Арбитражный суд Амурской области 675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 163 http://www.amuras.arbitr.ru Именем Российской Федерации | |||||||||||||
РЕШЕНИЕ | |||||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | АО4-219/2009 | |||||||||||
Дата объявления Решения | 24 | февраля | 2009 г. | ||||||||||
Дата принятия (изготовления в полном объеме) Решения | 24 | февраля | 2009 г. | ||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе: председательствующего А.А.СТОВБУНА протокол вела помощник судьи О.А. ДУБОВЕЦ | |||||||||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУП Амурской области «Медицинская страховая компания «Дальмедстрах» | |||||||||||||
к | 1.министерству здравоохранения Амурской области, 2.Управлению государственного заказа Амурской области, 3.Конкурсной комиссии открытого конкурса № 1138, 4.ОАО «Газпроммедстрах», в лице Благовещенского филиала ОАО «Газпроммедстрах» 5.ОАО «СОГАЗ – МЕД» в лице Благовещенского филиала ОАО «СОГАЗ-МЕД» Третье лицо: ЗАО «Страховая медицинская компания АСК-МЕД в лице Благовещенского филиала «АмурДАСК» | ||||||||||||
о | признании действий заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии незаконными, признании итогов конкурса недействительными | ||||||||||||
при участии в заседании: от истца: ФИО1 дов. № 30-12 от 13.01.2009 г., паспорт <...>; ФИО2 дов. № 152-12 от 23.01.2009 г., паспорт 1001 211599 от министерства здравоохранения: ФИО3 дов. № 888 от 09.10.2008 г., паспорт 1003 751875; от Управления госзаказа: ФИО4 дов. № 04-99 от 23.01.2009 г., паспорт <...>, ФИО5 дов. № 04-99 от 23.01.2009 г., паспорт 1000 130626; от ОАО «СОГАЗ – МЕД»: ФИО6 дов. от 08.02.2009 г., паспорт 1001 190782; от третьего лица: ФИО7 дов. №06 от 29.01.2009 г., дов. № 211 от 20.12.2008 г., паспорт <...> | |||||||||||||
установил: | |||||||||||||
В Арбитражный суд Амурской области обратилось ГУП Амурской области «Медицинская страховая компания «Дальмедстрах» к министерству здравоохранения Амурской области, Управлению госзаказа и госрегулирования тарифов Амурской области, Конкурсной комиссии открытого конкурса № 1138, ОАО «Газпроммедстрах», в лице Благовещенского филиала ОАО «Газпроммедстрах», ОАО «СОГАЗ – МЕД» в лице Благовещенского филиала ОАО «СОГАЗ-МЕД» о признании действий Заказчика - министерства здравоохранения Амурской области, Уполномоченного органа - управления госзаказа и госрегулирования тарифов Амурской области по размещению государственного заказа от 24.10.2008 г. № 1138 с внесенными в него изменениями от 31.10.2008 г., от 28.11.2008 г по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения незаконными, размещенный государственный заказ от 24.10.2008 г. № 1138 недействительным, признании действий конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе (Протокол № 1138 от 22.12.2008 г.), по признанию победителем конкурса ОАО «Газпромедстрах» и присвоению ему первого номера незаконными, Протокол № 1138 от 22.12.2008 г. с итогами открытого конкурса недействительным, признать недействительными итоги конкурса № 1138 от 22.12.2008 г.
Свои требования истец обосновывает тем, что ГУП Амурской области «МСК «Дальмедстрах» являлось участником открытого конкурса по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения области на 2009 г. Победителем конкурса признано ОАО «Газпромедстрах». Основаниями для признания данного участника победителем открытого конкурса являются: ценовой критерий со значимостью 40 баллов, критерий срока оказания услуг – выдача страхового полиса в 1 день со значимостью 40 баллов, критерий – «Наличие структурных подразделений в муниципальных образованиях
Амурской области, из расчета соотношения к 29 муниципальным образованиям», в котором наличие 1 филиала по оценочному показателю равнозначно наличию 20 филиалом со значимостью в 1 балл.
