Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-1635/2019 | ||||||||
июля 2019 года | дата оглашения резолютивной части решения | |||||||||
дата изготовления решения в полном объеме | ||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Е.А. Варламова, | ||||||||||
при ведении протоколирования с помощью средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.В. Ивановой, | ||||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа в части, незаконными действий, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» (ИНН <***>, ОГРН <***>), | ||||||||||
в судебном заседании 03.07.2019 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 05.07.2019 до 14 часов 30 минут, о чем вынесено протокольное определение, | ||||||||||
при участии в заседании: Заявитель - ФИО1, доверенность № 117 от 07.07.2016 г., паспорт, Ответчик – ФИО2, доверенность от 25.03.2019 № 01-07-792, ФИО3, доверенность от 08.04.2019 № 01-08-934, паспорт, Третье лицо - не явился, извещен, | ||||||||||
установил: | ||||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество «Амурские коммунальные системы» (далее по тексту – заявитель) к Управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее по тексту – ответчик) о признании недействительным приказа № 174-пр/в от 21.12.2018 «Об установлении для ООО «Коммерческо- строительная компания «Хуафу» размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» в индивидуальном порядке» в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций; о признании действия Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области по отказу в пересмотре индивидуальной платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» за подключение объекта: «Общественно торговый комплекс «Маленькая Венеция». Литера 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 не соответствующими закону; об обязании Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «АКС» путем пересмотра размера индивидуальной платы для ООО "Коммерческо-строительная компания «Хуафу» за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта: «Общественно торговый комплекс «Маленькая Венеция» Литера 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22, включив в нее расходы на восстановление асфальтобетонного покрытия и налога на прибыль.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика требования не признал.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено.
Подробно позиции сторон изложены в представленных отзывах и пояснениях.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
АО «АКС» на основании Постановления администрации города Благовещенска от 12.04.2013 № 1847 является гарантирующей организацией, осуществляющей на территории города Благовещенска поставку воды и отведение стоков.
18.10.2018 в адрес АО «АКС» поступило заявление ООО «КСК «Хуафу» о подключении к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства "Общественно торговый комплекс "Маленькая Венеция". Литера 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22, расположенного в 444 квартале г. Благовещенска. Величина подключаемой нагрузки объекта капитального строительства «Маленькая Венеция» составляет 1194,61 м3/сут.
19.11.2018 АО «АКС» направило в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, документы для установления индивидуальной платы для ООО «КСК «Хуафу» на подключение к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства «Общественно торговый комплекс «Маленькая Венеция». Литер 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 , с проектами договоров о подключении с приложениями, и с расчетами индивидуальной платы за подключение объекта.
Общество просило утвердить плату за подключение объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения в размере 130 675 427,00 (сто тридцать миллионов шестьсот семьдесят пять тысяч четыреста двадцать семь) рублей 00 копеек, в том числе НДС в сумме 19 933 539,70 рублей и централизованной системе водоотведения в размере 3 754 454 (три миллиона семьсот пятьдесят четыре тысячи четыреста пятьдесят четыре) рубля 00 копеек, в том числе НДС в сумме 572 713,00 рублей общественно торгового комплекса «Маленькая Венеция», Литера 1/2, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,15,16,17,18,19, 20, 21, 22, расположенного по адресу: г, Благовещенск, квартал 444, заявитель ООО КСК «Хуафу».
Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Приказом №174-пр/в от 21.12.2018 установило размер платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения объекта ООО «КСК «Хуафу» в размере:
-расходы на строительство сетей холодного водоснабжения 12 654,50 тыс. рублей (без НДС);
- расходы на строительство сетей водоотведения 2 607,79 тыс. руб. (без НДС).
21.01.2019 АО «АКС» обратилось в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением о пересмотре утвержденной платы за подключение ООО «КСК «Хуафу» общественно торгового комплекса «Маленькая Венеция», Литера 1/2, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,15,16,17,18,19, 20, 21, 22, расположенного по адресу: г, Благовещенск, квартал 444, в котором указало на необоснованное не включение расходов на восстановление асфальтобетонного покрытия участка дорожного полотна, земельные работы, налог на прибыль.
15.02.2019 от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области поступил ответ об отказе в пересмотре тарифа на подключение объекта ООО «КСК «Хуафу». Ответ мотивирован тем, что установленная плата за подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке пересмотру и (или) отмене не подлежит, так как это не предусмотрено Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утв. постановлением Правительства РФ № 406.
