Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | |||||||||||
Именем Российской Федерации | |||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-164/2022 | |||||||||
марта 2022 года | |||||||||||
16 марта 2022 года | Дата оглашения резолютивной части решения | ||||||||||
19 марта 2022 года | Дата изготовления решения в полном объеме | ||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича, при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гончарук Натальей Викторовной | |||||||||||
Рассмотрев в судебном заседании заявление некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления в части, 3 лица: общество с ограниченной ответственностью проектно-строительное объединение "Благовещенскпроект" (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Дальневосточная строительная компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью "АУК.БЛАГОВЕЩЕНСК" (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью "Хороший дом" (ОГРН <***>, ИНН <***>); Министерство ЖКХ Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>); государственная жилищная инспекция Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>). | |||||||||||
10.03.2022 в судебном заседании объявлен перерыв до 10.30 час. 16.03.2022 | |||||||||||
при участии в заседании: В судебное заседание до перерыва явились: От заявителя: ФИО1 – по доверенности № 03-07/21-2021 от 21.07.2022, диплом, паспорт; От ответчика: ФИО2 – по доверенности № 23-19-12/133 от 27.12.2021, служебное удостоверение; От ООО «Дальневосточная строительная компания»: ФИО3 – по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт. В судебное заседание после перерыва явились: От заявителя: ФИО1 – по доверенности № 03-07/21-2021 от 21.07.2022, диплом, паспорт; От ответчика: ФИО2 – по доверенности № 23-19-12/133 от 27.12.2021, служебное удостоверение; От третьих лиц: не явились, извещены. | |||||||||||
установил: | |||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилась некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (далее – заявитель) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Амурской области (далее - ответчик) с требованием:
1. Признать установленное нарушение пунктом 1 в части принятия и оплаты работы, не относящиеся к работам по капитальному ремонту отмостки и корреспондирующего ему требование пункта 1 Представления УФК по Амурской области об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 01.12.2021 № 23-13-59/23-8199 незаконным.
2. Признать установленное нарушение пунктом 11 и корреспондирующего ему требование пункта 6 представления УФК по Амурской области об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 01.12.2021 № 23-13-59/23-8199 недействительным.
Заявитель неоднократно уточнял требования. Последними уточнениями 04.03.2022 заявитель просил суд признать установленное нарушение пунктом 1 в части принятия и оплаты работы, не относящиеся к работам по капитальному ремонту отмостки в сумме 739 882,00 рубля и корреспондирующего ему требование по устранению нарушения, обеспечив возврат средств фонда капитального ремонта пункта 1 Представления УФК по Амурской области об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 01.12.2021 № 23-13-59/23-8199 незаконным.
Уточнение требований судом принято на основании статьи 49 АПК РФ.
В обоснование требований заявитель указал, что выполнение новой отмостки было проведено по указанию проектной организации для защиты фундамента от атмосферных осадков. Ремонт отмостки был включен в перечень работ, выполняемых в рамках размера предельной стоимости работ, как при ремонте фундамента, так и при ремонте фасада Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 в редакции от 30.08.2019. Собственниками помещения многоквартирного дома подтверждена необходимость ремонта отмостки, они согласились оплатить устройство новой отмостки, подписав акты выполненных работ формы КС-2
Ответчик возражал против заявленных требований. Указал, что выполнение работ по ремонту отмостки региональным оператором свидетельствует о том, что организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, не должным образом в предыдущие периоды осуществлялось содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом невыполнение указанных работ управляющей организацией не позволяет региональному оператору за счет средств фондов капитального ремонта осуществлять работы по текущему ремонту в целях устранения последствий не должной эксплуатации многоквартирного дома.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Дальневосточная строительная компания" в письменном отзыве указало, что работы по замене и (или) восстановлению чердачных перекрытий в перечень работ финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, не входят. В связи с чем данные виды работ не включены в Договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. Ремонт потолочных перекрытий находится в ведении управляющих компаний, обслуживающих данные дома. Общество своевременно уведомило некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» о возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Управлением Федерального казначейства по Амурской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Амурской области от 05.08.2021 № 332 в период с 12.08.2021 по 24.09.2021 в отношении Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (далее - Региональный оператор) проведена плановая проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах (идентификатор контрольного мероприятия: 2021—ПВ.026.1011—2300.050).
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые нашли свое отражение в акте выездной проверки от 15.10.2021.
Фонд, не согласившись с доводами, изложенными в акте, представил возражения от 19.11.2021.
01.12.2021 Управлением Федерального казначейства по Амурской области было вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации № 23-13-59/23-8199, которое получено фондом 06.12.2021.
