ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2486/14 от 26.06.2014 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-2486/2014

26 июня 2014 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 26 июня 2014г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2014г.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А.Шишова

при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания: Т.С.Кищиной

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Администрации Малиновского сельсовета

ОГРН <***>

ИНН <***>

к

Амурской области в лице министерства финансов Амурской области

ОГРН <***>

ИНН <***>

о

взыскании 700 000 руб.

третьи лица:

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области;

Общество с ограниченной ответственностью «Тепловик»;

Правительство Амурской области

при участии в заседании:

Истец: ФИО1 –по доверенности от 01.03.2014, сроком до 01.03.2015;

Ответчик: ФИО2 – по доверенности от 20.02.2014 №13-08/3, сроком на один год;

Третьи лица:

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: не явилось, извещалось з/п №21051, вручено 06.06.2014;

Министерство ЖКХ Амурской области: не явилось, извещалось з/п №21056, вручено 05.06.2014;

ООО «Тепловик»: не явилось, извещалось з/п №21049, вручено 06.06.2014;

Правительство Амурской области: не явилось, извещалось з/п №21056, вручено 05.06.2014, ходатайство о рассмотрении в свое отсутствие.

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация Малиновского сельсовета (далее –истец) с исковым заявлением к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области (далее – ответчик) о взыскании задолженности в виде недополученной субсидии за второе полугодие 2013 года в сумме 700 000 руб., в соответствии со ст.ст.78, 129, 130 БК РФ, 1069 ГК РФ.

Требования по иску обоснованы тем, что в соответствии с Законом Амурской области № 123 -ОЗ от 17.12.2012, Закон об областном бюджете на 2013 и плановый период 2014 и 2015 (в ред. Закона Амурской области от 01.03.2013 № 151-03) разработано и утверждено Постановление Правительства Амурской области № 30 от 05.02.2013 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам городских округов и поселений на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива».

Постановлением Правительства Амурской области №427 от 17.09.2013 «О внесении изменений в Постановление Правительства Амурской области от 05.02.2013 № 30», муниципальному образованию Малиновскому сельскому совету выделена субсидия на заготовку топлива на отопительный период 2013 в размере 2 973 100 руб., из них областной бюджет - 2 973 100 руб., в бюджет поселения - 98 285,3 руб.

На основании Постановления Правительства Амурской области Главой Малиновского сельского совета разработано и утверждено Постановление №18 от 14.02.2011 с изменениями от 29.02.2012 № 19, от 19.06.2013 № 54 -Положении «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство и реализацию тепловой энергии в границах муниципального образования из бюджета Малиновского сельсовета по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива».

Субсидия на заготовку топлива перечисляется через министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в адрес муниципального образования. Муниципальное образование перечисляет полученную субсидию в адрес ресурсоснабжающей организации, осуществляющей производство и поставку тепловой энергии для нужд муниципального образования.

На территории Малиновского муниципального образования производство и поставку тепловой энергии для нужд муниципального образования осуществляет ООО «Тепловик» на основании договора безвозмездного пользования от 28.05.2007.

Свои обязательства муниципальное образование Администрация с.Малиновка в части софинансирования из бюджета поселения денежных средств в размере 98 285,3 руб. на заготовку топлива исполнило в полном объеме. В свою очередь, министерство финансов через министерство жилищно-коммунального хозяйства недоперечислила сумму 700 000 руб.

По мнению истца, недополучение субсидии на заготовку топлива ведет к увеличению задолженности ресурсоснабжающей организации перед поставщиками, что в свою очередь ведет к дефициту твердого топлива на котельной в период отопительного периода.

Определениями от 18.04.2014, от 02.06.2014 арбитражный суд в силу ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Общество с ограниченной ответственностью «Тепловик», Правительство Амурской области.

В силу ст.51 АПК РФ в случае, если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, вступило в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала.

