ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-254/14 от 18.02.2014 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: info@amuras.arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-254/2014

20 февраля 2014 года

изготовление решения в полном объеме

18 февраля 2014 года

резолютивная часть

Арбитражный суд в составе судьи И.А. Москаленко,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к

Управлению Федеральной миграционной службы России по Амурской области (ОРГН 1052800105930, ИНН <***>)

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности

протокол вела секретарь судебного заседания Е.Н. Личагина;

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.01.2014 №9/35;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Азимут» (далее по тексту – заявитель, ООО «Азимут») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Амурской области (далее – ответчик, УФМС России) от 17.01.2014 № 0050 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Требования обоснованы отсутствием вины общества в совершении вмененного правонарушения, производство по делу следовало прекратить в связи с отсутствием события и состава правонарушения, субъект правонарушения определен не верно, не представлены доказательства направления заведомо ложных сведений.

Определением от 22.01.2014 назначено предварительное судебное заседание. Суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) завершил предварительное заседание и перешел в стадию судебного разбирательства.

Представитель заявителя в заседании на требованиях настаивал по основаниям, отраженным в заявлении. Считает, что общество заведомо ложные сведения не могло представить, поскольку при оформлении приглашения иной вид деятельности иностранным гражданином не указывался. Обязанность принимающей стороны опроса о цели пребывания иностранного гражданина действующим законодательством не предусмотрена. Просил отменить оспариваемое постановление. Возражал против ходатайства о привлечении прокуратуры, поскольку основания и необходимость отсутствует.

Представитель ответчика в заседании требования не признал по доводам, отраженным в отзыве. Счел оспариваемое постановление законным, доводы заявителя необоснованными. Представил материалы административного дела. Просил в удовлетворении требований отказать. Пояснил, что принимающая сторона представила заведомо ложные сведения о цели пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Гражданин КНР Хао Чжицзюнь с момента въезда на территорию РФ работал водителем. Должный контроль над приглашенным лицом общество не осуществляло, род деятельности, и соответствие цели въезда не отслеживало, необходимых мер не предпринимало. Представитель общества в объяснении указал о том, что информацией о месте пребывания иностранного гражданина не владеет. Ходатайствовал о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратуру г. Благовещенска, возбудившего административное производство в отношении общества. На вопрос суда необходимость привлечения не пояснил.

В удовлетворении ходатайства ответчика судом отказано, поскольку материалы дела содержат достаточное количество доказательств для рассмотрения дела по существу, необходимость привлечения отсутствует и заявителем не указана.

Выслушав представителей заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Азимут» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

По поручению прокуратуры от 21.11.2013 проведена проверка по вопросу соблюдения миграционного законодательства приглашающими сторонами, в том числе ООО «Азимут», его деятельности по организации незаконного пребывания на территории РФ и неисполнения обязательств, указанных в гарантийных письмах, предоставляемых при обращении с ходатайствами в органы миграционной службы области.

В ходе прокурорской проверки установлено, что 01.02.2013 ООО «Азимут» обратилось в УФМС России с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию гражданина КНР Хао Чжицзюнь в коммерческих целях на срок 365 дней, в период с 10.03.2013 по 10.03.2014. 04.04.2013 Хао Чжицзюнь прибыл на территорию г. Благовещенска по многократной визе ООО «Азимут», цель въезда - коммерческая.

18.07.2013 в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан в кафе китайской кухни «Сунгари», расположенного по адресу: <...>, сотрудниками отдела иммиграционного контроля УФМС России выявлен гр-н КНР Хао Чжицзюнь (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), который на момент проверки осуществлял трудовую деятельность, работал в качестве водителя не имея разрешение на работу. В отношении Хао Чжицзюнь 18.07.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 1245 по ст. 18.10 КоАП РФ. Постановлением от 18.07.2013 № 1245 гражданин Китая Хао Чжицзюнь признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Из объяснения гр-на КНР Хао Чжицзюнь от 18.07.2013 следует, что он действительно работает 3 месяца водителем в кафе «Сунгари» без разрешения на работу, приехал в РФ с целью работы. Начальник китаец по имени Цзинь Инчже платит зарплату по 3000 юаней в месяц. Имеет коммерческую визу.

В адрес ООО «Азимут» прокуратурой 29.11.2013 направлено требование № 1-24 о предоставлении пояснений и документов, явке представителя 18.12.2013 для участия при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

По требованию коммерческим директором ООО «Азимут» ФИО3 (по доверенности от 16.08.2012) в пояснении указано, что разрешение на привлечение и использование иностранных работников на граждан указанных не получалось, т.к. цель поездки у них деловая коммерческая. Информацию о дате прибытия на территорию РФ иностранных граждан, указанных в прилагаемом к настоящему требованию списке и сведения о месте пребывания данных иностранных граждан предоставить не можем, т.к. этой информацией, а также контроль за пребыванием иностранных граждан осуществляет УФМС. В соответствии с регламентом по оформлению и выдаче приглашений при обращении в УФМС прилагается гарантийное письмо о предоставлении материального, медицинского, и жилищного обеспечения, гарантирующее в случае обращения иностранного гражданина к приглашающей стороне обеспечение перечисленных обязательств. Намерения прибыть в РФ в коммерческих целях выражались устно.

Из объяснения директора ООО «Азимут» от 18.12.2013 следует, что заявленная в ходатайстве от 01.02.2013 цель въезда иностранного гражданина в РФ Хао Чжицзюнь в коммерческих целях указана с документов, поданных с китайской стороны. При регистрации иностранного гражданина в органах миграционной службы, ООО «Азимут» разъяснялось о выезде в течение 90 дней с территории РФ и о невозможности осуществлять работу по найму при прибытии по данной визе.

В присутствии представителя по доверенности от 16.08.2012 ФИО3, постановлением прокурора от 18.12.2013 в отношении ООО «Азимут» возбуждено дело об административном правонарушении по части 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

Материалы дела направлены в УФМС России для рассмотрения по существу (вх. № 8029 от 25.12.2013).

Определением от 28.12.2013 рассмотрение дела об административном правонарушении (направлено по юридическому адресу, возвращено с отметкой почты за истечением срока хранения) назначено на 09.01.2014.

09.01.2014 представителем ООО «Азимут» ФИО1 (по доверенности от 23.12.2013) заявлено ходатайство от 09.01.2014 об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, определениями от 09.01.2014 ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела назначено на 17.01.2014 (получено ФИО1).

Постановлением от 17.01.2014 № 0050, вынесенным в присутствии представителя общества ФИО1, ООО «Азимут» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ООО «Азимут» обратилось в арбитражный суд.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.

Статьей 6 Федерального закона № 114-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 114-ФЗ и статьей 2 Федерального закона № 115-ФЗ документом, являющимся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случая, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству в том числе, юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения. Формы бланков указанных приглашений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица и должна содержать предусмотренные статьей 25.1 Федерального закона № 114-ФЗ сведения, в том числе цель поездки.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок (с правом осуществления преподавательской деятельности в случае, предусмотренном подпунктом 8.1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ), и на срок до тридцати суток иностранному гражданину, указанному в пункте 23 статьи 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ (статья 25.6 Федерального закона № 114-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; приглашающая сторона – в том числе, юридическое лицо, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ).

Пунктами 4, 4.2 статья 13 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе, являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

Юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 35 Федерального закона № 115-ФЗ).

За предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения по части 6 статьи 18.9 КоАП РФ, являются действия, выраженные в предоставлении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства (приглашающей стороной) заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства. Субъектом правонарушения является принимающая сторона.

Материалами административного дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что гражданин КНР Хао Чжицзюнь (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) прибыл в РФ на территорию г. Благовещенска 04.04.2013 по обыкновенной деловой визе по приглашению по ходатайству ООО «Азимут» от 01.02.2013, цель въезда коммерческая.

Из объяснения гр-на КНР Хао Чжицзюнь от 18.07.2013 следует, что он работал 3 месяца водителем в кафе «Сунгари» без разрешения на работу, приехал в РФ с целью работы.

