ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2147/13 от 06.06.2013 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2147/2013

07 июня 2013 года

изготовление решения в полном объеме

«

06

»

июня

2013 г.

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко

рассмотрев в судебном заседании заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании ненормативных правовых актов (решения, предписания)

3 лица: ФИО1, специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Амурской области;

протокол вел: секретарь судебного заседания Е.Н. Личагина;

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 26.12.2011, удостоверение;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 09.01.2013 №5, удостоверение; ФИО4, ведущий специалист-эксперт по доверенности от 09.01.2013 №3, удостоверение

от отдела УФССП – не явился, извещен;

от ФИО1 - ФИО5 по доверенности от 05.04.2012, паспорт;

установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее по тексту – заявитель, ТУ Роисмущества) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – ответчик, Амурское УФАС) от 25.03.2013 № Т-03/2013.

Требования обоснованы тем, что жалоба ФИО1 рассматривалась в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) и содержала указание на несвоевременное размещение извещения о проведении торгов, оспариваемым решением установлены и иные, не являющиеся предметом обжалования нарушения порядка организации и проведения торгов. Открытые торги в форме аукциона назначены с соблюдением статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве»). Реализация спорного имущества в рамках исполнительного производства в форме аукциона, открытого по составу участников, но закрытого по форме подаче предложений, не является нарушением формы торгов, соответствует Порядку организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержденного Распоряжением РФФИ от 29.11.2001 № 418 (далее Порядок № 418). Ссылка Амурского УФАС в оспариваемом решении на возможное ущемление прав и интересов участников торгов, не содержит указания на свершившийся факт нарушения, что требуется при рассмотрении жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о конкуренции. Ссылок на нарушение антимонопольных требований к торгам согласно статье 17 Закона о конкуренции обжалуемые решение и предписание не содержат. Обжалуемые решение и предписание нарушают права и законные интересы ТУ Росимущества в сфере экономической деятельности в качестве организатора торгов и влекут негативные последствия в виде обязанности отменить объявленные торги, по которым уже представлены заявки, поступили задатки, объявленные сроки проведения истекли.

Определением от 30.04.2013 назначено судебное разбирательство. В заседании 03.06.2013 судом объявлялся перерыв до 06.06.2013, выносилось протокольное определение.

Представитель заявителя в заседании на требованиях настаивал по основаниям, отраженным в заявлении и дополнении. Указал, что форма проведения торгов была согласована с обладателем имущества, все требования в извещении включены на основании действующего законодательства. Жалоба и дополнение не содержат сведений о нарушениях, отраженных в оспариваемом решении. Порядок подачи ценовых предложений не является формой проведения торгов. Аудиозапись заседаний комиссии Амурского УФАС свидетельствует о принятии иных решения и предписания. Принятие оспариваемого предписания только по части лотов № 1-6, 9 противоречит смыслу проверки и исключает возможность его исполнения.

Представитель ответчика в заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что 13.03.2013 в Амурское УФАС поступила жалоба ФИО1 на действия организатора торгов и заказчика, выразившиеся в сокращении срока подачи заявок на участие в торгах. 18.03.2013 поступили письменные пояснения к жалобе о не согласии заявителя на выбор формы торгов (закрытые торги), продажа недвижимого имущества с зарегистрированными в нем несовершеннолетними гражданами. Закрытая форма подачи предложений при проведении аукциона не предусмотрена действующим законодательством и не относится к торгам. Подобная форма проведения представляет собой запрос ценовых предложений, поскольку оно является единственным (окончательным) и не предоставляет возможности какого-либо повышения участниками своих ценовых предложений в ходе процедуры торгов. Вместе с тем, извещение о проведении названных торгов не содержит порядок проведения торгов (определения победителя торгов) и какой-либо ссылки на распоряжение от 29.11.2001 № 418. Ссылка заявителя на указанный в нем Порядок № 418 несостоятельна. Федеральный закон «О защите конкуренции» не предусматривает обязанности ведения и хранения аудиозаписи заседания комиссии Амурского УФАС. Считает заявление необоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований. На вопрос суда подтвердил представление в материалы дела аудиозаписи именно тех заседаний комиссии Амурского УФАС, по итогам которых приняты оспариваемые решение и предписание.

