ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1617/17 от 16.05.2017 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  18 мая 2017 года

г. Благовещенск

Дело №

А04-1617/2017

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2017 года. Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2017 года.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Марины Александровны Басос,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи А.В. Чевтаевой

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Облкоммунсервис» (ОГРН 110280101785, ИНН 2801154052)

к

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1102801004712, ИНН 2801150690)

об оспаривании ненормативного акта,

при участии третьего лица: акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892)

при участии в судебном заседании: от заявителя - Коломыцин А.Г. по доверенности от 01.01.2017; от ответчика - Никулин Д.В. по доверенности от 09.01.2017 № 02-04, Стрелкова Е.В. по доверенности от 09.01.2017 № 02-05; от третьего лица - Николушенко Ю.С. по доверенности от 02.09.2015;

установил

в Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество «Облкоммунсервис» с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 26.01.2017 (изготовлено в полном объеме 30.01.2017) по делу № А-10/43 2016.

В обоснование требований заявитель указал, что у акционерного общества «Амурские коммунальные системы» перед открытым акционерным обществом «Облкоммунсервис» за период с октября 2015 года по апрель 2016 года образовалась задолженность в размере 335 063,92 рублей, в связи с чем, заявителем обосновано в одностороннем порядке было принято решение об изменении срока начала поставки тепловой энергии к канализационно-насосной станции «Северная», нарушения антимонопольного законодательства допущено не было.

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал, ссылаясь на фактическое наличие задолженности по оплате тепловой энергии у АО «Амурские коммунальные системы», что, по его мнению, являлось достаточным основанием для не подключения объекта к системе теплоснабжения с начала отопительного сезона. Подключение канализационно-насосной станции «Северная» к системе теплоснабжения было произведено сразу же после погашения задолженности. Указывая на то, что при принятии оспариваемого решения антимонопольной службой не исследовался вопрос о фактическом наличии задолженности АО «Амурские коммунальные системы», заявитель настаивал на том, что в его действиях по одностороннему изменению срока начала поставки тепловой энергии на объект данного общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Представители антимонопольной службы с заявленными требованиями не согласились, считают оспариваемое решение законным и обоснованным, указали, что Законом «О теплоснабжении» и приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 предусмотрена обязанность со стороны ОАО «Облкоммунсервис» по указанию в акте-паспорте готовности систем теплопотребления и узла ввода абонента данных об имеющейся задолженности за потребленную тепловую энергию. Действующим законодательством не предусмотрено изменение срока начала поставки тепловой энергии в одностороннем порядке с учетом начала отопительного периода. Ссылку ОАО «Облкоммунсервис» на статью 523 Гражданского кодекса Российской Федерации сочли необоснованной. Дополнительно представители антимонопольного органа указали, что заявителем нарушен порядок, предусмотренный Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, не соблюдены сроки уведомления и порядок введения ограничения и прекращения подачи тепловой энергии в отношении объекта АО «Амурские коммунальные системы».

Представитель привлеченного к участию в деле третьего лица - АО «Амурские коммунальные системы» поддержал позицию антимонопольного органа, счел оспариваемое решение законным и обоснованным. Указал, что канализационно-насосная станция «Северная» является объектом социального обеспечения, остановка насосов на данном объекте могла привести к переполнению канализационных колодцев и подтоплению жилых домов и объектов социального значения города Благовещенска. Для ограничения социальных объектов законодательством предусмотрен специальный порядок ограничения режима потребления, который заявителем не был соблюден.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области обратилось акционерное общество «Амурские коммунальные системы». В своем заявлении от 17.10.2016 АО «Амурские коммунальные системы» указало на необоснованный отказ ОАО «Облкоммунсервис» в подключении с начала отопительного сезона к системе теплоснабжения канализационно-насосной станции «Северная», расположенной в городе Благовещенске по улице Гражданская, 361.

