ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1875/2022 от 01.08.2022 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1875/2022

августа 2022 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение в полном объеме изготовлено 01.08.2022. Резолютивная часть решения объявлена 27.07.2022.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Г.В. Лисовской,

при ведении протокола помощником судьи М.М. Акопян,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление администрации закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (ОГРН 1022800760641, ИНН 2823001194)

к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный» (ОГРН 1127746756631, ИНН 7702798320)

о взыскании  убытков в размере 76 967 868 руб.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:  Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (ОГРН 1157700012502, ИНН 7702388027), Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434), акционерное общество «ИМПРОМАШПРОМ» (ОГРН 1027739004578, ИНН 7707000488), Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (ОГРН 1037739019438, ИНН 7734003657), общество с ограниченной ответственностью «Завод металлотентовых конструкций «ТЕНКО» (ОГРН 1081840007490, ИНН 1834045748),

при участии в заседании:

от истца: Давлетшина Татьяна Алексеевна по доверенности от 10.01.2022 № 435-юк, паспорт, диплом,

от ответчика:  Захарова Светлана Михайловна по доверенности от 13.01.2022 № 3, паспорт, диплом,

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (далее - истец, администрация ЗАТО Циолковский) с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный» (далее - ответчик, ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный») о взыскании  убытков в размере 76 967 868 руб. и судебных расходов по проведению судебной экспертизы в сумме 80 000 руб.

Исковые требования обоснованы неисполнением ответчиком решения Арбитражного суда Амурской области по делу № А04-1928/2019 (замена шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении ООО «НТЦ «Эталон» от 04.09.2018 о техническом состоянии газ воздушных труб котельной ГП-201 и с учетом результатов заключения эксперта № 27-0920 от 14.12.2020, проведенной судебной экспертизы ООО «Амурский областной союз экспертов»). Истцом самостоятельно  оплачены выполненные работы по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский.

От ответчика поступил письменный отзыв на исковое заявление, считает, что между сторонами отсутствуют договорные отношения, ответчик не имеет перед истцом неисполненных договорных обязательств; требования предъявлены  к федеральному казённому учреждению, что предусматривает особенности взыскания убытков за счёт казны Российской Федерации. Оспаривал размер требований в части заявленных объемов выполненных работ и применения зонального коэффициента, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

От истца к судебному заседанию 05 мая 2022 года поступили письменные уточнения заявленных требований, просил суд взыскать с ответчика убытки в размере 76 967 868 руб., понесенные администрацией, ЗАТО Циолковский при замене шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении о техническом состоянии  газ воздушных труб котельной РП-201. Также направил к заседанию письменные возражения на отзыв ответчика, в части оспаривания ответчиком размера заявленных требований, указал, что все виды работ проводились в соответствии с проектно-сметной документацией. Проектная документация и результаты инженерных изысканий прошли государственную экспертизу получили положительное заключение. Считает, что необходимость выполнения работ, как электроснабжение системы заградительных огней, так и благоустройство территории были оценены специалистами и получили свое подтверждение в вышеуказанном заключении.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточненные требования.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен, считает, что требования предъявлены к ответчику, имеющему организационно-правовую форму федерального казённого учреждения, что предусматривает особенности взыскания убытков за счёт казны Российской Федерации. В случае вынесения решения о взыскании с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» денежных средств в пользу истца, в соответствии с ч. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение будет осуществляться через Федеральное казначейство за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, при рассмотрении вопроса о взыскании суммы возмещения убытков в порядке, предусмотренном статьями 1068 и 1069 ГК РФ, к участию в деле в качестве соответчика необходимо привлечь территориальный орган Минфина России.

Представитель истца счел нецелесообразным привлечение к участию в деле в качестве ответчика Министерства Финансов Российской Федерации, просил суд привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, учредителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»: Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (ОГРН 1157700012502, ИНН 7702388027).

Определением от 05.05.2022 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, учредителя ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный»: Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» (ОГРН 1157700012502, ИНН 7702388027), Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434).