Представитель ФИО1 поддержал позицию ответчика по доводам, отраженным в отзыве. Считает, что выводы Амурского УФАС в оспариваемом решении обоснованы, предоставление документов может быть признано обязательным лишь для победителя торгов при заключении договора, а проверка поступления задатков должна осуществляться организатором торгов непосредственно перед их проведением, поскольку действующий порядок не предусматривает процедуру рассмотрения поступивших заявок и не предоставляет указанное право организатору торгов. Часть 4 статьи 447 ГК РФ предусматривает, что форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. При этом статья 56 Закона об ипотеке предусматривает, что порядок продажи имущества, заложенного по договору об ипотеке, на аукционе определяется правилами статей 447-449 ГК РФ и указанным Федеральным законом, а в том, что ими не предусмотрено, определяется соглашением об удовлетворении требований залогодержателя во внесудебном порядке. Материалами дела не подтверждено наличие заключенного с ОАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк» соглашения определяющего форму проведения торгов, в том числе, порядок подачи ценовых предложений. Указанный способ подачи участниками ценовых предложений способствует возникновению злоупотреблений в ходе названных торгов, сговору между их участниками, не заинтересованными в приобретении указанного имущества по более высокой цене, а выбор организатором торгов указанного способа подачи предложений может ущемлять права и интересы участников торгов, заинтересованных в приобретении указанного имущества и способных при наличии конкуренции предложить за лот более высокую цену. Обоснован вывод Амурского УФАС о том, что допущенные организатором в ходе торгов нарушения, в том числе установление в извещении требования о представлении претендентами непредусмотренных законом документов (копии платежного документа, подтверждающего внесение задатка), а также проведение торгов с закрытой формой подачи предложений по цене имущества может повлечь ограничение конкуренции на торгах, а также нарушение порядка отбора победителя торгов - покупателя имущества, приведшего/способного привести к иным итогам торгов. Считает, что права ТУ Роисмущества оспариваемым решением и предписанием не нарушены. Требования заявителя не подлежат удовлетворению. Представил определение Благовещенского городского суда от 05.04.2013 о предоставлении ФИО1 и членам его семьи отсрочки исполнения судебного акта до 01.12.2013.

Представитель УФССП по Амурской области в заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом. Представил материалы исполнительного производства.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

10.01.2012 в Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов на исполнение поступил исполнительный лист Благовещенского городского суда Амурской области по делу от 24.05.2011 № 2-4155/11 в отношении ФИО1 с требованием об утверждении мирового соглашения, заключенного 24.05.2011 между ОАО «АТБ» и ответчиками (ООО «Кондаков и К», ООО «АмурПартнерь», ООО «СтройКК», ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10), по условиям которого на дату подписания мирового соглашения долг ответчиков составляет 58795410,70 рублей (основной долг – 53466459,20 рублей, проценты за пользование кредитом – 2414029,65 рублей, неустойка – 2264911,85 рублей, комиссия за ведение ссудного счета - 15000 рублей, штраф за не поддержание оборотов по расчетному счету - <***> рублей), сумма уплаченной Банком государственной пошлины при подаче искового заявления - 60000 рублей. Гашение кредита производится по графику, установленному пунктом 3 мирового соглашения. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения каких-либо условий по настоящему мировому соглашению, условий договоров, обеспечивающих исполнение обязательств по настоящему мировому соглашению и договору) истец вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче ему исполнительных листов в отношении ответчиков с требованиями, указанными в пунктах 8.1-8.10 мирового соглашения о взыскании суммы долга, обращении взыскания на заложенное имущество с установлением начальной продажной цены всего заложенного имущества равной его залоговой стоимости. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиками условий мирового соглашения либо его части в отношении всего указанного в мировом соглашении заложенного движимого и недвижимого имущества подлежат введению обеспечительные меры в виде наложения ареста на вышеназванное имущество, которые вводятся Благовещенским городским судом Амурской области на основании соответствующего ходатайства поступившего от ОАО «АТБ». В перечень имущества, на которое обращено взыскание, включены:

