ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1315/20 от 16.06.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-1315/2020

17 июня 2020 года

изготовление решения в полном объеме

«

16

»

июня

2020 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания» (ОГРН 1062801080264, ИНН 2801117131)

к

Государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539)

о признании незаконным предписания

Третье лицо: ООО «Амурские коммунальные системы» (ОГРН 1202800000369, ИНН 2801254956); Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)

протокол вел: секретарь судебного заседания Ховалыг А.С.

при участии в заседании: от заявителя - директор Сенин А.В., паспорт, от ответчика - Степаненко И.Н. по доверенности от 28.12.2019, служебное удостоверение, третье лицо ООО «Амурские коммунальные системы» - не явился, извещен, третье лицо Администрация города Благовещенска - не явился, извещен,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания» (далее - заявитель, ООО «АВК», Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Амурской области (далее – ответчик, Инспекция) №750-л от 27.11.2019.

Ответчик заявленные требования не признал. В письменном отзыве указал, что по результатам проведения мероприятия по контролю были выявлены нарушения и составлен акт от 27.11.2019 № 750-л.

С целью устранения выявленных нарушений Инспекцией 27.11.2019 выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 750-л, которым предписано Обществу установить и ввести в коммерческую эксплуатацию узды учета.

В возражение довода о том, что Инспекция проводила проверку в отношение многоквартирных домов, которые не находятся в управлении Общества, Инспекция пояснила следующее.

06.03.2020 Инспекцией было вынесено определение об исправлении описки (опечатки) в предписании об устранении выявленных нарушений № 750-л от 27.11.2019, которым было определено внести исправления в п. 1 предписания об устранении выявленных нарушений № 750-л от 27.11.2019, путем исключения ошибочно указанных многоквартирных домов, по которым необходимо установить и ввести в эксплуатацию узлы учета (общедомовые приборы учета) водоснабжения:

- г. Благовещенск, ул. Лазо, д.40;

- г. Благовещенск, ул. Северная, д.36/3;

- г. Благовещенск, ул. Загородная, д.48;

- г. Благовещенск, ул. Театральная, д.32;

- г. Благовещенск, ул. Трудовая, д.29.

Вышеуказанное определение 12.03.2020 Инспекцией направлено в адрес ООО «АВК» сопроводительным письмом от 11.03.2020 № 04-1742.

Также, в ходе проведения проверки, управляющей компанией не представлены паспорта на ОДПУ для коммерческих расчетов с РСО, не представлены паспорта на ОДПУ с датой очередной проверки узлов учета (общедомовые приборы учета) водоснабжения, а также не были представлены акты о невозможности установления ОДПУ но водоснабжению в многоквартирных домах:

- г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85/1 при этом, в представленных мероприятиях об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению;

- г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению.

По поводу отсутствия правовых оснований по установке ОДПУ водоснабжения в многоквартирных домах г. Благовещенска: ул. Студенческая, д. 341, ул. Ленина, д. 189, ул. Амурская, д. 181, ул. Партизанская, д. 22, пер. Релочный, д. 12, ул. Зеленая, д. 10, ул. Мухина, д. 5, ул. Мухина, д. 85, ул. Мухина, д. 85 1, Инспекция сообщила следующее.

В ходе проверки не были представлены акты о невозможности установления ОДПУ по водоснабжению в многоквартирных домах:

- г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 34/1 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не представлены;

- г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 189 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены;

- г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 181 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению;

- г. Благовещенск, ул. Партизанская, д. 22 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установлению ОДПУ по водоснабжению;

- г. Благовещенск, пер. Релочный, д. 12 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению;

- г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 10 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению;

- г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 5 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ но водоснабжению;

- г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85/1 при этом, в представленных мероприятиях об энергоснабжении и энергоэффективности на 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению;

- г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85 мероприятия об энергоснабжении и энергоэффективности па 2019 год не предусмотрены мероприятия по установке ОДПУ по водоснабжению.

В отношение довода заявителя о невозможности установки ОДПУ водоснабжения в МКД г. Благовещенска: ул. Студенческая, д. 34/1, ул. Ленина, д. 189, ул. Амурская, д. 181, ул. Партизанская, д. 22, пер. Релочный, д. 12, ул. Зеленая, д. 10, ул. Мухина, д. 5, ул. Мухина, д. 85, ул. Мухина, д. 85/1, поскольку данные работы относятся к работам по проведению капитального ремонта общего имущества, Инспекция не согласилась, в связи с противоречием указанных обстоятельств действующему законодательству.

