ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2130/20 от 07.04.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело  №

А04-2130/2020

апреля 2021 года

решение изготовлено

07 апреля 2021 года                    резолютивная часть решения объявлена

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи И.А. Москаленко,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Н. Москвиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление акционерного общества «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (ОГРН 1162801057055, ИНН 2806009242) в лице конкурсного управляющего Лагутиной Ирины Васильевны к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (ОГРН 1182801005991, ИНН 2813010440) о взыскании 4329700,72 рублей,

третьи лица: учреждение комитет по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области (ОГРН 1022800872940, ИНН 2806000553); управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (ОГРН 1022800533172, ИНН 2801080146); управление жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства и дорожной деятельности администрации города Райчихинска (ОГРН 1082801011457, ИНН 2801138815); учреждение администрация города Райчихинска Амурской области Российской Федерации (ОГРН 1022800873413, ИНН 2806000715);

при участии в заседании: от истца – Н.И. Марушко по доверенности; от ответчика – М.Н. Дорохова по доверенности;

установил:

акционерное общество «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» в лице конкурсного управляющего Лагутиной Ирины Васильевны (далее по тексту – истец, АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Амурская угольная компания» (далее – ООО «АУК») о взыскании 4329700,72 рублей, составляющих 3903787,29 рублей неосновательного обогащения за период с 31.07.2017 по 30.09.2017, 425913,43 рублей процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за период с 24.04.2019 по 31.03.2021.

Требования обоснованы тем, что ответчик с 26.09.2017 стал ресурсоснабжающей организацией и начал нести расходы на предоставление услуг теплоснабжения. Поскольку определением по делу № А04-8951/2017 в реестр требований кредиторов АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» включено 7975379,24 рублей неосновательного обогащения в виде полученных истцом оплат за услуги теплоснабжения за период с 28.07.2017 по 31.08.2017, то расходы АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» по подготовке к отопительному сезону на сумму 7902874,07 рублей подлежат возмещению новой ресурсоснабжающей организацией ООО «АУК».

Определением от 10.03.2021 в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена стороны общества с ограниченной ответственностью «АУК» правопреемником – обществом с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (далее – ответчик, ООО «Тепловодоканал»).

Определением от 07.10.2020 производство по делу судом приостанавливалось до окончания экспертизы и предоставления в суд экспертного заключения, проведение экспертизы было поручено экспертной организации индивидуальному предпринимателю Семину Владимиру Александровичу, эксперту Уварову Александру Макаровичу.

Определением от 31.03.2021 отложено судебное разбирательство.

Представитель истца в заседании уточнил исковые требования, в итоге просил взыскать с ответчика 3903787,29 рублей неосновательного обогащения за период с 31.07.2017 по 30.09.2017, 430854,9 рублей процентов по статье 395 ГК РФ за период с 24.04.2019 по 31.03.2021. Представил дополнительные пояснения, уточненный расчет. Указал, что в качестве неосновательного обогащения заявлены требования о компенсации расходов на подготовку объектов ЖКХ к отопительному периоду, произведенных в период с 31.07.2017 по 30.09.2017, по условиям действующего в спорный период договора аренды. Данные расходы предполагалось компенсировать из денежных средств, полученных от потребителей соответствующей коммунальной услуги, которая оказывалась по утверждаемым тарифам. Перечень расходов, связанных с производством и реализацией услуги теплоснабжения, включаемой в тариф, определен пунктом 33 Основ о ценообразовании в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования). В тариф включаются расходы на сырье и материалы, оплата труда и отчисления на социальные нужды. По расчету в уточненную сумму требований включена стоимость материалов на сумму 2689144,29 рублей и 1214643 рублей зарплата. Данные суммы подтверждены дефектными ведомостями, отчетами о выполненных работах и актами АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» на списание материалов и о приемке работ. Объем выполненных работ по подготовке к отопительному сезону подтвержден результатами экспертизы. Возражал против доводов ответчика в части завышения размера заработной платы по отношению размера платы при установлении экономически обоснованных тарифов, поскольку количество работников уменьшилось, а заявленный в качестве расходов размер заработной платы при утверждении тарифа фактически не был превышен.

Представитель ООО «Тепловодоканал» письменно признал требования в части взыскания 2689144,29 рублей понесенных расходов на материалы и соответствующую сумму процентов в размере 296796,67 рублей. Поддержал письменные возражения против включения в сумму неосновательного обогащения 1214643 рублей заработной платы к расчету. Указал, что поскольку работы по подготовке объектов к отопительному периоду 2017-2018 года осуществлялись хозяйственным способом работниками АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» согласно штатному расписанию организации с учетом среднегодовой численности, то с учетом пункта 42 Основ ценообразования, экспертного заключения по делу об установлении тарифов на 2017-2019 год, приказа от 12.08.2016 № 31 «Об оплате труда работников АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский», следовало определить расходы по заработной плате работников исходя из минимальной месячной тарифной ставки 1 разряда 4994,99 рублей. Истцом не доказан и не подтвержден соответствующими платежными документами факт об оплате сверх установленной тарифной ставки работникам ремонтного персонала, числящимся в штате организации и задействованных в проводимых ремонтах.

Уточненные требования истца и частичное признание иска ответчиком приняты судом к рассмотрению в силу статьи 49 АПК РФ.

