ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2156/16 от 29.05.2017 АС Амурской области

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2156/2016

05 июня 2017 года

изготовление решения в полном объеме

29 мая 2017 года

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи Е.А.Варламова,

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.В.Ивановой,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление индивидуального предпринимателя Самарец Юрия Павловича (ОГРНИП 304280120900146, ИНН 280100915199)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН 1042800036730, ИНН 2801100402) о признании решения незаконным,

третьи лица: Инспекция государственного строительного надзора Амурской области (ОГРН 1032800059148, ИНН 2801090970), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015),

при участии в заседании:

от заявителя - Красюк И.А., доверенность от 08.05. 2014 г., паспорт;

от ответчика – Пономаренко Т.М., доверенность от 24.01.2107 г., паспорт,

от третьего лица – Администрация г. Благовещенска – Денисова И.А., доверенность от 15.07.2016 № 01-10/4903, служебное удостоверение,

от - третьего лица – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области – Милиневская К.Ю., доверенность от 09.01.2017 г, паспорт

от третьего лица- Инспекция государственного строительного надзора - не явился, извещен;

установил:

Индивидуальный предприниматель Самарец Юрий Павлович обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее – ответчик) о признании незаконным решения от 27.02.2017 № 28/17-3260 о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В качестве способа восстановления нарушенного права, обязать ответчика вернуться к рассмотрению заявителя № 28-0-1-87/3301/2017-879 от 20.02.2017.

Представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования не признал в полном объеме, представил отзыв, а также документы для приобщения.

Третье лицо представило отзыв на заявление, поддержало позицию заявителя.

Представитель ответчика ходатайствовал о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Инспекции государственного строительного надзора Амурской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Амурской области

Определением от 18.04.2017 дело назначено к судебному разбирательству на 11.05.2017, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Инспекция государственного строительного надзора Амурской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, в частности, указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Благовещенска предприниматель вправе самостоятельно изменить вид разрешенного использования объекта, в связи с чем принятие органом местного самоуправления решения о переводе нежилого помещения в жилое не требуется, более того, действующим законодательством принятие такого решения в отношении индивидуального жилого дома не предусмотрено.

Представитель ответчика в удовлетворении заявленных требований просил отказать по основаниям представленного письменного отзыва. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» поддержал позицию ответчика.

Представители Администрации города Благовещенска, Инспекции госстройнадзора Амурской области поддержали позицию заявителя.

Протокольным определением от 18.05.2017 судебное разбирательство отложено на 29.05.2017.

В настоящем судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали ранее изложенные позиции.

Инспекция госстройнадзора Амурской области явку представителя не обеспечила, извещена.

В соответствии со ст.156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

23.07.2015 заявитель обратился в кадастровую палату с заявлением о постановке на учет здания, распложенного по адресу: Амурская обл., г. Благовещенск, ш. Новотроицкое. К заявлению приложен технический план здания.

В ходе рассмотрения заявления поданного предпринимателем, кадастровой палатой не было выявлено нарушений и противоречий действующему законодательству. По итогу рассмотрения заявления от 23.07.2015 №28-0-1-52/3011/2015-4062 здание – гараж был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №28:01:170167:106.

Предприниматель 20.02.2017 обратился в Управление Росреестра с заявлением №28-0-1-87/3301/2017-879 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером № 28:01:170167:106 в связи с изменением назначения здания. В качестве дополнительной информации в заявлении было указано на то, что заявитель просит изменить разрешенное использование объекта «гараж» на «индивидуальный жилой дом».

К заявлению был приложен акт технического заключения о возможности изменения назначения нежилого здания в жилое шифр №1-30031-/2016, выполненный предприятием «Амурремпроект».

27.02.2017 Управлением Росреестра по Амурской области было принято решение № 28/17-3260 о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Основанием приостановления явилось непредставление необходимого акта уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе нежилого помещения в жилое помещение.

Не согласившись с указанным решением Росреестра предприниматель обратился в арбитражный суд области с рассматриваемым заявлением.

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя настаивал на том, что спорный объект планируется к использованию в предпринимательской деятельности, для проживания Самарец Ю.П. не используется.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ («О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закона № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с п.9 ч.5 ст.8 Закона № 218-ФЗ к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание.

Согласно ст.32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке).

Статья 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что к жилым помещениям относятся, в т.ч. жилой дом, часть жилого дома.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, под жилым домом, по смыслу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в системной взаимосвязи со статьей 292 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается одноквартирный жилой дом.

Частью 1 статьи 22 ЖК РФ, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

Часть 4 статьи 22 ЖК РФ устанавливает, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47).

Согласно пункту 5 Положения № 47 к числу жилых помещений также отнесен жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Пункт 7 Положения № 47 устанавливает, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (абзац 3 пункта 7 Постановления № 47).

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (абзац 4 пункта 7 Постановления № 47).