1) нежилое помещение (этаж мансардный), площадью 391,1 кв.м, <...>, залоговая стоимость - 16134119,01 рублей;

2) квартира, площадью 291,5 кв.м., 3 этаж, (заложенное имущество), <...>, залоговая стоимость - 11255976,27 рублей;

3) квартира, площадью 290,5 кв.м., 2 этаж, (заложенное имущество), <...>, залоговая стоимость -11081055,28 рублей;

4) квартира, площадью 298,7 кв.м., 1 этаж, (заложенное имущество), <...>, залоговая стоимость 11919301,58 рублей;

5) нежилое помещение, площадью 312,3 кв.м. (этаж цокольный), (заложенное имущество) <...>, залоговая стоимость – 3123976,70 рублей;

6) земельный участок с кадастровым номером 28:01:010005:0071, общей площадью 1352 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилье, <...>, залоговая стоимость – 1352000,00 рублей;

7) квартира из двух комнат, назначение жилое, площадь 55,80 кв.м., 3 этаж (заложенное имущество), <...>, залоговая стоимость – 1777230,00 рублей.

17.01.2012 на основании исполнительного листа № 2-4155/11 УФССП по Амурской области возбуждено исполнительное производство.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче имущества на торги от 05.10.2012.

Постановлением от 31.10.2012 наложен арест на имущество должника, составлен акт о наложении ареста на недвижимое имущество: 2- комнатная квартира по адресу <...>, имущество оставлено на хранение ФИО1.

11.01.2013 в адрес ТУ Росимущества направлен пакет документов по постановлению от 05.10.2012 о передаче арестованного имущества на торги (недвижимое имущество по адресу <...>) на реализацию, составлен акт приема-передачи данного имущества от 31.01.2013.

Постановлением от 18.01.2013 арестованное имущество передано на торги по акту ареста от 31.10.2012.

07.02.2013 составлен акт приема-передачи объекта недвижимости для реализации путем проведения торгов.

01.02.2013 составлен акт ареста на автотранспорт должника ФИО1, имущество передано ТУ Росимущества на реализацию 15.03.2013.

В печатном издании «Амурская правда» 09.02.2013 под № 24 (27577) опубликовано извещение о проведении торгов по продаже арестованного имущества по 13 лотам:

1) нежилое помещение (этаж мансардный), площадью 391,1 кв.м, <...>;

2) квартира, площадью 291,5 кв.м, 3 этаж, (заложенное имущество), <...>;

3) квартира, площадью 290,5 кв.м, 2 этаж, (заложенное имущество), <...>;

4) квартира, площадью 298,7 кв.м, 1 этаж, (заложенное имущество), <...>;

5) нежилое помещение, площадью 312,3 кв.м (этаж цокольный), (заложенное имущество) <...>;

6) земельный участок с кадастровым номером 28:01:010005:0071, общей площадью 1352 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилье, <...>;

7) профилакторий, нежилое здание, инвентарный номер 1790 литер АА2АЗА4А5Б, этажность 3, общей площадью 947,5 кв.м, кадастровый номер 28:01:000193:0047:1790, (заложенное имущество);

8) нежилое здание - цех по производству муки, общая площадь 616,9 кв.м, кадастровый номер 28:10:131039:0007:2-3-05/АА1 (заложенное имущество); земельный участок с кадастровым номером 28:10:131039:000, общей площадью 6822 кв.м, из категории земель - земли населенных пунктов (заложенное имущество). На земельном участке помимо объекта недвижимости - цеха по производству муки, расположены объекты незавершенного строительства, принадлежащие ФИО11 на праве собственности: торгово-административное здание, общая площадь застройки 265,8 кв.м, степень готовности 29%; блок складов, площадь застройки 1174,4 кв.м., степень готовности 8%, адрес: Амурская область, Благовещенский район, с.Чигири;

