ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1895/19 от 04.06.2020 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-1895/2019

11  июня 2020 года

изготовлено решение в полном объеме

04 июня 2020 года

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Е.А. Варламова,

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарём судебного заседания А.А.Окуневой, после перерыва секретарем судебного заседания Е.А.Князевским,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)   к управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным  решения,

Третье лицо администрация города Белогорск (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в судебном заседании 08.07.2019 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до  11.07.2019 до  15 часов 30 минут, о чем вынесено протокольное определение,

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены;

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось Муниципальное казенное учреж-дение «Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск» (далее – заявитель) с заявлением к управлению Федеральной государственной регистрации, када-стра и картографии по Амурской области  о признании незаконными и отменить решение государственного регистратора от 29.12.2018 г. за № 28/18-22774 о приостановлении и решение № 28/19-1027 от 28.01.2019 г. об отказе в осуществлении государственного када-стрового учета Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области; об обязании Управление Федеральной службы госу-дарственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области произвести по-становку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Му-ниципального образования город Белогорск Амурской области на объект недвижимого имущества: сооружение «Наружные сети освещения» протяженностью 258 м, располо-женный по адресу: <...> на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.10.2018 г. № 28-Ru28301000-374-2018 и договора № 31 от 09.01.2018 г. безвозмездного пользования земельным участком.

 Решением Арбитражного суда Амурской области от 18.07.2019 муниципальному ка-зенному учреждению «Комитет имущественных отношений администрации города Бело-горск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 решени-ем Арбитражного суда Амурской области от 18.07.2019 оставлено без изменения, апелля-ционная жалоба без  удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа решение от 18.07.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу № А04-1895/2019 Арбитражного суда Амурской области отменены, дело направлено  на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 28.02.2020 заявление Му-ниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений администра-ции города Белогорск» (ОГРН <***>, ИНН <***>), направленное на новое рассмотрение принято к рассмотрению, предварительное судебное заседание назначено на 26.03.2020 на 11 час. 30 мин.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 26.03.2020 дата судебного заседания  изменена на 20.04.2020 на 10 час. 20 мин.

Определением Арбитражного суда Амурской области от 20.04.2020 дата судебного заседания  изменена на 14.05.2020 на 13 час. 50 мин.

В предварительном  судебном заседании 14.05.2020 заявитель представил письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которым просил суд:

1.         признать незаконным и отменить решение государственного регистратора № 28/19-1027 от 28.01.2019 об отказе в осуществлении государственного када-стрового учета Управления Федеральной службы государственной регистра-ции, кадастра и картографии по Амурской области;

2.         признать незаконным и отменить решение государственного регистратора № 28/999/001/2018-29420 от 29.03.2019 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Управления Федеральной налоговой службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области;

3.         обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, ка-дастра и картографии по Амурской области произвести на постановку на ка-дастровый учет и государственную регистрацию права собственности Муни-ципального образования город Белогорск Амурской области на объект не-движимого имущества: сооружение «Наружные сети освещения» протяжен-ностью 258 м., расположенный по адресу: <...> на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.10.2018 № 28Ru28301000-374-2018  и договора № 31 от 09.01.2018 безвоз-мездного пользования земельным участком.

Судом в порядке ст 49 АПК РФ ходатайство об уточнении заявленных требований принято.

В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.

Дело рассмотрено судом по правилам статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

19.10.2018 Комитет обратился в Управление Росреестра по Амурской области с заявлением № 30-4700292 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества -сооружение «Наружные сети освещения» протяженностью 258 м, расположенный по адресу: <...> на основании технического плана сооружения от 11.10.2018, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 15.10.2018 г. № 28-Ru28301000-374-2018 и договора № 31 от 09.01.2018 г. безвозмездного пользования земельным участком.

В  разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 15.10.2018 №28-Ru28304000-374-2018, в котором помимо «Спортивного центра с универсальным игровым залом и плавательным бассейном по ул. Кирова в г. Белогорске» в перечне вводимых в эксплуатацию объектов числились наружные сети освещения.

В  разрешении на ввод объекта в эксплуатацию указано, что введенные в эксплуатацию объекты, в т.ч. и сети расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 28:02:000125:146, 28:02:000125:1711, 28:02:000125:1710, 28:02:000125:1709, 28:02:000125:1712, 28:02:000125:89, 28:02:000125:136.

Согласно техническому плану от 11.10.2018 , подготовленному кадастровым инженером ФИО1 на основании проектной документации ООО «Амургражданпроект» (шифр В08420009/2012) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.10.2018 № 28-Ru-28301000-374-2018, представленном вместе с заявлением о постановке на кадастровый учет при нанесении контура сооружения по координатам, предоставленным в техническом плане на дежурную кадастровую карту, Управлением установлено, что заявленный объект недвижимости частично располагается за границами заявленного земельного участка с кадастровым номером 28:02:000125:146, а именно на землях муниципального образования г. Белогорск в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером 28:02:000125.

Решением государственного регистратора от 29.12.2018 г. за № 28/18-22774 был приостановлен государственный кадастровый учет на заявленный объект недвижимости, в связи с тем, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (заявленный объект недвижимости частично располагается за границами заявленного земельного участка).

