ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-12/2011 от 01.03.2011 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

решение

  г. Благовещенск

Дело №

А04-12/2011

“1“ марта

2011г.

Резолютивная часть решения оглашена 01.03.2011, решение в полном объеме изготовлено 01.03.2011.

Арбитражный суд в составе судьи Пожарской Валентины Дмитриевны

рассмотрев в судебном заседании заявление управления государственного автодорожного надзора по Амурской области (ОГРН 1022800531269, ИНН 2801030057)

к

индивидуальному предпринимателю Локотецких Светлане Владимировне (ОГРН 310280822200019, ИНН 143405873800)

о привлечении к административной ответственности

протокол вел: секретарь судебного заседания Капитонова О.А.

при участии в заседании: от заявителя – до перерыва старшего государственного инспектора Н.Г. Македон по доверенности от 12.03.2010, после перерыва заместителя начальника Д.А.Будкина по доверенности от 12.04.2010, после перерыва от С.В. Локотецких – А.М.Гончаренко по доверенности от 28.02.2011

установил:

В судебном заседании по ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности, 28.02.2011 объявлен перерыв до 01.03.2011 до 13 час. 15 мин.

Управление государственного автодорожного надзора по Амурской области (далее – заявитель, УГАДН по Амурской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Светлану Владимировну (далее – предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в ходе административного расследования, проведенного в отношении предпринимателя, выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров.

Предприниматель, с требованиями не согласен, обратился в суд с письменным ходатайством о фальсификации доказательств, в связи с чем протокол об административном правонарушении от 20.12.2010 № 1, определение от 09.12.2010 № 904-опр/Т и заявление, поданного в арбитражный суд, считает сфальсифицированными и недействительными. Поэтому считает, что подлежат исключению из числа доказательств все 16 пунктов нарушений. Суду пояснил, что 02.12.2010 водитель Гончаренко работал по лицензии предпринимателя Гусева. Автобус был оформлен соответствующим образом, имелись путевые листы, выписанные Гусевым. Локотецких деятельность не осуществляла в связи с отсутствием согласованного графика-расписания движения по маршруту.

Ходатайство о фальсификации доказательств судом оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, помимо разъяснения уголовно-правовых последствий заявления о фальсификации доказательства, исключения оспариваемого доказательства из числа доказательств по делу с согласия лица, его представившего, при отсутствии такого согласия должен проверить обоснованность заявления о фальсификации доказательства. В этом случае арбитражный суд принимает предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначает экспертизу, истребует другие доказательства или принимает иные меры.

Указанное в ходатайстве предпринимателем определение и протокол об административном правонарушении являются процессуальными документами при возбуждении производства по делу об административном правонарушении. При этом протокол представляется в арбитражный суд только в подлиннике. Суд усматривает, что факт фальсификации доказательств не подтверждается, поскольку подделки подписи на документах не установлено. Фактически предпринимателем заявлены возражения по поводу выявленных нарушений законодательства в сфере осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.

Локотецких Светлана Владимировна зарегистрированна в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 310280822200019, ИНН 143405873800.

Предприниматель 01.11.2010 получил лицензию АСС 28 103147 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Срок действия лицензии до 01.11.2015. Лицензионная карточка серии КА № 414239 выдана лицензирующим органом на транспортное средство марки ГАЗ-322132, государственный номер В180МР.

Должностным лицом Управления проведена проверка транспортного средства марки ГАЗ-322132 государственный номер В180МР на конечной остановке городского маршрута 2Т в городе Тынде. Управлял транспортным средством водитель А.М. Гончаренко. По результатам проверки в присутствии водителя 02.12.2010 составлен акт № 413. В акте водитель указал на согласие с перечисленными нарушениями.

По факту выявленных нарушений 09.12.2010 должностным лицом УГАДН по Амурской области вынесено определение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования выявлены нарушения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, а именно:

-не обеспечено наличие у водителя путевого листа;

-отсутствовал график (расписание) движения по регулярному автобусному маршруту № 2Т;

-отсутствовала схема регулярного городского автобусного маршрута № 2Т;

-не организовано проведение предрейсового медицинского осмотра водителя;

-не организовано проведение предрейсового технического осмотра транспортного средства;

-не представлена медицинская справка, что свидетельствует об отсутствии контроля за соблюдением сроков периодичности медицинских освидетельствований водителей;

-не представлены путевые листы за период с 18.10.2010 по 17.12.2010, журнал регистрации путевых листов не ведется;