9) квартира из двух комнат, назначение жилое, площадь 55,80 кв.м, 3 этаж (заложенное имущество), <...>;

10) автомобиль Тойота Тойо-Айс, грузовой фургон, цвет белый, 1996, двигатель 3L4041373;

11) квартира 4-х комнатная, назначение: жилое, общая площадь 75,90 кв.м, этаж 3, (заложенное имущество) по адресу: <...>;

12) помещение магазина, назначение - нежилое, общая площадь 59 кв.м, этаж 1, по адресу: <...>;

13) земельный участок с кадастровым номером 28:14:011634:0097, общей площадью 23784 кв.м и объекты недвижимости расположенные на земельном участке с кадастровым номером 28:14:011634:0097: нежилое здание, 2-х этажное, общей площадью 207,10 кв.м; цех, 1 этажное, общей площадью 850 кв.м, котельная, общей площадью 284,9 кв.м.

Организатор торгов (продавец) - ТУ Росимущества, форма торгов - аукцион, открытый по составу участников и закрытый по форме подачи предложений по цене. Критерий выбора победителя - предложенная участником торгов наиболее высокая цена приобретения имущества, но не ниже начальной продажной цены. Дата начала приема заявок на участие в торгах - с даты опубликования настоящего извещения в газете «Амурская правда». Дата окончания приема заявок на участие в торгах, предложений по цене - 12.03.2013 в 17.00 часов. Время и место приема заявок - рабочие дни с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 часов (пятница не приемный день) по адресу: <...>, каб.205. Контактный телефон: <***>. Дата, время и место определения участников торгов – 14.03.2013 в 15 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб.217. Дата, время и место начала торгов – 14.03.2013 года в 16 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб.217. Дата и время окончания торгов, подведение результатов торгов – 14.03.2013 года в 16 час. 30 мин.

Извещение о проведении указанных торгов размещено на сайте организатора торгов в сети Интернет по адресу: http://tu28.rosim.ru/sale.aspx?CatalogId=814934. В извещении предусмотрены требования, предъявляемые к претендентам (физические юридические лица) на участие в аукционе, в том числе:

- предложение по цене приобретения имущества (в подписанном и запечатанном конверте);

- платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества в соответствии с договором о задатке, заключаемым с организатором торгов до перечисления денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 448 ГК РФ;

- физические лица представляют копию документа, удостоверяющего личность, копию свидетельства о присвоении ИНН, реквизиты банковского счета и копию нотариально заверенного согласия супруга/супруги на совершение сделки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для заключения договора о задатке с организатором торгов;

- юридические лица дополнительно представляют: 1) нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Иностранные юридические лица также представляют нотариально заверенные копии учредительных докумен-тов и выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса; 2) надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц претендента; 3) надлежащим образом оформленное письменное решение соответствующего органа управления претендента о приобретении указанного имущества, в случае если это предусмотрено учредительными документами претендента и законодательством страны, в которой зарегистрирован претендент, подписанное уполномоченными лицами соответствующего органа управления с проставлением печати юридического лица, либо нотариально заверенные копии решения органа управления претендента или выписки из него.

- победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое имущество. В день проведения аукциона с победителем торгов подписывается протокол о результатах торгов. Оплата приобретаемого имущества производится в течение пяти дней со дня проведения торгов. Договор купли-продажи имущества подписывается сторонами в течение пяти дней после оплаты приобретаемого имущества. Условия договора о задатке и договора купли-продажи имущества устанавливаются в качестве условий договоров присоединения. При отказе от подписания протокола о результатах торгов и невнесении денежных средств в счет оплаты приобретенного имущества задаток победителю торгов не возвращается. Право собственности на имущество переходит к покупателю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Расходы на оформление права собственности возлагаются на покупателя. Покупатель имущества самостоятельно и за свой счет оформляет документы, необходимые для оформления права землепользования. Продавец оставляет за собой право снять выставленное имущество с торгов по указанию судебного пристава-исполнителя.

