об административном правонарушении, данное обстоятельство не признается существенным нарушением, влекущим безусловное признание незаконным оспариваемого постановления, учреждение знало о существе вменяемого ему нарушения, могло возражать, пользоваться всеми процессуальными правами, предоставленными ему КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении судом проверены.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует о правомерности привлечения муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 ж.д.ст. Бам к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2011 по делу № 19-17-2/6/3 о привлечении муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 ж.д.ст. Бам (ОГРН 1022801228911, 2826004108) к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос