ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1743/2022 от 01.11.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1743/2022

ноября 2022 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 01.11.2022. Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2022.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Осадчего Александра Геннадьевича,

при ведении протокола и аудиопротоколирования помощником судьи Склезь Снежаной Михайловной,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с использованием систем веб-конференции, исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о взыскании 145 763 руб. 72 коп.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО2 по доверенности от 01.06.2022, паспорт, копия диплома о высшем образовании по специальности юриспруденция;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 09.11.2021, паспорт, копия диплома о высшем образовании по специальности юриспруденция,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее – истец, ООО «Полигон») с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.06.2020 по 28.02.2022 в размере 145 763 руб. 72 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 5373 руб.

Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 21.03.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ Арбитражный процессуальный кодекс РФ).

24.03.2022 истец направил в суд правовое обоснование произведенных начислений за услуги по вывозу и утилизации ТКО, в котором указал, что до момента предоставления региональному оператору заявки на заключение письменного договора между сторонами действовала типовая форма договора в соответствии с Правилами 1156 и расчет производился и производится исходя из норматива, ввиду отсутствия раздельного накопления ТКО. Полагал неправомерным уточнять исковые требования, исходя из нормативов, принятых 26.07.2021 и неправомерным принятие расчета за период, не относящийся к дате признания нормативов недействительными, то есть до 18.06.2021.

Ссылаясь на отсутствие собственного места накопления отходов в указанный период, полагал, что ИП ФИО1 складирование ТКО производилось на любую существующую контейнерную площадку в зоне деятельности регионального оператора на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области, а именно в рядом стоящие контейнерные площадки многоквартирных домов ул. Европейская, 3, 5, 5/1, 7, 7/1 .

Стороной ответчика в адрес истца направлено заявление о представлении рассрочки оплаты задолженности в полном объем в течение 3 месяцев, что как полагал истец свидетельствует о согласии стороны ответчика с выставленными счетами на оплату и объёмом, исходя из которых произведено начисление.

В письменном отзыве от 06.05.2022 ИП ФИО1 указал на несогласие с предъявленными требованиями, ссылаясь на отсутствие оснований полагать, что между сторонами был заключен типовой договор по обращению с ТКО, заключение договора только 31.08.2021, не выставление и не предъявление к оплате счетов и актов оказанных услуг за период с 01.06.2020 по 30.08.2021. Услуги за период с 01.06.2020 по 30.08.2021 не оказывались. Полагал необоснованным произведенный расчет задолженности, поскольку он произведен истцом без учета правовой позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной по делам № А04-6307/2020, № А04-4191/2020.

Определением от 16.05.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В письменных возражениях от 01.06.2022 ответчик указал на несогласие с приведенными доводами, ссылаясь на их необоснованность.

15.06.2022 ответчик направил в суд ходатайство о приобщении к материалам дела договора безвозмездной передачи картона от 01.06.2020 № 001 и товарно-транспортные накладные по скоропортящемуся товару.

29.08.2022 в суд от истца поступили дополнительные пояснения.

В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами документы приобщены судом к материалам дела.

В письменных уточнениях от 13.10.2022 (вх. № 70410) ООО «Полигон» просило взыскать с ИП ФИО1 по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.12.2020 по 30.09.2022 задолженность в размере 143 802 руб. 55 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5373 руб.

В судебном заседании 25.10.2022 представитель истца на уточненных исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в иске и дополнениях к нему.

Представитель ответчика возражал относительно удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

При отсутствии каких-либо ходатайств и дополнительных документов, дело рассмотрено судом по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Полигон» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.01.2019, на основании соглашения от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области, заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО «Полигон» (региональный оператор).

16.11.2018 региональный оператор опубликовал в газете Амурская правда № 152(28751) предложение для потребителей коммунальной услуги о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

31.08.2021 ИП ФИО1 обратился к региональному оператору ООО «Полигон» с заявкой на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО (вх. № ЗД-6021) в отношении объекта, расположенного по адресу: <...>.

Согласно представленной заявке, учет объема ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.