Согласно ходатайству ООО «Азимут» о выдаче разрешения, гражданин КНР Хао Чжицзюнь является юристом ООО ТЭК «ЧАН ЧЭН», прибывает в РФ с целью – ведение бизнеса (поиск партнеров, установление сотрудничества). В гарантийном письме директором ООО «Азимут» указано, что общество гарантирует наличие денежных средств для проживания приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в РФ в размере не меньше минимума, установленного в Амурской области, а также денежных средств, необходимых для выезда из РФ, обеспечение иностранного гражданина страховым медицинским полисом, жилищное обеспечение иностранных граждан на период их пребывания в РФ. ООО «Азимут» несет ответственность за своевременный выезд иностранного гражданина по истечению срока указанного в визе, за выполнение приглашенным гражданином КНР Хао Чжицзюнь требований российского законодательства о порядке пребывания на территории РФ, в случае не выполнения обязательств, ООО «Азимут» берет на себя полную ответственность за нарушения, совершенные гражданином КНР Хао Чжицзюнь. ООО «Азимут» оформило приглашение для получения коммерческой визы гражданину КНР Хао Чжицзюнь.

ООО «Азимут» являющееся приглашающей стороной Хао Чжицзюнь, осуществляющего трудовую деятельность в качестве водителя в кафе «Сунгари» без разрешения на работу с момента приезда, является субъектом вменяемого правонарушения. В нарушение положений действующего миграционного законодательства приглашающей стороной ООО «Азимут» представлены ложные сведения о цели пребывания в РФ гр. КНР Хао Чжицзюнь.

Данные действия обоснованно квалифицированы административным органом в соответствии с ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ. Факт нарушения подтверждается материалами административного дела, протоколами, постановлением, сведениями миграционного учета, объяснениями и т.д.

Признан необоснованным довод заявителя о том, что вина ООО «Азимут» отсутствует. Выполнение работы (водитель) гр. КНР Хао Чжицзюнь в момент проведения проверки зафиксировано протоколом об административном правонарушении № 1245, постановлением от 18.07.2013 № 1245 и подтверждены объяснениями гр. КНР Хао Чжицзюнь, составленными с участием переводчика.

Таким образом, факт предоставления приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина является подтвержденным материалами дела. Доказательства того, что ООО «Азимут» предприняло какие либо меры для исключения работы иностранного гражданина, либо оформления разрешения на работу, в материалы дела не представлено.

Доказательства, представленные в материалы дела, в их совокупности подтверждают наличие вины ООО «Азимут» в совершении вменяемого оспариваемым постановлением правонарушения, в связи с чем, судом отклонены доводы заявителя об отсутствии вины привлекаемого лица и состава вмененного правонарушения.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Указанные доказательства в их совокупности подтверждают наличие вины ООО «Азимут» в совершении вменяемого оспариваемым постановлением правонарушения.

Противоречит представленным доказательствам вывод заявителя о процессуальных нарушениях, поскольку определением от 28.12.2013 назначено на 09.01.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении (направлено по юридическому адресу, возвращено с отметкой почты за истечением срока хранения). 09.01.2014 представителем ООО «Азимут» ФИО1 (по доверенности от 23.12.2013) заявлено ходатайство от 09.01.2014 на предмет подготовки к рассмотрению дела, в связи с чем, определениями от 09.01.2014 ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела назначено на 17.01.2014 (получено ФИО1). Постановлением от 17.01.2014 № 0050, вынесенным в присутствии представителя общества ФИО1, ООО «Азимут» привлечено к административной ответственности.

Поскольку ООО «Азимут», имея возможность для соблюдения названных норм действующего законодательства, допустило нарушения, выразившиеся в предоставлении приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в РФ указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, то в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 18.9 КоАП РФ.

При исследовании материалов дела судом не установлено процессуальных нарушений по делу об административном правонарушении, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, нарушений не установлено, полномочия административного органа на составление протокола и вынесение постановления по делу об административном правонарушении судом проверены. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые обстоятельства, установленные при рассмотрении административного дела, мотивированное решение по делу присутствует, наказание назначено в минимальном размере санкции части 6 статьи 18.9 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 211 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области (ОРГН 1052800105930, ИНН <***>) от 17.01.2014 № 0050 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Азимут» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 6 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу в течении десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), через Арбитражный суд Амурской области.

Судья И.А. Москаленко