ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-2505/10 от 22.06.2010 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Благовещенск

Дело №

А04-2505/2010

22 июня 2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 22 июня 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи М.А. Басос

при участии помощника судьи А.С. Гавага

рассмотрев в судебном заседании заявление Прокурора Константиновского района

к

Обществу с ограниченной ответственностью «Автотранс»

о привлечении к административной ответственности

3-и лица: -

протокол вел: помощник судьи А.С. Гавага

при участии в заседании: от заявителя – Чуй-то-фа Г.Н., доверенность от 22.06.2010, служебное удостоверение; от ответчика – представитель не явился, извещен.

установил:

Прокурор Константиновского района (далее – Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Автотранс» (далее – ООО «Автотранс», общество, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что обществом при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации нарушены лицензионные требования и условия, о чем 26.05.2010 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, пояснил, что в ходе проведенной прокуратурой Константиновского района 26.05.2010 проверки исполнения законодательства о лицензировании установлено использование ООО «Автотранс» для перевозки пассажиров в междугородном сообщении автобусов, сидения которых не оборудованы ремнями безопасности.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Как следует из уведомления, представленного заявителем к судебному заседанию, ответчик согласен с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено.

В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 205 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью «Автотранс» зарегистрировано Межрайонной ИМНС России № 8 по Амурской области в Едином государственном реестре юридических лиц 29.12.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032800297661, ИНН <***>.

ООО «Автотранс» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании лицензии АСС 28 009991 от 22.07.2004. Срок действия лицензии – до 22.07.2014.

На основании указания Генеральной прокуратуры РФ от 19.03.2010 № 7/5-102-2009 «О мерах по обеспечению законности при оборудовании автобусов, используемых для перевозки пассажиров в междугороднем сообщению ремнями безопасности» прокуратурой Константиновского района совместно с Отделом ГИБДД ОВД Константиновского района проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании, в ходе которой установлено несоблюдение ООО «Автотранс» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, а именно: в используемых обществом в течение 2010 года для перевозки пассажиров в междугородном сообщении автобусах: ПАЗ 3205, государственный регистрационный номер АС 678; ПАЗ 3205, государственный регистрационный номер АС 684; ПАЗ 3205, государственный регистрационный номер АС 976; ПАЗ-Газель 322132, государственный регистрационный номер АС 688; ПАЗ 3205, государственный регистрационный номер АС 685; ПАЗ 3205, государственный регистрационный номер АС 700, - сидения не оборудованы ремнями безопасности.

Допущенные нарушения зафиксированы в акте проверки соблюдения требований лицензионного законодательства от 26.05.2010 и в акте проверки транспортных средств в ООО «Автотранс» от 26.05.2010 № 2.

По факту выявленных нарушений прокурором Константиновского района в присутствии генерального директора ООО «Автотранс» ФИО1 26.05.2010 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, действиям общества дана правовая оценка по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В данном 26.05.2010 прокурору объяснении Обозный Ф.А. указал, что в настоящее время на предприятии работает 9 водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров. Общество обеспечивает перевозки пассажиров на внутренних и междугородных маршрутах с использованием автобусов типа «ПАЗ» и «Газель», оборудованных для перевозки пассажиров в количестве более 8 человек. В ходе проверки выявлен факт использования обществом в течение 2010 года для перевозок пассажиров в междугородном сообщении автобусов, сидения которых не оборудованы ремнями безопасности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя, суд считает заявленные требования Прокурора Константиновского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с предписаниями статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Требование соблюдения лицензионных условий не влечет ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку государством посредством законов и иных нормативных правовых актов устанавливаются требования к лицензиату выполнять определенные условия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения и пассажиров.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б» пункта 4).

В соответствии со статьей 16 Закона о безопасности дорожного движения техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Пунктом 6.1.1 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28, предусмотрено, что техническое состояние, оборудование и укомплектованность автотранспортных средств всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

Согласно пункту 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Как следует из пунктов 4.2, 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организации и водители-предприниматели обязаны, в том числе, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности.

Согласно пункту 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуа­тации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорож­ного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 № 87) (далее – Основные положения) в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Пункт 11 Основных положений запрещает эксплуатацию автомобилей, автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Так, в соответствии с пунктом 7.9 Перечня, запрещается эксплуатация транспортных средств в случаях, если отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Нарушение ООО «Автотранс» приведенных нормативных актов при осуществлении лицензируемого вида деятельности зафиксировано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2010, подтверждается актом проверки соблюдения требований лицензионного законодательства от 26.05.2010; актом проверки транспортных средств в ООО «Автотранс» от 26.05.2010 № 2; объяснением генерального директора общества ФИО1 от 26.05.2010; объяснением старшего государственного инспектора Отдела ГИБДД ОВД Константиновского района ФИО2 от 26.05.2010; объяснением начальника ГИБДД ОВД Константиновского района ФИО3 от 26.05.2010; договором на обслуживание регулярного межмуниципального автобусного маршрута общего пользования № 515 «г.Благовещенск-с.Золотоножка» межмуниципальной маршрутной сети Амурской области от 17.08.2009; договором на обслуживание регулярного межмуниципального автобусного маршрута общего пользования № 518 «г.Благовещенск-с.Константиновка» межмуниципальной маршрутной сети Амурской области от 17.08.2009; расписаниями движения автобуса по межмуниципальным автобусным маршрутам № 518 «г.Благовещенск-с.Константиновка», № 515 «г.Благовещенск-с.Золотоножка»; уставом общества; договорами аренды движимого имущества от 29.05.2009 № 47, от 01.06.2009 № 75; приказом ООО «Автотранс» от 09.10.2009 № 45 о применении тарифов на перевозку пассажиров и багажа; приказами ООО «Автотранс» о допуске водителей к самостоятельной работе, закреплении за ними автобусов; путевыми листами за период с 02.04.2010 по 19.05.2010; актом проверки юридического лица от 07.05.2010; иными доказательствами, и не оспаривается ответчиком.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автобусами по территории Российской Федерации, следовательно, в его действиях имеются признаки субъективной стороны правонарушения.

Анализ исследованных судом доказательств с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации свидетельствует об обоснованности требований заявителя о привлечении к административной ответственности ООО «Автотранс».

Выявленные нарушения являются нарушением лицензионных требований и условий, данные деяния необходимо квалифицировать по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Срок для привлечения к административной ответственности не истек. Процедура соблюдена. Полномочия административного органа на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении судом проверены.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оценив характер совершенного правонарушения, принимая во внимание наличие смягчающего ответственность предприятия обстоятельства – признание им вины в содеянном, суд считает возможным назначить ответчику наказание в виде минимального размера санкции, установленной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Автотранс» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, применить штраф в размере 30 000 рублей.

Государственная пошлина по данной категории дел не взыскивается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Автотранс», зарегистрированное Межрайонной ИМНС России № 6 по Амурской области в Едином государственном реестре юридических лиц 29.12.2003 за основным государственным регистрационным номером 1032800297661, ИНН <***>, с местом нахождения по адресу: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области, ИНН <***>, КПП 280101001, УФК по Амурской области (прокуратура Амурской области) БИК 041012001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 10401000000.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, и (или) в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа через Арбитражный суд Амурской области.

Судья М.А. Басос