ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1444/2011 от 12.05.2011 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г.Благовещенск, ул.Ленина, д.163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

E-mail: amuras.info@arbitr.ru http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г.Благовещенск

Дело №

А04-1444/2011

16 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года. Полный текст решения изготовлен 16 мая 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос

при участии секретаря судебного заседания Т.В. Носаль

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Серебряный дождь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности

протокол вел секретарь судебного заседания Т.В. Носаль

при участии в заседании: от заявителя: ФИО1, по доверенности от 28.02.2011 № 1; от ответчика: ФИО2, по доверенности от 04.10.2010 № 02-05/1973 (до перерыва).

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.05.2011 объявлялся перерыв до 12.05.2011 до 08 час. 30 мин.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Серебряный дождь» с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.03.2011 № 51 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу.

Общество полагает, что данное постановление не соответствует закону и подлежит отмене, в связи с отсутствием события административного правонарушения. На основании субагентского договора, заключенного с ООО «ТрансКом» общество предоставляет потребителям доступ к системе расчетов UNIT-CASH, физические лица, обращаясь к заявителю, желают воспользоваться данной системой расчетов, а не услугами телематической связи Интернет. Как указывает общество, оно выступает как субагент, действующий в рамках правового поля, определенного договором и гражданским законодательством, регулирующим вопросы агентирования, а не оказания телематических услуг связи. Тот факт, что общество предоставляет возможность использования своей абонентской линии, не доказывает, что заявитель осуществляет деятельность по оказанию услуг связи населению. Помещение, в котором расположено компьютерное оборудование, не может являться сооружением связи, так оно не соответствует понятию, изложенному в Федеральном законе «О связи». Заявителем не производилось строительство либо эксплуатация сетей и сооружений связи, услуги связи не оказывались, собственных сетей связи не имеется, общество не является оператором связи, следовательно, в отношении него не может быть применена ответственность, предусмотренная статьей 13.7 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал. Дополнительно указал, что лицензированию подлежит деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи. В соответствии с предписаниями Федерального закона «О связи» услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора, содержащего специфические условия. Сославшись также на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 28.02.2006 № 2-П, Определении от 02.07.2009 № 851-О, представитель общества указал, что содержащиеся в законе требования о лицензировании не позволяют распространять их на предпринимательскую деятельность, которая не направлена на оказание услуг связи, хотя и связана с ними, иное означало бы вмешательство в сферу экономической деятельности, приводящее к нарушению права собственности и права на свободу предпринимательской деятельности.

Представитель ответчика против заявленных требований возражал, указал, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности за несоблюдение правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, посредством которых общество в соответствии с имеющейся у него лицензией оказывает возмездные телематические услуги связи, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Представитель ответчика в судебное заседание после перерыва не явился, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проведено в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Серебряный дождь» зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> .

В соответствии с Уставом, утвержденным решением учредителя ООО Серебряный дождь» от 25.08.2010, к основному виду деятельности общества относится деятельность в области электросвязи.

На основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 01.12.2010 № 81974 ООО «Серебряный дождь» имеет право оказывать телематические услуги связи в срок с 01.12.2010 до 01.12.2015.

На основании договоров субаренды нежилых помещений от 02.12.2010, от 08.02.2011, заключенных с ООО «Фри Гейм», от 08.12.2010 с ООО «Мэйнстрим», общество использует для своей деятельности объекты недвижимого имущества: нежилые помещения, расположенные в <...>

На основании договоров субаренды оборудования от 02.12.2010, от 08.12.2010 ООО «Фри Гейм» (арендатором) ООО «Серебряный дождь» (субарендатору) предоставлено во временное пользование движимое имущество, расположенное по улице Институтская, 6, по улице Амурская, 71, литер 8: клавиатуры в количестве 38 штук, компьютерные мыши в количестве 38 штук, колонки в количестве 38 штук, мониторы в количестве 38 штук, системные блоки в количестве 37 штук, неттоп – 1 штука, расположенное; клавиатуры в количестве 17 штук, компьютерные мыши в количестве 17 штук, колонки в количестве 17 штук, мониторы в количестве 17 штук, системные блоки в количестве 17 штук.

Согласно договорам от 13.09.2010 № 005069, от 11.02.2011 № 5403 и от 01.01.2011 № 5253 обществу операторами ООО «Телевокс» и ООО «Интер.Ком» оказываются телематические услуги связи.