Статья 23 ЖК РФ устанавливает, что для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо направляет в орган, осуществляющий перевод помещений, соответствующее заявление с приложением необходимого пакета документов

Часть 7 статьи 23 ЖК РФ устанавливает, что решение уполномоченного органа о переводе помещения подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Пунктом 6 части 1 статьи 14 ЖК РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В силу пункта 22 части 1 статьи 33 Устава муниципального образования города Благовещенска, утверждённого решением Думы города Благовещенска от 26.05.2005 № 62/89, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям администрации города Благовещенска.

Во исполнение вышеуказанных предписаний, администрацией города Благовещенска и мэром города Благовещенска приняты постановления:

• от 28.04.2012 № 1915 «О порядке рассмотрения вопросов переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые»;

• от 10.11.2010 № 4920 «Об утверждении административного регламента администрации города Благовещенска «Прием документов и выдача уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение»;

• от 04.09.2009 № 644 «Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые»;

• от 31.01.2006 № 197 «Об утверждении Положения о приемочной комиссии по приемке выполненных работ при переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, а также выполненных работ при переустройстве, и (или) перепланировке, и (или) иных работах при переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое)».

Вместе с тем, как следует из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, решение о переводе нежилого помещения - гаража площадью 116 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 28:01:170167:97, в жилое - жилой дом уполномоченным органом не принято.

Согласно, разъяснению Росреестра от 23.08.2012 N 09-6741-Ваб — в случае, если реконструкция соответствующего здания не проводилась либо действующим законодательством не предусмотрено получение разрешения на строительство и ввод соответствующего объекта в эксплуатацию в связи с его реконструкцией (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), по мнению Росреестра, в указанном случае учет изменений в части изменения назначения здания с « нежилого» на «жилое» может осуществляться на основании акта уполномоченного органа.

Доводы заявителя о том, что положения статьи 22 ЖК РФ не применимы к рассматриваемой ситуации, поскольку спорный объект является отдельно стоящим здание, а не помещением, суд признает несостоятельными, поскольку статья 16 ЖК РФ прямо устанавливает, что к жилым помещениям относится, в т.ч. жилой дом - индивидуально-определенное здание.

Соответственно, жилой дом как отдельно стоящее здание наряду с квартирой и комнатой признается жилым помещением. Применительно к положениям статей 22 и 23 ЖК РФ оснований для иного толкования понятия жилого помещения не имеется.

Ссылки заявителя, Администрации города на Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденные Решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100 (далее – ПЗЗ), суд также признает несостоятельными.

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Действительно, согласно ст.6 вышеуказанных ПЗЗ правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, заинтересованный в изменении вида использования земельного участка и объекта капитального строительства с основного или условно разрешенного на основной вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным регламентом, вправе самостоятельно выбирать такой вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований при соблюдении требований технических регламентов, за исключением случаев, установленных действующим законодательством (пункт 1 статьи 6 ПЗЗ).

Изменение вида разрешенного использования жилого помещения, являющегося отдельно стоящим зданием, на вид нежилого использования и наоборот осуществляется в соответствии с настоящей статьей Правил. Изменение вида разрешенного использования жилого помещения, являющегося частью здания, на вид нежилого использования и наоборот осуществляется путем перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое администрацией города Благовещенска в порядке, установленном жилищным законодательством. При этом виды разрешенного использования таких помещений должны соответствовать градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны (п.8 ст.6 ПЗЗ).

Вместе с тем, согласно ч.5 ст.8 Закона № 218-ФЗ к числу дополнительных сведений о здании, подлежащих внесению в кадастр, относятся помимо прочих и назначение объекта, и вид разрешенного использования. Назначение объекта недвижимости и вид его разрешенного использования не являются тождественными понятиями, поскольку различны по своему содержанию и объему; в частности, вид разрешенного использования здания определяется исходя из назначения данного объекта, т.е. отнесения его к жилым или нежилым помещениям.

При этом, в рассматриваемой ситуации заявитель, обращаясь с заявлением об учете изменений в отношении спорного объекта, просил изменить его назначение.

Таким образом, положения ст.37 ГрК РФ, ПЗЗ к спорной ситуации не применимы. Принятие органом местного самоуправления в соответствии с градостроительным законодательством Правил землепользования и застройки, не может являться основанием для неприменения при кадастровом учете изменения назначения объекта положений Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы перевода нежилого помещения в жилое.

Доводы заявителя, Администрации города о том, что принятые в муниципальном образовании нормативные акты регулируют исключительно вопросы перевода помещений в многоквартирных домах и общежитиях, правового значения не имеют, поскольку указанное обстоятельство не может отменять предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации требования, распространяющие свое действие на все без исключения жилые помещения.

Кроме того, суд при вынесении решения учитывает, что по существу требования заявителя направлены на перевод нежилое помещение в жилое без соблюдения предусмотренной главой 3 ЖК РФ процедуры.

Согласно ч.1 ст.26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в т.ч. в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Учитывая отсутствие акта уполномоченного органа о возможности изменения назначения здания, ответчиком обоснованно вынесено оспариваемое решение о приостановлении кадастрового учета.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (чек-ордер от 21.03.2017, операция № 3205099) на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Е.А.Варламов