Третье лицо, ООО «АКС» в письменном отзыве поддержало позицию ответчика, пояснило, что работы по осмотру, поверке, замене и восстановлению работоспособности общедомовых приборов учета отнесены к перечню работ, выполняемых при содержании общего имущества МКД, и должны быть запланированы управляющей организацией при определении размера платы за содержание общего имущества. ООО «АКС» указало на несостоятельность довода заявителя об отсутствии возможности установки ОДПУ в спорных домах.

Заявителем представлены уточнения требований, согласно которым Общество не настаивает на требовании о признании незаконным предписания в части многоквартирных домов, расположенных по адресу г. Благовещенска: ул. Лазо 40, ул. Северная 36/3, Загородная 48, ул. Театральная 32, ул. Трудовая 29, поскольку указанные дома определением Инспекции от 27.11.2019 №750-л исключены из оспариваемого предписания.

Уточнения заявленных требований приняты судом к рассмотрению.

В судебном заседании представители заявителя и ответчика поддержали ранее изложенные позиции.

Третьи лица участие представителей в судебном заседании не обеспечили.

Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях участников процесса.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

ООО «АВК» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Амурской области в соответствии с лицензией № 028 000013 от 08 апреля 2015 года выданной Инспекцией.

11.10.2019 в адрес Инспекции поступило обращение АО «АКС» №04-04-4760 по факту нарушения ООО «АВК» лицензионных требований. В связи с чем, исполняющим обязанности начальника инспекции вынесено распоряжение от 08.11.2019 №750-Л о проведении в отношении ООО «АВК» проверки предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Благовещенск, ул. Горького, д. 97/1, г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85/1, г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 82/4, г. Благовещенск, ул. Лазо, д. 40, г. Благовещенск, ул. Северная, д. 36/3, г. Благовещенск, ул. Студенческая, д. 34/1, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 189, г. Благовещенск, ул. Амурская, д. 181, г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85, г. Благовещенск, ул. Загородная, д. 48, г. Благовещенск, ул. Театральная, д. 32, г. Благовещенск, ул. Трудовая, д. 29, г. Благовещенск, ул. Партизанская, д. 22, г. Благовещенск, пер. Релочный, д. 12, г. Благовещенск, ул. Зеленая, д. 10, г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 5.

Уведомлением от 08.11.2019 №750-Л, полученным согласно входящему штемпелю 08.11.2019, ООО «АВК» извещено о проведении внепланового мероприятия по лицензионному контролю.

По результатам проведения мероприятия по контролю были выявлены нарушения и составлен акт от 27.11.2019 № 750-Л. В акте зафиксированы выявленные нарушения, а именно: управляющая компания не исполнила требования, предписанные жилищным законодательством - документально не подтвержден факт использования ОДПУ для коммерческих расчетов с РСО, не представлены паспорта на ОДПУ с датой очередной поверки узлов учета (общедомовые приборы учета) водоснабжения, а также не представлены акты о невозможности установления ОДПУ по водоснабжению в проверяемых многоквартирных домах.

В нарушение требований ч. 1.1 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. «к» п. 11 постановления Правительства от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» узлы учета водоснабжения в проверяемых многоквартирных домах, не допущены к эксплуатации.

С целью устранения выявленных нарушений Инспекцией 27.11.2019 выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 750-Л, согласно которому заявителя обязали установить в срок до 01.06.2020 и ввести в коммерческую эксплуатацию узлы учета (общедомовых приборов учета - ОДПУ) водоснабжения по следующим МКД г. Благовещенска: ул. Мухина 85/1, ул. Лазо 40, ул. Северная 36/3, ул. Студенческая 34/1, ул. Ленина 189, ул. Амурская 181, ул. Мухина 85, ул. Загородная 48, ул. Театральная 32, ул. Трудовая 29, ул. Партизанская 22, пер. Рёлочный 12, ул. Зелёная 10, ул. Мухина 5.

Определением Инспекции от 27.11.2019 №750-л исключены из оспариваемого предписания многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Благовещенска: ул. Лазо 40, ул. Северная 36/3, Загородная 48, ул. Театральная 32, ул. Трудовая 29.

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Амурской области (с учетом принятых уточнений).

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования общества подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

По мнению заявителя у ООО «АВК» отсутствуют правовые основания по установке ОДПУ водоснабжения в МКД г. Благовещенска: ул. Студенческая 34/1, ул. Ленина 189, ул. Амурская 181, ул. Партизанская 22, пер. Релочный 12, ул. Зелёная 10, ул. Мухина 5, ул. Мухина 85, ул. Мухина 85/1.

