Именем Российской Федерации | ||||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-1979/07-6/86 | ||||||||||
Дата объявления Решения | 11 | сентября | 2007 г. | |||||||||
Дата принятия (изготовления в полном объеме) Решения | 14 | сентября | 2007 г. | |||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе председательствующего А.К. Ермаковой Протокол вела судья А.К. Ермакова | ||||||||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации города Благовещенска | ||||||||||||
к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области | ||||||||||||
о | взыскании 522 000 руб. | |||||||||||
Третьи лица: 1. Департамент образования администрации Амурской области 2. Управление федерального казначейства по Амурской области | ||||||||||||
при участии в заседании: от истца: ФИО1 – дов. №01-10/7868 от 28.12.2006 г. от Минфина Амурской области: ФИО2 – дов. №13-10/503 от 15.08.2007 г. от УФК, департамента образования не явились | ||||||||||||
установил: | ||||||||||||
В арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация города Благовещенска с иском к Амурской области в лице Финдепартамента администрации Амурской области о взыскании 522 000 руб., составляющих убытки от выплаты денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просит взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации города Благовещенска убытки, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в размере 522 000 руб.
Свои требования истец обосновывает следующим.
Администрацией города Благовещенска в 2006 году по судебному акту, на основании исполнительного листа от 01.02.2006 г. по делу 2-1291/2005, платежным поручением №612 от 27.04.2006 г., были выплачены из городского бюджета муниципального образования города Благовещенска средства на обеспечение жильем граждан (ФИО3) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 522 000 руб.
В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от 14.03.2005 №447-ОЗ муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит.
Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный закон подробно регулирует вопросы внеочередного предоставления жилья сиротам и, соответственно, имеет преимущество перед остальными нормативными актами в своем применении.
Указанный Федеральный закон определяет, что жилье «предоставляется вне очереди органами исполнительной власти». Согласно ст. ст. 10, 11 Конституции РФ деление власти на законодательную, судебную и исполнительную предусмотрено исключительно для государственной власти.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят.
Таким образом, в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» идет речь только об органах государственной власти и никаких обязанностей по обеспечению сирот жильем на органы местного самоуправления им не возложено. Данный вывод подтверждается ст. 2 названного закона, которая четко определяет, что «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Принятие судом решения об обеспечении администрацией города Благовещенска благоустроенным жильем ФИО3, как ребенка-сироты, без учета факта финансирования из вышестоящих бюджетов, приводит к тому, что местный бюджет расходуется на выполнение несвойственных ему функций, при том, что вопросы местного значения остаются нерешенными.
Денежные средства на финансирование льгот детям - сиротам на имущество и жилые помещения в бюджете Амурской области в период с 2005 по 2006 год не предусматривались. Не предусмотрены они и на 2007 год. Понесенные расходы Администрации города Благовещенска из бюджета Амурской области не возмещены. Ответственность за причинение убытков перед истцом должна нести Амурская область в лице Финдепартамента Администрации Амурской области.
Финдепартамент администрации Амурской области заявил об организационно-штатных мероприятиях в связи с реорганизацией в виде преобразования в министерство финансов Амурской области. В дальнейшем представил документы, подтверждающие, что 07.08.2007 г. создано министерство финансов Амурской области путем реорганизации в форме преобразования финансового департамента Администрации Амурской области. В соответствии с постановлением губернатора области от 03.08.2007 г. №461 «Об утверждении Положения о министерстве финансов Амурской области» Минфин АО является правопреемником финансового департамента.
Минфин АО с исковыми требованиями не согласен, в отзыве на иск указал, что ФЗ №122 от 22.08.2004 г., установивший расходные полномочия субъекта РФ, не установил обязанность субъекта РФ реализовывать права граждан, возникшие до 01.01.2005 г., не были переданы на уровень субъекта РФ не исполненные до 01.01.2005 г. расходные полномочия муниципальных органов и федеральных органов государственной власти.
УФК по Амурской области указало, что из федерального бюджета на выплату денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам в доход бюджета Амурской области в 2006 году не поступали. Считает, что обязанность субъекта РФ по возмещению средств областного бюджета истцу доходов законодательством не установлено.
Департамент образования администрации Амурской области отзыв на иск, запрошенные судом документы не представил.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что администрацией города Благовещенска в 2006 году по судебному акту, на основании исполнительного листа от 01.02.2006 г. по делу 2-1291/2005, платежным поручением №612 от 27.04.2006 г., были выплачены из городского бюджета муниципального образования города Благовещенска средства на обеспечение жильем граждан (ФИО3) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 522 000 руб.
В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от 14.03.2005 №447-ОЗ муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит.
Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот регулируется ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанный Федеральный закон определяет, что жилье «предоставляется вне очереди органами исполнительной власти». Согласно ст. ст. 10, 11 Конституции РФ деление власти на законодательную, судебную и исполнительную предусмотрено исключительно для государственной власти. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят.
Таким образом, в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» идет речь только об органах государственной власти, обязанности по обеспечению сирот жильем на органы местного самоуправления не возложено. Данный вывод подтверждается ст. 2 названного закона, которая определяет, что «настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Денежные средства на финансирование льгот детям - сиротам на имущество и жилые помещения в бюджете Амурской области в период с 2005 по 2006 год не предусматривались. Не предусмотрены указанные средства и в 2007 году.
Ответчиком – министерством финансов РФ не представлено доказательств возмещения понесенные расходов Администрации города Благовещенска из бюджета Амурской области.
В соответствии с положениями ст. ст. 84 и 86 Бюджетного кодекса РФ исключительно из федерального бюджета и бюджетов РФ финансируются расходы на обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые на другие уровни власти.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитывается раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Суд считает, что ответственность за причиненный вред в части невозмещенных истцу убытков в размере 522 000 руб. должна нести казна Амурской области в лице министерства финансов Амурской области, в силу ст. 86 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, поскольку область целевым назначением не обеспечила муниципальное образование в достаточной мере финансовыми средствами, необходимыми для возмещения затрат, связанных с предоставлением денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению, с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации города Благовещенска следует взыскать убытки, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в размере 522 000 руб.
Размер госпошлины по настоящему делу составляет 11 720 руб. В силу ст. 110 АПК РФ с Минфина Амурской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 11 720 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110,167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу администрации города Благовещенска убытки, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в размере 522 000 руб.
Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 11 720 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья А.К. Ермакова