Третье лицо - Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, заказным письмом №21051, вручено 06.06.2014, согласно ранее направленному в суд отзыву на иск от 19.05.2014 сообщило, что управление является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию. В силу своих полномочий управление устанавливает тарифы для ресуреоснабжающих организаций и осуществляет контроль за применением установленных им тарифов. Управление не обладает полномочиями по вопросам распределения субсидий бюджетам городских округов и поселений на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива.

Третье лицо - Министерство ЖКХ Амурской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, заказным письмом №21056, вручено 05.06.2014, согласно ранее направленному в суд отзыву на иск от 15.05.2014 сообщило, что в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 № 617 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» определен Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам городских округов и поселений в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в части организации теплоснабжения для устойчивого функционирования коммунальной структуры и надежного обеспечения топливно-энергетическими ресурсами. В соответствии с п. 9 Порядка главный распорядитель (министерство ЖКХ области) в пределах бюджетных ассигнований, представляет в министерство финансов области заявку на финансирование для перечисления субсидии. Министерство финансов области в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования перечисляет средства на лицевой счет главного распорядителя.

Согласно п. 10 Порядка главный распорядитель в пределах бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств перечисляет субсидии для последующего перечисления на счета бюджетов муниципальных образований.

Предоставление субсидии является дополнительным по отношению к собственным средствам источником финансирования, основным источником финансирования являются собственные средства.

В связи с чем, считает требования истца необоснованными.

Третье лицо - ООО «Тепловик» в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, заказным письмом №21049, вручено 06.06.2014, отзыва на иск и запрошенных документов в суд не представило.

Третье лицо – Правительство Амурской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом, заказным письмом №21056, вручено 05.06.2014, согласно направленному в суд отзыву на иск от 18.06.2014 сообщило, что в первоначальной редакции Закона об областном бюджете на 2013 год был установлен предельный объем бюджетных ассигнований на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива в размере 900047,7 тыс.руб. Законом Амурской области от 12.08.2013 № 206-0З были внесены в этой части изменения, увеличив предельный объем до 1000047,7 тыс.руб. Последующее увеличение лимита на обозначенные цели было осуществлено в соответствии с Законом Амурской области от 30.08.2013 №207-03 - до 1723047,7 тыс.руб. и данный предельный объем бюджетных ассигнований до окончания 2013 года оставался неизмененным. На основании перечисленных законов Амурской области в постановление Правительства Амурской области от 05.02.2013 № 30 вносились соответствующие корректировки. Какие-либо изменения в постановление Правительства Амурской области от 17.09.2013 № 427 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 05.02.2013 № 30» не вносились. Правительство Амурской области не располагает материалами о получении и распределении министерством финансов Амурской области средств по всем муниципальным образованиям, указанным в постановлении Правительства Амурской области от 17.09.2013 № 427, в том числе о возмещении субсидии истцу и причинами их невозмещения.

Дело рассматривалось в судебном заседании в порядке ст.156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам, в отсутствие не явившихся третьих лиц.

Истец на иске настаивал в полном объеме.

Ответчик не согласен с иском в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве от 02.06.2014, указал, что Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 05.02.2009 №21, предусмотрено предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований в целях организации теплоснабжения, создания нормативных запасов топлива, обеспечения расчетов за топливо.

Предоставление субсидии предусмотрено в целях софинансирования организации в границах поселения теплоснабжения населения, снабжения населения топливом, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к вопросам местного значения поселения.

Субсидии местным бюджетам предоставляются при соблюдении условий их предоставления, установленных законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Кроме этого статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации, при соблюдении которых местным бюджетам может быть предоставлен межбюджетный трансферт.

Соответственно предоставление субсидии не является безусловным и обязательным с момента ее распределения. Главный распорядитель бюджетных средств в рамках бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, обязан обеспечивать соблюдение получателями межбюджетных субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Ответчик считает, что истцом не доказан факт совершения государственным органом или должностным лицом действий (бездействия), которые повлекли нарушение его прав, в связи с чем, просит в иске отказать.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, заслушав в судебном заседании истца и ответчика, суд пришел к выводу об обоснованности требований истца по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с п.3 ст.139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.4 ст. 139 БК РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 №617 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугам ЖКХ население Амурской области на 2012-2015 годы» был утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам городских округов и поселений на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива (далее- Порядок), согласно которому условиями предоставления субсидии являются, в т.ч. наличие соответствующих муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство и реализацию тепловой энергии в границах муниципального образования, в части возмещения расходов указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с заготовкой топлива (п.3).

