ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1764/2021 от 17.06.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1764/2021

июня 2021 года

17 июня 2021 года

Дата оглашения резолютивной части решения

24 июня 2021 года

Дата изготовления решения в полном объеме

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ховалыг Айланой Степановной,

Рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Альпина» (ОГРН<***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными решений,

Третье лицо: Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

10.06.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 14.00 час. 17.06.2021

при участии в заседании:

В судебное заседание явились до перерыва:

от заявителя: не явился, извещен.

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 28.12.2020 служебное удостоверение.

третье лицо: не явился, извещен.

В судебное заседание явились  после перерыва:

от заявителя: не явился, извещен.

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 28.12.2020, ФИО2 по доверенности от 28.12.2020,  служебные удостоверения.

третье лицо: не явился, извещен.

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Альпина» (далее - заявитель, общество) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области с требованием: признать решения УФАС России по Амурской области по делу № 028/01/18.1-654/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-655/2020 от  08.12.2020,  №   028/01/18.1-656/2020 от 08.12.2020 (изготовлены в полном объеме 11.12.2020) незаконными и отменить их.

08.04.2021 заявитель уточнил заявленные требования и просил суд:

1. Признать решения УФАС России по Амурской области по делу № 028/01/18.1-654/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-655/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-656/2020 от 08.12.2020 (изготовлены в полном объеме 11.12.2020) незаконными и отменить их.

2. Признать пункт 4.1. проектов договоров нарушением прав и законных интересов заявителя, применяющего УСН, в части исключения суммы НДС при расчете за выполненных работы, а также противоречащим пункту 222 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность. направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615.

3. Признать расчет начальной (максимальной) цены в договорах нарушением прав и законных интересов заявителя, поскольку она занижена, рассчитана Фондом для выполнения проектных работ стадии (Рабочая) (также включает понижающий коэффициент на стадийность проектирования равный 0,6 (стадия Рабочая), в то время как техническим заданием предусмотрено выполнение работ стадии (Проектная), что является не соблюдением Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС)» и др.Признатт. расчет начальной (максимальной) цены в договорах нарушением прав и законных интересов заявителя в части не включения в стоимость работ затрат на визуальное и инструментальное обследование (на капитальный ремонт крыши включены затраты на обследование только кровли), что является нарушением 759 Гражданского кодекса РФ, подпункта 7 пункта 6 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290.

Уточнение требования, изложенного в п. 1 заявления принято судом к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.

Суд не принял уточнения заявленных требований в п. 2 и 3, поскольку фактически заявлены новые требования, которые ранее не заявлялись при подаче в суд, а также как  не соответствующие главе 24 АПК РФ.

В обосновании требований заявитель указал, что ООО «Альпина» обратилось 23.11.2020 в УФАС России по Амурской области с жалобами за исх. № 83, № 84, № 85 на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области, связанные с проведением идентичных электронных аукционов, документация которых была размещена на сайте https://zakupki.gov.ru 06.11.2020 и 09.11.2020, и утверждена.

Перед тем, как направить жалобы в УФАС, ООО «Альпина» направило запросы о даче разъяснений в Фонд кап ремонта за исх. № 75.9,   № 75.10. № 75.11 от 13.11.2020.

ООО «Альпина» просило:

- разъяснить законность включения в пункт 4.1. проекта Договора условия о том, что
«...окончательный расчет по настоящему Договору производится за минусом НДС», с учетом того, что подрядчик не является плательщиком НДС, а является плательщиком УСН или ОСНО (СОСНО).

- разъяснить не соответствие требований Технического Задания и Сметной Документации на обмерные, обследовательские и проектные работы.

- разъяснить правомерность включения в техническое задание предварительное обследование технического состояния здания, детальное обследование технического состояния ремонтируемых конструктивных элементов и инженерных систем здания, а также отсутствие в сметной документации затраты на указанные виды работ.

Фонд капитального ремонта (разъяснения от 17.11.2020) в своем ответе не дал разъяснений об окончательном расчете по Договору за минусом НДС, в случае если подрядчик не является плательщиком НДС, а является плательщиком УСН или ОСНО (СОСНО).

По второму вопросу Фонд сослался на и.7 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

При этом Фондом не было учтено Письмо Минрегиона РФ от 28.07.2010 № 28422-ИП/08 «Об учете дополнительных затрат при подготовке проектной документации», согласно которому дополнительные требования, предъявляемые к разрабатываемой проектной документации в соответствии с введением Положения и изменений к нему, в том числе и к разделу 10 (1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», могут быть компенсированы за счет учета дополнительных затрат в размере до 14% от общей стоимости проектирования.

На третий вопрос ООО «Альпина» также не получило разъяснений от Фонда.

На основании изложенного ООО «Альпина» направило жалобы в УФАС по Амурской области.

