Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-1529/2014
30 апреля 2014 года
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 30.04.2014. Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2014.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.С.Заноза,
при ведении протокола и протоколировании с использованием средств
аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.В. Лысенко
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к
администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об
обязании передать помещения в собственность Российской Федерации
третьи лица: Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ОГРН <***>, ИНН <***>) (672000, <...>;
Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>) (675000, <...>);
Благовещенский линейный отдел внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ОГРН <***>, ИНН <***>) (675000, <...>; <...>).
при участии в заседании (до перерыва): от истца: ФИО1 – дов. № 28АА0232676 от 26.12.2011, сроком на три года, удостоверение
от ответчика: ФИО2 – дов. № 01-10/6136 от 24.09.2013 сроком на один год, удостоверение
от КУМИ г. Благовещенска: ФИО3 – дов. № 13177 от 18.11.2013, сроком на один год, удостоверение
от Благовещенского линейного отдела МВД России на транспорте: ФИО4 – дов. от 22.04.2014, сроком на один год, паспорт
Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте: не явился, увед. з/п 21255
(после перерыва): от истца: ФИО1 – дов. № 28АА0232676 от 26.12.2011, сроком на три года, удостоверение
от ответчика: ФИО2 – дов. № 01-10/6136 от 24.09.2013 сроком на один год, удостоверение
от КУМИ г. Благовещенска: ФИО3 – дов. № 13177 от 18.11.2013, сроком на один год, удостоверение
от Благовещенского линейного отдела МВД России на транспорте: ФИО4 – дов. от 22.04.2014, сроком на один год, паспорт
установил:
В судебном заседании 22.04.2014 судом объявлялся перерыв до 28.04.2014 до 09 час. 00 мин. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Амурской области.
В Арбитражный суд Амурской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее истец) с исковым заявлением к администрации города Благовещенска (далее ответчик) об обязании передать помещения № 4, 5, 7-14, 16, 21, 34, 35, общей площадью 120 кв.м., расположенные по адресу: Амурская область г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10, безвозмездно из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Определениями суда от 14.03.2014, 02.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: "Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте", Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее КУМИ г. Благовещенска), Благовещенский линейный отдел внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте Забайкальского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (правильное наименование - Благовещенский линейный отдел внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Требования истца обоснованы тем, что в муниципальной собственности г. Благовещенска находятся помещения № 4, 5, 7-14, 16, 21, 34, 35, общей площадью 120 кв.м, расположенные по адресу: Амурская обл., г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10, которые на основании договора безвозмездного пользования от 15.07.2008 № 27 занимает подразделение Забайкальского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте для осуществления функций, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил отказ администрации города Благовещенска в передаче спорных помещений в федеральную собственность (письмо от 15.03.2012 № 01-29/1496) со ссылкой на положения ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
В заседании 22-28.04.2014 истец уточнил требования – просит обязать ответчика передать безвозмездно из муниципальной собственности в федеральную собственность помещения: 3а, 4, 4а 7, 7а, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21 общей площадью 151, 5 кв.м., расположенные по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10,
Ходатайство истца судом принято к рассмотрению (ст. 49 АПК РФ).
В заседании истец на уточненных требованиях настаивал, пояснил, что изменение площади и нумерации помещений произошло в результате перепланировки, данные помещения занимает Благовещенский линейный отдел МВД России на транспорте.
Ответчик и КУМИ г. Благовещенска в заседании и в отзывах просят в иске отказать, поскольку предусмотренный ч. 1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ порядок передачи объектов из одного уровня собственности в другой, подразумевает волеизъявление собственника на такую передачу. Спорные помещения используются отделом Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте в соответствии с договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом, препятствий в пользовании помещениями не имеется.
Забайкальское линейное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в отзыве поддержало требования истца.
Благовещенский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте в отзыве на иск поддерживает требования истца.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В муниципальной собственности г. Благовещенска находится нежилые помещения общей площадью 151, 5 кв.м, расположенные по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28АА670337 от 02.05.2012.
Согласно справке МУП «Белогорсктехинвентаризация» от 04.04.2012 № 605, ранее общая площадь нежилых помещений, расположенных по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10, составляла – 120 кв.м, в результате выполненной перепланировки общая площадь помещений составляет – 151,5 кв.м.
Как следует из материалов дела, нежилые помещения № 4, 5, 7-14, 16, 21, 34, 35, общей площадью 120 кв.м, расположенные по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10 (в настоящее время помещения № 3а, 4, 4а 7, 7а, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21 общей площадью 151, 5 кв.м.) были переданы в безвозмездное пользование Благовещенскому линейному отделу внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, воздушном и водном транспорте Забайкальского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (в настоящее время Благовещенский линейный отдел внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте – соглашение от 12.01.2012) по договору № 27 от 15.07.2008, заключенного с Комитетом по управлению имуществом города Благовещенска на основании постановления мэра г. Благовещенска от 09.07.2008 № 2108.