По фактам, изложенным в заявлении, антимонопольной службой у ОАО «Облкоммунсервис» были запрошены соответствующие пояснения и документы.

Приказом Амурского УФАС от 16.11.2016 № 184 в отношении ОАО «Облкоммунсервис» по признакам нарушения им положений пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело, создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при рассмотрении которого антимонопольный орган установил следующие обстоятельства.

Между ОАО «Облкоммунсервис» (энергоснабжающая организация) и АО «Амурские коммунальные системы» (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась через присоединенную сеть подавать абоненту тепловую энергию на объект - канализационно-насосная станция, расположенная в городе Благовещенске по улице Гражданская, 361, а абонент - в установленные договором сроки оплачивать принятую тепловую энергию.

Письмами от 06.05.2016, 06.06.2016 ОАО «Облкоммунсервис» уведомило АО «Амурские коммунальные системы» о наличии задолженности по договору теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т в размере 335 063,92 рублей.

27.07.2016 ОАО «Облкоммунсервис» уведомило АО «Амурские коммунальные системы» о задолженности за услуги теплоснабжения по договору теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т в размере 335 063,92 рублей, а также о том, что в случае непогашения задолженности КНС «Северная» не будет подключена к системе теплоснабжения с начала отопительного сезона.

В соответствии с постановлением Мэра города Благовещенска от 22.09.2016 № 2996 начало отопительного сезона 2016-2017 гг. в городе Благовещенске для потребителей тепловой энергии жилищного фонда определено с 29.09.2016.

09.09.2016 ОАО «Облкоммунсервис» и АО «Амурские коммунальные системы» составлен акт-паспорт готовности систем теплопотребления и узла ввода абонента к принятию тепловой энергии, согласно которому недостатки устранены, система абонента заполнена и считается принятой с 09.09.2016, подача тепловой энергии разрешена. Сведения о наличии дебиторской задолженности в акте-паспорте готовности систем теплопотребления и узла ввода абонента АО «Амурские коммунальные системы» отсутствуют.

С начала отопительного сезона ОАО «Облкоммунсервис» не подключило канализационно-насосную станцию к системе теплоснабжения, такое подключение состоялось 31.10.2016, что следует из акта обследования на предмет подключения объекта к системе теплоснабжения от 31.10.2016.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Амурского УФАС принято решение от 26.01.2017 (изготовлено в полном объеме 30.01.2017), которым действия ОАО «Облкоммунсервис», выраженные в отказе в подключении к системе теплоснабжения канализационно-насосной станции «Северная», расположенной в городе Благовещенске по улице Гражданская, 361, с начала отопительного сезона в городе Благовещенске Амурской области в 2016 году - с 29.09.2016, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Полагая указанное решение незаконным, не соответствующим положениям действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, следует, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

УФАС России по Амурской области является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных к исполнению предписаний.

Оспариваемое заявителем решение принято УФАС России по Амурской области в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции, а также Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345.

Законом о защите конкуренции установлены организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Приведенным Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.

ОАО «Облкоммунсервис» состоит в реестре субъектов естественных монополий (номер 28.1.9, раздел услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии) и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии до точек поставки, указанных в договоре теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т, заключенном с АО «Амурские коммунальные системы».

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В силу статьи 20 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду.

Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.

Данными Правилами предусмотрено, что в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены не только устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов и т.п., но и отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель.

Паспорт готовности к отопительному периоду выдается уполномоченным органом, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в установленный срок.

Пунктом 3.20 договора теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т, заключенного между ОАО «Облкоммунсервис» (энергоснабжающая организация) и АО «Амурские коммунальные системы» (абонент), определено, что ежегодно, перед началом отопительного сезона абонент обязан оформить акт-паспорт готовности, копия которого передается в энергоснабжающую организацию.