Не согласившись с приказом № 174-пр/в от 21.12.2018 «Об установлении для ООО «КСК «Хуафу» размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» в индивидуальном порядке» в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций и с действиями ответчика по отказу в пересмотре индивидуальной платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «КСК «Хуафу» по включению в нее расходов на восстановление асфальтобетонного покрытия и налога на прибыль, АО «АКС» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) требование об оспаривании ненормативного правового акта может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), согласно статье 31 которого к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится, в том числе, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения; регулированию подлежит плата за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемая в индивидуальном порядке. Порядок расчета такой платы определяется основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Разделом X Основ ценообразования определены принципы регулирования платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 82 Основ ценообразования).
Пунктом 83 Основ ценообразования предусмотрено, что тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
В соответствии с пунктом 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э), разработанные в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов, которые предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 2 Методических указаний № 1746-э).
Пунктом 121 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, а также расходов по уплате налога на прибыль.
Таким образом, при расчете индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов по уплате налога на прибыль должны быть учтены расходы по уплате налога на прибыль.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы, а пунктом 1 статьи 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 270 НК РФ расходы на создание объектов капитального строительства не учитываются в целях определения налоговой базы для налога на прибыль. Таким образом, как обоснованно указывает заявитель, объектом налогообложения для уплаты налога на прибыль для общества в рассматриваемом случае является выручка, полученная в результате выполнения обязательств по подключению.
Из буквального смысла приведенных положений следует, что расходы по уплате налога на прибыль должны быть в обязательном порядке отдельно учтены при расчете индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение), при этом речь в данном случае идет о расходах регулируемой организации по уплате налога на прибыль организаций, исходя из необходимости компенсации регулируемой организации соответствующих расходов, которые она, в числе прочих, должна будет нести в связи с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства третьего лица к централизованных системах водоснабжения и водоотведения.
Аналогичная позиция о необходимости включения в плату за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, устанавливаемую в индивидуальном порядке, средств для компенсации регулируемой организации расходов по уплате налога на прибыль, содержится в письме ФАС России от 12.10.2016 № ВК/70488/16.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком при вынесении оспариваемого приказа необоснованно, в нарушение в т.ч. вышеприведенных положений Основ ценообразования, Методических указаний № 1746-э, исключены расходы по уплате на прибыль. В связи с чем доводы заявителя о нарушении приказом Управления в оспариваемой части прав и законных интересов АО «АКС», выразившемся в неправомерном исключении Управлением спорных расходов, носящих необходимый, экономически обоснованный характер, признаны судом при рассмотрении настоящего дела состоятельными.
При рассмотрении настоящего дела в об основание возражений относительно заявленных требований, а также в экспертном заключении по предоставленным материалам расчета размера спорной платы, ответчик указал, что АО «АКС» не представлены сведения о ведении раздельного учета по статье расходов «Налог на прибыль», не представлены фактические расходы на уплату налога на прибыль по виду деятельности «Технологическое присоединение», в плате за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения отсутствует составляющая по уплате налога на прибыль.
Указанный довод отклоняется судом на основании следующего.
В рассматриваемом случае действующим законодательством не предусмотрены требования к регулируемой организации о предоставлении документов, подтверждающих раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов при установлении платы за подключение к системам водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке.
Также, как указывает заявитель, следует из представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416 «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования АО «АКС» ведет раздельный учет доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов, в том числе расходы по уплате налога на прибыль, относятся к затратам и подлежат включению в необходимую валовую выручку регулируемой организации при наличии экономического обоснования включаемых расходов и данных бухгалтерского учета. Следовательно, на них распространяются требования о ведении раздельного учета. Действующим законодательством в сфере тарифного регулирования не предусмотрено освобождение регулируемых организаций от обязанности ведения раздельного учета расходов по уплате налога на прибыль.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению (далее - План счетов), утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, обобщение информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также определения финансового результата по ним, производится на счете 90 "Продажи". К названному счету открываются субсчета 90.1 "Выручка", на котором учитываются доходы по основным видам деятельности, и субсчет 90.2 "Себестоимость", по которому учитываются расходы по основным видам деятельности. К субсчетам 90.1 и 90.2 могут открываться субсчета второго порядка для учета доходов и расходов по различным основным видам деятельности. Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для учета прочих доходов и расходов, отличных от расходов по отдельным видам деятельности.