Указанные нежилые помещения используются Благовещенским линейным отделом внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте для осуществления функций, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции).
Как следует из материалов дела, используются Благовещенский линейный отдел внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте письмом от 29.08.2011 № 9/1080 обратилось в адрес Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска с заявлением о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность объекта недвижимого имущества по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10 на основании положений п. 9 ст. 54 на основании положений части 9 статьи 54 Закона о полиции.
Письмом от 28.12.2011 № 01-06/9677 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области также обратилось в адрес Администрации г. Благовещенска о передачи в федеральную собственность спорных помещений.
Отказ ответчика от передачи спорного имущества в собственность Российской Федерации, оформленный письмом от 15.03.2012 № 01-29/1496, послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Заявленные требования основаны на положениях части 9 статьи 54 Закона о полиции, в соответствии с которыми используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).
Положениями абзацев 2, 4, 9 - 11 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу частей 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Следовательно, федеральным законом установлена обязанность публичных образований (субъектов РФ или муниципальных образований) передать указанное в части 9 статьи 54 Закона о полиции имущество в федеральную собственность.
В случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено, в том числе в порядке искового производства, посредством подачи иска об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой. При этом, истцом по указанному спору может выступать в том числе подразделение Росимущества – управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 8-П от 30.06.2006 «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004» в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 находящееся в федеральной собственности имущество, которое в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в их собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, а также, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; в свою очередь, в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, осуществления ими полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими их статус, а также для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (абзацы первый - четвертый, шестой - восьмой). Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской Федерации в Федеральном законе № 122-ФЗ от 22.08.2004 отсутствует. Разрешение вопроса о перечне объектов передаваемого имущества должно осуществляться в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в пределах ведения Российской Федерации, а также издаваемыми по предметам совместного ведения федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации путем осуществления органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующей правоприменительной деятельности.
Благовещенский линейный отдел внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии со статьей 4 Закона о полиции входит в систему государственных органов исполнительной власти, являясь специальным субъектом правоотношений, через которые Российская Федерация реализует государственные функции по обеспечению безопасности, охраны собственности и общественного порядка, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Таким образом, спорное имущество, используется Благовещенским линейным отделом внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте в целях обеспечения интересов Российской Федерации в области охраны безопасности государства, а также защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, подлежит передаче муниципальным образованием в федеральную собственность.
Доводы администрации города Благовещенска и Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска о том, что порядок передачи имущества в федеральную собственность предусматривает обязательное волеизъявление собственника на такую передачу, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 8-П от 30.06.2006, а также на отдельные законодательные акты Российской Федерации, признаются несостоятельными.
Отсутствие волеизъявления (согласия) субъекта Российской Федерации на передачу имущества в федеральную собственность не может стать единственным непреодолимым препятствием, если необходимость и законность такой передачи, в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности, подтверждены материалами дела.
Указание Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении № 8-П от 30.06.2006 на то, что безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сделано в развитие позиции о том, что федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции РФ баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов (муниципальных образований), исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в федеральную собственность в одностороннем порядке.
При этом установленный порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности, исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению государственной собственности и передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства, а, следовательно, в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления по реализации этих функций возможна безвозмездная передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в целях наиболее рационального его использования в общих публичных интересах.
Спор же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления ставится вопрос о передаче в федеральную собственность, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
В настоящем случае, односторонний порядок в виде принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в федеральную собственность, отсутствует.
Истец, являясь территориальным органом исполнительной власти, предпринял необходимые меры для согласования с органом местного самоуправления муниципального образованиями города Благовещенска вопроса о передаче спорного имущества в федеральную собственность, и отсутствие такого согласования в добровольном порядке, послужило основанием для передачи спора на рассмотрение суда.
Заключение договора передачи в безвозмездное пользование спорного помещения не заменяет собой необходимости его передачи в федеральную собственность в соответствии с положениями Закона о полиции для приобретения Российской Федерацией предусмотренных статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерацией правомочий собственника, в целях нормальной эксплуатации помещения федеральными органами полиции.
Госпошлина по делу взысканию не подлежит, т.к. ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить:
обязать администрацию города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>) безвозмездно передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения № 3а, 4, 4а 7, 7а, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21 общей площадью 151, 5 кв.м., расположенные по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, п. Аэропорт, 10.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Н.С.Заноза