К поданной заявке были представлены: свидетельство о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе и договор аренды нежилого помещения от 22.05.2020.

В ответ на поступившее обращение ООО «Полигон» указало, что начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами произведено с 01.06.2020, то есть с начала срока действия договора аренды нежилого помещения от 22.05.2020.

В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.08.2021 № 6138-21, заключенным между ООО «Полигон» и ИП ФИО1, в соответствии с которым региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).

Как следует из пункта 4 договора, дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 31 августа 2021 года. Договор заключен с 31.08.2021 по 31.12.2021.

Согласно пункту 37, договор считается продленным на каждый последующий календарный год и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

Согласно пункту 5 договора, под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, в размере 415 (четыреста пятнадцать) рублей 21 коп. (без НДС) за 1 м3. Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2020 № 163-пр/у) твердых коммунальных отходов в соответствии с приложением № 1 к договору.

Расчет оплоты услуг по договору осуществляется согласно приложению № 2 к договору. В случае изменения предельного единого тарифа на услугу регионального оператора в установленном законом порядке, цена на услугу регионального оператора по договору изменяется и принимается равной вновь установленному предельному тарифу с даты введения в действие нового предельного тарифа. Дополнительное соглашение по изменению тарифа на услугу регионального оператора составляется по запросу потребителя.

Как следует из пункта 6, потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем банковского перевода безналичных денежных средств на расчетный счет регионального оператора или путем внесения наличных средств в кассу регионального оператора. Датой оплаты считается дота зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора или дата внесения денежных средств в кассурегионального оператора.

Отсутствие платежного документа на оплату не является основанием для неоплаты оказанных услуг. При отсутствии платежного документа на оплату потребитель оплачивает услуги согласно приложения № 2 договора по банковским реквизитам, указанными в разделе ХIIдоговора.

В период с 01.12.2020 по 30.09.2022 ООО «Полигон» ответчику оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, для оплаты которых был выставлены счета на сумму 143 802 руб. 55 коп.

В соответствии с выставленными счетами ИП ФИО1оплату не произвел.

02.12.2021 на основании  статей 229.1-229.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя - ООО «Полигон» Арбитражным судом Амурской области в рамках дела № А04-9261/2021 был выдан судебный приказ на взыскание с должника – индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу взыскателя общества с ограниченной ответственностью «Полигон» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.08.2021 № 6138-21 основного долга за период с 01.06.2020 по 31.10.2021 в размере 132 191 руб. 34 коп., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 2483 руб.

Определением суда от 11.01.2022 на основании поступивших от должника возражений от 10.01.2022 относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ от 02.12.2021 по делу № А04-9261/2021 отменен.

То обстоятельство, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами остались ответчиком неоплаченными, послужило основанием для обращения ООО «Полигон» в суд с исковым заявлением.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

При отсутствии в период с 01.12.2020 по 30.08.2021 заключенного договора, между сторонами фактически сложились правоотношения по возмездному оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов, которые регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Как следует из положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее Правила № 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом под потребителем Правила № 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая, что информация о необходимости заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО была опубликована в газете Амурская правда №132 (28751) от 16.11.2018, а затем, 16.01.2019, размещена в сети Интернет на официальном сайте ООО «Полигон», в период с 01.06.2020 по 31.07.2021 договор между ООО «Полигон» и ИП ФИО1 считается заключенным на условиях типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», а в период с 01.08.2021 по 30.09.2022 услуги региональным оператором оказывались на основании договора от 31.08.2021 № 6138-21.

В соответствии с заключенным между ООО «Полигон» и ИП ФИО1 договором, региональный оператор начал оказывать услуги с 01.06.2020, что не противоречит установленному законом порядку определения даты заключения договора с потребителями оказываемой услуги.

Согласно пункту 1 типового договора (далее – типовой договор), по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Под  расчетным  периодом  по  договору  понимается один календарный  месяц.  Оплата  услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 типового договора).

Пунктом 6 типового договора установлено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) 7 накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердым коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашения с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Согласно пункту 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО учет объема твердых коммунальных отходов производится исходя из нормативов накопления ТКО, в соответствии с Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Законодательством коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.

Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505).

Согласно части 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ  накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу части 4 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти Субъекта Российской Федерации, а также фактического выполнения потребителями раздельного накопления ТКО в соответствующие контейнеры, установленные на мусорных площадках.

Согласно пункту 3.1 постановления правительства Амурской области от 24.08.2017 № 408 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области» (далее – Постановление № 408), раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО), собственниками ТКО по установленным видам отходов и складирование отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов.

Из пункта 3.5 постановления № 408 раздельное накопление ТКО на территории Амурской области внедряется поэтапно.

1 этап. В 2020 году региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках с оранжевой цветовой индикацией для складирования отходов, классифицируемых в соответствии с ФККО как отходы продукции из пластмасс; с серой цветовой индикацией - для складирования отходов, в отношении которых не осуществляется раздельное накопление.

2 этап. В 2023 году региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках с синей цветовой индикацией для складирования отходов производства бумаги и бумажных изделий.

3 этап. В 2025 году региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках с зеленой цветовой индикацией для складирования отходов стекла и изделий из стекла; с черной цветовой индикацией - для складирования отходов, классифицируемых в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, исключая напитки и табачные изделия; с красной цветовой индикацией - для складирования неперерабатываемых отходов.

Таким образом, в заявленный ко взысканию период, порядок раздельного накопления ТКО на территории Амурской области внедрен не был, в связи с чем расчет регионального оператора стоимости оказания услуг по принятию, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, исходя из нормативов их накопления, произведен истцом правомерно.

Кроме того, в соответствии с  Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» самостоятельная утилизация образованных  твердых коммунальных отходов  запрещена, поскольку оборот твердых коммунальных отходов ограничен, они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством.

Из представленного в материалы дела расчета исковых требований следует, что региональным оператором за период с 01.12.2020 по 30.09.2022 произведен расчет объема накопления твердых коммунальных отходов в помещении продовольственного магазина «Европейский», расположенного по адресу, Амурская область, <...>.

В соответствии с произведенным расчетом, объем принимаемых региональным оператором ТКО в период с 01.12.2020 по 30.09.2022 в отношении продовольственного магазина «Европейский» площадью 179,8 кв.м. составил 16,344 куб.м.

Расчет произведен в соответствии с приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 27-пр/у от 01 марта 2019 г., которым установлен тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО «Полигон» на 2019 г. Кластер 4: Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район. Тамбовский район) и составляет для иных потребителей, за исключением населения, 527,63 руб./куб.м. Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 № 167-пр/у (Приложение № 4) на 2020 г. - 428,42 рублей за куб. метр, на 2021 г. тариф установлен 415,21 руб. за куб. метр.

Решением Амурского областного суда от 22.03.2021 по делу № 3а-31/2021, оставленным без изменения постановлением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.06.2021 признано со дня вступления решения суда в законную силу противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 № 606 (в ред.постановления Правительства Амурской области от 22.04.2020 № 248) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв.м общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв.м общей площади). Суды общей юрисдикции по результатам судебного разбирательства пришли к выводу о том, что нормативы приняты с нарушением Правил № 269 - при отсутствии соответствующих замеров отходов, что влечет экономическую необоснованность оспариваемых значений нормативов.

Решением Амурского областного суда от 21.12.2021 № 3А-115/2021 признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» (в редакции постановления правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов.

Состоявшимся судебным актом суда вышестоящей инстанции - Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 по делу М-124/2021 решение Амурского областного суда от 21.12.2021 № 3А-115/2021 оставлено без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

10 октября 2022 года постановлением правительства Амурской области №999 утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов.

По расчету истца, общей стоимости услуг по объекту магазин «Европейский», расположенный по адресу, Амурская область, <...> за период с 01.12.2020 по 30.09.2022 составляет 143 802 руб. 55 коп.