Истец явку представителей в судебное заседание 06 июня 2022 не обеспечил, направил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с подачей 18.05.2022 ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» заявления о пересмотре решения Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу № А04-1928/2019 по вновь открывшимся обстоятельствам.

От ответчика к судебному заседанию поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по делу до окончания рассмотрения заявления о пересмотре решения Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу
№ А04-1928/2019 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судом установлено, что рассмотрение заявления о пересмотре решения Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу
№ А04-1928/2019 по вновь открывшимся обстоятельствам назначено на 15.06.2022. Суд, исследовав материалы дела, учитывая предмет и основание заявленных требований, в соответствии со статьями 143-144 АПК РФ не нашел правовых оснований для приостановления производства по делу, отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу.

От третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области к заседанию поступил письменный отзыв, сообщил, что  Главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета, а также уставу ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос». По смыслу статьи 1069 ГК РФ в указанном порядке возмещается вред, причиненный в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» государственным органом, органом местного самоуправления не является. Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации не может являться ответчиком, соответчиком по данному делу. Просил суд принять решение с учетом установленных обстоятельств дела.

Определением от 06.06.2022 суд отказал в приостановлении производства по делу и отложил судебное разбирательство на 30.06.2022.

Представитель ответчика в заседании 30.06.2022 представил письменное ходатайство, просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «ИМПРОМАШПРОМ». Считает, что требования истца в рассматриваемом деле напрямую связаны с решением суда по делу № А04-1928/2019, а также решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2019 по делу № А40-317690/2018. Решения содержат выводы о наличии проектной ошибки, допущенной проектным институтом ОАО «ИМПРОМАШПРОМ». В связи с необходимостью подготовки письменной позиции по заявленным требованиям просил суд отложить судебное разбирательство на более позднюю дату.

Представитель истца возражал против привлечения третьего лица, считая ходатайство необоснованным.

От истца к судебному заседанию поступили письменные уточнения заявленных требований, в которых просил суд взыскать с ответчика убытки, понесенные администрацией ЗАТО Циолковский при замене шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.05.2021 по 23.06.2022 в размере 8 018 364 руб. 89 коп., и начиная с 24.06.2022 по день фактического исполнения обязательства.

Суд в порядке ст. 49 АПК РФ отказал в принятии к рассмотрению уточненных исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку данные требования являются новыми и не были заявлены в первоначальных исковых требованиях.

От третьего лица Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» к заседанию поступили письменные пояснения, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Определением от 30.06.2022 суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: акционерное общество «ИМПРОМАШПРОМ» (ОГРН 1027739004578, ИНН 7707000488), а также по своей инициативе - Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (ОГРН 1037739019438, ИНН 7734003657) и общество с ограниченной ответственностью «Завод металлотентовых конструкций «ТЕНКО» (ОГРН 1081840007490, ИНН 1834045748), поскольку решением по настоящему спору могут быть затронуты их права и обязанности по отношению к сторонам спора. Этим же определением суд отложил судебное разбирательство на 27.07.2022.

Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме, привел доводы в обоснование своей позиции по делу.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном отзыве на исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В рамках дела N А40-317690/2018 установлено, что 14.06.2013 между Федеральным космическим агентством (государственный заказчик), ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (заказчик-застройщик) и ФГУП "Спецстройтехнологии" при Федеральном агентстве специального строительства" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 874-ИВ006/13/203 (контракт) на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный" - строительства объектов жилищного фонда Российской Федерации с необходимой инженерной инфраструктурой, объектами социального и культурно-бытового обеспечения и благоустройством территории (Амурская область, Свободненский район, ЗАТО Углегорск).

По условиям контракта у генподрядчика возникло обязательство выполнить работы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с проектной и рабочей документацией и другими условиями контракта, в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами (пункт 2.3 контракта).

Контракт заключен в соответствии с подпрограммой "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 188, распоряжением Президента Российской Федерации от 01.09.2009 N 562-рп "О единственном исполнителе подрядных работ при создании космодрома "Восточный".

Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.09.2009 N 562-рп Спецстрой России определен как единственный исполнитель подрядных работ по созданию космодрома "Восточный", а право на размещение заказов на выполнение данных работ предоставлено Госкорпорации "Роскосмос".

