ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2498/17 от 17.05.2017 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2498/2017

22 мая 2017 года

изготовление решения в полном объеме

17 мая 2017 года

объявлена резолютивная часть решения

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи И.А. Москаленко,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1022800532171, ИНН 2801020450) к акционерному обществу «Амурские коммунальные системы» (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892) об урегулировании разногласий по государственному контракту, признании действий должностных лиц незаконными;

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Т.С. Поповой,

при участи представителей в заседании:

от истца – П.В. Батишев по доверенности от 14.04.2017, А.Е. Блинов по доверенности от 14.04.2017,

от ответчика – Н.Н. Виноградова по доверенности от 04.08.2016 № 46, Г.Н. Курочка по доверенности от 14.07.2015 № 44;

установил:

государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – истец, Амурский колледж строительства и ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к акционерному обществу «Амурские коммунальные системы» (далее – ответчик, АО «АКС») об урегулировании разногласий по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения № 122, изложении в редакции: пункты контракта № 14 (г), 14 (ф), 38 (в), 40 (а), 49 исключить; исключить из пункта № 14 (е) контракта слова «возмещать вред, причиненный водному объекту»; исключить из пункта 37 контракта слова «Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются заказчиком путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску заказчика, выполненных по поручению заказчика лабораторией аккредитованной в порядке установленном законодательством Российской Федерации»; дополнить контракт пунктом 12 (у) - «В случае подтопления внутридворовых сетей водоотведения заказчика, из городских сетей водоотведения заказчика, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана произвести очистку внутридворовой системы водоотведения заказчика, в течении 24 часов с момента подтопления»; дополнить контракт пунктом 12 (ф) - «В случае неисполнения настоящего обязательства, заказчик вправе потребовать от организации водопроводно-канализационного хозяйства возмещения затрат по проведению мероприятий по очистке и пропарке внутридворовой системы водоотведения. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана исполнить данное требование»; о признании незаконными действий должностных лиц ответчика по взиманию штрафов за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения.

Исковые требования обоснованы тем, что при рассмотрении проекта государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения, протоколы согласования разногласий не подписаны, контракт не заключен.

Определением от 17.04.2017 назначено судебное разбирательство.

Представитель истца в заседании письменно уточнил основания требований. Пояснил, что с учетом положений Федерального закона № 416-ФЗ и Постановлений Правительства РФ № 776,644 ответчик не относится к числу потребителей, которые обязаны канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения оборудовать приборами учета сточных вод, так как объем сточных вод не превышает 90 куб.метров в сутки, пункт 14 «г» подлежит изменению. Представленные документы подтверждают факт переполнения канализационных колодцев колледжа за счет стоков из городской системы водоотведения, что свидетельствует о возможных затратах и необходимости дополнения контракта пунктами 12 «у,ф». Настаивал на требованиях о признании действий должностных лиц ответчика по взиманию платы за негативное воздействие на централизованную городскую систему водоотведения незаконными, поскольку колледж, с учетом пункта 123 Правил холодного водоснабжения и отведения, освобожден от указанной платы, так как осуществляется сброс сточных вод в канализацию здания общежития, относящееся к специализированному жилищному фонду. На требованиях в части урегулирования разногласий пунктов 14 «ф», 38 «в», 49 контракта не настаивал, счел возможным оставить в первоначальной редакции.

Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ к рассмотрению.

