ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2240/11 от 20.07.2011 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2240/2011

« 21» июля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 г. Полный текст решения изготовлен 21 июля 2011 г.

Арбитражный суд в составе судьи Чумакова Павла Анатольевича

при участии секретаря судебного заседания Кургунова Р.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Амурская финансовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

администрации города Благовещенска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным бездействия

протокол вел: секретарь судебного заседания Кургунов Р.В.

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 директор, паспорт;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 03.11.2010 № 01-10/4746 сл.уд.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Амурская финансовая компания» (далее по тексту - заявитель, ООО «АФК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска (далее по тексту - ответчик, Администрация), выраженного в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з).

В качестве способа восстановления нарушенного права, заявитель просил обязать администрацию г. Благовещенска: немедленно утвердить и выдать ООО «АФК» схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, предполагаемой площадью 20000 кв. м., для размещения зеленых насаждений в квартале 382 г. Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з); немедленно утвердить и выдать ООО «АФК» схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, предполагаемой площадью 1235 кв. м., для размещения открытой автостоянки в квартале 382 г. Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з); немедленно утвердить и выдать ООО «АФК» схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, предполагаемой площадью 15000 кв. м., для сквера в квартале 390 г. Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. № 70 (вх. № 3694з); в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов, испрашиваемых земельных участков принять решения о предоставлении ООО «АФК» этих земельных участков в собственность за плату и направить копии таких решений ООО «АФК» с приложением кадастровых паспортов этих земельных участков; в недельный срок с момента принятия решений о предоставлении земельных участков заключить с ООО «АФК» договора купли-продажи земельных участков.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в нарушение пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) Администрация, не утвердила и не выдала обществу схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий в срок установленный ЗК РФ.

Представитель ответчика заявленные требований не признал, указал, что Администрацией были приняты решения об отказе в предоставлении запрошенных земельных участков от 23.05.2011 №2456/16, от 30.05.2011 №2602/16, от 08.06.2011 №2933/16. По заявлению от 07.04.2011 №3694з отказ вынесен ввиду нахождения запрашиваемого земельного участка в зоне Р-1 (зоне городских парков, скверов, бульваров и набережных). Кроме того, запрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, ранее представленного юридическому лицу для трансформаторной подстанции. По заявлению от 07.04.2011 №3696з отказано в предоставлении земельного участка в связи с его нахождением в зоне Р-3 (зоне прочей зелени). Отказывая в предоставлении земельного участка по заявлению от 07.04.2011 №3695з Администрация исходила из того, что земельный участок находится в зоне П-3 (земельный участок предназначенный для формирования комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз относящихся к V классу вредности, с обязательным соблюдением требований по ограничению выброса тяжелых запахов, пыли, избыточной освещенности, вибрации, шума и других неудобств, которые могут повлиять на окружающую среду). При предоставлении указанного земельного участка на праве собственности у общества появится возможность осуществлять на данном земельном участке строительство. Реализация данных прав собственника земельного участка фактически может привести к изменению цели предоставления земельного участка, вместо использования для целей, не связанных со строительством, на осуществление строительства объектов недвижимого имущества.

В судебном заседании представители сторон настаивали на ранее изложенных позициях. Подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в отзывах и письменных пояснениях по существу спора.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

07.04.2011 ООО «АФК» направило в администрацию г.Благовещенска заявления вх. № 3694з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для сквера, предполагаемым размером 15 000 кв.м., находящегося в квартале 390, в собственность за плату; вх. № 3695з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для открытой автостоянки, предполагаемым размером 1 235 кв.м. (13 м х 95 м), находящегося в квартале 382, в собственность за плату; вх. № 3696з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для зеленных насаждений, предполагаемым размером 20 000 кв.м., находящегося в квартале 382, в собственность за плату.

ООО «АФК» просило в случае выявления причин (права, не зарегистрированные надлежащим образом, красные линии, установленные в соответствии с законодательством РФ и т.д.) препятствующих предоставлению земельного участка в обозначенных предполагаемых размерах, произвести их корректировку (увеличение, уменьшение, изменение конфигурации и т.д.) по согласованию с заявителем.

Земельные участки запрашивались для целей не связанных со строительством, для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности с целью получения дохода от использования земельных участков.

Одновременно с заявлением в Администрацию были направлены кадастровые карты земельных участков, свидетельство о регистрации.

Письмом от 23.05.2011 № 2456/16 (ответ на заявление вх. № 3694з от 07.04.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка для сквера в собственность, обосновав отказ в частности следующим: «В границы запрашиваемого земельного участка входит земельный участок площадью 42 кв.м. с кадастровым номером 28:01:020390:0027, находящийся в квартале 390, ранее предоставленный постановлением мэра города Благовещенска от 03.09.2003 № 2826 (в ред. от 04.07.2005 № 1898) юридическому лицу в аренду для трансформаторной подстанции № 390 (договор аренды земельного участка от 29.08.2006 № 1312), на который зарегистрировано право муниципальной собственности.

Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, запрашиваемый земельный участок для сквера, расположен в зоне городских парков, скверов, бульваров и набережных (Р-1).

Территории, на которых будет рассматриваться данный вид разрешенного использования будут являться, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, землями общего пользования, т.е. территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, так как согласно ГОСТу 28329-89 от 01.01.1991 «ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДОВ. Термины и определения», сквер - это озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и пешеходного транзитного движения.

Земельный участок запрашивается для размещения сквера в собственность за плату (т.е. для личного пользования), что предполагает ограничение прав иных лиц на использование данного земельного участка».

Письмом от 08.06.2011 № 2933/16 (ответ на заявление вх. № 3695з от 07.04.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка для открытой автостоянки в собственность, обосновав отказ в частности следующим: «Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 № 38/09 (в редакции от 28.01.2010 № 4/01), запрашиваемый земельный участок расположен в зоне (П-3).

Согласно градостроительному регламенту зоны (П-3) среди основных и вспомогательных видов разрешенного использования предусмотрено размещение объектов недвижимого имущества, предполагающее, соответственно, осуществление строительства.

При предоставлении указанного земельного участка на праве
 собственности у заявителя появится возможность осуществлять на
 земельном участке строительство.

Реализация данных прав собственника земельного участка фактически может привести к изменению цели предоставления земельного участка, вместо использования для целей, не связанных со строительством, на осуществление строительства объектов недвижимого имущества.

Однако, порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статьей 30 ЗК РФ, является более сложным в отличии от порядка, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ».

Письмом от 30.05.2011 № 2602/16 (ответ на заявление вх. № 3696з от 07.04.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность, обосновав отказ в частности следующим: «Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 № 38/09 (в редакции от 28.01.2010 № 4/01), за­прашиваемый земельный участок для зеленых насаждений, находящийся в квартале 382, расположен в зоне прочей зелени (Р-3).

Согласно ГОСТу 28329-89 от 01.01.1991 «ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДОВ. Термины и определения», зеленые насаждения - это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории.

Земельный участок, используемый для зеленых насаждений, предусматривает территорию, занятую непосредственно зелеными насаждениями и за­прещает размещение объектов иного назначения.

Территории, на которых будет установлен данный вид разрешенного использования, будут являться, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, землями общего пользования, т.е. территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Однако, земельный участок запрашивается для зеленых насаждений в собственность за плату (т.е. для личного пользования), что предполагает ограничение прав иных лиц на использование данного земельного участка.

Также, согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил, существующие зеленые насаждения на запрашиваемом земельном участ­ке включены в общую систему озеленения территории санитарно-защитной зо­ны железной дороги, являющуюся территорией специального назначения с особым режимом использования».

Посчитав бездействие администрации г. Благовещенска, выраженное в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з) незаконным, ООО «АФК» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив изложенные обстоятельства, суд счел, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 данной статьи).

Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с названной нормой права утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для соответствующих целей.

Судом установлено, что 07.04.2011 Общество обратилось в Администрацию с заявлениями о предоставлении в собственность за плату трех земельных участков для целей, не связанных со строительством: с целью использования для сквера (предполагаемый размер земельного участка 15 000 кв.м., расположен в квартале 390), используемого для открытой автостоянки (предполагаемый размер 1 235 кв.м. (13 м х 95 м), расположен в квартале 382), используемого для зеленных насаждений (предполагаемый размер 20 000 кв.м., расположен в квартале 382). Заявление Общества соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 34 ЗК РФ. К заявлениям были приложены копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, кадастровые карты территории с отмеченными испрашиваемыми земельными участками.

То, что схема расположения земельного участка подлежит оформлению органом местного самоуправления, прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ. Следовательно, орган местного самоуправления обязан был в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В нарушение приведенных норм ЗК РФ, орган местного самоуправления не предпринял действий направленных на утверждение и выдачу заявителю схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий в месячный срок со дня поступления заявлений.

Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Указанные выше бездействия Администрации нарушают права и законные интересы Общества, так как создают препятствия к оформлению права на земельные участки, необходимые для ведения им предпринимательской деятельности.

Довод ответчика, изложенный в письмах от 23.05.2011 № 2456/16, от 30.05.2011 № 2602/16 о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с принадлежностью к территориям общего пользования судом отклонен в связи со следующим.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

В определении Верховного Суда РФ от 27.10.2009 № 11-В09-19 указано, что норма пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Таким образом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств наличия красных линий в кварталах 382, 390 г. Благовещенска, установленных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также не представил доказательства наличия на испрашиваемых Обществом земельных участках объектов общего пользования.

В соответствии с положениями статьи 26.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 № 38/09 (далее по тексту - Правила), основным видом разрешенного использования зоны прочей зелени (Р-3) является размещение зеленных насаждений.

В зоне предприятий V класса вредности (П-3) основным видом разрешенного использования являются автостоянки любых видов (статьи 24.3 Правил).

Согласно статье 26.1 Правил, основным видом разрешенного использования зоны городских парков, скверов, бульваров и набережных (Р-1) является размещение скверов.

Следовательно, цели использования запрашиваемых земельных участков по заявлениям от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з) соответствуют видам разрешенного использования.

Администрация в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представила доказательств несоответствия целей использования испрашиваемых Обществом земельных участков зонированию территорий.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств того, что земельный участок, запрашиваемый для открытой автостоянки (заявление вх. №3695з от 07.04.2011), будет использован для строительства; не представил доказательств отнесения земельного участка запрашиваемого заявлением вх. №3696з от 07.04.2011 к территории специального назначения с особым режимом использования.

Судом отклонен довод ответчика о невозможности предоставления земельного участка в связи с вхождением в его границы земельного участка площадью 42 кв.м. (письмо от 23.05.2011 №2456/16). Данное обстоятельство не может являться безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Согласно части 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), обязан откорректировать площадь земельного участка по сравнению с площадью, заявленной ориентировочно.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования заявителя и признает бездействие Администрации, выраженное в неутверждении и невыдаче ООО «АФК» в месячный срок, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з) незаконным.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следовательно, закон возложил на суды обязанность указать в судебном акте способ восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, чье требование удовлетворено судом.

В связи с признанием оспариваемых бездействий незаконными суд указывает на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем обязания администрации г. Благовещенска повторно рассмотреть заявления ООО «АФК» от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з) с учетом предписаний статьи 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным, юридическим лицом государственная пошлина оплачивается в размере 2000 рублей за каждое самостоятельно заявленное требование.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Определением от 30.05.2011 ООО «АФК» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины на срок 6 месяцев.

С учетом положений статьи 333.17 Налогового кодекса РФ государственная пошлина взысканию с администрации г.Благовещенска не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, ст. 180, ст. 201 АПК РФ, суд решил заявление удовлетворить.

Признать незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ, бездействие администрации г. Благовещенска, выраженное в неутверждении и невыдаче обществу с ограниченной ответственностью «Амурская финансовая компания» в месячный срок, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з).

Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью «Амурская финансовая компания» от 07.04.2011 исх. № 68 (вх. № 3596з), от 07.04.2011 исх. № 69 (вх. № 3695з), от 07.04.2011 № 70 (вх. № 3694з) с учетом предписаний ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).

Судья П.А. Чумаков