-не ведется журнал учёта дорожно-транспортных происшествий, соответственно не проводятся сверки дорожно-транспортных происшествий с ГИБДД;

-отсутствуют документы, подтверждающие организацию проведения технического обслуживания и ремонта автобуса, а также документы по ведению учётно-технической документации по проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту автобуса;

-не организовано обеспечение стоянки и охраны автобуса в соответствии с установленными требованиями;

-не организовано обучение водителей по ежегодной 20-ти часовой программе повышения квалификации водителей;

-не обеспечено наличие действующих нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление деятельности на автомобильном транспорте;

-отсутствует должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения;

-транспортное средство не оформлено в соответствии с установленными требованиями – на лобовом стекле в верхней части лобового стекла отсутствуют указатели краткое или полное наименование перевозчика, внутри транспортного средства отсутствует наименование, адрес и номер телефона перевозчика;

-не составляются графики работы (сменности) на линии;

-отсутствуют документы, подтверждающие обследование маршрутной сети, договоры, графики (расписания) движения, паспорта, схемы маршрутов;

-не на всем протяжении маршрута № 2Т имеются указатели остановок, оформление всех остановочных пунктов маршрутной сети регулярного городского маршрута № 2Т не соответствуют установленным требованиям. На указателях остановочных пунктов отсутствует обязательная информация; условное обозначение транспортного средства, используемого для осуществления перевозки пассажиров, на автобусных остановках «Конечная», «МК-147», «Олёкма», «ТТС», «Энтузиастов», «Комсомольский», «Энергопоезд», «Автостанция», «Больница», «Хлебозавод», «Северянка»; наименование остановочного пункта на перечисленных остановках; номер маршрута «2Т» там же; наименование конечного остановочного пункта; расписание движения на всех остановках маршрута; наименование, адрес и контактные телефоны контролирующего деятельность по перевозке пассажиров органа.

27.12.2010 должностным лицом УГАДН в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении, действия последнего квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Названной нормой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица составляет от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечение собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее по тексту – Положение о лицензировании) к грубым нарушениям лицензиатом лицензионных требований и условий относятся:

а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядкек эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункты «б», «в» пункта 4).

Обязательное наличие путевого листа у водителя при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлено пунктом 5.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27 (далее по тексту – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения). Порядок заполнения путевых листов утвержден приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Этой же нормой установлена обязанность владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, сведения об оформленных путевых листах заносить в журнал регистрации путевых листов. (пункт 17).

В соответствии с пунктом 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 (далее по тексту – Положение об обеспечении безопасности перевозок), организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок пассажиров обязана организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

Пунктами 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок на владельцев автобусов возложена обязанность разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами и обеспечение каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

Согласно пункту 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

Пунктом 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, осуществляющих перевозки пассажиров установлена статьями 20 и 23 Закона о безопасности дорожного движения, пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, пунктами 2.2, 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок, пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтраса России от 30.03.1994 № 15 (далее по тексту – Требования № 15), Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Согласно Требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии, в том числе, за счет соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», инструкций предприятий - изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств; организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984; проведения технического осмотра транспортных средств в порядке и сроки, установленные Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерством внутренних дел Российской Федерации от 15.03.99 № 190; контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки; своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств.

Статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств. Пунктом 18 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 на владельцев транспортных средств возложена обязанность ежемесячно сверять с органа внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Обязательное проведение технического и ремонта транспортных средств, а также ведение учётно-технической документации по проведению работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств предусмотрено Законом о безопасности дорожного движения (статьи 18, 20), пунктами 4.2., 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок, пунктом 2.5.2 Требований.

Пункт 4.6 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения и пункт 2.5.6 устанавливают для владельцев транспортных средств, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности обязанность по обеспечению охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.

Обязательное повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями содержится в статье 20 Закона о безопасности дорожного движения, пунктах 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, 2.2, 2.3.5, 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок, 2.3.5 Требований. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Обязательное наличие ответственного за безопасность дорожного движения лица, наличие действующих нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление деятельности на автомобильном транспорте установлены в пунктах 1.6, 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, пункте 4г Положения о лицензировании перевозок.

Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 установлены порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Обязательное составление графика работы (сменности) на линии предусмотрено Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Материалами дела подтверждается совершение предпринимателем нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства об обеспечении безопасности перевозок пассажиров и багажа. При этом суд находит необоснованным возложение на предпринимателя ответственности за совершение следующих нарушений.