Решениями № 028/01/18.1-654/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-655/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-656/2020 от 08.12.2020 (изготовлены в полном объеме 11.12.20201) УФАС России по Амурской области признала жалобы общества необоснованными.

В свою очередь, ООО «Альпина» считает, что установленное Фондом в документации о закупке условие об изменении стоимости договора, в случае если подрядчик не является плательщиком НДС, то есть изменения цены договора по результатам проведенного аукциона с учетом системы налогообложения победителя, противоречит требованиям действующего законодательства.

Применение победителем конкурса специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену договора при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные заказчиком работы по согласованной цене.

Также, стоимость работ рассчитана Фондом для выполнения проектных работ стадии (Р), в то время как техническим заданием предусмотрено выполнение работа стадии (П).

Одновременно с этим, в обосновании начальной (максимальной) цены на капитальный ремонт инженерных сетей, вообще отсутствуют затраты на визуальное и инструментальное обследование, на капитальный ремонт крыши включены затраты на обследование только кровли.

12.04.2021 от заявителя поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решений УФАС России по Амурской области. В обосновании ходатайства заявитель указал, что обжалуемые решения были направлены в его адрес только 14.12.2020, и получены им 18.12.2020, в связи с чем, срок на обжалования им не пропущен.

Ответчик заявленные требования не признал, указал на законность оспариваемого решения. Одновременно ответчик указывает на пропуск заявителем срока для обжалования решений.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» в письменном отзыве поддержало позицию антимонопольной службы, также указала  на пропуск заявителем срока для обжалования решений.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

06.11.2020 организатором торгов на электронной площадке ООО «РТС-Тендер» www.rts-tender.ru размещено извещение № 202320000012000223 о проведении электронного аукциона «Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: 1. <...> - капитальный ремонт крыши. 2. <...> - капитальный ремонт фасада. 3. <...> -капитальный ремонт крыши. 4. <...> - капитальный ремонт фасада. 5. <...> - капитальный ремонт фасада. 6. <...> - капитальный ремонт крыши».

Дата и время окончания приема заявок - 27.11.2020 10:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 30.11.2020. Дата подведения итогов - 03.12.2020. Время проведения электронного аукциона 9:00.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.11.2020 № 202320000012000223/РТС228Г200206 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 152 Постановления № 615.

27.11.2020 в Амурское УФАС поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Альпина» о нарушениях в действиях организатора торгов при проведении электронного аукциона.

Решением № 028/01/18.1-656/2020 от 08.12.2020 (изготовлено в полном объеме 11.12.20201) УФАС России по Амурской области признал жалобу общества необоснованной.

Также, 06.11.2020 организатором торгов на электронной площадке ООО «РТС-Тендер» www.rts-tender.ru размещено извещение № 202320000012000224 о проведении электронного аукциона «Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: 1. <...> - капитальный ремонт крыши. 2. <...> — капитальный ремонт крыши. 3. <...> - капитальный ремонт крыши. 4. <...> - капитальный ремонт крыши. 5. <...> - капитальный ремонт фасада. 6. <...> - капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем».

Дата и время окончания приема заявок-27.11.2020 10:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе -30.11.2020. Дата подведения итогов - 03.12.2020. Время проведения электронного аукциона 9:05.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.11.2020 № 202320000012000224/РТС228Г200207 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 152 Постановления № 615.

27.11.2020 в Амурское УФАС поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Альпина» о нарушениях в действиях организатора торгов при проведении электронного аукциона.

Решением № 028/01/18.1-654/2020 от 08.12.2020 (изготовлено в полном объеме 11.12.20201) УФАС России по Амурской области признал жалобу общества необоснованной.

Также, 09.11.2020 организатором торгов на электронной площадке ООО «РТС-Тендер» www.rts-tender.ru размещено извещение № 202320000012000226 о проведении электронного аукциона «Оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: 1. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Бондарева, дом 3 - капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 2. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Вокзальная, дом 14 - капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем. 3. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Дзержинского, дом 2 - капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 4. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Дзержинского, дом 4 - капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 5. Амурская область, Серышевский район, гаг. Серышево, ул. Крупская, дом 2 Б - капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 6. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Некрасова, дом 2 Г - капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 7. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Трудовая, дом 1 А - капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 8. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Трудовая, дом 1 Б -капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений. 9. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Кирова, дом 3 - капитальный ремонт фасада. 10. Амурская область, Серышевский район, пгт. Серышево, ул. Крупская, дом 2 А - капитальный ремонт фасада».

Дата и время окончания приема заявок - 30.11.2020 10:00. Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 01.12.2020. Дата подведения итогов - 04.12.2020. Время проведения электронного аукциона 9:05.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 30.11.2020 № 202320000012000226/РТС228Г200209 на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки. Электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному пунктом 152 Постановления № 615.