Истец считает, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, конкурсной комиссии по размещению государственного заказа № 1138 от 24.10.2008 г., организации и проведения конкурса и определение победителя протоколом от 22.12.2008 г. № 1138 осуществлены с нарушением действующего законодательства, что нарушает права и законные интересы истца в сфере экономической деятельности, а так же его право быть признанным победителем оспариваемого конкурса в связи предложением Заказчику более лучших условий исполнения контракта, чем предложил признанный победитель - ОАО «Газпромедстрах».
Требования истца обоснованны следующими обстоятельствами:
Управление госзаказа и госрегулирования тарифов Амурской области, являясь уполномоченным органом по размещению заказов (далее - Уполномоченный орган), 24.10.2008 года на официальном сайте госзакупок Амурской области www.gz.amurobl.ru, руководствуясь нормами ФЗ № 94 объявило о проведении открытого конкурса по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Амурской области на 2009 год (далее - открытый конкурс №1138), о чем свидетельствует указанный в п. 1.4. раздела 1 Общих условий проведения конкурса его предмет - Отбор страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Амурской области.
Цена контракта составила 1 188 412 тыс. рублей.
Извещениями от 31.10.2008 г., 28.11.2008 г., размещенными на официальном сайте, в конкурсную документацию открытого конкурса № 1138 были внесены изменения. Данные изменения были размещены на официальном сайте отдельными документами. В документацию открытого конкурса № 1138 от 24.10.2008 г., от 31.10.2008 г. данные изменения условий конкурса не внесены.
По мнению истца, Уполномоченный орган в нарушение требований ФЗ № 94 внесенные изменения в конкурсную документацию (критерии оценки и сопоставление заявок, формулу присвоения баллов) опубликовал не в полном объеме в официальном печатном издании Правительства Амурской области - в публикации отсутствует формула присвоения баллов, что является нарушением ст.ст. 16, 21 ФЗ № 94.
При внесении изменений в условия конкурса Уполномоченным органом изменена цена контракта с 1 188 412 тыс. рублей на 26 145 064 руб., что соответствует проценту на ведение дела по ОМС.
Как следует из Протокола № 1138 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, Конкурсная комиссия при оценке и сопоставимости заявок на участие в открытом конкурсе отдала явное и ничем не обоснованное, по мнению истца, предпочтение участнику конкурса ОАО «Газпромедстрах» (г. Москва), не имеющего ни филиалов, ни
опыта работы в Амурской области. Конкурсная комиссия предпочтение в критериях оценки заявок отвела на расходы на ведение дела (цена контракта), которые напрямую должны зависеть от количества филиалов медицинских страховых организаций. Однако, в формуле Присвоения баллов заявкам участников по критерию «Цена контракта» наличие филиалов не учитывается, а указывается процент на ведение дела.
Критерий «Наличие структурных подразделений в муниципальных образованиях Амурской области, из расчета соотношения к 29 муниципальным образованиям», в котором наличие 1 филиала по оценочному показателю равнозначно наличию 20 филиалом и составляет 1 балл, противоречит нормам Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135) и квалифицируются в соответствии с п. 20 ст. 4 ФЗ № 135 как предоставление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке. Результатом данного критерия явилось создание более выгодных условий конкурса для ОАО «Газпромедстрах», имеющего 1 филиал в составе 1 работника и поставило других участников конкурса, имеющих в своем составе до 20 филиалов в более худшие условия
Истец указал, что Уполномоченный орган, Заказчик определяя цену государственного контракта в размере процента цены на ведение дела, не учли, что финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховой медицинской организацией, осуществляется ТФОМС по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимися приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 № 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 №12-03-14, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2001, регистрационный N 2756 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2002, N 27; «Российская газета», 04.07.2001, N 125), Приказа ФФОМС от 31.08.2007 г. № 181.
По мнению истца, Уполномоченный орган, Заказчик при определении цены контракта превысили свои полномочия и не в праве были подменять собой Правления ТФОМС, т.к. Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования финансирует страховую медицинскую организацию из своего бюджета на основании договора, заключенного со страховой компанией, т.е Уполномоченным органом и Заказчиком конкурс был объявлен на средства Амурского областного фонда обязательного медицинского страхования, а не как указано в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации, средства областного бюджета.
