Арбитражный суд Амурской области 675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163 тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48 http://www.amuras.arbitr.ru | ||||||||||
Именем Российской Федерации | ||||||||||
РЕШЕНИЕ | ||||||||||
г. Благовещенск | Дело № | А04-2464/2022 | ||||||||
октября 2022 года | ||||||||||
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 26.10.2022. Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2022. | ||||||||||
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Осадчего Александра Геннадьевича, | ||||||||||
при ведении протокола и аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Воропаевой Еленой Борисовной, | ||||||||||
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>) | ||||||||||
к | индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) | |||||||||
о взыскании 46 615 руб. 80 коп., | ||||||||||
при участии в заседании: от истца: ФИО2 по доверенности от 14.03.2022, паспорт, копия диплома о высшем юридическом образовании; ответчика: не явился, извещен, | ||||||||||
установил: | ||||||||||
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее – истец, ООО «Полигон») с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 года по 30.11.2020 в размере 46 615 руб. 80 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Исковые требования обоснованы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 06.04.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ Арбитражный процессуальный кодекс РФ).
В соответствии с положениями статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ определение о принятии искового заявления к производству, исковое заявление с приложенными к нему документами размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
26.05.2022 ответчик направил в суд письменный отзыв, в котором указал на несогласие с исковыми требованиями. Дополнительно указал на необоснованность доводов о том, ответчик мог вывозить отходы на точку сбора, расположенную по адресу: <...>. Указал, что между ответчиком и ФИО3 было достигнуто устное соглашение о том, что в спорный период на территории его участка была сооружена яма, в которой и происходило уничтожение отходов, образовавшихся в результате деятельности ответчика.
В письменных возражениях на отзыв ответчика от 26.05.2022 и дополнениях к исковому заявлению от 02.06.2022 истец оспаривал приведенные стороной ответчика доводы, полагая обозначенные в иске требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определением от 06.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначил предварительное судебное заседание на 27.06.2022.
Определением суда от 27.06.2022 дело назначено к судебному разбирательству.
22.08.2022 в суд поступили дополнительные пояснения.
В судебном заседании 19.10.2022 представитель истца заявил об уточнении исковых требований, просил взыскать с ИП ФИО1 задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 30.11.2020 в размере 40 607 руб. 89 коп.
Судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточненные исковые требования приняты к рассмотрению.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения стороны истца, суд установил следующие обстоятельства.
ООО «Полигон» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.01.2019, на основании соглашения от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО «Полигон» (региональный оператор).
14 декабря 2020 года ИП ФИО1 обратился к региональному оператору ООО «Полигон» с заявкой на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО (вх. № ЗД-4247) в отношении объекта, расположенного по адресу: <...> (магазин смешанных товаров, закусочная), с указанием периодичности вывоза ТКО по графику: 1 контейнер 1 раз в 3 месяца.
К поданной заявке ИП ФИО1 были представлены: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - 1 л.; договор купли-продажи от 09.01.2019.
По результатам рассмотрения заявки между ИП ФИО1 и ООО «Полигон» был подписан без разногласий договор на оказание услуг по обращению с ТКО № 4370-21 от 14.12.2020 (далее по тексту - договор № 4370-20).
Как следует из договора купли-продажи объект недвижимости по адресу: <...> находится в собственности ФИО1 с января 2019 года, при этом с заявкой на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО ИП ФИО1 обратился к региональному оператору только в декабре 2020 года.
Вместе с тем, в период с 01.04.2019 по 30.11.2022 ООО «Полигон» ответчику оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, для оплаты которых ИП ФИО1 был выставлены счета на сумму 46 615 руб. 80 коп.
В соответствии с выставленными счетами ИП ФИО1оплату не произвел.
25.02.2022 на основании статей 229.1-229.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя - ООО «Полигон» Арбитражным судом Амурской области в рамках дела № А04-1217/2022 был выдан судебный приказ на взыскание с ИП ФИО1 задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (объект – магазин, закусочная «Восточный», расположен: <...>) за период с 01.04.2019 по 30.11.2020 (счета на оплату: № 42103 от 18.12.2020, № 42104 от 18.12.2020, № 42105 от 18.12.2020, № 42106 от 18.12.2020, № 42107 от 18.12.2020, № 42108 от 18.12.2020, № 42109 от 18.12.2020, № 42110 от 18.12.2020, № 42111 от 18.12.2020, № 42112 от 18.12.2020, № 42113 от 18.12.2020, № 42114 от 18.12.2020, № 42115 от 18.12.2020, № 42116 от 18.12.2020, № 42117 от 18.12.2020, № 42118 от 18.12.2020, № 42119 от 18.12.2020, № 42120 от 18.12.2020, № 42121 от 18.12.2020, № 42122 от 18.12.2020) в размере 46 615 руб. 80 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб.