27.11.2020 в Амурское УФАС поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Альпина» о нарушениях в действиях организатора торгов при проведении электронного аукциона.

Решением № 028/01/18.1-655/2020 от 08.12.2020 (изготовлено в полном объеме 11.12.20201) УФАС России по Амурской области признал жалобу общества необоснованной.

Не согласившись с решениями антимонопольного органа, полагая их незаконными, общество с ограниченной ответственностью «Альпина» обратилось в арбитражный суд.

Оценив изложенные обстоятельства, суд признает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Поскольку вышеназванные процедуры торгов осуществлены в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (ред. от 10.07.2020) «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»), рассмотрение жалоб от ООО «Альпина» осуществлено в соответствии со статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.

В соответствии с частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

Согласно материалам дела уведомления о поступлении жалоб и дате их рассмотрения размещены в установленный срок на официальном сайте Амурского УФАС России, а также согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 01.12.2020 направлены в адреса заявителя и организатора торгов.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее -региональный оператор) установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Частью 5 статьи 182 ЖК РФ установлено, что привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение № 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).

Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления № 615 установлено, что закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом о контрактной системе, в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

В силу подпункта г пункта 8 Положения № 615, предметами электронного аукциона может являться, в том числе, выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.

Согласно извещениям и документации об электронных аукционах, опубликованных извещениями от 06.11.2020 № 202320000012000224, от 06.11.2020 № 202320000012000223, от 09.11.2020 № 202320000012000226, предметом закупок, являются оказания услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Таким образом, положения Закона о контрактной системе не распространяются на закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

ООО «Альпина» в жалобе в антимонопольный орган ссылается на Закон о контрактной системе, применение которого в рассматриваемом случае ограничено Постановлением № 615.

Относительно довода ООО «Альпина» о необоснованном внесении в проекты договоров пункта о возможности окончательного расчета за оказанные услуги за минусом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) судом отмечено следующее.

В соответствии с подпунктом у пункта 135 Постановления № 615 документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, содержит, в том числе, проект договора о проведении капитального ремонта.

Пунктом 4.1 проекта договора определено, что Договор заключается по цене, предложенной участником электронного аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся по начальной (максимальной) цене, на условиях, указанных в документации об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона. Цена Работ по настоящему Договору, согласно Сводной смете (Приложение № 5 к настоящему Договору), определенной с учетом НДС на основании Сметы на обмерные, обследовательские и проектные работы по каждому объекту (Приложение № 4 к настоящему Договору). В случае применения Подрядчиком упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 2 статьи 346.11 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являющимися плательщиком НДС согласно письму МНС РФ от 15.09.2003 № 22-1-14/2021-АЖ397, счета фактуры с выделением суммы НДС не выставляются, окончательный расчет по настоящему Договору производится за минусом НДС, предусмотренного абзацем 1 настоящего пункта.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС обязаны предъявлять только налогоплательщики НДС.

В то же время, согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг) и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.

Письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 03.07.2018 № 03-07-11/45871 определено, что подрядчики, являющиеся плательщиками НДС, при выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов, признаваемых объектом обложения НДС, к оплате покупателю предъявляют соответствующую сумму НДС дополнительно к цене выполняемых работ (оказываемых услуг), а подрядчики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов к оплате покупателю соответствующую сумму НДС дополнительно к цене выполняемых работ (оказываемых услуг) не предъявляют.

Учитывая изложенное, формирование цены выполняемых работ (оказываемых услуг) по ремонту многоквартирных домов с учетом НДС или без учета НДС соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод жалобы ООО «Альпина» о необоснованном установлении в сметной документации понижающего коэффициента 0,6 и не включении затрат на сплошное визуальное обследование всех конструкций и коммуникаций подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 134 Положения № 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.

Согласно пункту 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:

а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов;

в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений;

г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) проект организации строительства объектов капитального строительства;

5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

6) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ.

Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

В соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных Приказом   Министерства   регионального   развития   Российской   Федерации   от 29.12.2009  № 620 (далее - Методические указания), распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется, как правило, в соответствии с показателями, приведенными в таблице 1 (проектная документация - 40% от базовой цены; рабочая документация - 60% от базовой цены).

Также, в соответствии с пунктом 3.1 МДС 13-1.99 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (далее - МДС 13-1.99) проектирование капитального ремонта жилых зданий без перепланировки квартир следует осуществлять, как правило, в одну стадию - Рабочий проект.

Пунктом 3.3 МДС 13-1.99 определено, что рабочий проект на капитальный ремонт жилого здания должен разрабатываться без излишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых решений, определения объемов работ и стоимости ремонта.