Положение по учетной политике АО «АКС» на 2017 год утверждено приказом № 1077 от 31.12.2016.
Согласно ПБУ № 1/2008, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 106н, организацией сформирована учетная политика, в которой утвержден рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
При отражении доходов и расходов, выбирается конкретная группа – вид деятельности, соответствующий справочнику видов деятельности (приложение № 13 к положению по учетной политике).
В приложении № 13 указаны следующие виды имеющие отношение к настоящему спору: водоснабжение: холодное водоснабжение, ремонтно-строительные работы (водоснабжение), ремонтно-строительные работы объектов водоснабжения, в том числе строительство объектов водоснабжения, плата за подключение к сетям водоснабжения, плата за подключение к сетям водоснабжения (по тарифу на подключение), плата за подключение к сетям водоснабжения свыше 10 м куб./час. (по индивидуальному проекту), прочие работы и услуги (водоснабжение). Водоотведение: водоотведение сточной жидкости, ремонтно-строительные работы (водоотведение), ремонтно-строительные работы объектов водоотведения, в том числе строительство объектов водоотведения, плата за подключение к канализационным сетям (по тарифу на подключение), плата за подключение к канализационным сетям свыше 10 м куб/час (по индивидуальному проекту), прочие услуги и работы (водоотведение).
Также АО «АКС» раздельно ведется учет налога на прибыль по видам деятельности общества, перечисленных в приложении № 13 к Положению по учетной политике.
Из вышеуказанного следует, что бухгалтерский учет в АО «АКС» ведется согласно действующему законодательству Российской Федерации. На субсчетах ведется раздельный синтетический и аналитический учет доходов и расходов общества.
Рабочим планом счетов бухгалтерского учета АО «АКС» по счету «Налог на прибыль» предусмотрено ведение раздельного учета в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности, в связи с чем имеется возможность определения сумм налога на прибыль, фактически уплаченных обществом по видам деятельности, связанным с подключением (технологическим присоединением) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
В ходе рассмотрения заявителем представлен (в возражении на отзыв ответчика от 07.05.2019) расчет налога на прибыль за 2017 год по видам деятельности, в т.ч. по таким видам деятельности как, подключение к канализационным сетям (по тарифу на подключение), подключение к сетям водоснабжения (по тарифу на подключение), на водоснабжение, на водоотведение. В подтверждение указанного расчета заявителем суду представлены оборотно-сальдовые ведомости по счетам 90.1, 90.02, 90.07.1, 91.01.1, 91.02.1 за 2017 год, достоверность сведений которых ответчиком не опровергнута.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком доводов о неведении АО «АКС» раздельного учета по видам регулируемой деятельности.
Кроме того, также в пункте 17 Правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов (пункт 20 Правил).
При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, (пункт 22 Основ ценообразования).
В силу пункта 25 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решения органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Таким образом, согласно пункту 22 Основ ценообразования, пунктам 20, 25 Правил орган регулирования тарифов должен проверить обоснованность расходов, учтенных при расчете тарифов. Для проверки обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, орган регулирования тарифов вправе запрашивать дополнительную информацию и привлекать независимых экспертов для проведения экспертизы предложений об установлении тарифов.
Вместе с тем, при определении размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения в индивидуальном порядке Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области у АО «АКС» не запрашивались сведения о ведении раздельного учета по статье расходов «Налог на прибыль», не запрашивались фактические расходы на уплату налога на прибыль по виду деятельности «Технологическое присоединение».
В связи с чем ссылки ответчика на непредставление заявителем указанных документов признаны судом несостоятельными.
Приводимые в ходе рассмотрения настоящего дела ссылки ответчика о несоблюдении заявителем Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6, об обоснованности позиции Управления не свидетельствует, поскольку несоблюдение указанных Стандартов может являться основания для проведения уполномоченным органом в отношении АО «АКС» соответствующей проверки и принятия к нему мер административного воздействия при подтверждении таких нарушений, однако не предполагает в силу действующего правового регулирования спорных правоотношений исключение из размера установленной в индивидуальном порядке платы расходов по уплате налога на прибыль в целях компенсации соответствующих расходов АО «АКС».
На основании изложенного, суд приходит к выводу о неправомерном исключении ответчиком расходов общества по уплате налога на прибыль при принятии приказа № 174-пр/в от 21.12.2018 «Об установлении для ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» в индивидуальном порядке».