Представитель управления государственного регулирования цен и тарифов в заседание не явился, в отзыве указал, чтона территории г. Райчихинска услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2017 году вначале оказывало АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский», в отношении которого в соответствии с приказами управления от 07.10.2016 № 119-пр/т и от 11.11.2016 № 139-пр/в были установлены тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения. С 01.09.2017 коммунальные услуги для потребителей г. Райчихинска стало оказывать ООО «АУК». Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию установлен приказом управления от 29.09.2017 № 100-пр/т. Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей, в том числе населения г. Райчихинска для ООО «АУК» установлены в соответствии с приказом управления от 25.10.2017 № 111-пр/в. Установленные для ООО «АУК» тарифы на тепловую энергию включают,  в  том  числе,   затраты  по  ремонту  котельных, которые  нашли отражение в экспертном заключении (статьи затрат «Расходы на сырье и материалы», «Расходы на ремонт основных средств»). Представил материалы при утверждении тарифов ООО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский». Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

Представитель комитета по управлению имуществом города Райчихинска (далее - комитет) в заседание не явился, в отзывах указал, что между комитетом и ООО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (арендатор) был заключен договор  аренды муниципального имущества от 04.06.2013 № 1, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению. Дополнительным соглашением от 28.07.2016 в договор внесены изменения в части замены арендатора муниципального имущества - ООО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» на АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский». По условиям договора АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» было обязано нести расходы, необходимые для поддержания арендованного комплекса в технически исправном, комплектном состоянии, подготовки к безаварийной эксплуатации, обеспечения качественной и своевременной поставки коммунальных ресурсов в соответствии с действующими нормативами. ООО «АУК» являлось пользователем муниципального движимого, недвижимого имущества сферы жилищно-коммунального хозяйства с 01.09.2017 по 31.12.2018, по договорам аренды муниципального имущества сферы ЖКХ. С 01.01.2018 пользователем муниципального движимого, недвижимого имущества сферы жилищно-коммунального хозяйства является ООО «Тепловодоканал». Документов, подтверждающих проведение текущего и капитального ремонта по подготовке к отопительному сезону 2017/2018, в адрес комитета представлено не было. Счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению, так как истец не доказал получение ответчиком неосновательного обогащения. Представил техническую документацию на котельные.

Представитель администрации города Райчихинска в заседание не явился, в отзыве против удовлетворения исковых требований возражал, так как истец не подтвердил получение ответчиком неосновательного обогащения. Дополнительных документов, кроме тех, которые были представлены комитетом, не имеется.

Управление жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства и дорожной деятельности администрации города Райчихинска явку представителя не обеспечило, документов не представило, о  времени и месте заседания извещено надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон и исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (ранее – ООО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский») на территории города Райчихинска оказывало услуги теплоснабжения, имущество для оказания услуг было передано по договору аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению от 04.06.2013 № 1, заключенного с комитетом, сторонами 01.08.2013 подписан акт приема-передачи. Услуги оказывались в период до 25.09.2019.

АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (ранее – ООО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский») на территории города Райчихинска оказывало услуги теплоснабжения, имущество для оказания услуг было передано по договору аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению от 04.06.2013 № 1, заключенного с комитетом, сторонами 01.08.2013 подписан акт приема-передачи. Услуги оказывались в период до 25.09.2017. Тарифы на тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения для АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» установлены приказами управления цен и тарифов от 07.10.2016 № 119-пр/т и от 11.11.2016 № 139-пр/в.

Между ООО «Тепловодоканал» (ранее – ООО «АУК») и комитетом 01.09.2017 заключен договор аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению № 1, на основании которого ООО «АУК» на территории города Райчихинска оказывало услуги теплоснабжения, имущество для оказания услуг было передано по актам от 06.09.2017. Экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ООО «Амурская угольная компания»  установлен приказом управления от 29.09.2017 № 100-пр/т.