Согласно техническим заданиям, являющееся неотъемлемой частью закупочных документации, рассматриваемых закупок, исполнителю необходимо выполнить капитальный ремонт крыш, капитальный ремонт фасада, капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений, капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем.

Пунктом 4 указанного технического задания определена стадийность проектирования - Рабочий проект.

Таким образом, организатором торгов обоснованно установлен коэффициент 0,6 (Рабочая).

Пунктом 1.6 Методических указаний установлено, что при выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.

Согласно Сборника базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений СБЦП 81-2001-25, внесенного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2016 № 270/пр (далее - СБЦП 81-2001-25) при определении стоимости обследовательских работ применена базовая стоимость на выполнение инженерных обследований строительных конструкций многоэтажных зданий для II категории сложности работ (таблица № 4).

Согласно таблице № 7 СБЦП 81-2001-25 для II категории сложности работ предусмотрен следующий состав работ:

1. Изучение эксплуатационной документации.

2. Составление программы работ по определению действительного состояния строительных конструкций.

3. Детальный осмотр строительных конструкций с зарисовкой и замерами дефектов и повреждений.

4. Указание заказчику мест для отбора проб (образцов) материалов из строительных конструкций и грунтов оснований фундаментов.

5. Фотографирование дефектов и повреждений.

6. Графическое оформление материалов обследования с указанием
обнаруженных дефектов и повреждений.

7. Выполнение поверочных расчетов строительных конструкций.

8. Составление Заключения по результатам обследования строительных конструкций с выводами и рекомендациями по их дальнейшей эксплуатации.

Таким образом, в базовой стоимости уже учтены затраты на детальный осмотр строительных конструкций с зарисовкой и замерами дефектов и повреждений, согласно сметам на обмерные, обследовательские, проектные работы, являющиеся неотъемлемым приложением к проекту договора.

Довод жалобы ООО «Альпина» о том, что Амурским УФАС России не были учтены дополнения к жалобам, поданным на действия заказчика - НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области» суд признает несостоятельным, и согласен с мнением ответчика, что дополнения от 07.12.2020 № 92, от 07.12.2020 № 92, от 07.12.2020 № 90 к жалобам от 23.11.2020 № 83, от 23.11.2020 № 84, от 23.11.2020 № 85 содержали идентичные доводы, отраженные в жалобах от 23.11.2020 № 83, от 23.11.2020 № 84, от 23.11.2020 № 85, и были учтены Комиссией антимонопольного органа при рассмотрении указанных жалоб.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения УФАС России по Амурской области по делу № 028/01/18.1-654/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-655/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-656/2020 от 08.12.2020 (изготовлены в полном объеме 11.12.2020) соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают.

Для признания ненормативного акта недействительным суду необходимо установить его несоответствие закону и факт нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.

Заявителем не доказано, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает его права.

Одновременно судом отмечено, что 12.04.2021 от заявителя поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решений УФАС России по Амурской области. В обосновании ходатайства заявитель указал, что обжалуемые решения были направлены в его адрес только 14.12.2020, и получены им 18.12.2020.

В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Обратившись в арбитражный суд с ходатайством о восстановлении срока, заявитель указал, что обжалуемые решения были направлены в его адрес только 14.12.2020, и получены им 18.12.2020. Также пропуск срока связан с не применением заявителем специальных норм при исчислении сроков на обжалование решений антимонопольного органа.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

В силу части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 52 Закона о защите конкуренции заявление о признании недействительным решения или предписания антимонопольного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения или выдачи предписания. При этом названный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом, если он пропущен по уважительной причине.

Исходя из анализа требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями статей 18.1, 52 Закона о защите конкуренции, суд считает, что названными специальными нормами установлен иной срок для обжалования решения и предписания антимонопольного органа, отличный от срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что решения антимонопольного органа вынесены 08.12.2020 (изготовлено в полном объеме 11.12.20201), с заявлением о признании незаконными названных ненормативных правовых актов общество обратилось 16.03.2021, о чем свидетельствуют штамп канцелярии суда на заявлении и информация о документе дела, содержащая сведения о дате поступления заявления в электронном виде через систему "Мой арбитр", и не оспаривается заявителем.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом заявлено 12.04.2021.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявленное обществом с ограниченной ответственностью «Альпина» ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежит удовлетворению.

В силу изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 9000 рублей. На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. 167-170, 180, 201 АПК РФ суд решил:

В удовлетворении требований о признании незаконными и отмене решений УФАС России по Амурской области по делу № 028/01/18.1-654/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-655/2020 от 08.12.2020, № 028/01/18.1-656/2020 от 08.12.2020 отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                В.И. Котляревский