За непредставление путевых листов до получения лицензии, поскольку не доказано, что в этот период Локотецких осуществляла деятельность по перевозке пассажиров. Само по себе неведение журнала учёта дорожно-транспортных происшествий не образует состава административного правонарушение. Журнал может быть лишь доказательством исполнения обязанности по проведению сверки дорожно-транспортных происшествий. Однако таким доказательством могут служить и иные доказательства. Обучение водителей установлено с периодичностью не реже одного раза в год. Лицензия предпринимателю выдана 01.11.2010, следовательно, в течение года ненисполнение указанной обязанности не образует состава административного правонарушения.

Не нашли подтверждения материалами дела доводы Локотецких о том, что в день проверки водитель Гончаренко управлял автобусом, принадлежащего предпринимателю Гусеву, в связи с чем транспортное средство было оформлено соответствующим образом, с указанием сведений о владельце – Гусеве. Путевые листы также оформлялись Гусевым. С 18.10.2010 Локотецких не осуществляла деятельность по перевозке пассажиров из-за отсутствия графика движения. Все перечисленные в акте проверки и протоколе об административном правонарушении документы представлялись в УГАДН при оформлении лицензии.

В ходе судебного разбирательства представитель предпринимателя подтвердил, что проверка началась 02.12.2010 при обнаружении на конечной остановке городского транспортного маршрута № 2Т «МК-147» автобуса марки ГАЗ 322132 государственный номер В180МР, принадлежащего предпринимателю С.В. Локотецких и заявленного ею к осуществлению перевозки пассажиров по городским маршрутам, о чем свидетельствует лицензионная карточка № 702463.

Между тем, представил путевые листы, оформленные от имени предпринимателя Гусева с указанием лицензионной карточки № 080869. Из приложения № 2 к лицензии № АСС 28 103130, выданной на имя Гусева Анатолия Васильевича значится, что лицензионная карточка № 701505 оформлена на автомобиль марки 322132 государственный номер А094УО. Лицензионная карточка № 702463 выдана на имя Локотецкой Светланы Владимировны. Лицензионная карточка на автобус с государственным номером В180МР, выданная как приложение к лицензии Гусева суду не представлена.

Как видно из паспорта транспортного средства 28 МН 787505 автобус марки 322132 белого цвета 2002 года изготовления двигатель № 421500-211005513, кузов № 32210020063360 государственный номер А094УО продан по договору купли-продажи от 09.09.2010 и 10.09.2010 зарегистрирован на Локотецких С.В. с присвоением государственного номера В180МР.

Таким образом, после 09.09.2010 Гончаренко не вправе был использовать оформленные предпринимателем Гусевым документы. Следовательно, сведения, указанные в представленных предпринимателем путевых листах за октябрь 2010 года содержат недостоверную информацию.

Суд находит также не основанной на законодательстве ссылку предпринимателя о недопустимости требовать документы ранее представленные в вышестоящую организацию.

Инспектор, проводивший проверку, состоит в штате контролирующего деятельность по перевозкам пассажиров и багажа государственного органа – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и в пределах своих полномочий вправе требовать предоставление, связанных с осуществлением этой деятельности документов. Исходя из вышеперечисленных норм права, на перевозчике лежит обязанность ведения и предоставление в контролирующий орган, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, документов. Кроме того, Положение о лицензировании не предусматривает предоставление в лицензирующий орган с целью получения лицензии вышеназванных журналов. Как нарушение указано непрохождение предрейсовых технического и медицинского осмотров.

Таким образом, выявленные при проверке правонарушения подлежат квалификации по части 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ. С учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ размер ответственности определяется исходя из санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания судом учтены характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Локотецких Светлану Владимировну 19.12.1965 года рождения уроженку п.Осиновый Мыс Богучанского района Красноярского края зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 310280822200019, ИНН 143405873800 по месту жительства г.Тында, ул. Солнечная, дом 5, квартира 3 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет управления Федерального казначейства по Амурской области (ОФК 01 УГАДН по Амурской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) № 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области г.Благовещенск ИНН 2801030057 КПП 280101001 БИК 041012001 КБК 106 1 16 90040 040 000 140 ОКАТО 10401000000.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой апелляционный арбитражный суд Дальневосточного судебного округа через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.Д.Пожарская