Определением от 08.11.2017 по делу № А04-8951/2017 в отношении АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» введена процедура о банкротстве - наблюдение. Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.02.2018 АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» признано несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 23.10.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018, требование ООО «Амурская угольная компания» удовлетворено, в реестр требований кредиторов должника включено требование в размере 7975379,24 рублей.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2019 определение суда от 23.10.2018, постановление суда апелляционной инстанции от 20.12.2018 отменены, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением от 23.04.2019 в реестр требований кредиторов АО «ЖКХ-РесурсРайчихинский» включены требования ООО «АУК» в сумме: 7975379,24 рублей – основной долг с очередностью удовлетворения третья очередь. Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 № 06АП-3053/2019 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.09.2019 определение оставлено без изменения. Суды установили, что с 01.09.2017 коммунальные услуги для потребителей г. Райчихинска стало оказывать ООО «АУК». Согласно заключению судебной экспертизы размер начислений для населения за спорный период по услуге - теплоснабжение составил 10550451,66 рублей, при этом население внесло в качестве оплаты по услуге отопления за указанный период - 7975379,24 рублей. В период с 28.07.2017 по 31.08.2017 должником от населения были получены денежные средства в размере 7975379,24 рублей, которые относились к возмещению расходов на теплоснабжение в отопительный период сентябрь - декабрь 2017 года. Судами принято во внимание, что постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.03.2019 в рамках рассмотрения дела № А04-11092/2017, в котором принимали участие как АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский», так и ООО «АУК», ООО «РУК», установлено, что в пользование третьего лица (ООО «АУК») имущество, предназначенное для оказания таких услуг, передано только в сентябре 2017 года, когда ООО «АУК» и ООО «РУК» заключили договор теплоснабжения от 01.09.2017 № 1073Р. Исследовав обстоятельств дела, оценив доказательства, приняв во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что ООО «АУК» появилось на рынке коммунальных услуг с 01.09.2017. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь принципом соблюдения баланса интересов сторон, пришли к правильному выводу о том, что каждая из ресурсоснабжающих организаций имеет законом установленное право на компенсацию своих расходов на выработку коммунального ресурса за счет конечного потребителя. На основании вышеизложенного, ООО «АУК», заявляя требование о включении в реестр требований кредиторов должника, правомерно исходило из того, что поскольку фактически при расчетах с населением по схеме 1/12 в определенный период времени при смене ресурсоснабжающей организации возникает ситуация, при которой часть расходов из общего годового бюджета потребления необоснованно перераспределяется между предыдущей ресурсоснабжающей организацией и последующей в пользу предыдущей (как в рассматриваемом обособленном споре). Повторно рассматривая дело, суды установили, что данные возражения сводятся к наличию у должника встречных однородных требований к ООО «АУК» - о компенсации расходов на подготовку оборудования к отопительному сезону. В рамках обычных отношений сторон (при отсутствии дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении одного из участников таких отношений), в том числе при рассмотрении спора в исковом порядке, такие возражения могли быть направлены к зачету требований кредитора и, как следствие, к уменьшению размера таких требований. Однако в деле о банкротстве, в том числе при рассмотрении обособленных споров, такой зачет произведен быть не может в силу положений статей 63, 126 Закона о банкротстве; отсутствуют процессуальные механизмы для проведения такого зачета (например, институт встречного иска).

Поскольку АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» в целях подготовки к отопительному сезону в период 2017-2018 года понесены затраты на сумму 9655332,77 рублей, которые подлежали компенсации в будущем периоде за счет оплаты услуг по тарифу конечными потребителями, а судами по делу № А04-8951/2017 в реестр требований кредиторов АО «ЖКХ-РесурсРайчихинский» включены требования ООО «АУК» в сумме 7975379,24 рублей, которые должны были компенсировать расходы, то 31.01.2020 ответчику направлена претензия о возврате неосновательного обогащения.

Так как претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд.

Суд считает уточненные требования истца подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Гражданские права и обязанности в силу статьи 8 ГК РФ возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно статье 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Таким образом, законодательством предусмотрено право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.  Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

По смыслу названной нормы при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения суд должен установить как факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за счет истца, так и отсутствие у него для этого правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.

Необходимым условием для квалификации возникших между сторонами спора правоотношений в качестве неосновательного обогащения является отсутствие правовых оснований (норм и положений законодательства или условий договора) для приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

При этом правила главы 60 ГК РФ о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (1105 ГК РФ).

Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон о теплоснабжении) предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами, в том числе: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя. Федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляет следующие полномочия, в том числе: утверждает методические указания по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; устанавливает единую систему классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также систему отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления; устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления и изменения цен (тарифов).

К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в том числе, разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России; утверждение основ ценообразования в сфере теплоснабжения, правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые должны включать в себя сроки рассмотрения дел об установлении таких тарифов, исчерпывающий перечень представляемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, документов, определение условий и порядка принятия решений об отмене регулирования таких тарифов (статья 4 Федерального закона о теплоснабжении).

Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов (статья 9 Федерального закона о теплоснабжении).

Пунктами 32,33 Основ ценообразования указано, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов, в том числе: оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды.

Пунктами 40-42 Основ ценообразования установлено, что расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями. При определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями. При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации" - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению (пункт 2 Основ ценообразования).

Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей (пункт 25 Основ ценообразования).

Учитывая изложенное, ресурсоснабжающая организация при выполнении работ по подготовке к отопительному сезону формирует текущие расходы, которые учитываются органом регулирования при утверждении тарифа, и в последующем такие расходы компенсируются за счет конечных потребителей тепловой энергии в период действия тарифов.

Тарифы на тепловую энергию для АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» с 01.07.2017 по 31.12.2017 установлены приказом управления цен и тарифов от 07.10.2016 № 119-пр/т в размере 2263,77 рублей (с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат)).

Тарифы на тепловую энергию для ООО «АУК» с 29.09.2017 по 31.12.2017 установлены приказом управления цен и тарифов от 25.10.2017 № 111-пр/в в размере 2370,9 рублей (с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат)).