Как следует из пункта 1 Представления, в ходе проверки было выявлено, в том числе, нарушение частей 1, 2 статьи 166, части 1 статьи 174, части 3 статьи 179, части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 4, части 1 статьи 12 Закона Амурской области от 08.07.2013 № 200-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области», раздела 6 «Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту» региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 (в редакции, действующей на момент совершения нарушения), Региональным оператором в 2020 году на основании Договора от 24.12.2018 № РТС228А180388(Д) на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Василенко, 11/1, за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, приняты и оплачены работы, не относящиеся к работам по капитальному ремонту на общую сумму 752 837,00 рублей: работы по установке надомного знака на сумму 1 711,00 рублей, работы по ремонту отмостки на сумму 751 126,00 рублей, в стоимость которых, в том числе, включены фактически невыполненные работы по установке бортовых камней бетонных при ремонте отмостки на сумму 11 244,00 рублей, что было установлено по результатам осмотра.
Согласно указанного представления Управлениюе Федерального казначейства по Амурской области требовало от заявителя: по пункту 1 - устранить нарушение, обеспечив возврат средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также принять меры по устранению причин и условий нарушения до 01 февраля 2022 г.
Не согласившись в части с пунктом 1 представления от 01.12.2021, некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в совокупности представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Для удовлетворения требования о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее -региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (далее - деятельность по контролю), во исполнение статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 70 Правил, при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Согласно решению руководителя Управления по результатам заседания контрольной комиссии Управления, принято решение направить НО «Фонд капремонта МКД области» Представление с требованием в отношении нарушений - об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, Управление при вынесении оспариваемого Представления действовало в рамках предоставленных полномочий.
Спор между сторонами возник в оценке проведенных работ по ремонту отмостки, а именно к какому виду ремонта капитальному или текущему необходимо отнести проведенных работы.
Пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Данная норма Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит только общие положения, более подробное и конкретизированное определение капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах.
Понятия текущего и капитального ремонтов содержатся в следующих ведомственных строительных нормах:
ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)),
"Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее по тексту - Положение МДС 13-14.2000),
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170"Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176). - МДС 13-1.99. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий" (принята и введена в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79).
Вышеназванные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства (пункт 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункт 1.4 Положения МДС 13-14.2000).
Так, согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).
В силу требований пункта 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N7.
Согласно пункту 2.2 Положения ВСН 58-88(р) система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Из пункта 3.1 Положения МДС 13-14.2000 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8. На основании п. 1.6 - 1.7 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий.
В частности, в приложении № 8 Положения МДС 13-14.2000 определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от обще площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на:
- ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ;
- выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
Таким образом, на основании анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнения строительных работ, следует признать, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.
При этом из вышеуказанных нормативных положений следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, проектной организацией ООО «ПСО «Благовещенскпроект» проведено техническое обследование указанного дома, по результатам которого сделан вывод, что существующая на тот момент отмостка не обеспечивала защиту фундамента от атмосферных осадков, ее состояние оценивалось как недопустимое. Для защиты фундамента от атмосферных осадков по указанию проектной организации необходимо было выполнить новую отмостку из бетона с армированием проволокой.
На момент проведения технического обследования многоквартирного дома были нарушены предельно допустимые характеристики надежности и безопасности отмостки. Отсутствие отмостки ведет к разрушению фундамента дома и значительному ухудшению технического состояния дома.
В связи с необходимостью выполнения работ по ремонту отмостки при проведении работ по капитальному ремонту дома, ремонт отмостки был включен в перечень работ, выполняемых в рамках размера предельной стоимости работ, как при ремонте фундамента, так и при ремонте фасада Постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 № 26 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах» в редакции от 30.08.2019 приняты соответствующие поправки (приложение № 5). Ремонт отмостки включен в состав работ при проведении капитального ремонта фасада.
Согласно представленным доказательствам, договор на выполнение работ по капитальному ремонту фасада заключен Фондом с ООО «ДСК» 24.12.2018 года, работы по ремонту отмостки выполнялись летом 2020 года (акт ввода объекта после капитального ремонта от 27.08.2020г).
Изменения в постановление Правительства Амурской области № 26 в отношении проведения работ по ремонту отмостки приняты 30.08.2019 года, таким образом, в период выполнения работ по ремонту отмостки действовала норма, регламентирующая выполнение при капитальном ремонте фасада ремонта отмостки.
Положение о привлечении подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусматривает увеличение цены договора при увеличении объема работ. Таким образом, суд признает обоснованным довод заявителя о том, что даже если бы в первоначальной редакции договора на выполнение работ по капитальному ремонту дома не был предусмотрен ремонт отмостки, то по действующему на тот момент законодательству можно было заключить дополнительное соглашение и выполнить ремонт отмостки.
Собственниками помещений указанного многоквартирного дома подтверждена необходимость ремонта отмостки, они согласились оплатить устройство новой отмостки (подпись представителя собственников помещений имеется в актах выполненных работ форма КС-2).