Довод Управления о расхождении размера выручки в бухгалтерской отчетности, представленной АО «АКС» является не состоятельным, поскольку регулятор не учел того, что в налоговой отчетности (отчет о финансовых результатах) сумма отражается без налога на добавленную стоимость, а в бухгалтерской отчетности (оборотно - сальдовые ведомости) суммы указаны с учетом НДС. В отчете о финансовых результатах указана сумма 3 778 538 тыс. руб. + 18% НДС = 4 458 674 тыс. руб - сумма в оборотно-сальдовой ведомости.
Довод Управления о том, что действие разрешений на строительство, выданных ООО КСК «Хуафу» на строительство подключаемого объекта было прекращено, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку по смыслу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность оспариваемого ненормативного правового акта, исходя из обстоятельств, которые существовали на момент его принятия.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями ч.2 ст.201 АПК РФ требования заявителя о признании недействительным приказа Управления № 174-пр/в от 21.12.2018 «Об установлении для ООО «Коммерческо- строительная компания «Хуафу» размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» в индивидуальном порядке» в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций подлежат удовлетворению.
Рассмотрев требование заявителя о признании действий Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области по отказу в пересмотре индивидуальной платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» за подключение объекта: «Общественно торговый комплекс «Маленькая Венеция». Литера 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 не соответствующими закону, суд установил.
В соответствии с представленными в Управление для установления платы расчетными материалами 19.11.2018 АО «АКС» планировалось выполнить следующие мероприятия:
I. для подключения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения:
1.Мероприятия АО «АКС»:
- вынос водопроводной сети Д-500 мм ПНД, L=724,0 м за пределы земельного участка заявителя;
- прокладка водопроводной сети Д-355 мм ПНД, L=796,5 м от точки подключения до существующей сети на границе земельного участка заявителя;
- монтаж водопроводных камер: 2,0x2,5 м Н > =3,0 м (2 шт.), 2,5x3,0 м Н > =3,0 м (2 шт.);
- монтаж колодцев: Д-1,5 м Н > =3,0 м (2 шт.), Д-2,0 м Н > =3,0 м (4 шт.);
- врезка отключающих задвижек: Д-500 мм (2 шт.), Д-400 мм (2 шт.), Д-350 мм (5 шт.), Д-150 мм (2 шт.);
- установка пожарных гидрантов (5 шт.);
восстановление асфальтобетонного покрытия - дополнительным соглашением по необходимости.
2.Мероприятия ООО «КСК «Хуафу»:
- строительство водопроводной сети в границах земельного участка;
- установка прибора учета.
II. для подключения объекта к централизованной системе водоотведения
1.Мероприятия АО «АКС»:
- прокладка канализационной сети Д-300 мм ВЧШГ, L=143,0 м от точек подключения до границ земельного участка;
- монтаж канализационных колодцев Д-1,5 м (5 шт.) Н >= 3,0 м;
- восстановление асфальтобетонного покрытия - дополнительным соглашением по необходимости.
2.Мероприятия ООО «КСК «Хуафу»:
- строительство канализационной сети в границах земельного участка.
Применяя положения пункта 22 Основ ценообразования, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области учло то, что заявитель указал о восстановлении асфальтобетонного покрытия, которое может осуществиться только на основании дополнительного соглашения по необходимости.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28 июня 2017 № 936/пр утверждены «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-14-2017. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации» (далее - НЦС).
В соответствии с пунктом 3 НЦС показатели представляют собой сумму денежных средств, необходимую для прокладки сетей водоснабжения канализации, рассчитанную на установленную единицу измерения.
Пунктом 6 НЦС установлено, что в показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для прокладки сетей водоснабжения и канализации при строительстве в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.
Перечень затрат, не учтенных показателями НЦС и, при необходимости, учитываемых дополнительно в соответствии с нормативами на соответствующие работы, приведен в пунктах 9-15 НЦС.
Так согласно пункту 12 НЦС предусмотрено, что показателями НЦС не учтены работы по разборке и устройству дорожного покрытия, работы по благоустройству территории. Стоимость указанных работ нормируется по нормам сборника ГЭСН-2001-27 «Автомобильные дороги», а также другим нормативам на соответствующие работы, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов.
Как следует из материалов дела, в связи с отсутствием экономического обоснования, не заявлением соответствующих расходов и заявленной позицией АО «АКС» о возможных расходах по восстановлению асфальтобетонного покрытия такие расходы тарифным органом не учитывались при установлении размера платы за подключение.
Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, устанавливаемая органом регулирования в индивидуальном порядке, рассчитывается исходя из необходимости обеспечения регулируемой организации финансовых потребностей, необходимых для подключения объекта конкретного заявителя к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и взимается однократно.
Как следует из Постановления Правительства № 406, решения органов регулирования тарифов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения в индивидуальном порядке принимаются в соответствии с положениями Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных данным постановлением Правительства Российской Федерации, и пересмотру и (или) отмене не подлежат.
Соответствующей процедуры и полномочий Управления Постановлением Правительства № 406 не предусмотрено.
Иного положениями действующего законодательства не установлено, заявителем ссылок на соответствующие нормы права не приведено. Обратный подход свидетельствовал бы о возможности изменения регулируемой цены договора в отсутствие предусмотренного федеральным законодательством основания, что не соответствовало бы, в т.ч. положениям п.1 ст.424 ГК РФ и вышеизложенным положениям законодательства о водоснабжении и водоотведении.
Невключение самим АО «АКС» в расчет стоимости расходов, связанных с подключением, каких либо затрат при первоначальном обращении в регулирующий орган, само по себе не порождает в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований у Управления обязанности пересмотреть или отменить ранее установленную плату.
Также суд учитывает, что, как признано самим заявителем, между АО «АКС» и третьим лицом заключен договор о технологическом присоединении, исходя из цены, установленной приказом Управления на основании рассмотрения представленных АО «АКС» документов, договор в установленном порядке не расторгнут, заявка третьего лица на подключение не аннулирована.
Какого либо существенного изменения обстоятельств, не зависящего от самого заявителя, произошедшего после установления приказом Управления № 174-пр/в от 21.12.2018 размера спорной платы и влияющего на ее размер или на перечень необходимых в целях подключения объектов третьего лица мероприятий, заявителем не доказано, из материалов дела не усматривается. Из документов, представленных АО «АКС» при первоначальном обращении в регулирующий орган, следует, что заявитель предполагал о необходимости выполнения работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия, однако в техническое задание на подключение данные работы не включил, размер таких расходов в целях установления платы за подключение не заявил.
С учетом вышеизложенного суд соглашается с доводами ответчика о том, что оспариваемые действия Управления, выразившееся в отказе в пересмотре утвержденной платы за подключение ООО «КСК «Хуафу» письмом от 12.02.2019 № 01-07-341, закону не противоречат, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
При этом суд также учитывает, что в части невключения в расчет платы расходов по уплате налога на прибыль, исключенных Управлением при вынесении приказа № 174-пр/в от 21.12.2018, надлежащим способом защиты нарушенного права, необходимых в целях его восстановления, является оспаривание в порядке главы 24 АПК РФ заявителем именно такого приказа в соответствующей части, к чему и прибегло общество в рассматриваемом случае, и требования о признании недействительным которого в соответствующей части судом удовлетворены по вышеприведенным основаниям.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании незаконными действий Управления, выразившихся в отказе в пересмотре утвержденной платы за подключение, в силу ч.3 ст.201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
Как следует из пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в т.ч. указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Закон, иные нормативные источники не устанавливают перечня восстановительных мер, либо условий, в которых должны назначаться те или иные меры. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда, в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Таким образом, в силу положений ст.201 АПК РФ выбор способа восстановления нарушенного права заявителя является прерогативной суда, в связи с чем в данной части суд не связан тем способом восстановления нарушенного права, о применении которого просит заявитель.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
С учетом изложенного суд в целях восстановления прав заявителя, нарушенных принятием признаваемого недействительным не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) № 174-пр/в от 21.12.2018 «Об установлении для ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» в индивидуальном порядке» в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций, считает необходимым возложить на ответчика обязанность принять меры к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 6000 рублей, государственная пошлина в указанном размере уплачена заявителем (платежное поручение от 29.04.2019 № 5103 в размере 3 000,00 рублей, платежное поручение от 05.03.2019 № 2422 в размере 3 000,00 рублей). В связи с частичным удовлетворением требований, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика в размере 3 000,00 рублей, в остальной части расходы по уплате госпошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования удовлетворить частично:
признать недействительным не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) № 174-пр/в от 21.12.2018 «Об установлении для ООО «Коммерческо-строительная компания «Хуафу» размера платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы» в индивидуальном порядке» в части исключения расходов по уплате налога на прибыль организаций;
в остальной части акционерному обществу «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обязать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) принять меры к устранению допущенных нарушений прав и законных интересов акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать с Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Е.А. Варламов