В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Определением от 23.04.2019 в реестр требований кредиторов АО «ЖКХ-РесурсРайчихинский» включены требования ООО «АУК» в сумме: 7975379,24 рублей – основной долг с очередностью удовлетворения третья очередь. Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2019 № 06АП-3053/2019 и Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.09.2019 определение оставлено без изменения. Суды установили: «С 01.09.2017 коммунальные услуги для потребителей г. Райчихинска стало оказывать ООО «АУК». Согласно заключению судебной экспертизы размер начислений для населения за спорный период по услуге - теплоснабжение составил 10550451,66 рублей, при этом население внесло в качестве оплаты по услуге отопления за указанный период - 7975379,24 рублей. В период с 28.07.2017 по 31.08.2017 должником от населения были получены денежные средства в размере 7975379,24 рублей, которые относились к возмещению расходов на теплоснабжение в отопительный период сентябрь - декабрь 2017 года. Судами принято во внимание, что постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.03.2019 в рамках рассмотрения дела № А04-11092/2017, в котором принимали участие как АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский», так и ООО «АУК», ООО «РУК», установлено, что в пользование третьего лица (ООО «АУК») имущество, предназначенное для оказания таких услуг, передано только в сентябре 2017 года, когда ООО «АУК» и ООО «РУК» заключили договор теплоснабжения от 01.09.2017 № 1073Р. Исследовав обстоятельств дела, оценив доказательства, приняв во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что ООО «АУК» появилось на рынке коммунальных услуг с 01.09.2017. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь принципом соблюдения баланса интересов сторон, пришли к правильному выводу о том, что каждая из ресурсоснабжающих организаций имеет законом установленное право на компенсацию своих расходов на выработку коммунального ресурса за счет конечного потребителя. На основании вышеизложенного, ООО «АУК», заявляя требование о включении в реестр требований кредиторов должника, правомерно исходило из того, что поскольку фактически при расчетах с населением по схеме 1/12 в определенный период времени при смене ресурсоснабжающей организации возникает ситуация, при которой часть расходов из общего годового бюджета потребления необоснованно перераспределяется между предыдущей ресурсоснабжающей организацией и последующей в пользу предыдущей (как в рассматриваемом обособленном споре). Повторно рассматривая дело, суды установили, что данные возражения сводятся к наличию у должника встречных однородных требований к ООО «АУК» - о компенсации расходов на подготовку оборудования к отопительному сезону. В рамках обычных отношений сторон (при отсутствии дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении одного из участников таких отношений), в том числе при рассмотрении спора в исковом порядке, такие возражения могли быть направлены к зачету требований кредитора и, как следствие, к уменьшению размера таких требований. Однако в деле о банкротстве, в том числе при рассмотрении обособленных споров, такой зачет произведен быть не может в силу положений статей 63, 126 Закона о банкротстве; отсутствуют процессуальные механизмы для проведения такого зачета (например, институт встречного иска)».

Поскольку в реестр требований кредиторов АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» включено требование ООО «АУК» в сумме 7975379,24 рублей (денежные средства, которые в период с 28.07.2017 по 31.08.2017 получены АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» от населения), за счет которых предполагалось возмещение расходов на теплоснабжение в отопительный период сентябрь-декабрь 2017 года, тем самым возможность возмещения фактических расходов на подготовку к отопительному сезону исключена, в том числе в деле о банкротстве в силу положений статей 63 и 126 Закона о банкротстве, то на стороне ООО «АУК» возникло неосновательное обогащение.

В подтверждение факта выполнения работ к отопительному периоду 2017-2018 АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» представлены: сводный план мероприятий, дефектные ведомости для подготовки ремонтных работ на котельных; акты приемки выполненных работ по каждому объекту по форме КС-2; акты списания материалов по каждому объекту; карточки складского учета материалов по счету 10.1.

Экспертным заключением по делу № 196-17/т об установлении тарифов на тепловую энергию вырабатываемую котельными АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (г.Райчихинск) на 2017-2019 гг. отражены результаты экспертизы предложений заявителя об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при определении необходимой валовой выручки. В заключении указано, что при утверждении тарифа управлением цен и тарифов расходы на сырье и материалы на 2017 год определены в сумме 834,79 тыс.руб., (исходя из экономически обоснованных расходов, принятых в тарифе 2016 года с учетом применения прогнозных индексов дефляторов и индексов цен промышленной продукции ко второму полугодию 2017 г - 1,041, рекомендуемых прогнозом Минэкономразвития России), в т.ч. на производство - 788,63 тыс.руб., на передачу - 46,16 тыс.руб.). Дополнительно в расходах по данной статье учтены материалы, используемые при осуществлении ремонта котельных и тепловых сетей хозяйственным способом в размере 14303,25 тыс.руб. (пояснение в статье «Расходы на ремонт основных средств»). Сумма экономически обоснованных расходов на сырье и материалы включена в необходимую валовую выручку в размере 15138,04 тыс.руб., в том числе в необходимую валовую выручку на производство тепловой энергии - 13853,49 тыс.руб. В соответствии с Методическими указаниями в данную группу расходов включаются расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом. Заявитель планирует в 2017 году проведение текущего ремонта тепловых сетей и котельных хозяйственным способом. На проведение данных ремонтов планируется 14590,16 тыс.руб. на материалы. Оплата труда и отчисления на социальные нужды на проведение ремонтов планируется заявителем по статье «Заработная плата». Расходы на материалы, необходимые для проведения данных ремонтов учтены по статье «расходы на сырье и материалы» в размере 14303,25 тыс.руб. (исходя из экономически обоснованных расходов, принятых в тарифе 2016 года с учетом применения прогнозных индексов дефляторов и индексов цен промышленной продукции ко второму полугодию 2017 г - 1,041, рекомендуемых прогнозом Минэкономразвития России), в т. ч.  на производство тепловой энергии – 13064,86 тыс. руб. Расходы на оплату труда производственного персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 68243,09 тыс.руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. - 1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России с учетом минимальной тарифной ставки 5125,98 руб. и нормативной среднегодовой численности 224,7 ед. (машинисты котельных - 66,20 ед.; транспортерщики – 42,29 ед.; транспортировщики - 14,77 ед., слесари (по обслуживанию тепловых сетей, по ремонту оборудования), электрогазосварщики, электромонтер – 75,34 ед.; бульдозеристы - 17,15 ед.; машинисты скреперной лебедки - 8,45 ед.; машинист насосных установок - 0,5 ед.) в т.ч. на производство - 64469,45 тыс.руб., на передачу-3773,64 тыс.руб.). Среднемесячная заработная плата 1 работника составит 25308,96 руб. Расходы на оплату труда ремонтного персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 6306,03 тыс.руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. - 1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России и нормативной численности -18,3 ед. (в т.ч. на производство - 5706,33 тыс.руб., на передачу - 599,7 тыс.руб.) Расходы на оплату труда цехового персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 8476,81 тыс.руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. - 1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России и нормативной численности - 21,7 ед. (в т.ч. численность начальников котельных, мастеров участков - 14,7 ед., уборщиков производственных помещений - 7 ед.), в т.ч. на производство 8085,76 тыс.руб., на передачу - 391,05 тыс.руб. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 12490,81 тыс. руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. - 1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России и численности 28,01 чел. (24,51 ед. - аппарат управления; 3,5 ед. - рабочие вспомогательного участка и центрального склада (уборщик - 1,4 ед., курьер - 0,7 ед., рабочий - 0,7 ед., заведующий складом - 0,7 ед.), т.ч. на производство - 11800,07 тыс.руб., на передачу - 690,74 тыс.руб. Всего сумма экономически обоснованных расходов на оплату труда включенных управлением в необходимую валовую выручку, составляет 95516,73 тыс.руб. в том числе по регулируемым видам деятельности: - производство тепловой энергии - 90061,61 тыс. руб.