Определением суда от 15.03.2022 на основании поступивших от должника возражений от 14.03.2022 относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ от 15.03.2022 по делу № А04-1217/2022 отменен.
То обстоятельство, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами остались ответчиком неоплаченными, послужило основанием для обращения ООО «Полигон» в суд с исковым заявлением.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
При отсутствии заключенного договора, между сторонами в период с 01.04.2019 по 30.11.2020 фактически сложились правоотношения по возмездному оказанию услуг по вывозу твердых бытовых отходов, которые регулируются нормами главы 39 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (в ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее Правила № 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Потребитель в течение 15 рабочих дней направляет региональному оператору заявку о заключении договора.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом под потребителем Правила № 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая, что информация о необходимости заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО была опубликована в газете Амурская правда №132 (28751) от 16.11.2018, а затем, 16.01.2019, размещена в сети Интернет на официальном сайте ООО «Полигон», в период с 01.04.2019 (со дня осуществления деятельности ООО «Полигон» в качестве регионального оператора) по 30.11.2020 (дата начала оказания услуг по договору № 4370-21) договор между ООО «Полигон» и ИП ФИО1 считается заключенным на условиях типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
В соответствии с заключенным между ООО «Полигон» и ИП ФИО1 договором, региональный оператор начал оказывать услуги с 01.04.2019, что не противоречит установленному законом порядку определения даты заключения договора с потребителями оказываемой услуги.
Согласно пункту 1 типового договора (далее – типовой договор), по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 5 типового договора).
Пунктом 6 типового договора установлено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) 7 накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердым коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашения с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
Согласно пункту 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО учет объема твердых коммунальных отходов производится исходя из нормативов накопления ТКО, в соответствии с Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
Законодательством коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Правил № 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505).
Согласно части 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу части 4 данной статьи накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти Субъекта Российской Федерации, а также фактического выполнения потребителями раздельного накопления ТКО в соответствующие контейнеры, установленные на мусорных площадках.
Согласно пункту 3.1 постановления правительства Амурской области от 24.08.2017 № 408 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Амурской области» (далее – Постановление № 408), раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее - ФККО), собственниками ТКО по установленным видам отходов и складирование отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов.
Из пункта 3.5 постановления № 408 раздельное накопление ТКО на территории Амурской области внедряется поэтапно.
1 этап. В 2020 году региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках с оранжевой цветовой индикацией для складирования отходов, классифицируемых в соответствии с ФККО как отходы продукции из пластмасс; с серой цветовой индикацией - для складирования отходов, в отношении которых не осуществляется раздельное накопление.
2 этап. В 2023 году региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках с синей цветовой индикацией для складирования отходов производства бумаги и бумажных изделий.
3 этап. В 2025 году региональному оператору необходимо осуществить установку контейнеров на контейнерных площадках с зеленой цветовой индикацией для складирования отходов стекла и изделий из стекла; с черной цветовой индикацией - для складирования отходов, классифицируемых в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, исключая напитки и табачные изделия; с красной цветовой индикацией - для складирования неперерабатываемых отходов.
Таким образом, в заявленный ко взысканию период, порядок раздельного накопления ТКО на территории Амурской области внедрен не был, в связи с чем расчет регионального оператора стоимости оказания услуг по принятию, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению ТКО, исходя из нормативов их накопления, произведен истцом правомерно.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» самостоятельная утилизация образованных твердых коммунальных отходов запрещена, поскольку оборот твердых коммунальных отходов ограничен, они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством.
Из представленного в материалы дела расчета исковых требований следует, что региональным оператором за период с 01.04.2019 по 30.11.2020 произведен расчет объема накопления твердых коммунальных отходов в помещении закусочной ИП ФИО1, расположенной по адресу, Амурская область, <...>.
В соответствии с произведенным расчетом, объем принимаемых региональным оператором ТКО в период с 01.04.2019 по 30.11.2020 в отношении закусочной Амурская область, р-н Тамбовски, с. Николаевка составил 0,692 куб.м.
На территории Амурской области норматив накопления ТКО установлен постановлением правительства Амурской области от 18.10.2018 № 502 «О внесении изменений в постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 г. № 606» и составляет 4,15 куб. м. в год на 1 посадочное место.
Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 01.03.2019 № 27-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» ООО «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>), который составляет 527,63 за 1 куб.м.
Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 № 167-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» ООО «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>), который составляет 428,42 за 1 куб.м. (на 2020).
По расчету истца, размер общей стоимости услуг по объекту «закусочная» за период с 01.04.2019 по 30.11.2020 составляет 6547 руб. 25 коп.
Решением Амурского областного суда от 22.03.2021 по делу №3а-31/2021, оставленным без изменения постановлением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.06.2021 признано со дня вступления решения суда в законную силу противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 № 606 (в ред.постановления Правительства Амурской области от 22.04.2020 № 248) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв.м общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв.м общей площади). Суды общей юрисдикции по результатам судебного разбирательства пришли к выводу о том, что нормативы приняты с нарушением Правил № 269 - при отсутствии соответствующих замеров отходов, что влечет экономическую необоснованность оспариваемых значений нормативов.