В подтверждение факта оказания ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом в определенный ко взысканию период в материалы дела представлены акты оказанных услуг: от 22.09.2021 № 0000-028249 - № 0000-028258, от 30.09.2021 № 0000-029163, от 29.10.2021 №0000-032533, от 30.11.2021 №0000-028258, от 15.12.2021 № 0000-039232, от 31.01.2022 № 0000-000652,  от 28.02.2022 № 0000-006364, от 31.03.2022 № 0000-010720, от 29.04.2022 № 0000-014970, от 31.05.2022 № 0000-022636, от 30.06.2022 № 0000-027095, от 29.07.2022 № 0000-032010, от 31.08.2022 № 0000-035829, от 30.09.2022 №0000-039584 на общую сумму 206 839 руб. 43 коп.

Ответчиком произведена частичная оплата образовавшейся задолженности на основании платежных поручений от 23.11.2021 № 257 на сумму 6786 руб. 19 коп., от 24.11.2021 № 258 на сумму 6786 руб. 19 коп., от 14.04.2022 № 144 на сумму 13 572 руб. 38 коп., от 30.04.2022 № 171 на сумму 6786 руб. 19 коп., от 06.05.2022 № 171 на сумму 218 руб. 82 коп., от 06.05.2022 № 170 на сумму 13 572 руб. 38 коп. на сумму 47 722 руб. 15 коп.

С учетом, установленных постановлением правительства Амурской области от 10 октября 2022 года №999 временных нормативов истцом скорректированы ранее выставленный счет на сумму 15 314 руб. 73 коп. Таким образом, остаток задолженности составил 143 802 руб. 55 коп.

Проверив произведенный истцом расчет основного долга, суд полагает его арифметически верным. При проверке расчета судом установлено, что начисление платы за оказанную услугу произведено истцом с учетом информации, представленной истцу  ИП ФИО1 о категории объектов  с указанием вида деятельности, занимаемой площади, периода аренды помещения и временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением правительства Амурской области от 10.10.2022 № 999. Таким образом, расчет платы за потребление услуги по вывозу ТКО ООО «Полигон» произведен методологически правильно.

Возражая относительно удовлетворения искового требования, ответчик указывает  на отсутствие на сайте https://ampravda.ru/2018/11/16 сведений о публикации № 52 (28751)) для потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. При этом, ссылаясь на приведенное обстоятельство, ответчик полагает, что был вправе не оплачивать оказанные истцом услуги по вывозу и утилизации ТКО.

Доказательствами по делу, согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ, являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 67 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Суд не может согласиться с правовой позицией ИП ФИО1, поскольку факт  оспаривания ответчиком публикации в газете, либо ее отсутствия как таковой в не подтверждается какими-либо доказательствами, представленными в материалы дела.

Кроме того, материалами дела достоверно подтверждается факт осведомленности ответчика о необходимости заключения соответвующего договора с региональным оператором, о чем свидетельствует его заявление , направленное в адрес ООО «Полигон» о заключении договора по обращению с ТКО.

Суждение о том, что отсутствие публикации в газете освобождает ИП ФИО1 от обязанности по оплате оказанных услуг является ошибочным, противоречащим положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ.

Ответчик также указывает, что в его адрес счета, акты и претензии о несвоевременной оплате не направлялись, не инициировались сверки в соответствии с формой типового договора, и фактически услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывались в период с 01.06.2020 по 30.08.2021.

Исследуя приведенный довод, суд полагает необходимым его отклонить, поскольку отсутствие платежных документов не освобождают ответчика от оплаты оказанной услуги, учитывая, что последний для исполнения своей обязанности по оплате и, действуя добросовестно, мог обратиться к истцу за получением соответствующих счетов на оплату.

Отсутствие подписанного обеими сторонами акта не означает, что у ответчика отсутствуют основания по оплате оказанных услуг по вывозу твердых коммунальных  отходов. Факт оказания истцом услуг подтвержден материалами дела. Следовательно, отсутствие актов (либо отсутствие на акте подписи заказчика) при доказанности самого факта оказания услуг не может являться основанием для отказа в иске о взыскании задолженности за оказанные услуги.