В рамках настоящего дела по определению суда от 07.10.2020 экспертом Уваровым Александром Макаровичем (экспертная организация индивидуальный предприниматель Семин Владимир Александрович) проведена судебная техническая экспертиза, на разрешение эксперта поставлены вопросы: 1.Какой размер расходов в денежном выражении (в том числе с НДС) понесен акционерным обществом «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» с 31.07.2017 по 30.09.2017 при подготовке к отопительному периоду 2017-2018 годов? 2.Соответствуют ли указанные работы и материалы, отвечая на вопрос 1, сводному плану мероприятий по подготовке объектов ЖКХ АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, и действующим расценкам в период выполнения работ и использования материалов?

По результатам экспертизы заключением эксперта от 01.02.2021 № 253/3-2020 установлено:

-Ответ на 1 вопрос: «Экспертом проведен анализ предоставленных документов: сводный план мероприятий по подготовке объектов ЖКХ АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» к отопительному периоду 2017-2018; перечень работ, произведенных АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» для подготовки объектов ЖКХ к отопительному периоду 2017-2018 гг. со ссылкой на пункты сводного плана мероприятий; дефектные ведомости для подготовки ремонтных работ на котельных; акты приемки выполненных работ по каждому объекту по форме КС-2, указанному в приложении «Перечень работ, произведенных АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» для подготовки объектов ЖКХ к отопительному периоду 2017-2018 гг. со ссылкой на пункты сводного плана мероприятий»; акты списания материалов по каждому объекту; карточки складского учета материалов по счету 10.1. Анализ предоставленных расходов на основании отчетной документации (акты приемки выполненных работ по каждому объекту по форме КС-2) оформлен в таблице №1. Расходы понесенные за период подготовки объектов ЖКХ к отопительному периоду 2017-2018 гг. со ссылкой на пункты сводного плана мероприятий составили: сумма выполненных работ по формам КС- 2 составила 9598042,44 руб., в том числе НДС - 1738668,13 рублей; сумма списанных материалов, использованных при производстве работ 3611043,98 рублей. В соответствии с п.1 ст. 143 НК РФ и п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 №33 плательщиком НДС являются российские и иностранные организации, применяющие основную систему налогообложения. В соответствии с п.З ст. 146 НК РФ объектом налогообложения являются операции, связанные с выполнением строительно-монтажных работ для собственного потребления. Таким образом, отражение суммы НДС в отчетных формах КС-2 является правильным. В Перечне работ, произведенных АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» для подготовки объектов ЖКХ к отопительному периоду 2017-2018 гг. со ссылкой на пункты Сводного плана мероприятий, не учтены: КС-2 по капитальному ремонту котла на сумму 1049755,14 рублей и КС-2 на ремонт котла № 4 ДКВР 20/13 на сумму 345927,62 рублей. Причина не выяснена.