Организуя конкурс по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Амурской области на 2009 год Заказчик (министерство здравоохранения Амурской области) и Уполномоченный орган (управление государственного заказа и государственного регулирования тарифов Амурской области) не учли Федеральный закон № 135 - ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» и постановление Правительства РФ от 09.06.2007 г. № 359 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)».
Согласно информационной карты конкурса численность неработающего населения, подлежащее обязательному медицинскому страхованию составляет 531 461 человек. Данное количество неработающего населения включает в себя неработающее население 29 муниципальных образований Амурской области. Следовательно, выставляя на конкурс по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Амурской области на 2009 год 1 лот с количеством 531 461 человек Организатор и Заказчик создали условия при котором страховая компания сразу попадает в разряд доминирующей финансовой организацией, т.к. 531 461 неработающих граждан составляет более 65% проживающих и подлежащих обязательному медицинскому страхованию граждан в Амурской области отсюда как следствие нарушение Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».
Заказчик, Уполномоченный орган при установлении ценового критерия конкурса не учли требования законодательства, регулирующие правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с законодательством РФ цена государственного контракта по страховой услуге ОМС определяется утвержденными в установленном порядке нормативами и тарифами, является фиксированной величиной и, следовательно, не может произвольно изменяться страховщиком - участником конкурсного отбора и не может служить весомым конкурсным критерием в оценке поданных заявок.
Произвольное снижение процента на ведение дела по ОМС приведет к ухудшению контроля за предоставлением качества медицинских услуг, защиты прав застрахованных и в целом снижения доступности населения в получении гарантированной помощи по ОМС.
Заказчик, Уполномоченный орган, конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе и оценивая заявленную ОАО «Газпромедстрах» возможность срока оказания услуг - выдача страхового полис в 1 день со значимостью в 40 баллов, по мнению истца, не учли, что данный участник открытого конкурса, имеющий 1 филиал в г. Благовещенске в составе одного работника, не может обеспечить выдачу страховые медицинские полисы в 29 муниципальных образованиях Амурской области в один день.
Истец указал, что Заказчик, Уполномоченный орган при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе и оценивая заявленную готовность ОАО «Газпромедстрах» приобрести адаптированные программные средства в будущем со значимостью в 1 балл, не учли того обстоятельства, что отсутствие у победителя конкурса адаптированных программных средств заблокировало всю систему ОМС в Амурской области в отношение неработающих граждан, что исключает возможность финансирования лечебно-профилактических учреждений в целом.
По итогам конкурса № 1138 заключен Государственный контракт № 1 от 11.01.2009 г. с ОАО «СОГАЗ-МЕД», которое не являлось участником данного конкурса и не имеет Лицензии на право осуществления страховой деятельности в системе ОМС в Амурской области.
Истец заявил ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Прокуратуру Амурской области.
Министерство здравоохранения Амурской области, Управление государственного заказа Амурской области, ОАО «СОГАЗ-МЕД» возразили против заявленного ходатайства.
Ходатайство отклонено, так как права указанных лиц не затрагиваются при рассмотрении настоящего дела.
ОАО «СОГАЗ-МЕД» (правопреемник ОАО Газпроммедстрах»), министерство здравоохранения Амурской области с иском не согласны, считают, что нарушений при проведения конкурса допущено не было.
Управление государственного заказа Амурской области с иском не согласно, указало, что во исполнение предписания ФАС России №К-353/08 от 20.11.2008 в конкурсную документацию уполномоченным органом были внесены изменения, которые размещены на официальном сайте www.gz.amurobl.m 28.11.2008 (к открытому конкурсу №1138 от 24.10.2008), что подтверждается выпиской из электронного журнала обработки документов размещенных на официальном сайте. Таким образом, все участники в свободном доступе имели возможность ознакомиться с указанными изменениями. При этом заявки всех участников указанного конкурса, в том числе истца были поданы с учетом внесенных изменений, размещенных на официальном сайте.
