ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1524/2012 от 05.07.2012 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-1524/2012

05

июля

2012г.

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 05 июля 2012г. Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2012г.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А. Шишова,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Т.С.Кищиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Благовещенская объединенная техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»

ОГРН <***> ИНН <***>

к Военному комиссариату Амурской области

ОГРН <***> ИНН <***>

Министерству обороны Российской Федерации

ОГРН <***> ИНН <***>

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

ОГРН <***> ИНН <***>

о взыскании 13 213 151 руб.

при участии в заседании:

Истец: ФИО1 - по доверенности от 15.06.2009, выдана сроком на три года;

Ответчики:

Военный комиссариат Амурской области: ФИО2 – по доверенности от 27.09.2011, выдана сроком на один год;

Министерство обороны Российской Федерации: не явилось, извещено з/п от 14.06.2012, вручено 20.06.2012;

Министерство финансов Российской Федерации: не явилось, извещено з/п от 14.06.2012, вручено 28.06.2012.

установил:

В судебном заседании 02.07.2012 в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 05.07.2012.

Информация о перерыве в судебном заседании и продолжении судебного заседания размещена на сайте арбитражного суда Амурской области http://www.amuras.arbitr.ru.

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Благовещенская объединенная техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - истец, Благовещенская ОТШ ДОСААФ России) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Военному комиссариату Амурской области, Министерству обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчики) о взыскании солидарно с Военного комиссариата Амурской области и Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации стоимость оказанных услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в период с 01.01.2009 по 30.06.2009 в сумме 13 213 151 руб., в соответствии со ст.ст. 11, 12, 307, 309, 310 ГК РФ.

Исковые требования обоснованы тем, что истцом в период с 01.01.2009 по 30.06.2009 производилась подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

Оказанные услуги были приняты Военным комиссариатом Амурской области по акту сдачи-приема оказанных услуг от 24.03.2009. Согласно приложению к акту, в указанный период обучение прошли всего 461 человек по следующим специальностям: «специалисты KB радиостанций малой мощности» - 22 чел., «водители автотранспортных средств категории «В, С» - 55 чел., «водители автотранспортных средств категории «С» - 181 чел., «водители автомобильных и пневмоколесных кранов» - 62 чел., «механик-водитель гусеничного транспортера тягача МТ-ЛБ» - 141 чел. Однако, несмотря на принятие оказанных услуг, Военный комиссариат Амурской области отказал истцу в оплате оказанных услуг.

По мнению истца, согласно положениям статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 №53-ФЗ и Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 704 от 01.12.2004, денежное обязательство по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, должны нести вместе Военный комиссариат Амурской области и Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Истец в судебном заседании 17.05.2012 заявил ходатайство (заявление от 17.05.2012) об уточнении (уменьшении) размера иска и уточнения периода, в порядке ст.49 АПК РФ, просил суд взыскать стоимость оказанных услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин за период с 01.10.2008 по 31.03.2009 в сумме 3 338 519 руб. 92 коп.

Арбитражный суд рассмотрев ходатайство истца об уменьшении размера иска до суммы 3 338 519 руб. 92 коп. за период с 01.10.2008 по 31.03.2009, в силу п.1 ст.49, ст.159 АПК РФ его удовлетворил, уточнение принял, так как это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем, в остальной части в иске следует отказать.

Ответчик - Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен заказным письмом от 14.06.2012, вручено 20.06.2012, отзыва на иск и запрошенных судом документов не представил.

Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен заказным письмом от 14.06.2012, вручено 28.06.2012, согласно ранее представленному в суд отзыву на иск от 20.04.2012 не согласно с требованиями в полном объеме, указал, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 год» Министерству обороны Российской Федерации на указанные цели были предусмотрены средства в размере 1 500 000 руб. Военный комиссариат Амурской области подведомственен Министерству обороны Российской Федерации, которое осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство функций и при этом реализует их через уполномоченные органы (п. 5 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082). В связи с чем, считает себя ненадлежащим ответчиком по спору, поскольку ответственность должна быть возложена непосредственно на Военный комиссариат Амурской области, а субсидиарная ответственность на Министерство обороны Российской Федерации.

Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст.156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие не явившегося ответчиков.

Истец на иске настаивал в полном объеме.

Ответчик - Военный комиссариат Амурской области не согласился с исковыми требованиями, по основаниям, изложенным в отзыве на иск от 23.04.2012 №4154, считает, что в соответствии с п. 3 Правил компенсации расходов понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ №704 от 01.12.2004, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. В связи с чем, считает надлежащим ответчиком по делу Российскую Федерацию в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, указал, что в спорный период финансирование военному комиссариату Амурской области на цели компенсации расходов на подготовку граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не выделялось и не выделяется до настоящего времени. В связи с чем, ответственности за возмещение расходов, понесенных в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военный комиссариат нести не должен, просил в иске отказать.