Дополнительным соглашением от 21.06.2017 N 11 к контракту наименование генподрядчика изменено на ФГУП "ГВСУ по специальным объектам".

Дополнительным соглашением от 17.09.2014 N 3 государственный заказчик исключен из числа сторон контракта, а заказчик-застройщик ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" стало именоваться как заказчик. Функции государственного заказчика в полном объеме его прав и обязанностей переданы заказчику.

Федеральное космическое агентство на основании Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2015 N 666 упразднено с передачей всех прав Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Разработанной для выполнения строительства по контракту проектной документацией предусмотрено строительство котельной ГП-201 на объекте с шестью водогрейными котлами типа ТТ100, обеспечивающей подачу теплоносителя на объекты жилищного фонда и соцкультбыта (жилые дома, дет. сад и пр.).

Согласно пункту 6.3.4 контракта до начала производства работ заказчик обязан предоставить генподрядчику всю необходимую документацию, в том числе рабочую документацию со штампом "В производство работ".

Пунктом 6.3.2 контракта установлено, что заказчик обязан рассматривать образцы материалов, изделий и оборудования и документов, удостоверяющих их качество.

В соответствии с пунктом 15.2 контракта гарантийные сроки на качество выполненных работ, материалов и оборудования, смонтированного на объекте, начинаются с даты подписания акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, и устанавливаются: на оборудование - в соответствии с паспортом завода-изготовителя на это оборудование; на результат работ - в течение пяти лет.

В соответствии с пунктом 15.8 контракта генподрядчик не несет ответственности в период гарантийного срока за ущерб, причиненный объекту третьими лицами или ненадлежащей эксплуатацией объекта и оборудования.

ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" выдало ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в производство работ проектно-сметную документацию, предусматривающую строительство котельной ГП-201 с шестью водогрейными котлами.

ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" письмом от 27.10.2014 N 38/5268 уведомило заказчика о наличии замечаний к проектной сметной документации (ПСД) котельной ГП-201 и потребовало внести соответствующие изменения. В свою очередь заказчик выдал генподрядчику в производство работ откорректированную ПСД от 13.01.2016, которая предусматривает применение соответствующих металлических труб (Р-3х1000 мм, Н-60м; Р-2х450мм, Н-30м).

Генподрядчик производил работы на основании выданной заказчиком в производство работ ПСД. Заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации получено генподрядчиком 30.12.2016, утверждено 119 Отделом государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России.

Согласно акту рабочей комиссии о приемке оборудования после комплексного опробования от 11.04.2017 оборудование, входящее в состав сооружения ГП201 котельной жилищного фонда г. Циолковский прошло комплексное опробование, включая необходимые пусконаладочные работы в течение 139 дней. Решением рабочей комиссии, отраженным в акте, установлено, что комплекс котельной ГП-201 считается готовым к эксплуатации на проектных параметрах. Акт приемки законченного строительством объекта (Котельная ГП-201) N 299 утвержден приемочной комиссией 30.06.2017.

Впоследствии 21.03.2018 обнаружено разрушение газохода водогрейного котла N 4 котельной ГП-201. На горизонтальных участках газоходов других котлов наблюдался провис труб вследствие большого расстояния между опорами, о чем свидетельствует рекламационный акт N Р-1 от 26.03.2018.

Распоряжением N 283 от 26.06.2018 главы администрации создана комиссия по проверки технического состояния теплосетей и объектов котельной ГП-201, 02.07.2018 составлен акт комиссионного обследования технического состояния теплосетей и объектов котельной ГП-201, в результате обследования установлено наличие замечаний.

Для определения причин разрушения газохода котельной ГП-201 ООО ТЦ "Эталон" по заказу ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" проведено обследование, в ходе которого наряду с другими выявленными повреждениями обнаружена деформация горизонтального участка газохода водогрейного котла N 3. Состояние горизонтального участка газохода водогрейного котла N 4 классифицировано как аварийное. По результатам обследования подготовлено заключение по обследованию котельной от 04.09.2018 ГП-201 (далее - заключение ГП-201).

