ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2155/10 от 22.07.2010 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2155/2010

22

22

июля

июля

2010

2010

Объявлена резолютивная часть решения

Решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд в составе судьи О.А. Шишов

арбитражных заседателей

при участии секретаря судебного заседания С.Н. Кондрат

рассмотрев в судебном заседании заявление

Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Амурской области «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей»

об

установлении факта, имеющего юридическое значение

Заинтересованные лица:

министерство имущественных отношений Амурской области;

Бурейский отдел Федерального управления регистрации кадастра и картографии по Амурской области;

Управление Росреестра по Амурской области;

министерство образования и науки Амурской области;

министерство социальной защиты населения Амурской области;

МРИ ФНС № 2 по Амурской области

протокол вел: секретарь судебного заседания С.Н. Кондрат

при участии в заседании:

заявитель: ФИО2, довер. №01 от 04.05.2010, сроком по 31.12.2010;

Заинтересованные лица:

министерство имущественных отношений Амурской области: ФИО3, довер. № 68 от 30.12.2009, сроком по 30.12.2009;

Бурейский отдел Федерального управления регистрации кадастра и картографии по Амурской области: не явился, извещен з/п от 08.07.2010, вручено 09.07.2010;

Управление Росреестра по Амурской области: ФИО4, довер. №01-51/69 от 27.11.2009;

министерство образования и науки Амурской области: не явилось, извещено з/п от 08.07.2010;

министерство социальной защиты населения Амурской области: ФИО5, довер. от 04.06.2010 №15-04/1, выдана сроком на один год;

МРИ ФНС № 2 по Амурской области: не явилось, извещено з/п от 08.07.2010, вручено 13.07.2010.

установил:

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания Амурской области «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее – «ФИО1 детский дом-интернат», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об установлении факта имеющего юридическое значение, а именно: наименование «Дом-интернат для престарелых и инвалидов, Бурейский район, с. Малиновка», указанное в строке № 5, раздела «Минсоцзащиты перечня государственных предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в государственную собственность Амурской области», являющемся приложением № 1 к Постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации, № 409 от 30.04.1993 считать: «Государственное стационарное учреждение социального обслуживания Амурской области «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей».

Свое заявление обосновывало тем, что 30.04.1959 приказом заведующего Амурским областным отделом социального обеспечения №48 был открыт ФИО1 дом инвалидов глубоко умственно отсталых детей, который в последствие был переименован в Государственное стационарное учреждение «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей», о чем 21.03.1994 было выдано Свидетельство о постановке учреждения на учет в налоговом органе.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации, №409 от 30.04.1993 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Амурской области, государственное стационарное учреждение «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей» был передан в государственную собственность Амурской области.

При этом, в перечне государственных предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в государственную собственность Амурской области, являющемся приложением № 1 к Постановлению, учреждение значится под названием: «Дом - интернат для престарелых и инвалидов» (Бурейский район с. Малиновка).

Заявителю было отказано в регистрации перехода права в связи с тем, что зарегистрированное в налоговом органе наименование учреждения, указанное в Свидетельстве о его постановке на налоговый учет, не совпадает с его наименованием, указанным в перечне к Постановлению № 409, в связи с чем, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Определением от 17.05.2010 в силу ст.ст. 40, 221 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: министерство имущественных отношений Амурской области, Бурейский отдел Федерального управления регистрации кадастра и картографии по Амурской области, Управление Росреестра по Амурской области, министерство образования и науки Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, МРИ ФНС № 2 по Амурской области.

Заинтересованное лицо - Бурейский отдел Федерального управления регистрации кадастра и картографии по Амурской области в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заказное письмо от 08.07.2010, вручено 09.07.2010, согласно раннее направленного в суд заявления от 20.05.2010 № 16-24/351, от 05.07.2010 №16-24/445 указал, что не является юридическим лицом, в связи с чем, не может участвовать в суде.

Министерство образования и науки Амурской области в настоящее судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заказным письмом от 08.07.2010, отзыва на заявление не представило.

МРИ ФНС № 2 по Амурской в настоящее судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, заказное письмо от 08.07.2010, вручено 13.07.2010, отзыва на заявление не представило.

Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие не явившихся лиц.

Заявитель в судебном заседании настаивал на заявлении в полном объеме.

Министерство имущественных отношений Амурской области, согласно отзыву на заявление от 05.07.2010 считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что Совет министров-Правительства Российской Федерации (как юридическое лицо) с 1993 не существует и внести изменения в постановление от 30.04.1993 №409 об уточнении наименования Учреждения не представляется возможным.