-Ответ на 2 вопрос: работы, проводимые в период подготовки объектов ЖКХ АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов, проводились в соответствии со сводным планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» к отопительному периоду 2017-2018 гг. Поскольку при проведении текущих и капитальных ремонтов требования по нормированию расходов материалов не применяется, объем их определяется на основании составленных дефектных ведомостей, актов фактически использованных материалов, возможно отклонение от намеченных планов в результате выявления срытых дефектов в процессе проводимых ремонтов. Такие факты имеются, но они незначительные. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предприятиям разрешено применять индивидуальные формы сметной документации при ведении бухгалтерской отчетности. В данном случае на предприятии АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» для составления отчетной документации о стоимости проводимых ремонтов применяется программа ООО «Адепт», которая соответствует требованиям отчетности, в которой применен базисно-индексный расчет на основе ТЕР (территориальные единичные расценки) и ФЕР (федеральные единичные расценки). Данные требования обязательно применимы и для других программ расчета сметной стоимости работ, таких как «РИК», «ГРАНД-СМЕТА»,   «МДС   81-35-2004»   и  другие.   Различие   в   стоимости  работ, выполненных в разных программах, может отличаться по той причине, что на основании Федерального реестра сметных нормативов могут применяться базисные величины 2001, 2003, 2009, 2014 годов, а коэффициенты на текущий период устанавливаются приказом Министерства регионального развития Амурской области. Стоимость, указанная в актах выполненных работ, соответствует действующим расценкам на период выполнения работ. Доказательства данного факта отражены в представленных бухгалтерских документах, актах приемки выполненных работ по форме КС-2 и актах списания материалов. На предприятии АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» установлена универсальная программа автоматизации бизнеса 1С 8.03 - бухгалтерия, используемая на всех предприятиях с разными системами налогообложения. Контроль за движением материалов производился и отражался в данной программе. Формирование цен для списания материалов по счету 10 происходит автоматически, путем отображения средней цены материалов, сформированной за отчетный период. Данный способ определения стоимости материально-производственных запасов определен в соответствии ПБУ (правила бухгалтерского учета) № 5/01, утвержденными приказом Минфина от 09.07.2001г. № 44, и п.8 ст.254 НК РФ. Ежемесячное списание материалов на проведение ремонтов оборудования и тепловых сетей объектов ЖКХ производилось, не нарушая бухгалтерской политики предприятия определенной положением об учетной политике для целей бухгалтерского учета, утвержденной приложением № 1 к приказу от 29.08.2016 г. № 192 по АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский». Для сравнения соответствия правильности оценки видов работ и списания материалов был произведен расчет сметной стоимости выполненных работ в программе «РИК» по котельной «Север». Вид работ: ремонт котла № 1 ДКВР20/13 с заменой котловой трубы Д51*3,5 (экран). Смета от 28.08.2017г. № 210 Стоимость выполненных работ, рассчитанной по программе ООО «Адепт», применяемой АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» в текущей деятельности составила 1049,75 т. рублей. Стоимость тех же работ, рассчитанных по программе «РИК», составила 1169,41т. рублей.

-Выводы эксперта: в рассматриваемый период производственной деятельности АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» с 31.07.2017 по 30.09.2017 основные работы по подготовке объектов ЖКХ производились в августе 2017 года. Работы проводились в соответствии со сводным планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ АО «ЖКХ-Ресурс-Райчжхинский» к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов за исключением мелких работ, сопутствующих текущему ремонту оборудования. За этот период АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» выполнило работы на общую сумму 9598042,44 рублей (в том числе НДС 1727647,6 рублей), согласно предоставленным актам о приемке выполненных работ по форме КС-2. Расхождение между заявленной суммой в иске 7902874,07 рублей и фактически выполненными работами по предоставленным формам КС-2 произошло по причине того, что часть КС-2 не вошли в общий подсчет затрат. Для проведения ремонтов было использовано материалов, согласно предоставленных актов списания материалов на общую сумму 3874980,98 рублей. Стоимость материалов соответствовала действующим на момент проведения работ ценам, согласно данным бухгалтерского учета предприятия.

В пунктах 12, 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» указано, что согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. Суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса. При этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 АПК РФ). Заключение эксперта по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, в случае непредставления доказательств, суд рассматривает дело по имеющимся в деле согласно статье 156 АПК РФ.

Поскольку по результатам судебной экспертизы установлено, что в рассматриваемый период производственной деятельности АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» с 31.07.2017 по 30.09.2017 основные работы по подготовке объектов ЖКХ производились в августе 2017 года, работы проводились в соответствии со сводным планом мероприятий по подготовке объектов ЖКХ АО «ЖКХ-Ресурс-Райчжхинский» к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов за исключением мелких работ, сопутствующих текущему ремонту оборудования, и за этот период АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» выполнило работы на общую сумму 9598042,44 рублей (в том числе НДС 1727647,6 рублей), то требование о взыскании неосновательного обогащения заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в уточненной части: 2689144,29 рублей стоимость материалов на сумму и 1214643 рублей зарплата работников.

Суд не усмотрел сомнений в компетентности и квалификации эксперта и признал его выводы полными, объективными и достоверными. Ответчик не оспорил заключение эксперта, не заявил ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы, не представило в материалы дела иных доказательств и возражений.

В данном случае истец, как понесшее расходы лицо, доказал, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение. Выполненные работы по подготовке объектов ЖКХ производились в августе 2017 года в соответствии со сводным планом мероприятий, на основании требований действующего законодательства и договора аренды имущества, подтверждены истцом документально, также подтверждены экспертом. Ответчик, как последующая ресурсоснабжающая организация на подготовленном истцом оборудовании, без установленных оснований приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) с целью получения дохода, является обязанным возвратить истцу неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Требование истца о взыскании 430854,9 рублей процентов по статье 395 ГК РФ за период с 24.04.2019 по 31.03.2021 также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (статья 395 ГК РФ).

Пунктом 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» предусмотрено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты, установленные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, с момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. В частности, таким моментом следует считать представление приобретателю банком выписки о проведенных по счету операциях или иной информации о движении средств по счету в порядке, предусмотренном банковскими правилами и договором банковского счета. Само по себе получение информации о поступлении денежных средств в безналичной форме (путем зачисления средств на его банковский счет) без указания плательщика или назначения платежа не означает, что получатель узнал или должен был узнать о неосновательности их получения.