Согласно выводам, изложенным в заключении:

- обнаружена деформация горизонтального участка газохода водогрейного котла N 3, состояние горизонтального участка газохода водогрейного котла N 4 было также классифицировано как аварийное.

- причиной возникновения деформаций горизонтальных участков явилась недостаточная несущая способность обечаек от воздействия атмосферного давления при возникновении разряжения в газоходе, создаваемого естественной тягой вертикального газоотводящего ствола.

- недостаточная несущая способность внутренних обечаек, обусловлена совокупностью следующих факторов: применение необоснованно заниженной толщины металла равной 1 мм для трубы высотой 60 м наряду с отсутствием компенсирующих мероприятий, обеспечивающих необходимую жесткость конструкции; пониженной прочностью узлов сочленения соединительных элементов, вызванных продольными надрезами металлического листа на конце обечайки и деформацией внутрь с помощью ручного ударного инструмента; завышенной величиной пролета между опорами и наличием прогиба участка газохода между опорами; разрушением соединительных хомутов в местах сочленения соединительных элементов. Колебания, возникающие в обечайках газоходов, под воздействием пульсаций потока уходящих газов при наличии прогиба участка газохода, дефектов и повреждений, указанных выше дополнительно ослабили прочность сочленения соединительных элементов, чем обусловлены деформации горизонтальных участков газоходов котлов N 3 и N 4 именно между опорами.

- ослабления прочности сочленения соединительных участков, а, следовательно, и снижение и без того недостаточной несущей способности обечаек, установлено и по результатам обследования газоходов котлов N 1, 2, 5, 6.

- заказ материалов для строительства в соответствии с государственным контрактом входит в обязанности ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", которое поставило трубы металлические дымовые, изготовителем которых является ООО "Завод металлотентовых конструкций "ТЕНКО".

- в выданном заводом-изготовителем паспорте в разделе "назначение изделия" указано - "трубы металлические дымовые предназначенные для отвода дымовых газов котельных установок, работающих на природном газе, мазуте, угле каменном и буром, и других видах топлива".

- в нарушение требования таблицы Ц2 СП 28.13330.2012 "Защита строительных конструкций от коррозии" в качестве материала изготовления внутренних обечаек принята листовая легированная сталь марки AISI 430, соответствующая отечественной стали марки 12X17. Данные марки стали относятся к ферритному классу сталей и не обеспечивают требуемой коррозионной стойкости к серной кислоте, образующейся при сжигании мазута. Коррозионные повреждения внутренних обечаек ведут к дальнейшему снижению их несущей способности, в дальнейшем при появлении повреждений в виде сквозной коррозии листовой стали внутренних обечаек - к нарушению их герметичности.

На основании заключения ГП-201 20.09.2018 составлен рекламационный акт N 1/1.

Судами в рамках дела N А40-317690/2018 также установлено, что причиной деформации горизонтальных участков газоходов водогрейных котлов явилась, кроме прочего, "недостаточная несущая способность обечаек от воздействия атмосферного давления", что указывает на наличие проектной ошибки, допущенной проектным институтом ОАО "Ипромашпром", разработавшим проект строительства объекта.

По делу N А40-317690/2018 суды, отказывая в иске ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" к ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", исходили из доказанности надлежащего выполнения работ на объекте, отсутствия вины подрядчика в возникновении повреждений и оснований для возложения на него обязанности по устранению повреждений.

Как установлено судами, определением Арбитражного суда Московской области от 29.07.2019 по делу N А40-57638/19-3-384 по иску ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" к ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" о расторжении государственного контракта между сторонами утверждено мировое соглашение, по условиям которого контракт расторгнут по соглашению сторон.

Главой администрации 25.07.2018 вынесено распоряжение N 320 о приеме объектов из федеральной собственности в муниципальную, согласно акту приема-передачи недвижимого имущества.

Поскольку до момента передачи в собственность муниципального образования ЗАТО Циолковский недостатки, выявленные в ходе комиссионного обследования технического состояния и объектов теплосетей и объектов котельной ГП-201 от 02.07.2018, не были устранены, что является нарушением условий и гарантийных обязательств, принятых генподрядчиком по условиям контракта, в связи с чем невозможно получить акт готовности к отопительному периоду 2019 - 2020 гг., администрация 08.02.2019 направила ответчику претензионное письмо исх. N 01-08/400. А затем обратилась в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» об обязании совершить действия, в виде устранения всех выявленных недостатков согласно акту комиссионного обследования технического состояния теплосетей и объектов котельной ГП-201 от 02.07.2018 за свой счет или средств полученных на основании решений суда от Федерального государственного унитарного предприятия «Главного военно-строительного управление по специальным объектам» в срок до наступления отопительного периода 2019-2020 года в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения дел NN А40-317690/2018, А40-57638/19-3-384, 1-2/2020 (1-413/2019), 2-1190/2018, суды установили факт ненадлежащего строительного контроля со стороны ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" по проектированию, строительству объекта, признали доказанным факт нарушения прав истца как собственника имущества, связанных с владением и небезопасной в настоящее время эксплуатацией котельной ГП-201 без проведения реконструкции и замены шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб, пришли к выводу об удовлетворении иска в отношении ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный".

Решением Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу
№ А04-1928/2019 в удовлетворении исковых требований к ответчику - Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» отказано. Исковые требования администрации ЗАТО «Циолковский» к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» суд удовлетворил, обязал ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» произвести замену шести комплектов газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб в соответствии с рекомендациями, изложенными в экспертном заключении ООО «НТЦ «Эталон» от 04.09.2018 о техническом состоянии газ воздушных труб котельной ГП-201 и с учетом результатов заключения эксперта №27-0920 от 14.12.2020, проведенной судебной экспертизы ООО «Амурский областной союз экспертов». Кроме того, данным решением суд взыскал с ответчика в пользу администрации ЗАТО «Циолковский» судебные расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 80 000 руб.

Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 решение Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу № А04-1928/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2021 решение от 18.03.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу № А04-1928/2019 Арбитражного суда Амурской области оставлены без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.  Довод кассационной жалобы о том о том, что ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" не находится в обязательственных отношениях с истцом, не опровергает выводы судов, которыми установлено, что истец, являющийся в период действия гарантийного срока законным владельцем и собственником котельной ГП-201, и не являясь стороной, имеет заинтересованность в техническом состоянии, безопасной и надлежащей ее эксплуатации (статьи 12, 209 ГК РФ), в связи с чем вправе заявлять требование об устранении выявленных нарушений.

Судом установлено, что 15.08.2020 Свободненским городским судом было принято решение по административному делу № 2а-1448/2019, в соответствии с которым требование по административному иску прокурора космодрома «Восточный» действующего в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному жилищно-эксплуатационному предприятию ЗАТО Циолковский Амурской области, администрации ЗАТО Циолковский об обязании администрации ЗАТО Циолковский о признании незаконным бездействия должностных лиц МУЖЭП ЗАТО Циолковский, администрации ЗАТО Циолковский, выразившееся в не проведении согласно предоставленным законодательством полномочиям мероприятий по подготовке комплекса котельной ГП-201, в части ремонта (замены) газоходов котельной и приведения их в надлежащее эксплуатационное состояние, об обязании МУЖЭП ЗАТО Циолковский, администрации ЗАТО Циолковский, провести мероприятия согласно предоставленным законодательством полномочиям по подготовке комплекса котельной ГП-201 к предстоящему отопительному периоду 2019-2020 годов, в части ремонта (замены) газоходов котельной и привести их в надлежащее эксплуатационное состояние, удовлетворены полностью. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

10.06.2020 администрацией ЗАТО Циолковский было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда по административному делу № 2а-1448/2019, по которому определением Свободненского городского суда Амурской области от 31.07.2020 по делу
№ 13а-350/2020 в предоставлении отсрочки было отказано.