Управление государственного заказа Амурской области считает доводы истца о предоставлении конкурсной комиссией предпочтения участнику конкурса ОАО «Газпроммедстрах» при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе необоснованными, поскольку в силу ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом сопоставляются заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. По критерию «цена контракта» участник размещения заказа ОАО «Газпроммедстрах» предложил выполнить обязательства по контракту за 14 999 999 руб., участник ГУП «МСК Дальмедстрах» -за 23 768 240 руб., филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК» - за 21 991 416 руб. В соответствии с порядком оценки по критерию «цена контракта» конкурсной комиссией участникам присвоены следующие баллы: ОАО «Газпроммедстрах»- 40 , ГУП «МСК Дальмедстрах» - 25,24, филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК» - 27,28. По критерию «Квалификация участника», по подкритерию - «наличие структурных подразделений в муниципальных образованиях Амурской области, из расчета соотношения к 29 муниципальным образованиям» участник ОАО «Газпроммедстрах» указал на наличие 1 филиала, участник ГУП «МСК Дальмедстрах» -20, филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК»- 27. Критерий «квалификация участника» содержал 9 подкритериев. В связи с тем, что весомость критерия «квалификация участника» согласно ч.6 ст.28 Федерального закона не может составлять более 20%, на данный критерий было определено 20 баллов, которые и были распределены по 9 подкритериям. На каждый подкритерий было распределено от 1 до 3 баллов, в том числе на подкритерий «наличие структурных подразделений в муниципальных образованиях Амурской области, из расчета соотношения к 29 муниципальным образованиям» - максимально 2 балла. По указанному подкритерию участникам присвоены следующие баллы: ОАО «Газпроммедстрах»- 1, ГУП «МСК Дальмедстрах» - 2, филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК»- 2 .
Кроме того, Управление государственного заказа Амурской области указало, что доводы истца в части невозможности выдачи полисов победителем конкурса в течение одного дня, приобретение и установка адаптированных систем, касаются исполнения государственного контракта, заключенного на основании предложенных победителем условиях. Таким образом, уполномоченный орган и конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок, не правомочна делать выводы, и на основании их, принимать решения о невозможности исполнения победителем взятых на себя обязательств.
Участником конкурса ОАО «Газпроммедстрах» в составе заявки представлена лицензия С № 3230077 -05 на медицинское страхование в Амурской области. Таким образом, доводы истца о не предоставлении конкурсной комиссией указанной лицензии на момент определения победителя ОАО «Газпроммедстрах» безосновательны.
Управление государственного заказа Амурской области считает, что истец не представил доказательств нарушения при проведении торгов правил, установленных законодательством, просит в иске отказать.
Третье лицо поддерживает исковые требования истца, считает, что конкурс проведен с нарушением прав и законных интересов участников конкурса в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании исследованы подлинные доказательства, представленные Управлением государственного заказа Амурской области, внесена запись в протокол судебного заседания, доказательства возвращены представившему их лицу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
В отношении ОАО «Газпроммедстрах» производство по делу следует прекратить по основаниям, предусмотренным п. 1 ч.1 АПК РФ по следующим основаниям: как следует из решения акционера ОАО «Газпроммедстрах», ОАО «Газпроммедстрах» переименовано в ОАО «СОГАЗ – МЕД», устав ОАО «СОГАЗ – МЕД» зарегистрирован в установленном порядке, соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается Свидетельством, выданным МРИ ФНС № 46 по г. Москве № 77 011435765, ОАО «СОГАЗ – МЕД» является ответчиком по делу.
В отношении Конкурсной комиссии открытого конкурса № 1138 производство по делу следует прекратить по основаниям, предусмотренным п. 1 ч.1 АПК РФ так как указанное лицо не зарегистрировано в качестве юридического лица, комиссия сформирована из числа сотрудников министерства здравоохранения Амурской области и Управления государственного заказа Амурской области, которые являются ответчиками по делу.
В иске к остальным ответчикам следует отказать по следующим основаниям:
Управление госзаказа и госрегулирования тарифов Амурской области, являясь уполномоченным органом по размещению заказов (далее - Уполномоченный орган), 24.10.2008 года на официальном сайте госзакупок Амурской области www.gz.amurobl.ru, руководствуясь нормами ФЗ № 94 объявило о проведении открытого конкурса по отбору страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Амурской области на 2009 год (далее - открытый конкурс №1138), о чем свидетельствует указанный в п. 1.4. раздела 1 Общих условий проведения конкурса его предмет - Отбор страховой медицинской организации для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения Амурской области.