Заявитель пояснил, что многоквартирные дома, расположенные по адресу г. Благовещенска: ул. Студенческая 34/1, ул. Ленина 189, ул. Амурская 181, ул. Партизанская 22, пер. Рёлочный 12, ул. Зелёная 10, ул. Мухина 5, ул. Мухина 85, ул. Мухина 85/1, до выбора в качестве способа управления «управление управляющей организацией» и до заключения с ООО «АВК» договоров управления находились на непосредственном способе управления собственниками помещений в многоквартирном доме», что подтверждается прилагаемыми протоколами общего собрания собственников.

При переходе с непосредственного способа управления на управление управляющей организацией собственники помещений в многоквартирных домах решениями общих собраний согласно вопроса №5 протокола №5 от 26.08.2015 (ул. Студенческая 34/1), вопроса №5 протокола №7 от 26.08.2015 (ул. Ленина 189), вопроса №5 протокола №6 от 25.08.2015 (ул. Амурская 181), вопроса №5 протокола №8 от 27.08.2015 (ул. Партизанская 22), вопроса №5 протокола №3 от 25.08.2015 (пер. Рёлочный 12), вопроса №5 протокола №6 от 25.08.2015 (ул. Зелёная 10), вопроса №5 протокола №1 от 25.08.2015 (ул. Мухина 5), вопроса №5 протокола №5 от 25.08.2015 (ул. Мухина 85/1), вопроса №8 протокола №1 от 02.04.2017 (ул. Мухина 85), приняли решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг (отопления, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и др.) и расчетов за коммунальные услуги, действовавшие до принятия решения о выборе в качестве способа управления «управление управляющей организацией» и выбора в качестве управляющей организации ООО «АВК», а именно: напрямую ресурсоснабжающим организациям на основании фактически сложившихся договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии с условиями заключенных договоров управления многоквартирных домов, расположенных по адресу г. Благовещенска: ул. Студенческая 34/1, ул. Ленина 189, ул. Амурская 181, ул. Партизанская 22, пер. Рёлочный 12, ул. Зелёная 10, ул. Мухина 5, ул. Мухина 85, ул. Мухина 85/1 в тариф на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме расходы по установке, замене, ремонту ОДПУ водоснабжения включены не были.

Собственники помещений в указанных многоквартирных домах решений о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения по договору управления не принимали, следовательно, у ООО «АВК» не наступила обязанность по установке ОДПУ водоснабжения в указанных многоквартирных домах.

Кроме того, заявитель указал, что установка ОДПУ водоснабжения в МКД г. Благовещенска ул. Студенческая 34/1, ул. Ленина 189, ул. Амурская 181, ул. Партизанская 22, пер. Рёлочный 12, ул. Зелёная 10, ул. Мухина 5, ул. Мухина 85, ул. Мухина 85/1 невозможна, поскольку установка ОДПУ, относится к работам по проведению капитального ремонта общего имущества.

В соответствии Региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утв. постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 капитальный ремонт инженерных систем, в т.ч. установка ОДПУ в многоквартирных домах, запланирован в следующие сроки: ул. Студенческая, д. 34/1 2023 – 2025 г.г.; ул. Ленина, д. 189 2020 – 2022 г.г.; ул. Амурская, д. 181 2032 – 2034 г.г.; ул. Партизанская, д. 22 2032 - 2034 г.г.; пер. Релочный, д. 12 2026 – 2028 г.г.; ул. Зеленая, д. 10 2029 – 2031 г.г.; ул. Мухина, д. 5 2032 – 2034 г.г.; ул. Мухина, д. 85/1 2026 – 2028 г.г.; ул. Мухина, д. 85 2026 – 2028 г.г.

Согласно п. 2.5 договоров управления №26/У от 15.02.2016 (ул. Студенческая 34/1), №26/У от 15.02.2016 (ул. Ленина 189), №29/У от 17.02.2016 (ул. Амурская 181), №3/У от 24.11.2015 (ул. Партизанская 22), №19/У от 30.12.2015 (пер. Рёлочный 12), №7/У от 10.12.2015 (ул. Зелёная 10), №17/У от 30.12.2015 (ул. Мухина 5), №9/У от 10.12.2015 (ул. Мухина 85/1), №28 от 03.04.2017 (ул. Мухина 85), работы по капитальному ремонту не входят в предмет договора, их организация и порядок проведения регулируются соответствующими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Амурской области.

Таким образом, у ООО «АВК» отсутствует обязанность по оснащению указанных домов ОДПУ, поскольку данные работы относятся к работам по проведению капитального ремонта общего имущества.