Решением Амурского областного суда от 21.12.2021 № 3А-115/2021 признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» (в редакции постановления правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов.
Состоявшимся судебным актом суда вышестоящей инстанции - Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.04.2022 по делу М-124/2021 решение Амурского областного суда от 21.12.2021 № 3А-115/2021 оставлено без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
10 октября 2022 года постановлением правительства Амурской области №999 утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов.
По расчету истца по объекту ИП ФИО1 «продовольственный магазин», который расположен по адресу: Амурская область, <...> стоимость оказанных услуг за период с 01.04.2019 по 30.11.2020 составила 34 060 руб. 64 коп.
В подтверждение оказания ответчику в период с 01.04.2019 по 30.11.2020 услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истцом в материалы дела представлены акты оказанных услуг от 18.12.2020 № 42103 - № 42122 на общую сумму 46 615 руб. 80 коп.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» (далее - Постановление Пленума № 63) в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу пункта 4 постановления Пленума № 63 споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из пункта 6 постановления Пленума № 63 следует, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Из материалов дела следует и стороной ответчика подтверждается, что, несмотря на наличие публичной оферты в период с 01.04.2019 по 30.11.2020, ИП ФИО1 самостоятельно заявление в адрес регионального оператора о заключении договора направлено не было.
В свою очередь в рамках принятых на себя обязательств на основании заключенного с министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области соглашения от 14.05.2018 ООО «Полигон» осуществляло оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.04.2019 года на территории с. Николаевка Тамбовского района Амурской области, в том числе, облуживанием всех контейнерных площадок, контейнерных площадок многоквартирных и частных жилых домов, бесконтейнерных площадок частного сектора в соответствии со сведениями об источниках образования ТКО (в т.ч. КГО) и местах накопления (складирования) их, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии) на территории Тамбовского района Амурской области, а также контейнерных площадок вблизи от которых находятся объекты ответчика.
При этом ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором в определенный ко взысканию период.
В спорный период ответчик не обращался к истцу с требованиями о прекращении оказания услуг, не предъявлял претензий относительно качества и объема оказанных услуг, о фальсификации представленных истцом доказательств не заявлял.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований, ИП ФИО1 указал, что ответчик мог вывозить отходы на точку сбора, расположенную по адресу: <...>. Между ответчиком и ФИО3 было достигнуто устное соглашение о том, что в спорный период на территории его участка была сооружена яма, в которой и происходило уничтожение отходов, образовавшихся в результате деятельности ответчика.
Исследуя приведенные в обоснование суждения аргументы, суд не может признать их в качестве достаточного основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, но не по усмотрению потребителя.
В рассматриваемом случае ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО способами, не нарушающими законодательство Российской Федерации, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, а пользуется этой услугой иного лица, уполномоченного на то законом. При таких обстоятельствах довод ответчика суд признает необоснованным и подлежащим отклонению.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Проверив представленный истцом уточненный расчет исковых требований, суд признает его обоснованным, соответствующим постановлению правительства Амурской области от 10.10.2022 № 999 «О временных нормативах накопления твердых коммунальных отходов».
Согласно положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств оплаты оказанных в период с 01.04.2019 по 30.11.2020 услуг на сумму 40 607 руб. 89 коп. ответчиком не представлено, в связи с чем, требование истца о взыскании долга подлежат удовлетворению.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств того, что у ответчика имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по пункту 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ ответчиком не представлены.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Услуги регионального оператора по обращению с ТКО относятся к регулируемым видам деятельности (п. 1,4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а характер правоотношений носит абонентский характер, исходя из положений статьи 429.4 ГК РФ и норм Правил № 1156, подлежащих оказанию услуг на основании типового договора.
Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
С учетом установленной абонентской обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности.
Соответственно, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения.
Надлежащих доказательств подтверждающих факт того, что спорный объект за период с 01.04.2019 по 30.11.2020 ответчиком не использовался, представлено не было. Каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих данный факт, в материалах дела не имеется.
Проверив произведенный истцом расчет задолженности, суд признает его составленным методологически и арифметически верно. Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 года по 30.11.2020 в размере 40 607 руб. 89 коп.
Государственная пошлина в силу пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по данному делу, исходя из размера уточненных требований, составляет 2000 руб.
Судом в порядке статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведен зачет государственной пошлины на сумму 1000 руб., уплаченной по платежному поручению № 220 от 17.02.2022.
Истцом при обращении в суд с настоящим иском уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб. на основании платежного поручения № 402 от 28.03.2022.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110,167-170 и 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН <***>, ИНН <***>)задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 года по 30.11.2020 в размере 40 607 руб. 89 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья А.Г. Осадчий