Во исполнение предписания Федеральной антимонопольной службы России №К-353/08 от 20.11.2008 в конкурсную документацию уполномоченным органом были внесены изменения, которые размещены на официальном сайте www.gz.amurobl.ru 28.11.2008 (к открытому конкурсу №1138 от 24.10.2008), что подтверждается выпиской из электронного журнала обработки документов размещенных на официальном сайте. Таким образом, доводы истца о невнесении данных изменений в конкурсную документацию ввиду того, что данные изменения размещены отдельными документами судом отклоняются. Суд учитывает и то обстоятельство, что заявки всех участников указанного конкурса, в том числе истца были поданы с учетом внесенных изменений, размещенных на официальном сайте.
Изменение в извещение о проведении открытого конкурса опубликованы уполномоченным органом в официальном печатном издании Амурской области газете «Амурская правда» от 28.11.2008г №221, что соответствует ч. 4.1. ст.21 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон).
В силу ст. 28 Федерального закона оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной
комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. При этом сопоставляются заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. По критерию «цена контракта» участник размещения заказа ОАО «Газпроммедстрах» предложил выполнить обязательства по контракту за 14 999 999 рублей, участник ГУП «МСК Дальмедстрах» - за 23 768 240 рублей, филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК» - за 21 991 416 рублей. В соответствии с порядком оценки по критерию «цена контракта» конкурсной комиссией участникам присвоены следующие баллы: ОАО «Газпроммедстрах»- 40 , ГУП «МСК Дальмедстрах» - 25,24., филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК» - 27,28.
По критерию «Квалификация участника», по подкритерию - «наличие структурных подразделений в муниципальных образованиях Амурской области, из расчета соотношения к 29 муниципальным образованиям» участник ОАО «Газпроммедстрах» указал на наличие 1 филиала, участник ГУП «МСК Дальмедстрах» -20, филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК»- 27.
Критерий «квалификация участника» содержал 9 подкритериев. В связи с тем, что весомость критерия «квалификация участника» согласно ч.б ст.28 Федерального закона не может составлять более 20%, на данный критерий было определено 20 баллов, которые и были распределены по 9 подкритериям. На каждый подкритерий было распределено от 1 до 3 баллов, в том числе на подкритерий «наличие структурных подразделений в муниципальных образованиях Амурской области, из расчета соотношения к 29 муниципальным образованиям» - максимально 2 балла. По указанному подкритерию участникам присвоены следующие баллы: ОАО «Газпроммедстрах»- 1, ГУП «МСК Дальмедстрах» - 2, филиал ЗАО «СМК АСК - МЕД» «АмурДАСК»- 2 .
Таким образом, участники, указавшие наибольшее количество филиалов, соответственно получили наибольшее количество баллов по указанному подкритерию. Порядок оценки указанный в конкурсной документации позволяет присудить баллы по степени улучшения условий предложенных в заявках участников, что соответствует ч. 2 ст. 28 Федерального Закона, и не противоречит п. 20 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-Ф3 от 26 июля 2006г.
Таким образом, доводы истца о предоставлении конкурсной комиссией предпочтения участнику конкурса ОАО «Газпроммедстрах» при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе суд признает необоснованными.
Размещение заказа органами исполнительной власти субъектов РФ на оказание услуг по страхованию регулируется ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в которой установлено, что отбор финансовых организаций осуществляется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Частью 2 данной статьи установлено, что нарушение вышеуказанного положения является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В силу названной нормы критерий «цена контракта» является обязательным критерием оценки и сопоставления заявок и при этом имеет приоритетное значение по сравнению с другими критериями.
Обеспечение граждан медицинской помощью осуществляется на основании договора обязательного медицинского страхования, заключенного между Страхователем (заказчиком - Министерством здравоохранения) и Страховщиком (страховой медицинской организацией) (п.3.1. Типовых Правил обязательного медицинского страхования граждан, утв. ФФОМС 03.10.2003 №3856/30-3/и (ред. От 21.03.2007 - далее - Типовые правила).
Финансирование услуг по обязательному медицинскому страхованию осуществляется на основании договора о финансировании, заключенного между Страховщиком (страховой медицинской организацией) и территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС) (п.4.1. Типовых правил). Получив средства ОМС от территориального фонда ОМС, страховщик, руководствуясь Типовыми Правилами обязательного медицинского страхования граждан, утв. ФФОМС 03.10.2003 №3856/30-3/и (приложение к Типовым правилам), формирует из полученных средств страховые резервы (РОМУ, ЗР, РФПМ) и средства на ведение дела.
Согласно Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан, утвержденного Федеральным фондом ОМС от 05.04.2001 №1518/21-1 по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 №2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 №12-03-14, (зарегистрированного Министерством юстиции российской Федерации 20.06.2001, регистрационный №2756) средства резервов направляются в лечебно-профилактическое учреждение на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам (раздел II), а средства на ведение дела – на финансирование деятельности страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию (раздел III).
В связи с этим, страховщик по ценовому критерию может оперировать (в данном случае снижать цену контракта) только расходами на ведение дела, а не страховыми резервами.
Расходы на ведение дела, предусмотренные на финансирование деятельности страховой организации, и являются платой страховщику за услуги, оказанные по организации медицинского страхования граждан. Соответственно начальная (максимальная) цена контракта за оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения определена в виде расходов на ведение дела от средств, полученных от территориального фонда ОМС на оплату медицинских услуг, которая предложена заказчиком в размере 2,2% от суммы страховых взносов на неработающее население.
Отсутствие на момент объявления открытого конкурса решения Правления фонда ОМС о принятие норматива расходов на ведение дела на 2009 год, не является основанием для несоблюдения действующего законодательства в сфере размещения заказов, а именно ст. 18 «О защите конкуренции» №135-Ф3 и Федерального закона 94-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2.1. части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ при проведении торгов могут выделяться лоты. Таким образом, разделение предмета конкурса на лоты является безусловным правом заказчика, в зависимости от целесообразности и эффективности, с учетом требований действующего законодательства. Правилами лицензирования деятельности СМО, осуществляющих ОМС, утвержденными постановлением Правительства РФ №251 от 29.03.1994, лицензия на ОМС действительна на всей территории, указанной в ней. В связи с тем, что предмет государственного заказа один - страхование неработающего населения Амурской области- организаторами конкурса было принято правомерное решение о размещении государственного заказа одним лотом.
Доводы истца в части невозможности выдачи полисов победителем конкурса в течение одного дня, приобретение и установка адаптированных систем, касаются исполнения государственного контракта, заключенного на основании предложенных победителем условиях. Решение комиссии принимается в соответствии с критериями и порядком оценки установленным в конкурсной документации. Указанные в конкурсной документации критерии и порядок оценки соответствуют статье 28 Федерального Закона, не противоречат и не создают преимущественные условия участия в конкурсе какой-либо страховой медицинской компании.
Участником конкурса ОАО «Газпроммедстрах» в составе заявки представлена лицензия С № 3230077 -05 на медицинское страхование в Амурской области. Таким образом, доводы истца о не предоставлении конкурсной комиссией указанной лицензии на момент определения победителя ОАО «Газпроммедстрах» безосновательны.
Суд считает, что истец не представил доказательств нарушения при проведении торгов правил, установленных законодательством, как того требует ст.449 ГК РФ. Из смысла указанной нормы следует, что торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие нарушения, которые могли повлиять на определение результатов торгов.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий по подготовке и проведению конкурса, о признании недействительными действий по размещению заказа № 1138, о признании недействительными итогов конкурса № 1138 следует отказать.
В силу ст. 110 АПК РФ, расходы по госпошлине по делу, уплаченные по квитанции от 20.01.09 г. относятся на истца.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 110,167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В отношении ОАО «Газпроммедстрах» производство по делу прекратить.
В отношении конкурсной комиссии открытого конкурса № 1138 производство по делу прекратить.
В иске к министерству здравоохранения Амурской области отказать.
В иске к Управлению государственного заказа Амурской области отказать.
В иске к ОАО «СОГАЗ – МЕД» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу- в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья А.А.СТОВБУН