В Амурское УФАС поступила жалоба ФИО1 от 13.03.2013 о признании незаконными действий УФССП по Амурской области и аукционной комиссии ТУ Росимущества, выразившихся в сокращении срока подачи заявок на участие в торгах. 18.03.2013 ФИО1 представлено пояснение к жалобе.

Уведомлением от 14.03.2013 № 06-912 с организатора торгов - ТУ Роисмущества и заказчика торгов - УФССП по Амурской области в срок до 18.03.2013 истребованы оригиналы и заверенные копии документов, касающихся проведения торгов. В связи с проверкой доводов, изложенных в жалобе ФИО1, процедура проведения торгов приостановлена на основании уведомления Амурского УФАС.

По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 в присутствии организатора торгов - ТУ Росимущества ФИО12 (по доверенности от 19.03.2013), ФИО2 (по доверенности от 11.10.2012), от УФССП ФИО13 (по доверенности от 19.03.2013), А.В. Кальней (по доверенности от 19.03.2013), ФИО1 и его представителя ФИО5 (по доверенности от 05.04.2012 № 28 АА № 0272441), от Управления образования администрации г.Благовещенска - ФИО14 (по доверенности от 23.12.2012) при ведении аудиозаписи заседания, 25.03.2013 Амурским УФАС принято решение № Т-03/2013. Жалоба ФИО1 на действия организатора торгов и заказчика торгов признана обоснованной в части установления закрытой формы подачи ценовых предложений без согласования с собственником имущества или обладателем реализуемого имущественного права. Организатор торгов - ТУ Росимущества признан нарушившим часть 4 статьи 447, статью 448 ГК РФ, статью 57 Закона об ипотеке в части установления формы проведения торгов (в части формы подачи ценовых предложений), без согласования с собственником имущества или обладателем реализуемого имущественного права, включения в извещение незаконного требования о предоставлении претендентами приобретаемого имущества не предусмотренных законом документов, а именно, копии предложения по цене приобретения имущества (в подписанном и запечатанном конверте), копии платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающей внесение претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества в соответствии с договором о задатке, физическими лицами – копии документа, удостоверяющего личность, копии свидетельства о присвоении ИНН, реквизиты банковского счета и копии нотариального заверенного согласия супруга/супруги на совершение сделки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для заключения договора о задатке с организатором торгов, юридическими лицами – нотариально заверенной копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, для иностранных юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов и выписки из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса, надлежащим образом оформленные и заверенные документы, подтверждающие полномочия органов управления и должностных лиц претендента, надлежащим образом оформленное письменное решение соответствующего органа управления претендента о приобретении указанного имущества, в случае если это предусмотрено учредительными документами претендента и законодательством страны, в которой зарегистрирован претендент, подписанное уполномоченными лицами соответствующего органа управления с проставлением печати юридического лица, либо нотариально заверенные копии решения органа управления претендента или выписки из него.

Предписанием от 25.03.2013 по делу № Т-03/2013 указано ТУ-Росимущества в срок до 15.04.2013 совершить действия, направленные на устранение порядка организации и проведения торгов, для чего: отменить торги по продаже арестованного имущества по лотам №№ 1-6, 9; разместить сведения об отмене торгов на сайте организатора торгов. Возвратить все поступившие задатки, перечисленные для участия в торгах.

Не согласившись с решением и предписанием Амурского УФАС, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Выводы ответчика и третьего лица о том, что оспариваемые акты не нарушают прав и законных интересов заявителя являются несостоятельным, поскольку решением заявитель признан нарушившим требования норм действующего законодательства, что не исключает привлечение к административной ответственности, а предписание обязывает совершить определенные действия.

В соответствии со статьей 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством.

