Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-2180/2022 | ||||||||
июня 2022 года | ||||||||||
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 01 июня 2022 года. Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2022 года. | ||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Котляревского Владислава Игоревича, | ||||||||||
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Гончарук Натальей Викторовной | ||||||||||
рассмотрев в судебном заседании заявление министерства имущественных отношений Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Контрольно – счетной палате Амурской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным представления | ||||||||||
при участии в заседании: от заявителя: ФИО1, по доверенности от 28.12.2020, паспорт, диплом; ФИО2 по доверенности от 09.02.2022, паспорт, диплом; От ответчика: ФИО3 по доверенности № 01-13/376 от 18.05.2020, удостоверение | ||||||||||
установил: | ||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось министерство имущественных отношений Амурской области (далее – заявитель, Министерство) с заявлением к Контрольно – счетной палате Амурской области (далее – ответчик) с требованием признать незаконным пункт 2 представления контрольно-счетной палаты Амурской области от 29.12.2021 № 71 («2. Соблюдать требования, установленные статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 79 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерскою учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, пунктом 7 приказа Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Обеспечить подтверждение дебиторами задолженности, числящейся по данным бухгалтерского учета Министерства»).
В обоснование требования заявитель указал следующие обстоятельства. КСП Амурской области проведено контрольное мероприятие в отношении Министерства. По результатам рассмотрения акта проверки внесено представление пунктом 2 которого КСП предлагает Министерству в целях устранения выявленных нарушений и недопущения их в дальнейшей работе соблюдать требования, установленные статьёй 11 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктом 79 Федерального стандарта № 256н, Методическими указаниями № 49, пунктом 7 Инструкции № 191н.
Считает представление незаконным. поскольку Министерством проведена инвентаризации расчетов в соответствии с установленными требованиями, указанные нормы не содержат положений, обязывающих Министерство перед составлением акта инвентаризации расчетов, инвентаризационных описей составлять акты сверок расчетов с арендатором.
Прямого указания на необходимость составления акта сверки взаимных расчетов законодательство не содержит.
Ответчик возражал против заявленных требований. Указал, что бюджетная отчетность, представляемая Министерством, как главным администратором доходов областного бюджета, должна быть достоверной, то есть содержащиеся в ней данные должны быть документально подтверждены.
Так, в Акте проверки указано, что по состоянию на 01.01.2021 задолженность арендаторов в областной бюджет по арендной плате за землю составила 35748,3 тыс. рублей и увеличилась за 2020 год на сумму 8 376,2 тыс. рублей.
В бухгалтерском учете Министерства задолженность по арендной плате за землю отражена в составе доходов от собственности на счете 205.23 «Расчёты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами», данные которого используются для формирования показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности Министерства, в частности Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (форма № 0503169).
При проверке расчетов по счету 205.23 «Расчёты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» контрольно-счетной палатой было установлено, что Министерством перед составлением годовой бюджетной отчетности инвентаризация активов проведена не в полном объеме (акты сверок, подтверждающие верность расчетов, представлены не по всем арендаторам).
Таким образом, по мнению ответчика, имеются вполне обоснованные вопросы по достоверности представленной Министерством годовой бюджетной отчетности по доходам.
Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд установил следующие обстоятельства.
На основании пункта 2.28 плана работы контрольно-счетной палаты Амурской области на 2021 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Амурской области от 28.12.2020, поручения от 11.11.2021 № 66, выданного председателем контрольно-счетной палаты Амурской области, проведено контрольное мероприятие «Проверка министерства имущественных отношений Амурской области по вопросам полноты и своевременности поступления в 2020 году в областной бюджет средств от реализации и сдачи в аренду объектов собственности области, эффективности использования собственности, находящейся в казне области», по результатам которого выявлены отдельные нарушения и недостатки в деятельности министерства имущественных отношений Амурской области.
По результатам контрольного мероприятия был составлен Акт проверки от 07.12.2021, подписанный Министерством с возражениями (исх. № 05-16/8016 от 16.12.2021).
Возражения были рассмотрены, контрольно-счетной палатой Амурской области в адрес Министерства был направлен ответ на возражения (исх. № 01-07/950 от 28.12.2021).
Министерству вынесено Представление контрольно-счетной палаты от 29.12.2021 № 71, в пункте 2 которого указано «Соблюдать требования, установленные статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктом 79 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, пунктом 7 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Обеспечить подтверждение дебиторами задолженности, числящейся по данным бухгалтерского учета Министерства».
На представление был получен ответ (исх. № 03-18/526 от 28.01.2022), в котором Министерство высказало несогласие с пунктом 2 Представления от 29.12.2021 № 71, заявив, что у Министерства отсутствуют нарушения по данному вопросу.
Оценив в совокупности представленные доказательства и доводы сторон в порядке статьи 71 АПК РФ, суд признает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения требования о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Пунктом 79 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н предусмотрено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3.44. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Статьей 4 Закона Амурской области от 12.12.2019 № 449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2021 годов» утвержден Перечень главных администраторов доходов областного бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов согласно приложению № 6 к настоящему Закону.