Министерство социальной защиты населения Амурской области, согласно отзыву на заявление от 10.07.2010 №15-01 поддерживает требования заявителя.

Управление Росреестра по Амурской области считает требования заявителя законными и обоснованными.

Арбитражный суд, заслушав заявителя, заинтересованных лиц, рассмотрев и исследовав доказательства по делу, установил следующее:

30.04.1959 на основании Приказа заведующего Амурским областным отделом социального обеспечения №48 с 05.05.1959 было открыто учреждение с наименованием - ФИО1 дом инвалидов глубоко умственно отсталых детей.

21.03.1994 в Федеральной налоговой службе было поставлено на учет юридическое лицо с наименованием - Государственное стационарное учреждение социального обслуживания Амурской области «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей» о чем выдано Свидетельство 28 за №001129632.

31.08.1995 Постановлением главы местного самоуправления Бурейского района №370 было зарегистрировано учреждение с наименованием - Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения ФИО1 дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей», о чем выдано Свидетельство 28 № 000216811.

В связи с неоднократными внесениями изменений сведений о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России № 2 по Амурской области внесена запись о юридическом лице - Государственное стационарное учреждение социального обслуживания Амурской области «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей», о чем 05.10.2007 выдано Свидетельство ФНС России 28 № 001051541.

В Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации №409 от 30.04.1993 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Амурской области» (далее - Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации №409) указано, что, в государственную собственность Амурской области передан Дом-интернат для престарелых и инвалидов, расположенный в Бурейском районе, с. Малиновка, согласно Перечню, указанному в Приложении №1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации №409.

Заявитель указывает, что ему было отказано в регистрации перехода права, в связи с тем, что зарегистрированное в налоговом органе наименование учреждения, указанное в Свидетельстве о его постановке на налоговый учет, не совпадает с его наименованием, указанным в Перечне указанному в Приложении №1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации №409, на основании чего, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Исследовав материалы по заявлению, оценив их в совокупности, суд считает, что в удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, необходимо отказать в связи со следующим:

Согласно норме ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 218 АПК РФ устанавливает, что арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает дела об установлении:

1) факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

2) факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

3) факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

4) других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель указывает на то обстоятельство, что поскольку Совет Министров Российской Федерации ликвидирован как правительственный орган, постольку внести какие-либо изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации №409 от 30.04.1993, заявитель не имеет возможности.

Указанный довод судом отклоняется в связи со следующим.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.12.1993 №2277 в связи с принятием всенародным голосованием 12.12.1993 Конституции Российской Федерации и необходимостью приведения в соответствие с ее положениями структуры исполнительной власти Российской Федерации Совет Министров - Правительство Российской Федерации был преобразован в Правительство Российской Федерации.

В силу ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, при преобразовании Совета Министров - Правительство Российской Федерации в Правительство Российской Федерации было произведено изменение организационно-правовой формы, а не его прекращение деятельности как юридического лица.

В связи с чем, довод заявителя о полной ликвидации Совета Министров как юридического лица является несостоятельным.

Доказательства обращения в установленном порядке о внесении каких-либо изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации №409 от 30.04.1993 не представлено.

В силу п.1 ст.219 ГК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Согласно ст.ст. 10, 110 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным Конституционным законом РФ от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Так, в силу ст.43, 44 указанного закона Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и сообщает указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.

Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вносит предложения Президенту Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст.296 ГК РФ).

Согласно Уставу Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Амурской области «ФИО1 дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденному Приказом №3 министра социальной защиты населения Амурской области 23.08.2007, с учетом внесенных дополнений, учредителем учреждения выступает министерство социальной защиты населения Амурской области, уполномоченным собственником имущества – министерство имущественных отношений, природных ресурсов и лестного хозяйства Амурской области, преобразованный в министерство имущественных отношений Амурской области (п. 1.3, 1.4).

25.02.2000, на основании Распоряжения Администрации Амурской области от 25.02.2000 №138, за Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения Малиновского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей «ФИО1 дом-интернат» было закреплено движимое и недвижимое имущество интерната на праве оперативного управления, в связи с чем, между Комитетом Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области и Малиновским детским домом-интернатом для глубоко умственно отсталых детей был заключен договор о порядке использования областного имущества дома-интерната на праве оперативного управления № 50 от 28.02.2000.

Дополнительным соглашением от 09.07.2002 указанный договор досрочно расторгнут.

Статья 7 Закона Амурской области от 24.09.2007 №391-ОЗ «О управлении и распоряжении собственностью Амурской области» устанавливает полномочия специально уполномоченного исполнительного органа государственной власти области, в частности, правительство области осуществляет управление и распоряжение объектами собственности области непосредственно или через специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти области.