В последующем администрацией ЗАТО Циолковский на вышеуказанное определение была подана частная жалоба, апелляционным определением Амурского областного суда определение Свободненского Амурской области от 31.07.2020 было отменено, администрации ЗАТО «Циолковский» предоставлена отсрочка исполнения решения Свободненского городского суда от 15.08.2020 по административному делу
№ 2а-1448/2019 в части немедленного исполнения до 30 марта 2021 года.

29.03.2021 администрацией ЗАТО Циолковский было подано заявление об отсрочке исполнения решения суда по административному делу № 2-а-1448/2019, однако определением Свободненского городского суда Амурской области от 22.04.2021 в предоставлении отсрочки было отказано.

В соответствии с Положением об Управлении градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО Циолковский, утвержденным постановлением Совета народных депутатов ЗАТО Циолковский от 15.02.2017 № 17 Управление градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО Циолковский, является структурным подразделением Администрации ЗАТО Циолковский, созданным с целью обеспечения реализации на территории муниципального образования предусмотренных действующим законодательством полномочий и функций в сфере: градостроительства; капитального строительства, реконструкции и ремонта объектов муниципальной собственности; жилищно-коммунального хозяйства; муниципального жилищного и дорожного контроля; дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры; благоустройства территории муниципального образования.

В соответствии с подпунктом 2.2.13 Положения Управление осуществляет полномочия по исполнению функций заказчика-застройщика по проектированию, строительству, градостроительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений.

Решением Думы ЗАТО Циолковский от 16.12.2020 № 33 «О бюджете ЗАТО Циолковский на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» Управлению предусмотрены бюджетные ассигнования по бюджетной классификации 085.0502.02101S7400.414 в сумме 89 977 576 руб. 34 коп. на осуществление расходов, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры.

За счет указанных бюджетных ассигнований 15.06.2021 структурным подразделением администрации ЗАТО Циолковский (Управлением градостроительства, капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации ЗАТО Циолковский) во исполнение решения Свободненского городского суда Амурской области от 15.08.2020 с обществом с ограниченной ответственностью «Контур» был заключен муниципальный контракт № 2618 на выполнение работ по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский» на сумму 80 000 000 руб.

Дополнительным соглашением № 1 к муниципальному контракту от 15.06.2021
№ 2618 от 25.10.2021 сторонами внесены изменения в пункт 2.7 Контракта в части определения цены контракта, которая составила  - 76 967 868 руб.

Платежным поручением от 09.11.2021 № 253 Финансово-экономическим управлением администрации ЗАТО «Циолковский» произведена оплата по актам выполненных работ в общей сумме 76 967 868 руб.

На основании ст. 324 АПК РФ истец в рамках дела № А04-1928/2019 просил изменить способ исполнения решения на взыскание с ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в пользу администрации ЗАТО «Циолковский» денежных средств за выполненные работы по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский» в размере 76 967 868 руб. Определением от 16.12.2021 истцу отказано в удовлетворении данного заявления.

В последующем истцом были получены исполнительные листы от 27.04.2022, серии ФС 034506264 и ФС 034506265 для принудительного исполнения решения суда.

Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением истец ссылался на неисполнение ответчиком решения Арбитражного суда Амурской области по делу
№ А04-1928/2019, указав, что им самостоятельно оплачены выполненные работы по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский».

Претензией от 20.01.2022 истец просил ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» перечислить денежные средства за выполненные работы по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский» в размере 76 967 868 руб. и судебные расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 80 000 руб. по указанным в претензии реквизитам.

Между тем, ответчик письменного ответа на претензию не представил, денежные средства за выполненные работы не перечислил, в связи, с чем истец обратится в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, одностороннее изменение условий обязательства и односторонний отказ от его исполнения не допускаются.

На основании пунктов 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По общему правилу убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также наличие и размер понесенных убытков.

По требованию о взыскании убытков доказыванию подлежат противоправность поведения ответчика, вина ответчика в совершении правонарушения, наличие убытков, причинная связь между правонарушением и наличием убытков.

В соответствии с требованиями статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ).

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как отмечалось ранее арбитражным судом, и не оспаривается сторонами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области по делу
№ А04-1928/2019 федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» обязано было произвести замену шести комплектов  газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб.

Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении - арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно частям 1, 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку ответчик добровольно не исполнил решение Арбитражного суда Амурской области от 18.03.2021 по делу № А04-1928/2019, не произвел замену шести комплектов  газоходов горизонтального и вертикального исполнения дымовых труб, истец был вынужден заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Контур» муниципальный контракт № 2618 на выполнение работ по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский», фактически исполнив за ответчика его обязательства.

 Оплатив выполненные ООО «Контур» работы, истец понес убытки, размер которых составил 76 967 868 руб., подтвержден соответствующими документами.

Ответчик, возражая относительно исковых требований, ссылается на то, что электроснабжение системы заградительных огней не относится к объемам вменяемых к оплате работ, так как не относится к газоходам, просил исключить все работы КС 2 № 4 от 22.10.2021, и исключить работы по благоустройству, поскольку они не имеют непосредственного отношения к восстановлению газоходов КС 2 № 5 от 22.10.2021. Считает, что истцом необоснованно применен коэффициент -1,04 зональный коэффициент, учитывающий разницу в ценовых зонах.

Суд, изучив материалы дела, считает доводы ответчика несостоятельными, поскольку все виды работ по объекту «Реконструкция дымовых труб котельной ГП-201 ЗАТО Циолковский» проводились в соответствии с проектно-сметной документацией. Проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий.

Более того, проектная документация и результаты инженерных изысканий вышеуказанных работ прошли государственную экспертизу получили положительное заключение от 27.10.2020 № 28-1-1-3-053875-2020.

Следовательно, необходимость выполнения работ по электроснабжению системы заградительных огней, как и по благоустройству территории, была оценена специалистами и получила свое подтверждение в вышеуказанном заключении.

Кроме того, суд обращает внимание, что в целях установления единого порядка определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов на территории Амурской области за счет бюджетного финансирования приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 27.01.2011 № 14-од установлены зональные коэффициенты перехода от первой к другим зонам строительства Амурской области к стоимости строительно-монтажных работ и ремонтно-строительных. Согласно приложению к приказу зональный коэффициент перехода от 1 зоны строительства на строительно-монтажные работы для г. Циолковского применим коэффициент -1,04, из чего следует, что довод ответчика в этой части является необоснованным.

Работы по замене оборудования  котельной выполнены и оплачены истцом в полном объеме.

На основании вышеизложенного, суд считает доказанными: факт причинения истцу убытков - совершения ответчиком бездействия (неисполнения гарантийных обязательств по замене оборудования котельной по решению суда), причинную связь между бездействием ответчика и наступившими у истца убытками, вину причинителя, а также документально подтвержденный размер убытков.

Довод ответчика об отсутствии  договорных обязательств с истцом в обоснование неправомерности требований подлежит отклонению, поскольку в данном случае при взыскании убытков не имеет правого значения.

Ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения обязательств и требований судебного акта вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств).

Суд также отклоняет доводы ответчика об исполнении судебного акта о взыскании убытков с Российской Федерации.

По смыслу статьи 1069 ГК РФ в указанном порядке возмещается вред, причиненный в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» государственным органом, органом местного самоуправления не является.

Главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета, а также уставу учреждения является Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

Таким образом, требование истца о взыскании с ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» убытков в размере 76 967 868 руб. является обоснованным и  подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истец при подаче в суд иска государственную пошлину в федеральный бюджет не уплачивал, в связи с освобождением его от ее уплаты.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу,  исходя из размера уточненных требований о взыскании 76 967 868 руб., составляет 200 000 руб.

В связи с удовлетворением исковых требований согласно ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

решил:

взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» (ОГРН 1127746756631, ИНН 7702798320) в пользу администрации закрытого административно-территориального образования городского округа Циолковский Амурской области (ОГРН 1022800760641, ИНН 2823001194) убытки в размере 76 967 868 руб.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» (ОГРН 1127746756631, ИНН 7702798320) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000 руб.

 Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Для направления исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета ходатайство взыскателя не требуется.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                                                                                       Г.В. Лисовская