За Министерством закреплено 18 (восемнадцать) видов (подвидов) доходов областного бюджета, в том числе «Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации)» - код 11105022020000120.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что администратор доходов бюджета - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство, как главный администратор доходов областного бюджета, осуществляет ряд бюджетных полномочий, в том числе, формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов областного бюджета. Министерство, как администратор доходов областного бюджета также осуществляет ряд бюджетных полномочий, в том числе, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В Акте проверки указано, что по состоянию на 01.01.2021 задолженность арендаторов в областной бюджет по арендной плате за землю составила 35748,3 тыс. рублей и увеличилась за 2020 год на сумму 8 376,2 тыс. рублей.
В бухгалтерском учете Министерства задолженность по арендной плате за землю отражена в составе доходов от собственности на счете 205.23 «Расчёты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами», данные которого используются для формирования показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности Министерства, в частности Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности» (форма № 0503169).
При проверке расчетов по счету 205.23 «Расчёты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» контрольно-счетной палатой было установлено, что Министерством перед составлением годовой бюджетной отчетности инвентаризация активов проведена не в полном объеме (акты сверок, подтверждающие верность расчетов, представлены не по всем арендаторам).
Спор между сторонами возник в связи с необходимостью подтверждения достоверности сведений, содержащихся в инвентаризационных описях.
Министерством проведена инвентаризация расчетов и ее итоги оформлены Актом о результатах инвентаризации от 30.12.2020 № 0000-000002 на основе соответствующих инвентаризационных описей по форме 0504091, утвержденной приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Так, форма 0504091 предусматривает такие графы, как: сумма задолженности, всего, в том числе подтвержденная, не подтвержденная, задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение № 5) к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н предусмотрено, что инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091) применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений.
Суд признает обоснованными доводы ответчика о том, что при заполнении инвентаризационной описи по форме 0504091 задолженность на дату проведения инвентаризации должна подтверждаться дебитором, только в этом случае заполняется графа 4 формы, а в тех случаях, когда задолженность дебитором не подтверждается, должна заполняться графа 5 описи.
Указанная позиция судом признается обоснованной, поскольку исключает возможную недостоверность сведений в отношении задолженности, не учет или неправильный учет поступивших, не поступивших, а также поступивших, но не идентифицированных в силу тех или иных причин сумм.
Министерство указывает на то, что акт сверки взаиморасчетов не является первичным учетным документом, и его форма никем не утверждена. КСП не оспаривает данное утверждение, однако указывает на возможность подтверждения имеющейся задолженности, помимо акта сверки, иным документом.
Также ответчик указывает, что в соответствии с пунктом 3.7 Учетной политики министерства имущественных отношений Амурской области, утвержденной приказом министерства от 25.12.2013№ 1412-ОД, порядок представления и обработки первичных учетных документов определен Графиком документооборота (приложение № 3 к Учетной политике), включающим в себя акт сверки взаиморасчетов.
Таким образом, Министерство в своей Учетной политике предусматривает акт сверки взаиморасчетов в качестве одного из документов, применяемых в бухгалтерском учете Министерства, который подтверждает дебиторскую задолженность.
Приказом министерства от 04.09.2009 № 2198-од (с учетом внесенных изменений) утверждены: форма договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Амурской области, и форма договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Амурской области, пунктом 4.4.3 которых предусмотрено обязательство арендатора по проведению с арендодателем сверки расчетов по арендной плате с составлением акта сверки не позднее 01 и 25 января года, следующего за отчетным, соответственно. В 2020 году договоры аренды заключались Министерством по указанным формам.
Например, Министерством составлялись акты сверок взаиморасчетов с ГУП Амурской области «Амурветпром», исх. № 10-12/1275 от 10.03.2021; АО «ДРСК» Филиал «Амурские электрические сети», исх. № 10-12/502 от 01.02.2021; ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», исх. № 10-12/262 от 21.01.2021; ОАО «Агро-Союз ДВ»; Свободненское ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» исх. № 10-12/5278 от 19.08.2021 и другие.
Министром имущественных отношений области 02.10.2009 утверждено Положение об отделе планирования и администрирования доходов управления использования, приватизации имущества, администрирования доходов и работы с коммерческими организациями (далее - Отдел администрирования доходов).
Разделом III Положения предусмотрены полномочия Отдела администрирования доходов. В соответствии с пунктом 3.7.2 Положения Отдел администрирования доходов составляет акты сверки по расчетам за аренду имущества и земельных участков.
Таким образом, вопреки доводам заявителя обычная практика Министерства предполагает проведение сверки расчетов по арендной плате с составлением акта сверки.
Суд признает обоснованным довод заявителя о том, что бюджетная отчетность, представляемая Министерством, как главным администратором доходов областного бюджета, должна быть достоверной, то есть содержащиеся в ней данные должны быть документально подтверждены.
Следовательно, Министерство обязано обеспечить подтверждение дебиторами задолженности, числящейся по данным бухгалтерского учета Министерства.
Ссылка заявителя на судебную практику судом не принимается, поскольку судебная практика принята по иным обстоятельствам и не может быть применена в данном случае.
С учетом изложенного, оспариваемое представление соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, что в соответствии со статьёй 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требования о признании незаконным пункта 2 представления контрольно-счетной палаты Амурской области от 29.12.2021 № 71 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья В.И. Котляревский