02.07.2012 судом в судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 05.07.2012 до 11 час. 00 мин., затем до 16 час. 00 мин. для предоставления дополнительных документов.

05.07.2012 в 16 час. 00 мин. судом объявлено об окончании перерыва и продолжении судебного заседания.

После перерыва истец на иске настаивал (с учетом уточненных требований).

Ответчик - Военный комиссариат Амурской области с иском не согласен, по основаниям, изложенным в отзыве на иск от 23.04.2012 №4154.

Ответчики - Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ после перерыва не явились.

Арбитражный суд, заслушав в судебном заседании истца, ответчика, рассмотрев и исследовав доказательства по делу, установил следующее:

Приказом Командующего войскам Дальневосточного военного округа № 374 от 26.09.2008 утвержден план закрепления образовательных учреждений РОСТО (ДОСААФ) в подготовке граждан военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил РФ (п.1.). При этом Военным комиссариатам поручено координировать деятельность советов РОСТО (ДОСААФ) по вопросам подготовки специалистов.

Согласно п. 30 утвержденного плана истец закреплялся за командующим 35 Армией в/ч 93647, начальником автомобильной службы округа ДВВКУ по направлению подготовки специалистов по Амурской области по следующим военно-учетным специальностям: водители авто и пневмо-колесных кранов (крановщики) ВУС-838; водители автомобилей категории «В, С, Д, Е» ВУС-837; специалисты KB радиостанции малой мощности ВУС-420.

Приказанием начальника штаба Дальневосточного военного округа №04 от 29.08.2008 военным комиссариатам и РОСТО (ДОСААФ) поручено выполнить подготовку специалистов по военно-учетным специальностям в 2008-2009 учебном году.

Согласно письму представителя ЦС РОСТО (ДОСААФ) от 19.09.2008 с 01.10.2008 начата подготовка специалистов по военно-учетным специальностям.

Приказом Амурского областного совета РОСТО (ДОСААФ) №68 от 10.09.2008 истцу поручено в 2008-2009 учебном году подготовить 90 человек водителей автомобильных и пневмоколесных кранов ВУС 838, 50 человек специалистов коротковолновых радиостанций малой мощности, ВУС 420, 100 человек водителей автотранспортных средств категории «С» ВУС 837, 15 человек водителей автотранспортных средств категории «Е».

Согласно Акту сдачи-приема оказанных услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, но военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в первом полугодии 2009 года от 24.03.2009 в Амурской области в 2008-2009 учебном году организацией РОСТО (ДОСААФ) подготовлены для Вооруженных Сил РФ специалисты из числа граждан, подлежащих призыву на военную службу по направлениям военных комиссариатов на общую сумму 13 213 151 руб. Принял результаты оказанных услуг Военный Комиссар Амурской области.

Согласно справке от 28.06.2012 №232 Амурского регионального отделения РОСТО (ДОСААФ) в указанном Акте в общей сумме заложена задолженность перед истцом в размере 3 338 520 руб.

Как следует из актов и протоколов экзаменационных комиссий, итогов подготовки граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в первом полугодии 2009 года (Приложение к Акту сдачи –приема услуг), в указанный период обучение прошли всего 461 человек по следующим специальностям: «специалисты KB радиостанций малой мощности» - 22 чел., «водители автотранспортных средств категории «В, С» -55 чел., «водители автотранспортных средств категории «С» - 181 чел., «водители автомобильных и пневмоколесных кранов» - 62 чел., «механик-водитель гусеничного транспортера тягача МТ-ЛБ» - 141 чел.

Из расчета истца (не оспоренных ответчиками) следует, что общая сумма затрат истца по выполнению задания для Вооруженных Сил РФ составляет 3 338 520 руб.

Согласно справке Военного комиссариата Амурской области от 08.06.2012 № 5658 лимиты бюджетных обязательств на указанные цели ему не выделяются.

Доказательств заключения государственного контракта на указанные цели с истцом в материалы дела не представлено.

В связи с этим истец обратился в арбитраж­ный суд с настоящим иском о взыскании понесенных расходов солидарно с Военного комисса­риата Амурской области и Министерства обороны РФ, а при недостаточности де­нежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.

Оценив изложенные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Вопросы, связан­ные с исполнением воинской обязанности регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. Федерально­го закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), согласно пункту 7 статьи 1 которого компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации рас­ходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реа­лизацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвер­жденных Постановлением Правительства РФ №704 от 01.12.2004, и осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.