Согласно п.5 указанного Порядка критериями отбора муниципальных образований для предоставления субсидии являются:

- наличие на территории муниципального образования организаций коммунального комплекса, осуществляющих производственную деятельность на объектах теплоснабжения муниципальной собственности и акционерных обществ, осуществляющих теплоснабжение в границах муниципального образования, 100% акций которых находятся в собственности Амурской области;

- отсутствие проведения в отношении организаций коммунального хозяйства, осуществляющих производство и реализацию тепловой энергии в границах муниципального образования, процедуры конкурсного производства или процедуры ликвидации.

Как следует из материалов дела, на территории Малиновского муниципального образования производство и поставку тепловой энергии для нужд муниципального образования осуществляет ООО «Тепловик» на основании Распоряжения Главы Бурейского района №458 от 17.05.2007, договора безвозмездного пользования б/н от 28.05.2007, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Бурейского района (ссудодатель) и ООО «Тепловик (ссудополучатель).

В соответствии с Законом Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и Постановлением Правительства Амурской области от 05.02.2013 №30 «Об утверждении распределения субсидий бюджетам городских округов и поселений на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива» было утверждено распределение субсидий бюджетам городских округов и поселений на софинансирование расходов по организации коммунального хозяйства и заготовки топлива всего по муниципальному образованию в размере 10000047700 руб., в т.ч. Малиновскому сельсовету в размере 1 737 200 руб.

Постановлением Правительства Амурской области №427 от 17.09.2013 «О внесении изменений в Постановление Правительства Амурской области от 05.02.2013 № 30», были внесены изменения в части распределения субсидий бюджетам городских округов и поселений на софинансирование расходов в части заготовки топлива, согласно которому всего по поселениям Бурейского района была выделена и распределена субсидия на заготовку топлива на отопительный период 2013 в размере 11 163 200 руб., в т.ч. Малиновскому сельскому совету - 2 973 100 руб.

Какие-либо иные изменения в постановление Правительства Амурской области от 17.09.2013 № 427 не вносились. Таких доказательств в материалы дела не представлено.

Судом установлено, что свои обязательства муниципальное образование Администрация с.Малиновка в части софинансирования из бюджета поселения денежных средств на заготовку топлива исполнило в полном объеме, перечислило ресурсоснабжающей организации - ООО «Тепловик» для оказания услуг населению денежные средства, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

Ответчиком представлена справка по состоянию на 01.01.2014 о софинасировании расходов по организации коммунального хозяйства в части заготовки топлива, из которого усматривается, что из областного бюджета Администрации Малиновского сельсовета была выделена в 2013 году субсидия в размере 2 973 100 руб. (лимиты 2013 год), возмещено 2 273 100 руб. (всего выбытий), недоперечислено (лимит-субсидия) в размере 700 000 руб.

В силу ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Таким образом, исследовав представленные по делу доказательства, установив, что министерством финансов Амурской области в полном не распределена субсидия истцу, согласно Постановлению Правительства Амурской области от 17.09.2013 № 427, в связи с чем, сумма задолженности составляет 700 000 руб. и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Поскольку ответчик является главным распорядителем бюджетных средств, ответственность по недостаточному распределению субсидий перед истцом несет Амурская область в лице министерства финансов Амурской области.

Истцом при подаче иска в суд госпошлина не уплачивалась.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, т.е. с ответчика.

Согласно 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В соответствии со ст.333.37 Налогового Кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем, она не подлежит взысканию по настоящему делу.

Руководствуясь ст.ст.167-171, 176, 180, 101, 110 АПК РФ суд

решил:

Взыскать с Амурской области в лице министерства финансов Амурской области за счет средств Казны Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Администрации Малиновского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) субсидию в размере 700 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.А.Шишов