Между ООО «ТрансКом» (агент) и ООО «Серебряный дождь» (субагент), заключен договор от 01.12.2010, по условиям которого субагент обязуется по поручению агента совершать действия, определенные пунктом 2.2. настоящего договора, а агент обязуется выплачивать субагенту вознаграждение за оказанные услуги; безвозмездно предоставлять с помощью принадлежащего ему стандартного компьютерного оборудования, присоединенного к сети Интернет, доступ к системе расчетов UNIT-CASH клиентов (п.3.1.1); осуществлять действия по приему депозитов от клиентов (п.2.2.2); передавать депозиты, принятые от клиентов-отправителей клиентам-получателям (п.2.2.3); производить перечисление денежных средств клиентов, внесенных на их счета в платежной системе Агенту (п.2.2.4). В соответствии с условиями договора агент обязуется оплачивать услуги субагента согласно разделу 3. Согласно п.4.1 договора ежемесячное вознаграждение Субагента по настоящему договору составляет 10 % от суммы введенных денежных средств в платежную систему Принципала (п.4.1); Субагент самостоятельно удерживает причитающееся ему вознаграждение за отчетный месяц из средств, полученных от Клиентов и/или подлежащих выплате Клиентам в течение 3 дней с момента подписания отчета агента (п.4.2).

Прокуратурой города Благовещенска в период с 26.02.2011 по 10.03.2011 проведена проверка исполнения ООО «Серебряный дождь» законодательства о связи, в ходе которой установлено, что обществом при осуществлении деятельности по организации доступа к сети «Интернет», оказании телематических услуг связи не проведены мероприятия по вводу в эксплуатацию объектов связи, в Управление Роскомнадзора по Амурской области не представлено уведомление о вводе в эксплуатацию объекта связи с приложением документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий.

Из объяснений гражданина ФИО3 следует, что 26.02.2011 он пришел в «Платежные системы Мах Веет» по улице Горького, 154 для того, чтобы зайти на сайт «Одноклассники».

Из объяснения исполняющего обязанности генерального директора общества ФИО4, данного в прокуратуре города Благовещенска 04.03.2011, следует, что общество предоставляет телематические услуги связи населению (физическим лицам) - выход и пользование сетью Интернет. Работа платежных систем в залах, расположенных по адресам: улица Горького, 154, улица Амурская, 71, улица Институтская, 6 города Благовещенска, осуществляется с декабря 2010 года по настоящее время. Оборудование в залах платежных систем установлено и подключено обществом самостоятельно. Обществом для осуществления деятельности по предоставлению телематических услуг связи были произведены следующие действия: заключен договор субаренды нежилых помещений, заключен договор субаренды оборудования, получена лицензия на оказание телематических услуг связи, набран штат работников, самостоятельно установлено оборудование, заключен договор на оказание услуг Интернет связи, провайдеры самостоятельно подключили установленное оборудование к сети Интернет.

Постановлением прокурора Благовещенска от 11.03.2011 в отношении ООО «Серебряный дождь» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 13.7 КоАП РФ, действия общества квалифицированы как несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи.

Постановление направлено для рассмотрения в Управление Роскомнадзора по Амурской области.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области 25.03.2011 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 51, ООО «Серебряный дождь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Серебряный дождь» обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд установил, что в удовлетворения заявления следует отказать по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87.

Согласно пункту 16 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, к таким услугам относятся телематические услуги связи.

Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 17.09.2002 № 3804 утверждены Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, устанавливающие процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, предназначенных для предоставления услуг связи.

В соответствии с пунктом 3.5 приведенных Правил ввод в эксплуатацию сооружения связи включает в себя приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.

Согласно пунктам 3.6, 3.10 Правил подготовленные к вводу в эксплуатацию сооружения связи подлежат приемке приемочной комиссией.

До ввода сооружения связи в эксплуатацию не допускается его использование для предоставления услуг связи.

До начала работы приемочной комиссии на сооружении связи должны быть выполнены все работы в соответствии с проектной документацией (ПД), произведен монтаж и испытание всех средств и систем сооружения (пункт 5.1).

В ходе работы приемочной комиссии проводится обследование сооружения связи, выполняются необходимые измерения и проверяется наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг связи, первичных документов, подтверждающих соответствие выполненных работ и применяемого оборудования установленным требованиям, утвержденной проектной документации (ПД) и заключения государственной экспертизы проекта, утвержденного акта (протоколов) по результатам испытаний сооружения связи, проведенных оператором до предъявления его к приемке в эксплуатацию, на соответствие нормативным документам Минсвязи России, а при их отсутствии - технической документации производителя оборудования, комплекта эксплуатационной документации на сооружение, включая инструкции по эксплуатации средств связи, и иных документов (пункт 5.4).