Само по себе подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 31.08.2021 № 6138-21 не исключает факта заключения между сторонами договора на условиях типового, учитывая, что представленным в материалы дела договором аренды нежилого помещения от 22.05.2020 установлено, что пользовании ответчиком нежилым помещением площадью 179,1 кв.м., расположенным по адресу: <...> осуществлялось с 01.06.2020.

В спорный период ответчик не обращался к истцу с требованиями о прекращении оказания услуг, не предъявлял претензий относительно качества и объема оказанных услуг, о фальсификации представленных истцом доказательств не заявлял.

ИП ФИО1 указал, что продовольственный магазин «Европейский», расположенный по адресу: <...> является маленькой торговой точкой с ограниченным спросом, не требующей массовых закупов товара (поставка ряда товаров происходит ежедневно, еженедельно небольшими партиями). Количество закупаемого товара строго рассчитано на его реализацию в период сроков годности. При возникновении просрочки товара (такие обстоятельства случаются крайне редко и только со скоропортящемся товаром), он списывается в пользу поставщика и вывозится его силами. Картонная тара (иной тары не имеется) регулярно передается (по мере накопления) в адрес ФИО4 по договору безвозмездной передачи картона №001 от 01.06.2020 г. (на растопку).

Исследуя приведенные в обоснование суждения аргументы, суд не может признать их в качестве достаточного основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, но не по усмотрению потребителя.

Положением статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие «твердые коммунальные отходы» - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 определена группа отходов при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящихся к твердым коммунальным отходам (код классификации 7 35 000 00 00 0), в которую включаются отходы с кодом 7 35 100 01 72 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений  объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; отходы с кодом 7 35 100 02 72 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; отходы с кодом 7 35 151 11 71 - отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки.

Таким образом, отходы, образуемые ответчиком при предоставлении услуг торговли в виде картона, не входят в Блок 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденный приказом Росприроднадзор 22.05.2017 № 242, «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), в связи с чем оснований для их отнесения к ТКО у суда не имеется.

В рассматриваемом случае ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими законодательство Российской Федерации, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, а пользуется этой услугой иного лица, уполномоченного на то законом. При таких обстоятельствах довод ответчика суд признает необоснованным и подлежащим отклонению.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Проверив представленный истцом уточненный расчет исковых требований, суд признает его обоснованным, соответствующим постановлению правительства Амурской области от 10.10.2022 № 999 «О временных нормативах накопления твердых коммунальных отходов».

Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Доказательств оплаты оказанных в период с 01.12.2020 по 30.09.2022  услуг на сумму 143 802 руб. 55 коп. ответчиком не представлено, в связи с чем, требование истца о взыскании долга подлежат удовлетворению.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств того, что у ответчика имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по пункту 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ ответчиком не представлены.

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Услуги регионального оператора по обращению с ТКО относятся к регулируемым видам деятельности (п. 1,4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а характер правоотношений носит абонентский характер, исходя из положений статьи 429.4 ГК РФ и норм Правил № 1156, подлежащих оказанию услуг на основании типового договора.

Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения.

Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.

С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности.

Соответственно, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.

Надлежащих доказательств подтверждающих факт того, что спорный объект за период с 01.06.2020 по 30.09.2022 ответчиком не использовался, представлено не было.  Каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих данный факт, в материалах дела не имеется.

Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.12.2020 по 30.09.2022 в размере 143 802 руб. 55 коп.

Государственная пошлина в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данному делу, исходя из размера уточненных требований, составляет 5314 руб.

Судом в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведен зачет государственной пошлины зачет государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1652 от 29.11.2021, и подлежащей возврату из федерального бюджета на основании определения Арбитражного суда Амурской области от 11.01.2022 № А04-9261/2021, в размере 2483 руб.

Истцом при обращении в суд с настоящим иском уплачена государственная пошлина в сумме 2890руб. на основании платежного поручения № 328 от 11.03.2022.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 5314 руб.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 59 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110,167-170 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>)задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.12.2020 по 30.09.2022 в размере 143 802 руб. 55 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5314 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению № 328 от 11.03.2022, в размере 59 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                          А.Г. Осадчий