Таким образом, расходы, понесенные истцом вследствие осуществления подго­товки граждан, подлежащих призыву на военную службу, подлежат компенсации го­сударством в силу прямого указания закона.

Источник денежных средств, необходимых для проведения подготовки призыв­ников - казна - определяется направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполне­ния воинской обязанности.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 №1132, на военные комиссариаты возложены задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям сол­дат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (пункт 26 раздела 2).

Согласно пункту 4 вышеназванных Правил, выплата компенсаций в отношении указанных расходов осуществляется соответствующим военным комиссариатом путем перечисления средств в установленном порядке на счета получателей компенсации, уч­тенных на лицевом счете, открытом военному комиссариату в территориальном органе Федерального казначейства (Письмо Казначейства РФ от 26.04.2006 № 42-7.1-15/5.1-192 «О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с По­становлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704»).

Военный комиссариат указал, что лимиты бюджетных обязательств на финансирование расходов на обучение призывников по военно-учетным специальностям в школах РОСТО не выделяются.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в отзыве указал, что в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 год» Министерству обороны Российской Федерации на указанные цели были предусмотрены средства в размере 1 500 000 руб. по всей Российской Федерации, тогда как подготовка специалистов из числа граждан, подлежащих призыву на военную службу по направлениям военных комиссариатов по всей Амурской области составила в общей сумме 13 213 151 руб.

Факт оказания истцом услуг и их несвоевре­менная оплата установлены судом и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

Отсутствие договорных отношений с военным комиссариатом в силу вышеиз­ложенных правовых норм не может является основанием для отказа в возмещении затрат истца, поскольку Федеральный закон № 53-ФЗ не связывает обязанность государства по выплате компенсации фактически понесенных с его реали­зацией расходов с наличием такого договора.

Доводы Министерства финансов РФ о том, что он не является надлежащим ответчиком по спору судом отклоняется, поскольку ответствен­ным за возмещение расходов является публично-правовое образование за счет казны в лице органа, осуществляющего контроль за её расходованием, то есть Министерства финансов РФ.

В силу пункта 12.1 части 1 и частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

При этом, следует учитывать положения пунктов 4 и 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу которых при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно за счет казны соответствующего публично-правового образования в лице органа, осуществляющего контроль за ее расходованием, которым по настоящему делу является Министерство финансов РФ.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает необходимым взыскать с Военного комиссариата Амурской области, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации денежные средства в сумме 3 338 519 руб. 92 коп. в порядке субсидиарной ответственности.

При этом, суд отказывает в удовлетворении иска о взыскании расходов солидарно с Министерства обороны РФ по следующим основаниям.

Согласно статье 322 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) солидарная обязанность (ответ­ственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.

В соответствии с бюджетным законодательством финансирование подготовки призывников осуществляется Министерством обороны Российской Федерации за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федера­ции в федеральном бюджете на соответствующий год на расходы по разделу «Нацио­нальная оборона».

Доказательства выделения Министерству обороны России достаточных денежных средств на подготов­ку граждан по военно-учетным специальностям или их нецелевого использования в ма­териалы дела не представлены.

Суд считает, что исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 №704, пункта 12.1 части 1 и частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации данное денежное обя­зательство должны нести вместе военный комиссариат и Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в порядке субсидиарной ответственности.

Действующее законодательство не устанавливает солидарной ответственности Министерства обороны России по рассматриваемым денежным обязательствам.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд не усматривает правовых основа­ний для привлечения к солидарной ответственности Министерства обороны РФ, в связи с чем, в удовлетворении иска к данному ответчику следует отказать.

Истцом при подачи искового заявления в арбитражный суд по платежному поручению №108 от 22.03.2012 была уплачена государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 89 066 руб.

В соответствии с п.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, то есть с ответчика.

В соответствии со ст. 333.21 НК РФ, с учетом уменьшения размера иска и принятия его судом в порядке ст.49 АПК РФ, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины в размере 39 692 руб. 59 коп., а истцу следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 49 373 руб. 41 коп.

Руководствуясь ст.ст. 49, 167-171, 176, 106, 110 АПК РФ суд

решил:

Взыскать с Военного комиссариата Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Благовещенская объединенная техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) стоимость оказанных услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин за период с 01.10.2008 по 31.03.2009 в сумме 3 338 519 руб. 92 коп., а при недостаточности денежных средств взыскать их с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации; а также взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 39 692 руб. 59 коп.

В остальной части отказать, в связи с уменьшением размера иска.

В иске к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) отказать.

Возвратить Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Благовещенская объединенная техническая школа регионального отделения ДОСААФ России Амурской области Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению №108 от 22.03.2012 госпошлину в сумме 49 373 руб. 41 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.А. Шишов