ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2224/08 от 23.06.2008 АС Амурской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Амурской области

675000, <...>

г. Благовещенск

Дело №

А04-2224/08-11/225

Дата принятия решения

23

июня

2008 г.

Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения

30

июня

2008 г.

Арбитражный суд в составе судьи

Косаревой О.П.

(Фамилия И.О. судьи)

Рассмотрев в судебном заседании

дело по иску

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнерго»

(наименование истца)

к

Амурской области в лице министерства финансов Амурской области

(наименование ответчиков)

о

взыскании 2 352 руб.

3 лица:

1. Муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный комплекс» п. Бомнак;

2. Финансовое управление администрации Зейского района.

Протокол вела: секретарь судебного заседания Гончаренко А.Ю.

(Фамилия И.О., должность лица)

При участии в заседании:

от истца: ФИО1 паспорт <...>, по доверенности № ДЭК-20/101Д от 01.01.2008 г.;

от ответчика и третьих лиц представители не явились, извещены.

установил:

ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнерго» (далее – ОАО «ДЭК») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству финансов Амурской области о взыскании убытков, понесенных в результате предоставления гражданам – работникам культуры льгот по оплате электроэнергии за период с 01.09.2007 по 31.12.2007 в размере 2 352 руб.

Суд определением от 24.04.2008 г. в соответствии со ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное учреждение культуры «Социально-культурный комплекс» п. Бомнак (далее – МУК «Социально-культурный комплекс» п. Бомнак), финансовое управление администрации Зейского района.

Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и муниципальным учреждением культуры «Социально-культурный комплекс» п. Бомнак заключен договор № 12 от 01.02.2007 г. на оказание услуг по предоставлению льгот за электроэнергию работникам культуры согласно Закону Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» № 99-ОЗ от 05.12.05.

Истец условия договора выполнил в полном объеме.

МУК «Социально-культурный комплекс» п. Бомнак в свою очередь обязательства по возмещению выпадающих доходов от предоставления средств социальной поддержки не исполнило. Задолженность ответчика за период с 01.09.2007 г. по 31.12.2007 по указанному договору составила 2 352 руб., которую истец просит взыскать на основании ст.ст.16, 309, 1069 ГК РФ, ст.ст. 84, 86, п. 10 ст. 158 БК РФ в качестве убытков с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области.

В судебном заседании 16.06.08 с 12 час. 00 мин. был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 23.06.08.

В судебное заседание 16.06.08 и 23.06.08 представители ответчика и третьих лиц не явились, были извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Дело рассматривается в порядке ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Истец в судебном заседании на требованиях настаивал в полном объеме, поддержал позицию, указанную в иске. Указал, что им была предоставлена льгота по оплате за электроэнергию с превышением норм потребления коммунальных услуг.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал, что министерство финансов Амурской области не согласно с исковыми требованиями в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий»органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок.

Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуг, утвержденным Постановлением губернатора области от 23.12.2005 № 702, меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение (содержание и ремонт жилого помещения, вывоз твердых бытовых отходов, плата за наем) и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение, в т.ч. поставка бытового газа в баллонах; отопление, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) предоставляются гражданам в соответствии с размерами социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденными Законом.

Ответчик указал в отзыве, что в 2007 году в соответствии с отчетом Зейского района из средств областного бюджета выделена субвенция в размере 14249,9 тыс. руб., задолженность на 01.01.2008 составляет 5920,5 тыс. руб.

МУК «Социально-культурный комплекс» п.Бомнак, финансовое управление администрации Зейского района письменные отзывы на иск не представили.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.

В поселке Бомнак Зейского района Амурской области проживают работники культуры, состоящие в трудовых отношениях с МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак, пользующиеся льготой по оплате электроэнергии, отопления и услуг за содержание и текущий ремонт жилищного фонда в размере 100% платы за указанные услуги на основании Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» согласно установленным Постановлением губернатора Амурской области № 6 от 17.01.06 нормативам потребления.

Судом установлено, что 01.02.07 между ОАО «ДЭК» и МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак был заключен договор № 12 на предоставление льготы по оплате электрической энергии, согласно которому ОАО «ДЭК» предоставляет скидку по оплате электрической энергии работникам МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак, предусмотренную Законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак, в свою очередь, ежемесячно перечисляет истцу денежные средства на возмещение выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки.

Истец во исполнение указанного закона и договора предоставил в сентябре – декабре 2007 года работникам МУК «Социально культурный комплекс» льготы по оплате электрической энергии на сумму 2 352 руб.

По состоянию на 01.01.08 истцу не возмещены из областного бюджета расходы, связанные с предоставлением льгот работникам МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак, в размере 2 352 руб. за период с 01.09.07 по 31.12.07.

Согласно ст. 1 Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (далее – Закон № 99-ОЗ) специалисты государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках): руководители и специалисты учреждений культуры, а также проживающие с ними нетрудоспособные члены их семей, находящиеся на иждивении (далее – работники культуры), а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях культуры, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (далее – работники культуры) имеют право на социальную поддержку. Согласно Приложению № 1 к указанному закону данные категории граждан пользуются льготой по уменьшению платы за электроснабжение в размере 100 % (в пределах утвержденных нормативов).

В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены счета с указанием основания предоставления льготы, а также представлены списки граждан льготной категории с указанием суммы льгот по каждому работнику культуры МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2007 года. Кроме того, истцом предоставлен акт сверки расчетов на 31.12.07, подписанный МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак, без возражений, согласно которому задолженность МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак перед ОАО «ДЭК» на 31.12.07 составляет 2 352 руб.

Документы, представленные истцом в качестве доказательств по делу, ответчиком не оспариваются.

Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.

Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Согласно отчету об использовании субвенций, выделенных их областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Зейскому району за декабрь 2007 года из средств областного бюджета в 2007 году Зейскому району была выделена субвенция в размере 14 249 901 руб., перечислено предприятиям 14 249 901 руб., задолженность ответчика перед Зейским районом на 01.01.08 составила 5 920 458 руб. Сумма фактических затрат предприятий Зейского района в 2007 году составила 15 582 147 руб.

Таким образом, выделенных из областного бюджета денежных средств оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот указанной категории граждан.

Доказательств нецелевого использования полученных МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак денежных средств не представлено.

Суд приходит к выводу, что МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак не имело возможности возместить истцу расходы, связанные с реализацией Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.05 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку выделенных денежных средств на указанные цели было недостаточно.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 85 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 9 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», пунктом 2 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ», а также ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих финансирование обеспечения осуществления полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации исключительно из бюджета субъекта РФ, расходы предприятий по предоставлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта.

Материалами дела установлено, что государственные полномочия по предоставлению льгот, предусмотренных Законом Амурской области от 05.12.05 № 99-ОЗ органу местного самоуправления субъектом РФ,

МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак Амурской областью не передавались и не обеспечивались материальными и финансовыми средствами из областного бюджета в достаточной мере, следовательно, МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак не несет ответственность за ущерб, причиненный истцу в виде неполучения доходов от предоставленных им льгот в соответствии со ст. 16, ст. 1069 ГК РФ.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Поскольку Зейскому району в 2007 году в достаточном размере не были выделены средства областного бюджета на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам согласно Закону № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», суд приходит к выводу, что ответственность за причиненный вред в части невозмещенных истцу убытков, связанных с предоставлением льгот в части оплаты за электроэнергию в период с ноября по декабрь 2007 года работникам МУК «Социально культурный комплекс» п. Бомнак должна нести Амурская область в лице министерства финансов Амурской области в силу ст. ст. 85, 136 БК РФ, ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

В соответствии с п. 2. ст. 4 Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» социальная поддержка предоставляется в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Постановлением губернатора Амурской области № 6 от 17.01.06 установлен в размере 676 кВт/ч на одного человека в год норматив потребления электроснабжения для исчисления расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при определении размера жилищной субсидии.

В судебном заседании суд установил, что из представленных истцом списков граждан льготной категории, в которых указаны объемы предоставленных истцом услуг, следует предоставление истцом льгот по оплате за электроэнергию с превышением нормативов потребления электроэнергии. Так, ФИО2 отпущено за 2007 год 772 кВт/ч, что на 96 кВт/ч превышает установленный норматив, оплата за данное превышение составляет 80 руб. 64 коп. Также согласно списков граждан, которым предоставляются льготы, Хи-су-ни П.Я. фактически истец отпустил 768 кВт/ч, что превышает установленный норматив на 92 кВт/ч, что соответствует 77 руб. 28 коп. Таким образом, истец предоставил льготы по оплате за электроэнергию с превышением норматива отпуска льготной электроэнергии на сумму 157 руб. 92 коп.

Поскольку социальная поддержка работникам культуры предоставляется исключительно в пределах утвержденных лимитов потребления, то соответственно суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований на сумму превышения отпуска норматива электроэнергии, на 157 руб. 92 коп.

На основании изложенного с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать убытки в размере 2 194 руб. 08 коп.

Общая сумма заявленных исковых требований составила 2 352 руб., госпошлина с суммы иска составляет 500 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина по иску распределяется пропорционально удовлетворенным требованиям: в размере 466 руб. 43 коп. относится на ответчика министерство финансов Амурской области; в размере 33 руб. 57 коп. относится на истца.

На основании изложенного,   руководствуясь ст. 167- ст. 169, 180 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнерго» убытки в размере 2 194 руб. 08 коп., а также расходы по государственной пошлине в размере 466 руб. 43 коп., в остальной части в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой апелляционный суд (г. Хабаровск) либо после вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.П. Косарева