В данном случае определением от 23.04.2019 по делу № А04-8951/2017 в реестр требований кредиторов АО «ЖКХ-РесурсРайчихинский» включены требования ООО «АУК». Суд установил: «В материалах дела содержатся: затраты АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» на ремонт котельных и тепловых сетей в августе, сентябре 2017 года (том 2, л.д.5), счета-фактуры, акты списания материалов, акты приемки выполненных работ по котельным, дефектные ведомости, отчеты о расходе материалов (том 2, л.д. 6-172; том 3, л.д. 1-118), протоколы заседания городского оперативного штаба по вопросу подготовки объектов ЖКХ (том 4, л.д. 103-106) и другие документы, представленные должником в обоснование своих возражений. Ссылаясь на указанные документы, представитель управляющего предлагает отказать заявителю в заявленных требованиях в полном объеме, поскольку фактически заявитель никаких затрат при заходе на рынок коммунальных услуг не понес, в связи с чем, все платежи населения в спорный период времени фактически компенсировали расходы только должника. С учетом изложенного, разрешить возражения сторон в указанном ключе в рамках дела о банкротстве суд не может, по следующим причинам: 1. По своему характеру указанные возражения в рамках обычных отношений сторон, не отягощенных законодательством о банкротстве получили бы свое процессуальное разрешение посредством предъявления встречного иска и зачета взаимных требований по итогам разрешения подобного рода спора. 2. С учетом того, что в рамках дела о банкротстве в силу правил ст.ст. ст.ст. 63, 126 Закона о банкротстве зачеты встречных требований не допустимы, при этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует механизм уменьшения требований заявителя, связанных особенностями расчетов населения за потребленные коммунальные услуги по схеме 1/12, на какую-либо любую сумму произведенных затрат предшествующей ресурсоснабжающей организацией, суд считает, что доводы управляющего по существу должны оцениваться в ином споре в рамках искового производства. Принятие указанных доводов к рассмотрению в настоящем деле по существу не приведет к возможности уменьшения заявленных требований посредством зачета. В этой связи суд, выполняя суда кассационной инстанции, отмечает, что доказательства связанные с обоснование расходов на подготовку к отопительному сезону 2017-2018, представленные должником для правильного разрешения требований по настоящему делу в рамках оснований и предмета заявленных требований юридического значения не имеют.».

Поскольку суд счел обоснованными требования истца в части взыскания с ответчика 3903787,29 рублей неосновательного обогащения, вследствие их неправомерного удержания и уклонения от их возврата, а ответчиком не представлено доказательств возврата денежных средств либо совершения действия взамен, то право истца на начисление процентов законно и обоснованно. Так как с момента вынесения определения 23.04.2019 ответчик узнал о неосновательном обогащении, то расчет процентов с 24.04.2019 произведен истцом верно. Ответчик оплату начисленных процентов не произвел, ходатайство о снижении процентов в порядке не заявлял, доказательства обратного в деле отсутствуют.

Более того, ответчик письменно в порядке части 3 статьи 49 АПК РФ признал исковые требования в части 2689144,29 рублей понесенных расходов на материалы и соответствующую сумму процентов в размере 296796,67 рублей.

Согласно статье 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

В силу части 5 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.

Поскольку частичное признание иска подписано ответчиком и не противоречит закону, не нарушает права других лиц, то было принято судом.

Возражения ответчика в части взыскания неосновательного обогащения 1214643 рублей заработной платы и соответствующих процентов, признаны судом несостоятельными с учетом пунктов 32,33,42 Основ ценообразования. Поскольку  к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, относятся в том числе, оплата труда и отчисления на социальные нужды.