Представитель ответчика требования не признал по доводам, отраженным в отзыве. Настаивал на своей редакции контракта. В предварительном заседании дал подробные пояснения относительно возможности изменения пунктов контракта. Указал, что абоненты обязаны возмещать превышение нормативов загрязнения. Превышения определяются нормативами, возмещение сверх нормативов осуществляется абонентами, что предусмотрено законодательством. На вопрос суда пояснил, что в моменты подтопления пробы у истца не брались, счета не оплачивались. Ссылка на то, что общежитие является специализированным жилищным фондом, несостоятельна, так как не представлены документы о том, что объекты являются многоквартирными либо жилыми индивидуальными домами. Не возражал против исключения пункта 14ф контракта. Пункт 49 контракта предложил согласовать в редакции пункта 41 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, определив отведение поверхностных сточных вод без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения. В судебном разбирательстве 17.05.2017 относительно изменения п. 14 «г» в части исключения формулировки об установлении счетчиков сточных вод не возражал. Относительно исключения формулировки в п. 14 «е» контракта пояснил, что согласно п. 36 «г» Правил холодного водоснабжения и водотведения, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Считает, что исключение данной формулировки не представляется возможным. Исключение п. 37 контракта также счел невозможным. Представил постановление администрации города Благовещенска от 28.12.2016 № 4232, которым ОА «АКС» определено уполномоченной организацией по установлению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения города Благовещенска.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

АО «АКС» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) 16.12.2016 для подписания направило в Амурский колледж строительства и ЖКХ (заказчик) проект государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения № 122. Организация водопроводно-канализационного хозяйства предложила ряд условий, в том числе:

по подпункту «г» пункта 14 проекта контракта, согласно которому колледжу предлагалось подписать, что заказчик обязан установить приборы учета холодной воды и приборы учета сточных вод на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем контракте, в случае, если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения. По подпункту «е» пункта 14 заказчик обязан производить оплату по контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством РФ, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной состемы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а так же возмещать вред, причиненный водному объекту. По подпункту «ф» пункта 14 – заказчик обязан обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренными Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;

по пункту 37 проекта контракта, согласно которому к декларации прилагается заверенная заказчиком схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев. При наличии нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков. Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются заказчиком путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску заказчика, выполненных по поручению заказчика лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

по подпункту «в» пункта 38 проекта контракта, согласно которому значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются заказчиком в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке: а) учитываются результаты, полученные за 2 предшествующих года в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод; б) исключаются значения запрещенного сброса; в) не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод;

по подпункту «а» пункта 40 проекта контракта, согласно которому декларация прекращает действие в следующих случаях: а) выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения Заказчиком нормативов допустимых сбросов Заказчиков или требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, по веществам (показателям), не указанным Заказчиком в декларации;

по пункту 49 проекта контракта, согласно которому отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением к централизованной системе водоотведения (в случаях, если отведение поверхностных сточных вод осуществляется без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения, слова «с непосредственным подключением» заменяются словами «без непосредственного подключения»).

Амурский колледж строительства и ЖКХ не согласившись с предложенными условиями контракта, 23.12.2017 направило в АО «АКС» протокол разногласий (получено 23.12.2016 – подпись И.А. Хромовой).

Повторно, 16.01.2017 истец в адрес ответчика направил письмо о необходимости согласования направленного в их адрес протокола разногласий к контракту (получено 16.01.2017 согласно штемпелю ответчика).

27.01.2017 по юридическому адресу ответчика направлено сообщение о необходимости принятия мер к урегулированию разногласий в порядке Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 в течение 5 дней.

Ответчик в лице И.А. Хромовой подписал протокол разногласий без изменений, скрепил печатью, вместе с тем, представив протокол согласования разногласий в редакции проекта контракта № 122 (вх. колледжа от 24.01.2017).

В связи с не урегулированием возникших разногласий с ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд считает исковые требования (с учетом уточнений) подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Статей 420 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 422 ГК РФ).

В силу статьи 446 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке (статья 446 ГК РФ).

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).

Правоотношения по водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила № 644), от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - Правила № 645).

С учетом положений статей 13, 14 Федерального закона № 416-ФЗ и пунктов 18,24 Правил № 644 договор водоснабжения и водоотведения является публичным договором.

Из пункта 1 статьи 432 ГК РФ следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьями 13,14 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе: порядок осуществления учета поданной воды; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения; порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды; иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Существенными условиями договора водоотведения являются, в том числе: предмет договора, режим приема сточных вод; порядок учета принимаемых сточных вод; порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод); порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором; иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статей 20 Федерального закона установлено, что коммерческому учету подлежит количество, в том числе, сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях, в том числе, расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций - по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки (пункт 83 Правил № 644).