Статьей 448 ГК РФ установлено, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

В силу части 3 статьи 78 Закона об исполнительном производстве заложенное имущество реализуется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Законом Российской Федерации «О залоге», а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.

Реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации. Реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона (часть 1,3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве).

Пунктами 1,3 статьи 57 Закона об ипотеке предусмотрено, что публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом. Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 28.2 Закона от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» предусмотрено, что в целях настоящего Закона под торгами понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается организатором торгов в порядке, установленном настоящим Законом. Судебный пристав-исполнитель направляет копию постановления о передаче имущества на реализацию организатору торгов. Прием на реализацию заложенного движимого имущества от судебного пристава-исполнителя по акту приема-передачи, а также предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве соответствующих документов осуществляется залогодержателем. В извещении о проведении торгов указываются:

1) сведения об организаторе торгов (фирменное наименование (наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, номер регистрации (основной государственный регистрационный номер), номер контактного телефона);

2) основание для реализации на торгах заложенного движимого имущества в соответствии с настоящим Законом (решение суда или исполнительная надпись нотариуса в случае внесудебного обращения взыскания на такое движимое имущество);

3) сведения о заложенном движимом имуществе, реализуемом на торгах, его составе, характеристиках, описание такого заложенного имущества, порядок ознакомления с заложенным движимым имуществом, сведения о наличии или об отсутствии обременений и об иных правах третьих лиц на такое заложенное имущество;

4) требования к оформлению заявки на участие в торгах;

5) размер задатка, срок и порядок внесения задатка для участия в торгах;

6) даты начала и окончания приема заявок на участие в торгах;

7) дата и время начала и окончания торгов;

8) начальная продажная цена заложенного движимого имущества;

9) величина повышения начальной продажной цены заложенного движимого имущества;

10) дата, время подведения результатов торгов;

11) проект договора купли-продажи заложенного движимого имущества и порядок заключения указанного договора;

12) сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в том числе организует в установленном порядке реализацию, и выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432).

Приказом ФССП РФ № 347, Росимущества № 149 от 25.07.2008 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.

Суд считает, что по смыслу статей 447, 448 ГК РФ, положений постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, ТУ-Росимущества является организатором торгов, поскольку организует в установленном порядке реализацию имущества, и выступает продавцом имущества, в том числе имущественных прав, действует на основании договора со службой судебных приставов, как обладателем иного имущественного права на имущество и выступает от его имени, является стороной договора по результатам проведенных торгов как продавец имущества.

В целях создания единой системы реализации арестованного и конфискованного имущества, осуществления контроля за деятельностью представителей Российского фонда федерального имущества по реализации арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (далее - имущество), а также повышения эффективности организации и проведения торгов по реализации имущества, распоряжением РФФИ от 29.11.2001 № 418 утвержден Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации (далее – Порядок № 418).

Порядок № 418 разработан в соответствии со статьями 447 - 449 ГК РФ в связи с наделением Российского фонда федерального имущества функциями по реализации арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность государства, во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право обращать взыскание на имущество или распоряжаться имуществом, обращенным в собственность Российской Федерации. Порядок № 418 устанавливает правила организации и проведения торгов по продаже имущества и распространяет свое действие на Российский фонд федерального имущества, его отделения, а также на отобранных в установленном порядке представителей Фонда.

Пунктом 2.2 Порядка № 418 установлено, что Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, - в форме конкурса. При этом торги могут быть закрытыми по форме подачи участниками предложений по цене имущества.

Поскольку открытость или закрытость аукциона (статья 448 ГК РФ) зависит лишь от состава участников: открытый аукцион предполагает участие в нем любого лица, а закрытый - участие в нем специально приглашенных лиц для этой цели, то закрытость или открытость сведений по цене не является признаком формы аукциона. При этом ни Закон № 229-ФЗ (статьи 87, 89), ни статья 447 ГК РФ не устанавливают, каким образом подаются предложения по цене при проведении торгов в форме аукциона. Вывод Амурского УФАС о необходимости согласования с ОАО «АТБ», как с обладателем имущественного права порядка подачи ценовых предложений, является не состоятельным. В данном случае обладателем имущественного права при реализации имущества является служба приставов в силу закона как уполномоченный орган исполнения судебного акта, получатель денежных средств. Наличие соглашения Росимущества со службой судебных приставов о порядке проведения торгов подтверждается Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724, постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Приказами ФССП РФ № 347, Росимущества № 149 от 25.07.2008.

Более того, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.1 Порядка № 418 в процессе подготовки и проведения торгов организатор торгов в случае, если форма торгов и форма подачи предложений по цене имущества не определены государственным органом в заявке на реализацию имущества, определяет форму торгов и форму подачи предложений по цене имущества.

Также необоснован вывод Амурского УФАС о незаконном включении в извещение условий не указанных в статьях 447, 448 ГК РФ, Законах об ипотеке и залоге. Данными нормативными актами предельный перечень сведений и документов, которые должны быть приложены к заявке на участие в торгах, не установлен. Дополнительное включение в извещение сведений и документов к заявке на участие в торгах обусловлено положениями статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 558 ГК РФ, статьей 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и статьями 79, 81 Федерального закона «Об акционерных обществах», что направлено на соблюдение прав и интересов должника и залогодержателя.

Суд считает необходимым указать следующее. В связи с вступлением в силу Федеральных законов № 401-ФЗ и № 404-ФЗ и в целях единообразного применения территориальными органами ФАС России положений указанных федеральных законов, составляющих «третий антимонопольный пакет», ФАС России в письме от 27.12.2011 № ИА/48801 дало отдельные разъяснения, указав, что Закон № 401-ФЗ устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 181 Закона о защите конкуренции). Рассмотрение указанных жалоб осуществляется комиссией антимонопольного органа. Одновременно следует учитывать, что статья 18.1 Закона о защите конкуренции определяет круг лиц, правомочных обжаловать действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, требования к содержанию жалобы и срокам ее подачи, порядок, сроки рассмотрения жалобы и принятия по ней решений. На рассмотрение жалобы в порядке, предусмотренном статьей 181 Закона о защите конкуренции, положения главы 9 Закона о защите конкуренции не распространяются.

Ответчик не доказал незаконность действий и нарушение прав третьих лиц при включении в извещение дополнительных условий, поскольку фактически аукцион по лотам, указанным в предписании не состоялся. Доказательства о недопущении лиц при непредставлении дополнительных сведений ответчиком не представлено. Указание в предписании на отмену торгов только части лотов 1-6, 9, противоречит пункту 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона о защите конкуренции.

Частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела ведется протокол, который подписывается председателем комиссии. Комиссия вправе проводить стенографическую запись или аудиозапись своего заседания, при этом должна быть сделана отметка в протоколе об использовании технических средств записи заседания комиссии.

Суд, исследовав представленные ответчиком аудиозаписи заседаний комиссии, пришел к выводу, что по итогам рассмотрения жалобы принято решение о нарушении ТУ-Росимущества части 4 статьи 447 ГК РФ, и выдаче предписания об отмене торгов, что противоречит оспариваемым ненормативным правовым актам и не соответствует Федеральному закону о защите конкуренции. Решение о нарушении статьи 448 ГК РФ и Закона об ипотеке не принималось.

Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, судом не принимаются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норма права.

В связи с тем, что основанием для выдачи предписания Амурского УФАС от 25.03.2013 по делу № Т-03/2013, явилось решение по жалобе № Т-03/2013, суд считает, что предписание от 25.03.2013 является недействительным.

Так как оспариваемое решение и предписание признаны недействительными, следовательно, не подлежащими применению, суд считает, что права заявителя восстановлены, в связи с чем, указание в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей не производится.

Поскольку с учетом статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать недействительными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Гражданского кодекса Российской Федерации, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области и предписание от 25.03.2013 № Т-03/2013.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья И.А. Москаленко