Экспертным заключением по делу № 196-17/т об установлении тарифов на тепловую энергию вырабатываемую котельными АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (г.Райчихинск) на 2017-2019 гг. отражены результаты экспертизы предложений заявителя об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при определении необходимой валовой выручки. В заключении указано, что оплата труда и отчисления на социальные нужды на проведение ремонтов планируется заявителем по статье «Заработная плата». Расходы на материалы, необходимые для проведения данных ремонтов учтены по статье «расходы на сырье и материалы» в размере 14303,25 тыс.руб. (исходя из экономически обоснованных расходов, принятых в тарифе 2016 года с учетом применения прогнозных индексов дефляторов и индексов цен промышленной продукции ко второму полугодию 2017 г - 1,041, рекомендуемых прогнозом Минэкономразвития России), в т.ч. на производство тепловой энергии – 13064,86 тыс.руб. Расходы на оплату труда производственного персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 68243,09 тыс.руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. -1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России с учетом минимальной тарифной ставки 5125,98 руб. и нормативной среднегодовой численности 224,7 ед. (машинисты котельных - 66,20 ед.; транспортерщики – 42,29 ед.; транспортировщики - 14,77 ед., слесари (по обслуживанию тепловых сетей, по ремонту оборудования), электрогазосварщики, электромонтер – 75,34 ед.; бульдозеристы - 17,15 ед.; машинисты скреперной лебедки - 8,45 ед.; машинист насосных установок - 0,5 ед.) в т.ч. на производство - 64469,45 тыс.руб. Среднемесячная заработная плата 1 работника составит 25308,96 руб. Расходы на оплату труда ремонтного персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 6306,03 тыс.руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. -1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России и нормативной численности-18,3 ед.(в т.ч. на производство-5706,33 тыс. руб., на передачу-599,7 тыс. руб.). Расходы на оплату труда цехового персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 8476,81 тыс.руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. -1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России и нормативной численности-21,7 ед. (в т.ч. численность начальников котельных, мастеров участков - 14,7 ед., уборщиков производственных помещений -7 ед., в т.ч. на производство 8085,76 тыс. руб. Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала включены управлением в расчет необходимой валовой выручки в размере 12490,81 тыс. руб., исходя из экономически обоснованных расходов по данной статье, принятых в действующем тарифе 2016 года, с применением индекса роста потребительских цен на второе полугодие 2017 г. - 1,055, рекомендованного прогнозом Минэкономразвития России и численности 28,01чел. (24,51 ед. - аппарат управления; 3,5 ед. - рабочие вспомогательного участка и центрального склада (уборщик - 1,4 ед., курьер - 0,7 ед., рабочий - 0,7 ед., заведующий складом-0,7 ед.), т.ч. на производство - 11800,07 тыс. руб. Всего сумма экономически обоснованных расходов на оплату труда включенных управлением в необходимую валовую выручку, составляет 95516,73 тыс.руб., в том числе по регулируемым видам деятельности: производство тепловой энергии 90061,61 тыс.руб. Определенная управлением сумма прочих расходов в размере 48853,13 тыс.руб. отнесена на производство в том числе: в размере 47170,07 тыс.руб. Сумма экономически обоснованных расходов на отчисления на социальные нужды на 2017 год включена в необходимую валовую выручку в размере 28846,05 тыс. руб.

Приказом АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» от 12.08.2016 № 31 установлено применение с 01.08.2016 для оплаты труда рабочих минимальной месячной тарифной ставки 1 разряда 4994,99 рублей, учитывать дифференцирующие коэффициенты минимальной месячной тарифной ставки, применение районных коэффициентов 30% и надбавку за стаж работы в районах Дальнего Востока 30%.

Поскольку количество трудозатрат (чел-ч.) подтверждено истцом актами о приемке выполненных работ по форме КС-2, размер оплаты труда работников определен локальными актами АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский», при проведении судебной экспертизы экспертом объем выполненных подготовительных работ к отопительному сезону 2017-2018 подтвержден, а сумма 1214643 рублей заработной платы не превышает учтенные управлением цен и тарифов расходы и трудозатраты, то подлежит взысканию в судебном порядке.

Ссылка ответчика на установленную с 01.08.2016 приказом АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» от 12.08.2016 № 31 месячной тарифной ставки 1 разряда 4994,99 рублей для оплаты труда рабочих, судом отклонена, поскольку данная ставка определена как минимальная. Положением об оплате труда работников АО «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих I разряда промышленно-производственного персонала, работающих в обществе, полностью отработавших определенную на этот период норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, устанавливается работодателем с 01 августа 2016 года в размере 4994,99 рубля. Часовая тарифная ставка работникам рассчитывается, исходя из утвержденной месячной тарифной ставки и баланса рабочего времени в соответствии с утвержденным Правительством РФ производственным календарем. Разделом 7 Положения предусмотрены 30% доплаты, которые начисляются на тарифную ставку с учетом фактически отработанного времени, а также доплаты, в том числе, в целях выполнения поставленных особо важных задач и особо важных работ в особом режиме, выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Размер доплат устанавливается в размере до 50 % от должностного оклада, тарифной ставки отсутствующего работника (без учета всех видов надбавок). Доплата в пределах тарифной ставки отсутствующего работника производится при условии выполнения задания отсутствующего работника. Контррасчета трудозатрат по проведенным работам ответчиком не представлено.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 АПК РФ).

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Оплаченные истцом платежным поручением от 28.09.2020 № 2599 судебные расходы 180000 рублей за проведение экспертизы, перечисленные экспертному учреждению с депозитного счета Арбитражного суда Амурской области, относятся на ответчика.

В силу пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина по уточненному иску составляет 44673 рублей, истцом по платежному поручению от 17.03.2020 № 2577 оплачено 79164 рублей.

В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ при признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.

Ответчик признал сумму исковых требований в части 2985940,96 рублей, следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению статья 333.40 НК РФ (от суммы 2985940,96 рублей госпошлина 70% составляет 26550,79 рублей, 30% составляет 11378,91 рублей.

Поскольку уточненные исковые требования подлежат удовлетворению, а ответчик часть требований признал, то расходы по оплате государственной пошлины 18122,21 рублей (44673-26550,79) подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, 61041,79 рублей подлежат возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (ОГРН 1182801005991, ИНН 2813010440) в пользу акционерного общества «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (ОГРН 1162801057055, ИНН 2806009242) 3903787,29 рублей неосновательного обогащения за период с 31.07.2017 по 30.09.2017, 430854,9 рублей процентов по статье 395 ГК РФ за период с 24.04.2019 по 31.03.2021, 180000 рублей расходов на проведение экспертизы, 18122,21 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить акционерному обществу «ЖКХ-Ресурс-Райчихинский» (ОГРН 1162801057055, ИНН 2806009242) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 17.03.2020 № 2577 государственную пошлину в размере 61041,79 рублей.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья                                            И.А. Москаленко