Согласно Положению о министерстве имущественных отношений Амурской области, утвержденному Постановлением губернатора Амурской области от 04.04.2008 №148 специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти области в сфере имущественных земельных отношений на территории Амурской области является министерство имущественных отношений Амурской области (далее – министерство) (п.1.1).

Задачей министерства, в т.ч. является защита имущественных интересов Амурской области (п.2.4).

В полномочия министерства входят, в т.ч. участие в разработке, формировании и проведении единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории области, в том числе в формировании нормативной правовой базы по вопросам учета, управления и распоряжения собственностью области (п.3.1); реализация (осуществление) в порядке и пределах, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, от имени Амурской области отдельные полномочия собственника в отношении имущества областных государственных учреждений, находящихся в ведении министерства, и принимает соответствующие распорядительные акты, в том числе утверждает уставы (в том числе изменения и (или) дополнения к ним) указанных юридических лиц (п. 3.6); осуществление организационно-юридических действий по передаче имущества, находящегося в собственности области, в федеральную собственность и по приему имущества из федеральной собственности в собственность области, по передаче имущества, находящегося в собственности области, в муниципальную собственность и приему муниципальной собственности в собственность области, в том числе в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п.3.7); подготовка и представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Амурской области, комплект документов для оформления права собственности области на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки (п.3.11); закрепление в установленном порядке находящееся в собственности области имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление за государственными унитарными предприятиями области, в оперативное управление - за областными бюджетными учреждениями и автономными учреждениями области (п.3.17); рассмотрение предложения исполнительных органов государственной власти области о создании, реорганизации или ликвидации государственных унитарных предприятий области, областных бюджетных учреждений, автономных учреждений области, в том числе об изменении типа существующих областных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий области, и готовит по ним соответствующие заключения (п. 3.36); осуществляет согласование уставов (изменений и дополнений к ним) государственных унитарных предприятий области, областных бюджетных учреждений и автономных учреждений области, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти области, а также трудовых договоров с руководителями государственных унитарных предприятий области, областных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти области, а также ведет учет указанных документов (п.3.37); подготавливает в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Амурской области, проекты нормативных правовых актов губернатора области или Правительства области по регулированию имущественных и земельных отношений (п.3.70); издает в пределах своей компетенции распорядительные акты (приказы), а также методические документы по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, контролирует выполнения указанных актов (п.3.93).

Согласно Положению о министерстве социальной защиты населения Амурской области, утвержденному Постановлением губернатора Амурской области от 07.12.2009 №499 специально уполномоченный исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения Амурской области является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее – министерство) (п.1.1).

В силу п. 1.4 министерство взаимодействует с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления в установленной сфере деятельности, а также в пределах своей компетенции взаимодействует с предприятиями, учреждениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В полномочия министерства социальной защиты населения Амурской области входят, в т.ч.: разработка проектов нормативных правовых актов Амурской области в пределах своей компетенции, подготовка предложений по проектам федеральных законов, разработанных по предметам совместного ведения Российской Федерации и Амурской области, законов Амурской области, постановлений Правительства Амурской области и других нормативных правовых актов, разрабатываемых субъектами права нормотворческой инициативы по вопросам социальной защиты населения (п.3, п.4).

В силу п.3 ст. 221 АПК РФ при рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве.

Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации права, и их перечень дан в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым, в частности, к таким документам относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также акты, изданные органами государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Арбитражный суд считает, что действующим законодательством предусмотрен внесудебный порядок установления юридического факта и у заявителя имеется другая возможность через уполномоченные органы, в пределах их компетенции, получить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

По делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что:

- в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п.2 ч.1 ст. 220 АПК РФ);

- у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (ч.1 ст. 219 АПК РФ);

Суду при рассмотрении заявления необходимо установить:

- не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (ч.3 ст.217, ч.4 ст.221 АПК РФ);

- не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (ч.1 ст.219 АПК РФ).

Рассмотрев заявление и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявитель не представил доказательств отсутствия у него другой возможности получить документы, удостоверяющие факт изменения наименования учреждения.

Защита гражданских прав осуществляется способами, поименованными в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Суд считает, что заявителем выбран неверный способ защиты своего права по заявленному предмету.

На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Истец при подаче иска в суд уплатил в доход федерального бюджета РФ госпошлину в размере 2000 руб. согласно квитанции от 12.05.2010.

В соответствии с п.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом истцу в иске расходы по данному делу относятся на истца и взысканию в доход федерального бюджета РФ не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-171, 176, 180, 101, 110 АПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.А. Шишов