Согласно статье 13.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно требованиям вышеуказанных Правил общество до начала осуществления деятельности по предоставлению услуг связи должно было произвести ряд мероприятий для ввода в эксплуатацию объекта связи.

Как установлено в ходе прокурорской проверки ООО «Серебряный дождь» данные мероприятия не проведены. Таким образом, общество осуществляет деятельность в области оказания телематических услуг связи с нарушением Правил ввода в эксплуатацию объекта связи.

Вместе с тем, общество отрицает факт осуществления им деятельности по оказанию услуг связи населению, указывая при этом, что оно предоставляет возможность использования своей абонентской линии, помещение, в котором расположено компьютерное оборудование, не является сооружением связи, а само общество не является оператором связи, кроме того, не доказано возмездное оказание услуг.

Приказом Минсвязи РФ от 23.07.2001 № 175 утвержден руководящий документ отрасли «Телематические службы», в котором дана расшифровка понятий и специальных терминов, в том числе термин «телематические службы» (ТМ службы) определяется как службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.

В соответствии с пунктом 5.4.1.2 Приказа от 23.07.2001 № 175, в реальной практике могут встречаться разновидности служб доступа к информационным ресурсам, отличающиеся формой представления и видом информации, используемыми стандартами, способами доступа к информации и другими технологическими особенностями. Примерами различных видов служб доступа к информационным ресурсам могут служить, в том числе служба доступа к информационным ресурсам, размещенным на Web-серверах в сети Интернет.

Пунктом 5.4.2.1 Приказа от 23.07.2001 № 175 установлено, что основными услугами службы доступа к информационным ресурсам, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, являются размещение информационного ресурса поставщиком на сервере информационного ресурса, включая процедуры записи информации поставщиком информационного ресурса на сервер, а также ее корректировки и уничтожения; формирование ответа на запрос пользователя и передача его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем.

В соответствии с пунктом 4 раздела 16 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, лицензиат наряду с передачей факсимильных сообщений, сообщений электронной почтой, обязан обеспечивать предоставление абоненту и (или) пользователю доступ к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

На основании субагентского договора от 01.12.2010, заключенного с ООО «ТрансКом», ООО «Серебряный дождь» предоставляет потребителям доступ к системе расчетов UNIT-CASHс помощью стандартного компьютерного оборудования, подключенного к сети Интернет, это свидетельствует о том, что ООО «Серебряный дождь» оказывает телематические услуги связи, поскольку предоставление услуг по доступу к платежным системам невозможно без выхода в сеть Интернет.

Представленные обществом квитанции о приеме и выдаче денежных средств, журнал регистрации расчетов ООО «Серебряный дождь» подтверждают указанные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона «О связи» под оператором связи понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Такая лицензия на оказание телематических услуг связи у общества имеется.

Отношения по предоставлению абоненту и (или) пользователю доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, подчинены правилам договора об оказании телематических услуг связи, и согласно пункту 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ, регулируются нормами главы 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.

По условиям субагентского договора обществу выплачивается вознаграждение.

Материалами дела, в частности пояснениями исполняющего обязанности генерального директора общества ФИО4 подтверждается факт приема денежных средств в платежную систему и выдаче данных средств из указанной системы.

Факты заключения обществом договоров субаренды помещений и оборудования, заключение договоров на предоставление доступа в Интернет подтверждают обстоятельства осуществления обществом предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О связи» под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения средств связи; под средством связи понимаются технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Согласно приложению А к Правилам ввода в эксплуатацию сооружений связи пункты коллективного пользования всех видов связи (п. 39) и сооружения связи всех видов телематических служб (п. 38) относятся к сооружениям связи.

При оказании телематических услуг связи ООО «Серебряный дождь» использовало стандартное компьютерное оборудование. Таким образом, помещения, в которых размещено компьютерное оборудование ООО «Серебряный дождь» для оказания телематических услуг связи, являются сооружениями связи телематической службы, следовательно, на их эксплуатацию распространяются требования Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.

В нарушение Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи ООО «Серебряный дождь» осуществляло эксплуатацию указанных сооружений связи без проведения необходимых процедур по приемке их в эксплуатацию.

В нарушение подпунктов 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, хотя у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Серебряный дождь» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.7 КоАП РФ и несостоятельности доводов заявителя.

При проверке порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. При вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовала и давала пояснения исполняющая обязанности генерального директора общества ФИО4, письменные пояснения по делу об административном правонарушении давал представитель общества, действующий на основании доверенности, выданной генеральным директором общества.

Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, срок на его обжалование не пропущен.

На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области от 25.03.2011 № 51 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Серебряный дождь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной статьей 13.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос