ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-1907/11 от 30.06.2011 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-1907/2011

07

июля

2011г.

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 07.07.2011. Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2011.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Фадеева С.М.,

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Сальниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»

ОГРН <***>

ИНН <***>

к

Отделению по г. Зее Управления Федерального казначейства по Амурской области

ОГРН <***>

ИНН <***>

об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения,

третьи лица: ---

при участии в заседании:

от истца - ФИО1, по доверенности от 30.11.2010 № ДЭК-20-15/133Д, паспорт;

от ответчика - ФИО2, по доверенности от 14.01.2011, удостоверение (до перерыва);

установил:

В судебном заседании 23.06.2011 в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.06.2011, о чем вынесено протокольное определение. После перерыва заседание было продолжено.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ОАО «ДЭК», истец) с исковым заявлением к Отделению по г.Зее Управления Федерального Казначейства по Амурской области (далее – Отделение по г.Зее УФК по Амурской области, ответчик) об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения.

Свои требования истец обосновывает тем, что в процессе урегулирования разногласий по государственному контракту от 01.01.2011 № ХХ08Э0001110 стороны ОАО «ДЭК» лице филиала «Амурэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и Отделение по г.Зее УФК по Амурской области (Государственный заказчик), не пришли к соглашению относительно условий пунктов 1.5, 3.2.8, 5.2, 5.9. договора.

Редакция спорных пунктов, предложенная ОАО «ДЭК»:

Абзац 2 п. 1.5. «В случае принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере электроэнергетики, в том числе, устанавливающих иной, по сравнению с настоящим договором, порядок организации отношений сторон и субъектами электроэнергетики по применению тарифов и определения стоимости электрической энергии (мощности), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, возмещения расходов в связи с изменением договорного объемов потребления электрической энергии на территориях, не объединенных в ценовые зоны, стороны принимают указанные нормативные правовые акты к исполнению с даты их вступления в законную силу без внесения соответствующих изменений в настоящий договор »;

п. 3.2.8 «Изменить в сторону уменьшения либо увеличения договорные величины энергии (без учета мощности) в следующем порядке: Государственный заказчик представляет Гарантирующему поставщику письменную заявку на изменение объемов электропотребления не позднее чем за 15 дней до начала месяца, в отношении которого заявлен соответствующий договорный объем. Согласование Гарантирующим поставщиком изменения договорных величин электрической энергии производится при выполнении следующих условий: а) возмещения Государственным заказчиком расходов понесенных Гарантирующим поставщиком в связи с обеспечением подачи энергии и мощности в не обусловленном контрактом количестве»;

п. 5.2. «Установленные на момент заключения настоящего контракта тарифы могут изменяться в соответствии с решениями (постановления) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Изменение тарифов в период действия настоящего контракта не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте»;

п. 5.9 «При принятии Федеральным органом исполнительной власти РФ в области государственного регулирования тарифов иного порядка определения диапазона числа часов использования заявленной мощности и/или применения тарифа на электрическую энергию, сторонами при определении обязательств по контракту применяется иной установленный порядок без внесения соответствующих изменений в контракт»;

Ответчик предложил свою редакцию данных пунктов:

Абзац 2 п. 1.5. «Все изменения и дополнения к настоящему контракту действительны при совершении их в письменной форме за подписями обеих сторон»;

п. 3.2.8 «По инициативе Государственного заказчика указанный договорный объем электрической энергии (без учета мощности) может быть скорректирован (изменён в сторону уменьшения либо увеличения) не позднее, чем за 15 дней до начала месяца, в отношении которого заявлен соответствующий договорный объем»;

п. 5.2 «Все изменения и дополнения к настоящему контракту действительны при совершении их в письменной форме за подписями обеих сторон»;

п. 5.9 «Все изменения и дополнения к настоящему контракту действительны при совершении их в письменной форме за подписями обеих сторон».

ОАО «ДЭК» считает возражения представленные ответчиком относительно п. 1.5. контракта необоснованными со ссылками на ст. ст. 421, 422, п. 2. ст. 426 ГК РФ, ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994г. № 5-ФЗ, Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

В случае принятия положений п. 1.5 в редакции покупателя ОАО «ДЭК» понесет дополнительные расходы, связанные с составлением соответствующих дополнительных соглашений, направлением их абоненту, последующим согласованием их абонентом. В случае отказа абонента подписать соглашения ОАО «ДЭК» будет вынуждено повторно обращаться в суд с иском об урегулировании разногласий и нести дополнительные судебные расходы, потерю времени.

Редакцию ответчика п. 3.2.8 контракта ОАО «ДЭК» также считает необоснованной в соответствии с п. 2 ст. 541 ГК РФ, п. 67 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», п. 68 Постановления правительства от 31.08.2006 № 530 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правила применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка», утвержденные Приказом ФСТРФ от 30.11.2010 № 364-э/4, которыми предусмотрен порядок возмещения потребителем Гарантирующему поставщику расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности).

Редакция пунктов 5.2, 5.9 государственного контракта, предложенная ответчиком, также не подлежит включению в контракт, так как основана только на ст.ст.452, 453 ГК РФ и не учитывает, специальных норм действующего законодательства об электроэнергетики. А именно ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

На основании изложенного, поскольку сторонами не урегулированы разногласия при заключении государственного контракта, истец просил суд рассмотреть возникшие разногласия по государственному контракту от 01.01.2011 № ХХ08Э0001110 и принять абзац 2 пункта 1.5, пункты 3.2.8, 5.2, 5.9 договора в редакции, предлагаемой ОАО « ДЭК».

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, представил соответствующий отзыв на иск. Полагает, что в исковых требованиях следует отказать по следующим основаниям.

Отделение по г.Зее УФК по Амурской области вправе заключать в установленном порядке госконтракт только в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и оплачивать услуги в пределах лимитов бюджетных обязательств и государственного контракта.

На основании ч. 3 ст. 18 Закона № 94-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта Заказчики направляют сведения соответственно в уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Также Законом № 94-ФЗ установлена обязанность Государственного Заказчика в случае изменения каких-либо условий в государственном контракте направлять в соответствующий орган сведения, в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Пунктом 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за изменение условий контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в тем числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для нужд заказчиков

В случае принятия положений п.1.5. в редакции Гарантирующего поставщика Отделение по г.Зее УФК по Амурской области будет вынуждено нарушать законодательство о размещении заказов.

Отделение по г.Зее УФК по Амурской области считает редакцию п. 3.2,8. государственного контакта, представленную Гарантирующим поставщиком, необоснованной в соответствии с п.67 Правил функционирования розничных рынков энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением правительства № 530 (далее - Правила).

В настоящее время в Отделении по г.Зее УФК по Амурской области проводится постоянная работа по соблюдению объёма договорных величин.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в возражениях на доводы ответчика.

Ответчик на принятии спорных пунктов договора в его редакции настаивал.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

01.01.2011 между ОАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт» (Гарантирующий поставщик) и Отделением по г.Зее УФК по Амурской области (Покупатель) подписан государственный контракт № ХХ08Э0001110 на поставку электрической энергии.

В процессе урегулирования разногласий по государственному контракту от 01.01.2011 № ХХ08Э0001110 стороны не пришли к соглашению относительно условий абзаца 2 пункта 1.5, пунктов 3.2.8, 5.2, 5.9.

Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий, истец передал спор на разрешение арбитражного суда.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иным правовым актом (ст.422).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Следовательно, в силу выше указанной нормы права стороны обязаны будут руководствоваться принятым законом (императивными нормами) даже без внесения соответствующих изменений в договор.

Как разъяснено в п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. № 14, при решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из смысла положений п.2 ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания условия договора существенным требуется, чтобы в отношении этого условия одной из сторон было прямо заявлено.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ предусмотрен порядок опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативно правые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации. Данные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования и действуют на всей территории Российской Федерации.

То есть действие выше перечисленных нормативно-правовых актов возможно без соответствующего внесения изменений и дополнений в договор энергоснабжения.

Ссылка ответчика на нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающего обязанность государственных заказчиков направлять сведения в соответствующий орган о внесении изменений в условия контрактов, судом во внимание не принимается, поскольку требование ОАО «ДЭК» о включении в договоры спорных условий в его редакции основано на законе, а действующее законодательство в рассматриваемых правоотношениях не содержит исключений для бюджетополучателей.

При этом Закон № 94-ФЗ не определяет, что сведения об изменении контрактов должны быть предоставлены исключительно в виде дополнительных соглашений к ним. Положение «О ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191, также не содержит таких требований, а возлагает обязанность по предоставлению сведений об изменении контрактов по установленным формам.

Таким образом, предложенные истцом условия, предусмотренные абзацем 2 пункта 1.5, пункта 5.2, 5.9 государственного контракта от 01.01.2011 № ХХ08Э0001110, соответствуют обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент заключения договора.