Таким образом, пункт 14 "г" контракта изложить в следующей редакции: "установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем контракте, в случае, если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;", исключив условие относительно приборов учета сточных вод. Доводы истца в данной части признаны судом обоснованными.

Пунктом 14 «е» контракта предусмотрено, что заказчик обязан производить оплату по настоящему контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.

Пунктом 121 Правил № 644 установлено, что в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктами 112 и 113 настоящих Правил, абонент также обязан возместить в полном объеме фактически причиненный ущерб, выразившийся в разрушении конструкций, сооружений и оборудования централизованной системы водоотведения и нарушении работы очистных сооружений, случившихся в результате допущенных абонентом нарушений. Кроме того, если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект или причинение вреда водному объекту, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.

Учитывая, что указанным пунктом предусматривается компенсация за сверхнормативный сброс сточных вод и вред водному объекту, и получателем компенсации является организация по водоотведению или очистке сточных вод, то включение условий в контракт о возмещении вреда, причиненного водному объекту, без определения получателя компенсации и субъекта нарушения, противоречит требованиям действующего законодательства. Пункт 14 "е" контракта суд считает необходимым изложить в следующей редакции: "производить оплату по настоящему контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод. Если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект или причинение вреда водному объекту, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;".

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Федерального закона № 416-ФЗ в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения. Федеральным законом от 13.07.2015 № 221-ФЗ действие указанной нормы приостановлено до 01.01.2019 года.

Следовательно, пункт 14 «ф» контракта о то, что заказчик обязан обеспечивать локальную очистку сточных вод в случаях, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, подлежит исключению.

Пунктом 37 контракта предусмотрено, что к декларации прилагается заверенная заказчиком схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев. При наличии нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков. Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются заказчиком путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску заказчика, выполненных по поручению заказчика лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанные условия контракта полностью согласуются с положениями пункта 129 Правил № 644 и не подлежат изменению.

Пунктом 38 "в" контракта установлено, что значение фактических концентраций и фактических свойств сточных в составе декларации определяются заказчиком в интервале от минимального до максимального значения результатов анализов состава и свойств проб сточных вод, при этом в обязательном порядке, в том числе, не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.

Указанные условия контракта полностью согласуются с положениями пункта 129 Правил № 644 и не подлежат изменению.

Согласно пункту 40 «а» контракта декларация прекращает действие в следующих случаях, в том числе, выявления организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения заказчиком нормативов допустимых сбросов заказчиков или требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации.

Указанные условия контракта полностью согласуются с положениями пункта 129 Правил № 644 и не подлежат изменению.

Пункт 49 контракта суд считает необходимым изложить в следующей редакции "отведение поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.", исключив условие о непосредственном подключении к централизованной системе водоотведения, что соответствует условиям пункта 41 Правил № 644. Доводы истца в указанной части являются обоснованными.

Требования истца о дополнении контракта пунктами 12 «у» и 12 «ф» о том, что в случае подтопления внутридворовых сетей водоотведения заказчика, из городских сетей водоотведения заказчика, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана произвести очистку внутридворовой системы водоотведения заказчика, в течении 24 часов с момента подтопления; в случае неисполнения настоящего обязательства, заказчик вправе потребовать от организации водопроводно-канализационного хозяйства возмещения затрат по проведению мероприятий по очистке и пропарке внутридворовой системы водоотведения. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана исполнить данное требование»; о признании незаконными действий должностных лиц ответчика по взиманию штрафов за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения (статья 14 Федерального закона № 416-ФЗ).

Указанные в пунктах 12 «у» и 12 «ф» условия в совокупности свидетельствуют о наступлении обязанности ответчика, как в случае ненадлежащего исполнения контракта, так и в любом другом случае. Более того, возлагают безальтернативную ответственность на ответчика при возникновении убытков у истца.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе путем возмещения убытков.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда. Таким образом, истец должен доказать каждый элемент, входящий в состав деликтного правонарушения, в частности доказать противоправные действия ответчика и его вину.

Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что, применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Поскольку спорные условия относятся непосредственно к имуществу абонента, а возникновение убытков (причинно-следственную связь) в случае подтопления подлежит установлению и доказыванию, то в удовлетворении требований о включении пунктов 12 "у" и 12 "ф" следует отказать. Более того, указанные условия не относятся к существенным условиям по спорному контракту.

Представленные истцом документы в подтверждение ранее понесенных расходов в связи с прочисткой системы канализации, не распространяют свое действие на будущее время, не являются безусловным основанием для ответственности ответчика.

Также не подлежит удовлетворению требование о признании незаконными действий должностных лиц ответчика по взиманию штрафов за негативное воздействие на централизованную систему водоснабжения, поскольку совершение таких действий не доказано, и факт их возможного совершения является предположением. Полномочия ответчика подтверждены постановлением администрации города Благовещенска от 28.12.2016 № 4232, которым ОА «АКС» определено уполномоченной организацией по установлению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам, осуществляющим сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения города Благовещенска. Условие о взимании организацией водопроводно-канализационного хозяйства платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод определено пунктом 35 и разделом 10 Правил № 644. Обязанность абонента по оплате за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, возмещении вреда, причиненному водному объекту, также закреплено в Постановлении Правительства РФ от 03.11.2016 № 1134. Доказательства взимания ответчиком штрафов за негативное воздействие суду не представлены. Ссылка на то, что сброс в систему канализации осуществляется из жилищного фонда, отклонена судом, поскольку в пользовании абонента находятся и иные объекты (административное знание, гаражи), не относящиеся к жилищному фонду.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина по удовлетворенным требованиям по делу в силу статьи 333.21 НК РФ составляет 6000 рублей, оплачена истцом платежным поручением от 14.03.2017 № 376.

При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу (Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Поскольку исковые требования удовлетворены, то расходы по оплате госпошлины  в размере 6000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

требования удовлетворить частично. Урегулировать разногласия между государственным профессиональным образовательным автономным учреждением Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1022800532171, ИНН 2801020450) и акционерным обществом «Амурские коммунальные системы» (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892) в отношении заключаемого государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения № 122 следующим образом:

- пункт 14 "г" изложить в следующей редакции: "установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в настоящем контракте, в случае, если установка таких приборов предусмотрена Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;";

- пункт 14 "е" изложить в следующей редакции: "производить оплату по настоящему контракту в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод. Если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект или причинение вреда водному объекту, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды;";

- пункт 14 "ф" исключить;

- пункт 37 изложить в следующей редакции: "К декларации прилагается заверенная заказчиком схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев. При наличии нескольких выпусков в централизованную систему водоотведения в декларации указываются состав и свойства сточных вод по каждому из таких выпусков. Значения фактических концентраций и фактических свойств сточных вод в составе декларации определяются заказчиком путем оценки результатов анализов состава и свойств проб сточных вод по каждому канализационному выпуску заказчика, выполненных по поручению заказчика лабораторией, аккредитованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";

- пункт 38 "в" изложить в следующей редакции: "не подлежат указанию нулевые значения фактических концентраций или фактических свойств сточных вод.";

- пункт 40 "а" изложить в следующей редакции: "выявление организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод превышения заказчиком нормативов допустимых сбросов заказчиков или требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения по веществам (показателям), не указанным абонентами в декларации;";

- пункт 49 изложить в следующей редакции: "отведение поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.".

В удовлетворении требований о включении пунктов 12 "у" и 12 "ф" отказать.

Взыскать с акционерного общества «Амурские коммунальные системы» (ОГРН 1032800063020, ИНН 2801091892) в пользу государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1022800532171, ИНН 2801020450) 6000 рублей расходов по оплате госпошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья И.А. Москаленко