Однако заявителем не учтено, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

При этом данные работы обязательны в силу прямого указания закона, они должны быть осуществлены ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.

Данные выводы подтверждаются позицией изложенной в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2015 №302-КГ15-9608, в постановлении Верховного Суда РФ от 10.10.2015 №309-АД15-13996.

С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Таким образом, после вступления в силу Закона об энергосбережении, работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Статья 13 Закона об энергосбережении, устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.

При таких обстоятельствах, поскольку общество, независимо от действий собственников многоквартирных домов, являясь лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязано принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.

Общество указало, что одним из оснований признания оспариваемого предписания незаконным является отсутствие технической возможности установки ОДПУ водоснабжения в МКД г. Благовещенска: ул. Мухина 85, ул. Мухина 85/1.

В подтверждение указанных обстоятельств заявитель представил акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета от 08.06.2020 в отношении МКД г. Благовещенска: ул. Мухина 85, ул. Мухина 85/1.

Из указанных актов обследования следует, что установка приборов учета холодной воды не возможна в связи с необходимостью реконструкции существующих сетей.

Довод заявителя о том, что вводная труба холодного водоснабжения, входящая в многоквартирный дом по ул. Мухина, 85 и являющаяся розливом в указанном доме, проходит по подвалу дома и в последующем входит в многоквартирный дом № 85/1 по ул. Мухина является муниципальной собственностью и передана на баланс ООО «АКС» подтверждается технической документацией на указанные сети.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую системы, но и систему за ее пределами, не относятся к общему имуществу граждан и общедомовые приборы учета не могут устанавливаться на такие сети, поскольку не будут учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным многоквартирным домом.

При вынесении решения судом учтено, что при приведении Инспекцией проверки в отношении ООО «АВК», последнее направляло в проверяющий орган ходатайство о продлении проверки в связи с необходимостью выяснения указанных выше обстоятельств и приложило к указанному ходатайству запрос в ООО «АКС». Однако Инспекцией время для разрешения данного вопроса не было предоставлено, что повлекло за собой включение в предписание многоквартирных домов, сети которых являются муниципальной собственностью и в которых нет возможности установить общедомовые приборы учета коммунального ресурса холодного водоснабжения. В связи с чем, доводы Инспекции о том, что представленные акты составлены позже вынесения оспариваемого предписания, признаны судом несостоятельными.

Учитывая изложенное, оспариваемое предписание в части возложения обязанности по установке и вводу в коммерческую эксплуатацию узлов учета (общедомовых приборов учета) водоснабжения по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85, д. 85/1, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, принимая во внимание вынесение Инспекцией определения об исправлении описки (опечатки) в предписании об устранении выявленных нарушений № 750-л от 27.11.2019, которым исключены многоквартирные дома не находящиеся в управлении ООО «АВК», оспариваемое предписание в части возложения обязанности по установке и вводу в коммерческую эксплуатацию узлов учета (общедомовых приборов учета) водоснабжения по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85, д. 85/1 подлежит признанию незаконным.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд полагает, что признание незаконным оспариваемого предписания в части само по себе устраняет нарушение прав и законных интересов заявителя и не требуется разрешение вопроса о восстановлении нарушенного права в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.

Определением суда от 20.02.2020 по делу были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действие предписания № 750-Л от 27.11.2019 вынесенного Государственной жилищной инспекции Амурской области.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Учитывая изложенное, суд счел необходимым отменить после вступления решения суда в законную силу обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Амурской области от 20.02.2020.

Общество при обращении в суд уплатило государственную пошлину в размере 2105 рублей (платежное поручение №120 от 19.02.2020). Определением от 20.02.2020 суд произвел зачет уплаченной заявителю госпошлины по платежному поручению от 26.12.2016 №1017 в сумме 895 руб. в счет оплаты госпошлины по настоящему делу.

Расходы по уплате государственной пошлине в размере 3000 рублей с учетом предписаний ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

Признать незаконным как не соответствующим Жилищному кодексу РФ предписание государственной жилищной инспекции № 750-Л от 27.11.2019г. в части возложения обязанности по установке и вводу в коммерческую эксплуатацию узлов учета (общедомовых приборов учета) водоснабжения по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Благовещенск, ул. Мухина, д. 85, д. 85/1.

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Амурской области от 20 февраля 2020 года в виде приостановления действия предписания государственной жилищной инспекции № 750-Л от 27.11.2019г. подлежат отмене после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аварийно-восстановительная компания» (ОГРН 1062801080264, ИНН 2801117131) расходы по уплате государственной пошлины 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.И. Котляревский