Решением № 28/19-1027 от 28.01.2019 г. Комитету отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету на основании статьи 27  Федерального закона № 218-ФЗ (в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета).

Также 29.12.2018 Управлением Росреестра принято решение о приостановлении до 29.03.2019 действий по государственной регистрации права собственности на спорный объект, в обоснование принятого решения указано то же обстоятельство, что  и в решении государственного регистратора от 29.12.2018 г. за № 28/18-22774.

29.03.2020 ответчиком принято решение №  28/999/001/2018-29420 от 29.03.2019 об отказе в государственной регистрации ввиду не устранения  причин, послуживших для приостановления действий по государственной регистрации

Не согласившись с решениями № 28/19-1027 от 28.01.2019, №  28/999/001/2018-29420 от 29.03.2019  (согласно принятым судом уточнениям), заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Согласно части 1 статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) незаконными принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

По общему правилу при создании нового объекта недвижимости его постановка на кадастровый учет и государственная регистрация прав на этот объект осуществляется одновременно (пункт 3 статьи 14, статья 40 Закона N 218-ФЗ).

В данном случае спор возник в отношении вновь созданного сооружения - наружная сеть освещения, возведенного в составе основного объекта "Спортивный центр" и введенного в эксплуатацию согласно разрешению от 15.10.2018 N 28-Ru28304000-374-2018.

В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу пунктов 3, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство не требуется в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, а также в случаях, если в соответствии с данным Кодексом законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень, в который включены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Таким образом, по смыслу приведенных выше норм земельного и градостроительного законодательства, для создания спорного сооружения электроэнергетики (согласно техническому паспорту от 11.10.2018), являющегося, по сути, линейным объектом вспомогательного назначения, не требовалось получения отдельного разрешения на строительство и предоставления самостоятельного земельного участка.

Согласно пункту 10 статьи 40 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Принимая во внимание, что спорное сооружение - наружная сеть освещения создано в качестве вспомогательного объекта по отношению к основному объекту - "Спортивный комплекс" и одновременно с ним введено в эксплуатацию в установленном законом порядке, то в такой ситуации у регистрирующего органа не имелось предусмотренных статьями 26, 27 Закона N 218-ФЗ оснований для отказа в постановке данного сооружения на кадастровый учет.

Тот факт, что одна из опор сети освещения фактически расположена за пределами отведенного для строительства земельного участка и находится на территории общего пользования, в данном конкретном случае не мог, вопреки утверждению ответчика, являться препятствием для осуществления кадастрового учета спорного сооружения.

В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

Однако согласно пунктам 2, 3 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а также предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Земельный участок, на котором расположена одна из опор сети наружного освещения, действительно является территорией общего пользования и относится к неразграниченным землям, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления. Следовательно, оснований полагать, что в рассматриваемой ситуации размещение спорного объекта за пределами границ красных линий не соответствует целевому назначению земельного участка, противоречит градостроительным регламентам или нарушает права и законные интересы иных лиц, у суда не имеется.

С учетом изложенного оспариваемый отказ Управления Росреестра в осуществлении государственного кадастрового учета признается судом недействительным как противоречащий статьям 26, 27, 40 Закона N 218-ФЗ, нарушающий права заявителя.

Также, как усматривается из материалов дела, целью обращения Комитета в Управление Росреестра являлась одновременная постановка на кадастровый учет спорного объекта недвижимости и государственная регистрация права муниципальной собственности на него, что согласуется с положениями пункта 3 статьи 14 и статьи 40 Закона N 218-ФЗ.

Поскольку проведение кадастрового учета и осуществление государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости должны осуществляться одновременно (за исключением установленных законом случаев, к которым рассматриваемый спор не относится), и, принимая во внимание, что оспариваемы отказы Управления Росреестра основаны на одних и тех же обстоятельствах, суд признает обоснованными и требования заявителя о признании недействительным решения № 28/999/001/2018-29420 от 29.03.2019.

В силу п. 3 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Учитывая обстоятельства настоящего спора, представленные суду доказательства, пояснения сторон, в т.ч. пояснения ответчика о том, что иных обстоятельств, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, кроме тех, которые раскрыты в ходе рассмотрения дела и в оспариваемых актах, не имелось, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав заявителя возложить на Управление обязанность в срок не позднее семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Белогорск Амурской области на объект недвижимого имущества: сооружение «Наружные сети освещения» протяженностью 258 м., расположенный по адресу: <...>.

В соответствии с положениями ст.333.37 НК РФ стороны от уплаты государственной пошлины по делу освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 167-170,  180, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

решил:

признать недействительными, несоответствующими Федеральному закону от 13.07.2015 №  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области № 28/19-1027 от 28.01.2019 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, № 28/999/001/2018-29420 от 29.03.2019 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности.

 Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области в срок не позднее семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности муниципального образования город Белогорск Амурской области на объект недвижимого имущества: сооружение «Наружные сети освещения» протяженностью 258 м., расположенный по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                Е.А. Варламов