Одновременно судом отмечено, что согласно части 2 статьи 166 Жилищного кодекса РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому- либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
В перечне основных работ, проводимых при капитальном ремонте, утвержденных приложением Б «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» (далее - СП 368.1325800.2017) указан состав работ по ремонту отмостки, приямков, цоколей, межпанельных швов, ограждений кровель в соответствующих элементах здания как стены, фасады. В видах основных технологических процессов при выполнении капитального ремонта, утвержденных приложением В СП 368.1325800.2017 при капитальном ремонте фундамента и подвальных помещений предусматривается устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты почвы под фундаментами от размывания или намачивания (В.1.8.). В качестве характерных дефектов конструкций и инженерного оборудования, подлежащих устранению в соответствии с проектом капитального ремонта жилого здания, утвержденного приложением Г СП 368.1325800.2017, проводимом при капитальном ремонте фундаментов, подвалов и технических подполий, является неудовлетворительное состояние водоотводящих лотков и отмостки, трещины в плоскости примыкания отмостки к наружным стенам.
Согласно пункту 10 «Долговечность и ремонтопригодность» СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» (далее - СП 54.13330.2016) несущие конструкции здания должны сохранять свои свойства в соответствии с требованиями настоящего свода правил в течение предполагаемого срока службы, который может быть установлен в задании на проектирование. Согласно пункта 10.4 СП 54.13330.2016 конструкции и детали должны быть выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влага, низких температур, агрессивной среды, биологических и других неблагоприятных факторов согласно СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии».
В необходимых случаях должны быть приняты соответствующие меры от проникновения дождевых, талых, фунтовых вод в толщу несущих и ограждающих конструкций здания, а также образования недопустимого количества конденсационной влаги в наружных ограждающих конструкциях путем достаточной герметизации конструкций или устройства вентиляции закрытых пространств и воздушных прослоек.
Согласно пункту 9.18 СП 54.13330.2016 наружные ограждающие конструкции многоквартирного здания должны иметь теплоизоляцию, изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха и пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещений, обеспечивающие:
требуемую температуру и отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях конструкций внутри помещений;
предотвращение накопления излишней влаги в конструкциях.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ. Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985» (далее - постановление № 815).
Пункты 9.18,10.4 СП 54.13330,2016 относятся к работам по отмостке, цоколю, устройству приямков, герметизации межпанельных швов и в соответствии с постановлением № 815 относятся к перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ.
Кроме того, проведенный капитальный ремонт, начиная с момента окончания работ по конструктивному элементу, должен гарантировать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в соответствии с межремонтными сроками, установленными в Приложении № 3 ВСН 58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения». Необходимый объём работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Доводы ответчика о том, что ремонт отмостки относится к обязанностям управляющей организации и не может быть произведен за счет средств капитального ремонта судом исследован и отклонен по следующим основаниям.
Как было указано ранее состав работ по капитальному ремонту и текущему ремонту может пересекаться, значение для разграничения вида проводимых работ имеет, в частности, их объём. Управляющая организация обязана выполнять текущий ремонт отмостки, который выражается, например, в заделке имеющихся трещин, а также замене части отмостки. В случае не исполнения управляющей организацией ремонта отмостки она может прийти в полную негодность в связи с чем потребуется её полная замена. А полная замена одного из конструктивных элементов дома относится к капитальному ремонту. Таким образом, не выполнение управляющей организацией её обязанностей по ремонту отмостки не может служит основанием для отказа проведения капитального ремонта отмостки в случае её полного разрушения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Таким образом, проектной организацией обоснована необходимость замены отмостки, замена отмостки может быть отнесена к капитальному ремонту, указанные работы внесены в региональную программу капитального ремонта нормативным актом субъекта Российской Федерации и на момент проведения работ, данные изменения вступили в законную силу, собственниками были приняты выполненные работы, спор между собственниками и Фондом капитального ремонта в данной части отсутствует.
При установленных обстоятельствах оспариваемый в части пункт 1 Представления УФК по Амурской области об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 01.12.2021 № 23-13-59/23-8199 подлежит признанию недействительным.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суд полагает, что признание недействительным пункта 1 оспариваемого представления само по себе устраняет нарушение прав и законных интересов заявителя и не требуется разрешение вопроса о восстановлении нарушенного права в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей относятся на Управление Федерального казначейства по Амурской области и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Излишне уплаченная платежным поручением от 10.01.2022 № 8 государственная пошлина 3 000 рублей подлежит возврату заявителю на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:
Признать незаконным как не соответствующим Жилищному кодексу РФ установленное нарушение пунктом 1 в части принятия и оплаты работ, не относящихся к работам по капитальному ремонту отмостки в сумме 739 882 рубля и корреспондирующее ему требование по устранению нарушения, обеспечив возврат средств фонда капитального ремонта пункта 1 Представления УФК по Амурской области об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации от 01.12.2021 № 23-13-59/23-8199.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины 3 000 рублей.
Возвратить некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский