ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1478/20 от 26.03.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-1478/2020

Дата изготовления решения в полном объеме

Дата оглашения резолютивной части решения

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи В.И. Котляревского,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ховалыг Айланой Степановной,

Рассмотрев в судебном заседании заявление администрации Дипкунского сельсовета (ОГРН 1022801227789, ИНН 2828004600) к Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области (ОГРН 1042800173074, ИНН 2808016164)

о признании безнадежной к взысканию задолженности

Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980)

при участии в заседании:

без участия сторон, стороны извещены.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация Дипкунского сельсовета с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности администрации Дипкунского сельсовета по налогам, сборам, пеням, штрафам в размере 3013,42 руб., обязании Межрайонной ИФНС России № 7 по Амурской области исключить из лицевого счета налогоплательщика администрации Дипкунского сельсовета сведений о наличии задолженности.

В обоснование требований заявитель ссылается на истечение срока давности на взыскание задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, которые имелись на период 2016 года.

Заявитель отмечает, что задолженность администрации Дипкунского сельсовета подлежит списанию, в связи с признанием недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию.

Ответчик доводов заявителя не опроверг, указал, что задолженность образовалась в результате начисления: по штрафу за нарушение законодательства о налогах и сборах, штрафу за денежные взыскания за административные правонарушения в области налогов и сборов, пени и штрафы по земельному налогу.

Одновременно ответчик отмечает, что с 2015 года действий по взысканию спорной задолженности не производилось.

Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области поддержало позицию ответчика.

Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в письменных пояснениях участников процесса.

Суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

Рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно справке о состоянии расчетов, по состоянию на 08.12.2019 в отношении администрации Дипкунского сельсовета, имеется не погашенная задолженность по налоговым платежам в том числе: по штрафу за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 1000 руб., штрафу за денежные взыскания за административные правонарушения в области налогов и сборов в размере 800 руб., пени и штрафы по земельному налогу в размере 1213,42 руб.

Данная задолженность образовалась в результате начисления штрафных санкций за период с 2006 по 2015 года.

Инспекцией, в соответствии со ст. 69,70 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога № 7305 от 02.08.2013, № 377 от 17.11.2005, № 9047 от 27.10.2014, № 8903 от 12.09.2014, № 8229 от 05.05.2014, № 1169 от 16.03.2007.

Сведения о направлении перечисленных документов налогоплательщику налоговым органом не представлены.

Далее инспекцией в соответствии со ст. 46 НК РФ вынесены решения о взыскании за счет денежных средств и счетах налогоплательщика в банках, а так же электронных денежных средствах № 332 от 18.12.2014, № 283 от 06.11.2014, № 3539 от 02.05.2007.

Сведения о направлении указанного документа налоговым органом не представлены.

С 2015 года по настоящее время, действия по взысканию данной задолженности инспекцией не производились.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 указанного Кодекса формы документов, предусмотренные Кодексом, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен Кодексом.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 9 Постановления от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена. Вместе с тем, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Согласно положениям статей 46, 47 НК РФ процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов, реализация одного из которых (обращение взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках) предопределяет возможность осуществления последующего (обращение взыскания на иное имущество налогоплательщика).

Постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, принятое в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) является исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство.

Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (пункт 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Закона.

Положения указанной статьи устанавливают шестимесячный срок для предъявления к исполнению таких исполнительных документов как постановление налогового органа об обращении взыскания на имущество налогоплательщика.

Частью 2 статьи 23 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что пропущенные сроки предъявления к исполнению указанных исполнительных документов восстановлению не подлежат.

Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.

Поскольку на дату выдачи справки от 08.12.2019 срок предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании налоговой задолженности за счет имущества должника инспекцией пропущен, а основания для взыскания спорной суммы задолженности в судебном порядке инспекцией не приведены, а значит отсутствуют, постольку налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания такой задолженности.

Следовательно, спорная задолженность является безнадежной к взысканию, что не оспаривается ответчиком по делу.

С учетом изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

Признать безнадежной к взысканию задолженность администрации Дипкунского сельсовета (ОГРН 1022801227789, ИНН 2828004600) в размере 3 013 рублей 42 копейки, в том числе денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах 1 000 рублей, денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов 800 рублей, земельному налогу пени 213,42 рублей, штраф 1 000 рублей.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Амурской области (ОГРН 1042800173074, ИНН 2808016164) исключить из лицевого счета налогоплательщика администрации Дипкунского сельсовета (ОГРН 1022801227789, ИНН 2828004600) сведения о наличии указанной задолженности.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.И. Котляревский