Рассмотрев требования истца об урегулировании разногласий по пункту 3.2.8 договора государственного контракта от 01.01.2011 № ХХ08Э0001110 «Изменить в сторону уменьшения либо увеличения договорные величины энергии (без учета мощности) в следующем порядке: Государственный заказчик представляет Гарантирующему поставщику письменную заявку на изменение объемов электропотребления не позднее чем за 15 дней до начала месяца, в отношении которого заявлен соответствующий договорный объем. Согласование Гарантирующим поставщиком изменения договорных величин электрической энергии производится при выполнении следующих условий: а) возмещения Государственным заказчиком расходов понесенных Гарантирующим поставщиком в связи с обеспечением подачи энергии и мощности в не обусловленном контрактом количестве» суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 541 ГК РФ договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

Пунктом 67 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» установлено, что договорный объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.

По инициативе покупателя (за исключением покупателей на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии, и покупателей, приобретающих электрическую энергию одновременно на оптовом и розничных рынках электрической энергии) указанный договорный объем электрической энергии (без учета мощности) может быть скорректирован не позднее чем за 15 дней до начала месяца, в отношении которого заявлен соответствующий договорный объем.

Условия, при выполнении которых гарантирующий поставщик вносит изменения договорных величин электрической энергии, предусмотрены и пунктом 68 Постановления правительства от 31.08.2006 № 530, которым установлено, что стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсируется в соответствии с правилами определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), компенсации стоимости отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

При этом суд учитывает, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 364-э/4 утверждены «Правила применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка», которыми предусмотрен порядок возмещения потребителем Гарантирующему поставщику расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности). Приведенные правила вступили в силу 13.02.2011.

Следовательно, редакция данного пункта изложена в соответствии с действующими нормами законодательства об электроэнергетике и подлежит обязательному включению в текст договора энергоснабжения.

При этом нормы ГК РФ, а также положения об электроэнергетике в части обязанностей потребителей по возмещению гарантирующему поставщику расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, не содержат каких-либо исключений для бюджетополучателей.

Исходя из указанных требований Правил условия, изложенные в пункте 3.2.8, соответствуют подлежащему применению к взаимоотношениям сторон законодательству в сфере электроэнергетики и не нарушают баланса интересов гарантирующего поставщика и государственного заказчика.

В связи с тем, что предложенная редакция договора соответствует в целом пункту 67 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, а также пункту 2 статьи 541 ГК РФ, предусматривающего такое условие как возмещение абонентом расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве, спорное положение следует принять в редакции истца, оснований для исключения спорного пункта из проекта договора не имеется.

Принимая во внимание изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины по спорам, возникающим при заключении договоров, составляет 4000 руб.

Истцом при подаче иска платежным поручением от 25.04.2011 № 7467 уплачена государственная пошлина в размере 4000 рублей.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 4000 рублей, уплаченная истцом при подаче иска подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН<***>) удовлетворить.

Спорные пункты государственного контракта от 01.01.2011 № ХХ08Э0001110 изложить в следующих редакциях:

Абзац 2 пункта 1.5. «В случае принятия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере электроэнергетики, в том числе, устанавливающих иной, по сравнению с настоящим договором, порядок организации отношений сторон и субъектами электроэнергетики по применению тарифов и определения стоимости электрической энергии (мощности), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, возмещения расходов в связи с изменением договорного объемов потребления электрической энергии на территориях, не объединенных в ценовые зоны, стороны принимают указанные нормативные правовые акты к исполнению с даты их вступления в законную силу без внесения соответствующих изменений в настоящий договор»;

Пункт 3.2.8 «Изменить в сторону уменьшения либо увеличения договорные величины энергии (без учета мощности) в следующем порядке: Государственный заказчик представляет Гарантирующему поставщику письменную заявку на изменение объемов электропотребления не позднее чем за 15 дней до начала месяца, в отношении которого заявлен соответствующий договорный объем. Согласование Гарантирующим поставщиком изменения договорных величин электрической энергии производится при выполнении следующих условий: а) возмещения Государственным заказчиком расходов понесенных Гарантирующим поставщиком в связи с обеспечением подачи энергии и мощности в не обусловленном контрактом количестве»;

Пункт 5.2. «Установленные на момент заключения настоящего контракта тарифы могут изменяться в соответствии с решениями (постановления) органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Изменение тарифов в период действия настоящего контракта не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте»;

Пункт 5.9 «При принятии Федеральным органом исполнительной власти РФ в области государственного регулирования тарифов иного порядка определения диапазона числа часов использования заявленной мощности и/или применения тарифа на электрическую энергию, сторонами при определении обязательств по контракту применяется иной установленный порядок без внесения соответствующих изменений в контракт».

Взыскать с Отделения по г.Зее Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья С.М. Фадеев