Как следует из материалов дела, на объект АО «Амурские коммунальные системы» - канализационно-насосная станция «Северная», расположенная в городе Благовещенске, 09.09.2016 сторонами договора теплоснабжения от 01.01.2011 № 7-Т был составлен акт-паспорт готовности данного объекта к принятию тепловой энергии, из которого следует, что с технической стороны объект был готов к началу отопительного периода. Данный акт-паспорт не сдержит сведений о наличии задолженности АО «Амурские коммунальные системы» по оплате тепловой энергии, хотя обязательное указание таких сведений предусмотрено как Правилами оценки готовности к отопительному периоду от 12.03.2013 № 103, так и формой самого акта.

Таким образом, ОАО «Облкоммунсервис» не указав в акте-паспорте готовности сведения о задолженности АО «Амурские коммунальные системы», полностью подтвердило отсутствие препятствий для подключения объекта к теплоснабжению.

В ходе рассмотрения дела заявитель неоднократно утверждал о том, что на момент подписания акта-паспорта задолженность АО «Амурские коммунальные системы» в действительности имелась.

Судом данные доводы были исследованы и подтверждены.

Наличие задолженности АО «Амурские коммунальные системы» по договору от 01.01.2011 № 7-Т по состоянию на сентябрь 2016 года подтверждено подписанным сторонами обязательства в 2017 году актом сверки взаимных расчетов за январь 2016 г. - ноябрь 2016 г.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 22 Закона о теплоснабжении в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

До введения ограничения подачи тепловой энергии теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения.

Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808.

Указанными Правилами организации теплоснабжения предусмотрен аналогичный изложенному в статье 22 Закона о теплоснабжении порядок действий теплоснабжающей организации в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии.

Теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, предупредив об этом в письменной форме потребителя. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения.

При этом ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

Если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Приведенный порядок ОАО «Облкоммунсервис» не был соблюден.

Доводы заявителя о том, что им не производилось ограничение подачи тепловой энергии либо прекращение подачи теплоснабжения, а объект не был подключен к системе теплоснабжения ввиду наличия задолженности у абонента, судом признаны несостоятельными.

Действие теплоснабжающей организации по не подключению объекта к системе теплоснабжения с начала отопительного сезона при условии согласования его готовности, что было произведено заявителем, вообще не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, в данном случае заслуживают внимания доводы участвующего в рассмотрении дела третьего лица - АО «Амурские коммунальные системы», заявление которого послужило основанием для проверки соблюдения ОАО «Облкоммунсервис» антимонопольного законодательства.

АО «Амурские коммунальные системы» указало, что канализационно-насосная станция «Северная» является объектом социального обеспечения, поскольку обслуживает такие районы города Благовещенска, как район КПП, квартал 800, район Мясокомбината, района Агромаш, Астрахановка и иные. Являясь районной, КНС «Северная» принимает стоки от шести канализационных насосных станций и далее качает сточные воды на главную насосную станцию, через которую стоки поступают на очистные сооружения города. Остановка насосов на данном объекте могла привести к переполнению канализационных колодцев и подтоплению жилых домов и объектов социального значения города Благовещенска.

Пунктами 95, 96, 97 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 предусмотрен специальный порядок введения ограничения режима потребления в отношении социально значимых категорий потребителей, который также не был учтен ОАО «Облкоммунсервис» при одностороннем изменении срока начала поставки тепловой энергии на вышеуказанный объект.

Учитывая изложенное суд усмотрел в действиях ОАО «Облкоммунсервис», выразившихся в отказе в подключении к системе теплоснабжения расположенной в городе Благовещенске канализационно-насосной станции «Северная» с начала отопительного сезона, факт злоупотребления своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Судом не установлено оснований для признания недействительным оспариваемого решения, а также нарушения им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативных правовых актов недействительными, государственная пошлина оплачивается организацией в размере 3000 рублей.

В связи с отказом в удовлетворении требований, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 26.01.2017 (изготовлено в полном объеме 30.01.2017) по делу № А-10/43 2016, отказать.

Расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос