Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2389/2018
10 июля 2018 года
03 июля 2018 года
изготовление решения в полном объеме
оглашение резолютивной части
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Е.А.Варламова,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.В.Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» (ОГРН 1022800512613, ИНН) к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838) о признании незаконными постановления о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии в заседании:
Заявитель - Пахомова М.Л., доверенность от 21.02.2018, паспорт,
Ответчик – Мавлютова Е.В., доверенность от 26.06.2018 г., № 21, служебное удостоверение,
установил:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось открытое акционерное общество «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу об оспаривании постановления от 06.03.2018 № у7-ап439/06 по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика требования не признал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» зарегистрировано 30.08.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800512613, ИНН 2801002684 по юридическому адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 18.
Заявитель осуществляет деятельность по производству сухарей, печенья и прочих сухарных хлебобулочных изделий, производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения.
ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» несвоевременно, 24.07.2017, представило декларацию об объемах использования этилового спирта по форме согласно приложению №2, декларацию об объеме закупки этилового спирта по форме согласно приложению №7 за 1 квартал 2017 года в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по версии 4.31 через «Личный кабинет» на интернет-сайте www.lsrar.ru в АИС «Паспорт предприятий» при дате представления не позднее 20.04.2017.
При сравнительном анализе декларации №2 за 1 квартал 2017 года и декларации №2 за 2 квартал 2017 года ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» административным органом выявлено несоответствие объемов остатков алкогольной продукции на конец 1 квартала - начало 2 квартала 2017 на 7107,124 дал.
На основании изложенного МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО определением т 30.10.2017 № У7-ап439/06 возбудил дело об административном правонарушении.
18.12.2017 Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу направило в адрес заявителя извещение от 18.12.2017 года №У7-ап439/06 (повторно) о необходимости явки 30.01.2018 года в 12ч. 00м. для составления протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея». Письмо было направлено по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 18 и получено заявителем 26.12.2017.
30.01.2018 в отсутствие представителя общества должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении № У7-ап439/06, действия заявителя квалифицированы по статье 15.13 КоАП РФ. В качестве события правонарушения указаны следующие нарушения: нарушен порядок и сроки предоставления деклараций, в декларации № 2 за 1 квартал 2017 общество исказило сведения, завысив объем остатка этилового спирта на конец 1 квартала 2017 года на 7107,124 дал.
Копия протокола направлена в адрес общества по почте и получена им 09.02.2018, что подтверждается информацией с сайта ФГУП «Почта России» о почтовом отправлении № 68092196754502.
В связи с отсутствием информации о получении заявителем определения рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 06.03.2018 в 11 час. 30 мин., о чем вынесено определение от 09.02.2018 № У7-ап439/06. Копия определения направлена обществу по почте и получена им 14.02.2018, что подтверждается информацией с сайта ФГУП «Почта России» о почтовом отправлении № 68000020121857.
Постановлением от 06.03.2018 № У7-ап439/06, вынесенным в отсутствие законного представителя общества, заявитель за искажение информации при декларировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании постановления от 06.03.2018 № У7-ап439/06 по делу об административных правонарушениях Управлением 06.03.2018 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на общество возложена обязанность предоставить информацию о принятых мерах по представлению органа (должностного) лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, по истечении 1 месяца со дня получения копии представлений.
Копии постановления и представления направлены заявителю по почте и получены последним 16.03.2018.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество оспорило их в судебном порядке.
Рассмотрев требования по существу, изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования общества не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 настоящие требования заявителя по оспариванию постановлений и выданных по итогам их принятия представлений рассматриваются судом в порядке главы 25 АПК РФ.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанная норма включает в себя два самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на искажение информации в названных декларациях, или несоблюдение порядка и срока их подачи.
Под искажением информации следует понимать представление деклараций с недостоверными сведениями, а также с ошибками.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
Согласно редакции Федерального закона № 171-ФЗ, действующей до 01.01.2018, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (п.1 ст.14 названного Закона).
Также в соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона в редакции, действующей с 01.01.2018, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема, в т.ч. закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ закреплено положение, согласно которому порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила, утвержденные Постановлением № 815).
Согласно пункту 1 Правил, утвержденных Постановлением № 815, настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций в частности об объеме использования этилового спирта; об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 815, декларации, указанные в пункте 1 настоящих Правил, представляют, в том числе, организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Так, пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением № 815, закреплено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7.
Кроме того в силу пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением № 815, организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата) или использующие этиловый спирт в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции, на технические или иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические или иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации об объеме использования этилового спирта по форме согласно приложению № 2.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
Таким образом, у организаций, осуществляющих закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в технических или иных, не связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целях, и в настоящее время в силу предписаний Постановления Правительства № 815 сохраняется обязанность по представлению деклараций об объеме использования этилового спирта по форме согласно приложению № 2, об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7.
Материалами административного дела установлено, что открытое акционерное общество «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» осуществляет закупку этилового спирта в объеме свыше 200 дал в год и использует этиловый спирт на иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данное обстоятельство самим обществом признается, не оспаривается.
Согласно сведений, указанных организацией - контрагентом заявителя АО «Ерофеев» (ИНН 5452114972), в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 6 за 4 квартал 2016 года, АО «Ерофеев» осуществляло поставку этилового спирта в адрес организации ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» в количестве 1216,9 дал. Факт поставки продукции в адрес ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» подтверждается выпиской из деклараций по форме согласно приложению № 6 АО «Ерофеев», а также представленными контрагентом документами: товарно-транспортными накладными, копией акта № 915 об отгрузке и приемке этилового спирта.
При этом, как установлено административным органом и подтверждается материалами дела, в декларации об объеме использования этилового спирта, представленной ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея», указан остаток этилового спирта на конец 1 квартала 2017 года равный 8072,7 дал, при этом материалами дела установлено, что фактический остаток 965,5756 дал.
Также как установлено управлением и не оспаривается заявителем, ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» нарушило порядок и сроки при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, а именно: несвоевременно, 24.07.2017, представило декларацию об объемах использования этилового спирта по форме согласно приложению № 2, декларацию об объеме закупки этилового спирта по форме согласно приложению № 7 за 1 квартал 2017 года в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде по версии 4.31 через «Личный кабинет» на интернет-сайте www.fsrar.ru в АИС «Паспорт предприятий» при дате представления не позднее 20.04.2017.
Формат представления в электронном виде деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей по версии 4.31, утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 «О формате представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (Далее - Формат, утвержденный Приказом № 198).
На основании протокола загрузки декларация № 7 успешно сохранена в базу 24.07.2017.
В ходе проведения административного расследования управлением изучен протокол загрузки обществом 31.03.2017 электронного файла D2_2801002684_037_31032017_29DAA0AC-BBF4- 4А6В-А1E6-C023A97FAAA0. XML. sig.zip.enc декларации № 2 на портал Росалкогольрегулирования.
Согласно протоколу загрузки декларации № 2 от 31.03.2017 файл не прошел контроль и не был принят Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в связи с нарушением формата представления декларации, а именно в строке № 35 ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» не был указан вид деятельности «Лицензируемая или Нелицензируемая».
Формат, утвержденный Приказом № 198, описывает требования к XML файлам передачи в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
В соответствии с п.п. 2.2 п. 2 Формата утвержденного Приказом № 198 Признак обязательности элемента определяет обязательность присутствия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле обмена обязательно; "Н" - присутствие элемента в файле обмена необязательно, т.е. элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и т.п.), то признак обязательности элемента дополняется символом "К". Например: "ОК". В случае если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом "М". Например: "НМ, ОКМ".
При сдаче декларации декларант обязан указать в декларации тот вид деятельности, которую он осуществляет и за которую представляет декларации. В данном случае ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» осуществляющая закупку этилового спирта для его использования в объеме более 200 декалитров в год на иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соответственно должна была указывать код вида деятельности —11.
При декларировании объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Приказ Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 носит обязательный характер и распространяется на неопределенный круг лиц.
В этой связи при декларировании объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей организации, представляющие соответствующие декларации, обязаны соблюдать требования нормативных актов, устанавливающих порядок заполнения и формат представления таких деклараций.
Не любой электронный файл, направленный декларантом в Росалкогольрегулирование по телекоммуникационным каналам связи, можно считать декларацией, а только тот, который сформирован и направлен декларантом в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами.
Согласно п. 21 Правил, утвержденных Постановлением № 815 при предоставлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организациям (индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным товаропроизводителям) по телекоммуникационным каналам связи.
Вместе с тем, если направленный декларантом в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка электронный файл не соответствует установленным требованиям нормативных правовых актов, то такой файл декларацией не является.
То есть в случае представления декларантом электронного файла, не соответствующего установленным требованиям, основания считать, что обязанность такого лица по декларированию объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей исполнена, отсутствует.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод административного органа о том, что общество нарушило порядок представления декларации по форме № 2, вследствие чего электронный файл не прошел контроль.
При устранении данных ошибок и повторной выгрузке декларации № 2 24.07.2017 года, декларация № 2 за 1 квартал 2017 года успешно обработана и сохранена в базу.
В соответствии с и. 4.2 Раздела 4 Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 «О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (Приказ № 231) в декларации № 2 в графе 20 «остаток на конец отчетного периода – всего» - указывается остаток этилового спирта на конец отчетного периода в спиртохранилище (складе).
Согласно п. 4.2 Раздела 4 Порядка, утвержденного Приказом № 231 в декларации № 2 в графе 4 «остаток на начало отчетного периода» - указывается остаток этилового спирта на складе (хранилище) на начало отчетного периода.
В соответствии с требованиями данного Порядка во всех графах декларации показатели указываются в физическом выражении декалитрах или тоннах до третьего знака после запятой (пункт 1.7).
При сравнительном анализе декларации № 2 за 1 квартал 2017 и декларации № 2 за 2 квартал 2017 года ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» выявлено несоответствие объемов остатков этилового спирта на конец 1 квартала - начало 2 квартала на -7107,124 дал.
В ходе административного расследования истребованы документы у ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея».
Согласно объяснению, представленному обществом административному органу, указанное несоответствие обусловлено тем, что предоставлении декларации за 1 квартал 2917 года сведения об остатке этилового спирта на конец 1 квартала 2017 ошибочно указаны на в декалитрах, а в килограммах (с учетом пересчета массы водно - спиртового раствора по фактической крепости в физическое выражение).
Таким образом, в нарушение и. 4.2 Раздела 4 Приказа № 231, ОАО «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» в декларации № 2 за 1 квартал 2017 исказило сведения, указав остаток этилового спирта на конец 1 квартала 2017 в количестве 8072,7 кг вместо 965,5756 дал.
Факт правонарушения удостоверяется распечаткой из подсистемы декларирование АИС «Паспорт предприятий» о дате загрузки деклараций по форме согласно приложениям № 2, 7 за 1 квартал 2017 года в электронном виде на портал интернет-сайта www.fsrar.ru, декларацией по форме согласно приложению № 2, пояснениями Общества, инвентаризационной описью и обществом не оспаривается.
В результате чего были нарушены: пункт 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ, пункт 15 Правил, утвержденных Постановлением № 815, п 4.2 Раздела 4 Порядка утвержденного Приказом № 231, Формат утвержденного приказа № 198.
Совокупность названных обстоятельств свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
Таким образом, в оспариваемом постановлении административный орган обоснованно усмотрел в действиях общества событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения о законодательства в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени осмотрительности, в материалах дела не имеется. Какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину общества, судом не установлены, совершение правонарушение вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работниками общества к таковым обстоятельствам не относятся.
Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, поскольку в действиях заявителя в полном объеме установлен состав правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела судом оценены и признаны необоснованными доводы заявителя о ненадлежащем извещении общества о месте и времени вынесения протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении, обоснованные тем, что соответствующие извещения не направлялись административным органом по адресу управляющей организации общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (как указывает общество, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 02.03.2018 лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является управляющая организация ООО «Объединенные кондитеры», расположенная по адресу: 115184, г. Москва, переулок 2-й Новокузнецкий, 13/15, корпус 1).
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Часть 3 данной статьи предусматривает, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 4 рассматриваемой статьи физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицом, привлекаемым к административной ответственности является ОАО Благовещенская кондитерская фабрика «Зея».
В силу части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
В соответствии с положениями части 3 статьи 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, порядок извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентирован в Кодексе, основным способом извещения юридических лиц признано направление извещений по юридическому адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, юридическим адресом общества является Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 18.
Из материалов дела следует, что вся корреспонденция в рамках административного расследования направлялась на указанный выше адрес, в т.ч. и извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, и были получены обществом.
Также в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» указано, что передача полномочий постоянно действующего исполнительного органа юридического лица управляющему или управляющей организации, сама по себе не влечет необходимость внесения изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Следовательно, передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации ООО «Объединенные кондитеры» не влечет за собой безусловную обязанность по направлению извещения в рамках производства по делу об административном правонарушении по адресу, отличному от адреса места нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем КоАП РФ не содержит положения о том, что юридическое лицо может считаться извещенным при уведомлении лишь непосредственно его законного представителя.
Позиция по извещению юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, отражена в постановлении Президиума № 5522/11 от 27.09.2011, в котором Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что КоАП РФ не содержит положения о том, что юридическое лицо может считаться извещенным при уведомлении лишь непосредственно его законного представителя.
Следовательно, извещение юридического лица о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении по адресу его места нахождения не нарушает требований закона.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (часть 3 статьи 25.15 КоАП РФ).
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, не позволивших управлению всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
На основании части 1 статьи 28.3, статьи 23.50 КоАП РФ должностные лица управления вправе составлять протоколы и выносить постановления по статье 15.13 КоАП РФ. Полномочия должностных лиц управления судом проверены.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Вменяемое обществу правонарушение не является малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» было разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательного составляющего объективной стороны правонарушения, и считается законченным правонарушением независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.
При рассмотрении настоящего дела суд учитывает характер допущенных нарушений, посягающих на установленный порядок декларирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, количество таких нарушений, то, что в рассматриваемом случае нарушения выразились в том числе в несоответствии объема остатка этилового спирта, указанной в декларации, фактическому остатку, длительность срока просрочки представления деклараций. Также суд принимает во внимание отсутствие признаков исключительности допущенных нарушений, в связи с чем, приходит к выводу о наличии существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного квалифицировано быть не может.
Общество субъектом малого и среднего предпринимательства не является, сведения о нем в соответствующем Едином государственном реестре отсутствуют, доказательств соответствия заявителя требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» также не представлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи 15.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Управлением с учетом всех установленных по делу обстоятельств штраф назначен в минимально допустимом размере. При исследовании конкретных материалов и обстоятельств дела судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоразмерности и несправедливости назначенного штрафа. Основания не согласиться с избранным размера штрафа у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя признании незаконным и отмене оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворены быть не могут.
При рассмотрении требования заявителя о признании незаконным и отмене представления Управления от 06.03.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В соответствии с положениями, закрепленными статьей 29.13 КоАП РФ, - судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Административный орган при принятии оспариваемого постановления воспользовался данным правом и, имея для этого очевидные основания, вынес обществу представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Учитывая признание судом доказанным наличие установленных в оспариваемом постановлении события и состава административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ, представление Управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства, при наличии оснований для его вынесения.
В связи с чем, оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене у суда не имеется.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
открытому акционерному обществу «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» (ОГРН 1022800512613, ИНН 2801002684) в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.03.2018 № у7-ап439/06, вынесенного межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838) о привлечении открытого акционерного общества «Благовещенская кондитерская фабрика «Зея» (ОГРН 1022800512613, ИНН 2801002684) к административной ответственности по 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 06.03.2018, вынесенного межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, ИНН 2721170838), отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Е.А.Варламов